Международное сотрудничество государств в борьбе с терроризмом
В настоящее время общепризнанно, что эффективная борьба с терроризмом возможна только совместными усилиями всех членов мирового сообщества. Это обуславливается, прежде всего, особенностями терроризма, который носит в настоящее время транснациональный характер. В современном международном праве уже существует целый ряд международный конвенций универсального и регионального характера, которые на основе четко очерченных критериев в качестве предмета своего регулирования устанавливают осуществление взаимного сотрудничества государств по борьбе с международным терроризмом. К ним можно отнести: Женевскую Конвенцию по противодействию терроризма, 1937 г.; Вашингтонскую Конвенцию о предотвращении и наказании актов терроризма, 1971 г; Европейскую Конвенции о пресечении терроризма, 1977 г. Следует ответить, что у мирового сообщества уже имеется определённый опыт совместной борьбы с терроризмом, а именно:
· начиная с 70-х годов ХХ столетия, на каждой сессии Комитета ООН по предупреждению преступности и борьбы с ней в той или иной степени интерпретации ставился вопрос о терроризме вообще и о международном терроризме в частности (например, на V и VI сессиях, состоявшихся в 1980 и 1982 гг.); на XI сессии комитета в 1990 году было одобрено решение 11/III «Террористическая преступная деятельность», показывающее отношение экспертов в области борьбы с общеуголовной преступностью к проблеме международного терроризма); · начиная с 1970-х годов, ООН приняла свыше десятка антитеррористических документов; · созданы и действуют международные структуры, функциями которых полностью или частично является противодействие терроризму (к примеру, Международная организация уголовной полиции (ИНТЕРПОЛ), Европейское полицейское ведомство (ЕВРОПОЛ), Антитеррористический центр СНГ (АТЦ СНГ) и др.);
· на 13-ой сессии Совета министров внутренних дел Лиги арабских государств был принят проект «Кодекса поведения» в борьбе с терроризмом. Он запрещает предоставлять национальную территорию для планирования и проведения террористических акций, оказывать финансовую материальную и иную помощь террористическим организациям. Россия подписала межправительственные меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве в области гражданской авиации, в которых предусматриваются формы двустороннего оперативного взаимодействия в кризисных ситуациях, создаваемых акциями террористов на гражданских авиалиниях. Развивается плодотворное сотрудничество в вопросах борьбы в терроризмом с США, Великобританией, Турцией, Францией, Германией. Особого внимания заслуживает сотрудничество России в области борьбы с терроризмом со странами-участниками Содружества Независимых государств. Государства Содружества, в частности Россия, Таджикистан, Кыргызстан, совместно с другими государствами СНГ предприняли конкретные меры по координации усилий в борьбе с международным терроризмом на территории бывшего СССР. Результатом этого стало решение Совета глав государств СНГ от 21 июня 2000 г. О создании Антитеррористического центра государств – участников Содружества Независимых Государств (АТЦ СНГ). В августе 2001 года в Киргизской республике создана Оперативная группа АТЦ СНГ по Центрально-азиатскому региону, которая осуществляет мониторинг оперативной обстановки в сфере противодействия международному терроризму на южных рубежах Содружества и работает в тесном контакте с компетентными органами по борьбе с терроризмом Казахстана, Киргизской Республике, России и Таджикистана.
Однако, практика показывает, что разрозненные действия отдельных стран не достаточны для эффективного противостояния терроризму. Борьба с терроризмом требует участия всех стран мирового сообщества, тем более в условиях глобализации мировых процессов, и приводит к необходимости разработки комплексных международных подходов и единых методик противостояния различным террористическим проявлениям. Систематизируя имеющуюся практику координации усилий мирового сообщества в вопросах противодействия актам террора, следует отметить, что в её основе лежит ряд универсальных международных конвенций. В их числе: · Конвенция о борьбе с захватом заложников (1979 г.) · Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997 г.) · Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999 г.) и др. Особое значение имеет принятие в 2005 г. Международной конвенции борьбы с воздушным терроризмом. Конвенция ликвидирует существенные пробел в сфере международно-правового регулирования борьбы с ядерным терроризмом путём создания условий для эффективного уголовного преследования лиц, виновных в использовании ядерных материалов в террористических целях. В условиях, когда ядерные материалы и технологии всё шире распространяются по миру, принятие Конвенции является важным шагом по предупреждению доступа к ним террористов. Правовые положения Конвенции призваны не допустить попадания ядерных материалов к террористам, как с мирных, так и с военных ядерных объектов. Основной позицией Конвенции является признание в качестве уголовных преступлений трёх ключевых составов: публичное подстрекательство к совершению террористического преступления, вербовка террористов и их подготовка. Согласно ст.2 Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма, любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и умышленно: а) владеет радиоактивным материалом либо изготавливает устройство, либо владеет им с намерением причинить смерть или серьёзное увечье или с намерением нанести существенный ущерб собственности или окружающей среде; б) использует радиоактивный материал или устройство любым образом либо использует или повреждает ядерный объект таким образом, что происходит высвобождение или создаётся опасность высвобождения радиоактивного материала с намерением: причинить смерть или серьёзное увечье; нанести существенный ущерб собственности или окружающей среде; вынудить физическое или юридическое лицо, международную организацию или государство совершить какое-либо действие или воздержаться от него.
В настоящее время основным направлением нормативного обеспечения борьбы с международным терроризмом является конкретизация норм, а также развитие национальных законодательств в этой области. В последнее время МИД России проделал большую работу в области межгосударственного сотрудничества по борьбе с терроризмом. Установлены рабочие контакты с соответствующими региональными структурами ряда западных государств, включая НАТО. Регулярно принимаются решения «восьмёркой» наиболее промышленно развитых стран по вопросам противодействия терроризму. Особого понимания заслуживает развитие сотрудничества России в борьбе с терроризмом на двухстороннем уровне, в частности с США и Великобританией. Развиваются тесные связи по вопросам борьбы с терроризмом с Францией, ФРГ, Италией, Турцией, Португалией и некоторыми другими странами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|