Административная ответственность, уголовная ответственность, гражданско–правовая ответственность, ответственность военнослужащих за транспортные и смежные с ними правонарушения
Правонарушение может быть совершено по неосторожности или умышленно. Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления негативных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение (избежание) таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. К ответственности за правонарушения в области дорожного движения могут быть привлечены: - физическое лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения возраста 16 лет; - должностное лицо в связи с исполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей; - юридическое лицо. Законодательством Российской Федерации предусмотрены четыре вида ответственности за правонарушения в области дорожного движения: дисциплинарная, административная, гражданско-правовая (материальная), уголовная. Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты люди, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (военнослужащие; сотрудники органов внутренних дел; работники железнодорожного, речного, морского транспорта, гражданской авиации). Дисциплинарную ответственность они несут по своим уставам. Кроме того за правонарушения в области дорожного движения эти лица несут также административную ответственность на общих основаниях. Однако к таким лицам не применяется административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, не применяется также и штраф.
Административная ответственность наступает при наличии правонарушений в области дорожного движения, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), если эти нарушения не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Гражданско-правовая (материальная) ответственность определяется Гражданским кодексом Российской Федерации. В соответствии с этим Кодексом лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом под убытками понимается реальный ущерб и недополученные доходы. Уголовная ответственность отличается от административной строгостью мер государственного принуждения за тяжкие преступления и определяется Уголовным кодексом Российской Федерации. Место и роль ГИБДД в системе обеспечения безопасности дорожного движения. Правовой статус и основные направления деятельности ГИБДД. Нормативные документы, регламентирующие деятельность ГИБДД. Полномочия ГИБДД Обеспечение безопасного движения на автомобильных дорогих - общегосударственная задача и поэтому её решением занимается несколько министерств и ведомств, а также администрации ре-тонов России, деятельность которых координирует Минтранс РФ. Непосредственно движение на дороге и контроль за ним организует ГИБДД МВД, а техническое обеспечение безопасного движения и ходит в обязанности Федерального дорожного агентства Минтранса РФ и государственных дорожных органов регионов России. Методика обучения по подготовке водительского состава возложена на Минобразования и науки, а проверка знаний и выдача водительских удостоверений - на ГИБДД. На Минздраве - обязанность по оказанию скорой медицинской помощи пострадавшим в ДТП, их доставка в лечебные учреждения, а в чрезвычайных случаях - с привлечением сил МЧС.
Без детального правового регулирования сферы, в которой функционируют ТС - источники повышенной опасности, без четкой системы дозволений и запретов, а также контроля их выполнения невозможно осуществлять эффективные перевозки грузов и пассажиров. Поэтому одним из важнейших направлений деятельности федеральных и местных органов исполнительной власти признается «осуществление государственного контроля выполнения законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных актов в области обеспечения безопасности дорожного движения». Выполнение этой задачи возлагается в основном на специализированные органы, наделенные соответствующими надведомственными полномочиями, такие как Российская транспортная инспекция, Министерство транспорта РФ, Гостехнадзор, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, Госкомитет по стандартизации, метрологии и сертификации РФ, а также ГИБДД МВД РФ. Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. (в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 N 679) Многообразие и большая трудоемкость задач ГИБДД, установленных Положением о Государственной инспекции БДД МВД РФ, приводят к необходимости создания в ее составе функционально самостоятельных подразделений: автотехнической инспекции, регистрационно-экзаменационной работы, организации дорожного движения, дорожной инспекции, пропаганды, информационного обеспечения, дорожно-патрульной службы и др. Важнейшие службы ГИБДД имеют следующие основные задачи: ГИБДД выполняет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. ГИБДД обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Решения, требования и указания должностных лиц Государственной инспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан. Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность ГИБДД, являются: 1. Конституция Российской Федерации. 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002. 3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. 2001. 4. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. №1026-1 «О милиции». 5. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». 6. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 2003. 7. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», 2006. 8. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ. 9. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» 1993. 10. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. №4528-1 «О беженцах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993. 11. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ «О судебных приставах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997,
12. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». 13. Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» 14. Федеральный закон, от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». 15. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. №1б0-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», 1999. 16. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации» 17. Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. №711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения. 16. Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. №711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения». 17. Указ Президента Российской Федерации от 22 сентября 2006 г. №1042 «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006. 18. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2007 г. №548 «Об утверждении требований к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан», 2007, 19. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2006 г. №737 «О специальных световых и звуковых сигналах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006. 20. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. №1090 «О правилах дорожного движения». 1993. 21. Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1998 г. №1175 «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности», Приказ Минобороны России от 31 декабря 1999 г. №628 «Об утверждении перечней техники, гужевого и вьючного транспорта, предоставляемых организациями и гражданами войскам, воинским формированиям и органам, и Инструкции по учету в Вооруженных Силах Российской Федерации техники, гужевого и вьючного транспорта организаций и граждан, имущества организаций и ремонтных организаций». 22. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. №475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством», 2008.
23. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. №759 «Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации» 2003. 24. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». 25. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2002 г. №900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции». 26. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2005 г. №444 «О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию». 27. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 2008 г. №676 «Об утверждении форм акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения» 33. Венская Конвенция о консульских сношениях (Сборник международных договоров СССР, 1991, выпуск XIV, с. 124). 34. Постановление Госкомстата России от 21 января 2003 г. №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств». 35. Приказ МВД России от 7 декабря 2000 г. №1240 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору». 36. Приказ МВД России от 19 февраля 2007 г. №167 «О порядке выдачи разрешений на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов». 37. Приказ МВД России от 19 февраля 2007 г. №167 «О порядке выдачи разрешений на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов». 38. Положение «О Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» от 15 июня 1998 г. 39. Образцы бланков водительских удостоверений утверждены Приказами МВД России от 19 февраля 1999 г. ГИБДД осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, с военной автомобильной инспекцией, юридическими лицами и иными организациями, со средствами массовой информации, а также сотрудничает в установленном порядке с правоохранительными органами иностранных государств. ГИБДД выполняет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. ГИБДД обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства. Решения, требования и указания должностных лиц Государственной инспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан. Контрольные вопросы: 1. Сформулируйте понятие «организация дорожного движения». 2. Какие основные укрупненные составляющие можно выделить в деятельности по организации дорожного движения. 3. Назовите некоторые пути совершенствования организации и безопасности движения. 4. Какие функции выполняет ГИБДД? 5. Какова структура ГИБДД? 6. Какие обязанности возлагаются на службу ГИБДД? 7. Какими правами наделена служба ГИБДД? 8. Какими нормативными документами регламентируется деятельность ГИБДД?
Тема 2 Организационное построение ГИБДД Цель – ознакомление со структурой построения ГИБДД. 1. Структура ГИБДД. Главное управление ГИБДД России. ГИБДД республик, краев, областей, автономных образований, районов, городов и районов в городах. 2. Подразделения ГИБДД. Цели и задачи структурных подразделений ГИБДД. Службы ГИБДД.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|