Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Командообразование. Что такое Командообразование?. Как разговаривать с детьми?




Командообразование

Что такое Командообразование?

Смысл командообразования - процесс создания и поддержки команды.

Командообразование - специализированные программы. Главное отличие - динамичность и направленность на достижение цели усилиями команды.

Элементы, которые присутствуют на протяжении всей программы, развивают поведенческую гибкость, умение быстро и адекватно реагировать на нетиповые ситуации, а также целый ряд коммуникативных навыков для работы в команде. Программы повышают общий жизненный тонус и настроение.

Формат программ позволяет повысить лояльность подростков, транслировать корпоративную культуру лагеря или ее изменение, проверить команду на " прочность", создать единое информационное и эмоциональное пространство, которое создает баланс между командным духом и индивидуальностью каждого ребенка.

Игровые упражнения и задания позволяют развить:

§ доверие (к лидеру, к друг другу),

§ навыки согласованных действий друг с другом,

§ умение делегировать полномочия,

§ умение анализировать и оценивать ситуацию, принимать решение исходя из сложившихся обстоятельств,

§ умение совместно решать задачи в рамках ограниченного времени и средств.


Командообразование (тимбилдинг)

Эти игры и тренинги помогут вам в формировании команды.

Тренинги и представленные идеи предназначаются, только как отдельные техники по начальной помощи в формировании команды, и не являются некоей законченной методикой. Для формирования команды можно использовать как типовые техники, так и свои. Вы определенно выиграете от того, что Вы включаете тренинги по командообразованию в программу вашего лагеря.

Игры, котрые надо провести с отрядом чтобы сформировать из них слаженную команду:

1. Сначало их надо перезнакомить для этого исупользуются игры на знакомство

2. Для упешной и продуктивной дальнейшей работы детей надо раскрепостить и используются для этого игры на снятие барьеров, например

§ психосексуальные

§ тактильные

§ разновозрастные (очень актуальны для лагерей актива, т. к. в лагерях актива чаще всего встречаются отряды с детьми с большой разницей в возрасте)

§...

3. Не плохо было бы провести в начале еще и игры на создание дружественной, теплой обстановки! Эти игры так же пригодятся еще, чтобы успокоить детей перед свечкой, перед сном или же наоборот растрясти после подъема!

4. И только после предыдущих трех игр можно переходить к играм на взаимодействие и сплочение => к играм на формирование команды и командного духа.

Формы работы:

§ Игры

§ Дискуссия

§ Упражнение

§ Дело или проект.

§ и т. д...


Технология проведения игр:

1. Техника безопасности

2. Возраст, детей, принимающих участие в игре

3. Место проведение игры (транспорт, пляж, открытая местность, большое или маленькое помещение и рассчитывать какая игра больше подойдет)

4. Состояние команды (если устали, то лучше не проводить сильно подвижных игр)

5. Четкий инструктаж

6. Подготовка реквизита

7. Отслеживание потенциала группы

8. Анализ. рефлексия, обратная связь.

Если ребенок рвется сам провести интересную игру, которая 100% подойдет к этому моменту, и он очень любит её проводить и вообще тогда не надо ему мешать это делать. Надо предоставить ему шанс провести игру, следить за тем, чтобы он точно рассказал все инструкции, если что-то недорассказал, надо ему подсказать, но ни в коем случае не говорить: ты ничего не знаешь и вообще я сама проведу!


Формирование группы и диагностика её развития.

Отряд – формальная группа (т. е. его формируют изначально посторонние люди)

Задачи и цели – сформировать команду для работы (рабочую группу)

Структура группы

§ понятие ролей, статуса

§ размер и состав группы

§ нормы и правила

Динамическое развитие – 5 стадий развития:

§ 1- знакомства => 2 -разочарование => 3-сплоченности => 4-активной работы => 5-завершения

Условия развития: возможности членов группы-> эмоции-> познавательная деятельность-> деятельность.

Лидерство

Лидер – тот человек, которого группа наделяет ответственностью за принятие решение. И который на себя эту ответственность принимает.

Аутсайдер, как правило, есть в каждой группе.

Задача вожатого выводить аутсайдера из аутсайдеров, путем взаимодействия его с лидером! Но при выходе на хорошие позиции аутсайдера в любом случае появится новый аутсайдер вплоть до того, что аутсайдером станет прежний лидер. Но оставлять ситуации на своем месте нельзя, т. к. ребенок всю смену пробыв аутсайдером, может очень сильно замкнуться в себе и уже тяжело будет ему помочь!

 

 

Как разговаривать с детьми?

На первый взгляд такой вопрос кажется смешным. На самом деле разговаривать с детьми тоже надо уметь.

1. С детьми не надо сюсюкаться, особенно со старшими и называть их не «дети», а «ребята».

2. Вожатый должен проявлять не поддельный интерес к рассказам ребят и при таком общении спускаться до уровня детей, то есть рассказывать и смеяться над их анекдотами, обсуждать, что же произошло с героем популярного мультфильма в последней серии и т. д.

3. Вожатый должен учить детей, делиться своим жизненным опытом, рассказывать истории, произошедшие с ним и его знакомыми и делать поучительные выводы.

4. Когда речь идёт о деле, вожатый должен приподниматься над уровнем детей и говорить уверенным голосом.

5. Дети во всём должны брать с вожатого пример. А свои негативные стороны вожатый должен умело скрывать.

6. Мальчишкам старших отрядов, как правило, нравится, когда их называют «мужиками», а девчонкам нравится, когда им делают комплименты и обращаются с ними нежно, называя их «красавицами» и т. п.

7. На детей нельзя кричать! В противном случае они будут понимать только крик. Детям можно всё доходчиво объяснить спокойным голосом.

8. Если Вы хотите, например, пригрозить детям наказанием за то, что они шалят и не спят после отбоя, то говорить с ними надо очень строгим голосом и главное - в данном случае, какими бы весёлыми не были их шалости, не засмеяться самому. Иначе детей уже точно будет не успокоить долгое время.

9. Отношения между детьми и вожатым должны строиться на взаимном доверии и уважении, необходимо дать детям чётко понять, что вожатый не дружок, с которым можно общаться, как вздумается, но и не жестокий надзиратель, которого нужно бояться. Вожатый - это старший товарищ, к которому можно придти за советом или помощью и обязательно её от него получить.


У начинающего вожатого всегда встает вопрос о том, как правильно выстроить дистанцию между детьми, сохранив при этом теплые и доверительные отношения. Это как будто сидеть на двух стульях одновременно. Профессионализм в работе вожатого как раз и заключается в том, чтобы найти этот баланс. Для молодого человека найти этот баланс тем сложнее, что еще не так много жизненного опыта, но если задаться целью, то все возможно.

Для начала несколько типичных ошибок-крайностей начинающих вожатых:

1. Вожатый-добряк. Вожатый, который втереться в доверие детям, стирая все границы и убирая любые барьеры для общения. Такие вожатые зачастую становятся самыми популярными вожатыми в лагере после директора лагеря. Так как они чувствуют, что намного ближе к детям, чем другие вожатые и становятся местным авторитетом еще и за счет небольшой разницы в возрасте. Но такой вожатый теряет возможность отвечать за жизнь и здоровье таких детей, он становится с ними на одну ступень. Если такой вожатый захочет застроить разбушевавшийся отряд, то у него это не получится. Дети лишь разочаруются в нем и выкинуть из своего круга. Поэтому в скором времени такой вожатый окажется в плену своей же доброты. И, как правило, к середине смены ребята найдут себе нового авторитета, а про вожатого просто забудут.

2. Вожатый-злодей. Многие начинающие вожатые так теряются, что начинают строить немыслимые барьеры между собой и детьми. В конце концов, все превращается лишь в дрессировку, где вожатый дрессировщик, который постоянно в плохом настроении и кричит, а дети из страха ему подчиняются.

Очень часто два этих типа встречаются на одном отряде, и тогда начинается игра в плохого и хорошего полицейского. Отряд с такими вожатыми просто потерян для лагерной жизни. Они будут всю смену разбираться в своих отношениях и наводить мосты.


Далее рассмотрим золотую середину между двумя этими типа вожатых. И так начнем. Вожатый должен обладать следующими качествами:

1. Открытость. Как только Вы увидите детей не хмурьтесь и не стройте взрослого дядю или тетю, а то дети Вам поверят. Покажите детям, что с каждым из них Вы готовы познакомиться и найти общий язык. Пусть Ваш голос звучит спокойно и четко, не заигрывайте с ними, чтобы не скатится к «добряку». Покажите детям, что Вы готовы к нормальному человеческому конструктивному диалогу. Именно к диалогу, а не к отношениям, где Вы говорите, а они делают. Главное здесь, проявить уважение к ребенку.

2. Внимательность. Здесь главное быть внимательным к каждому проявлению ребенка. Они могут не сказать, что им не нравится в лагере. Но вожатый должен это почувствовать и, по-возможности, решить проблему ребенка. Главное быть чутким к потребностям детей. Именно к потребностям, а не к капризам.

3. Искренность. Важно быть искренним с детьми, тем более современными. Современные дети отличаются повышенной чувствительностью и быстро распознают, когда вожатый неискренен. Если Вам что-то не нравится в ваших взаимоотношениях с ребенком, нужно говорить это прямо. Мы все разные люди и должны находить разумный компромисс. Если Вы четко объясните свою позицию ребенку, то он воспылает к Вам уважением.

4. Требовательность. Будьте требовательными. Но формируйте свои требования ясно, четко и лаконично, чтобы ребенок не потерялся в ваших правилах. Будьте гибкими, если ребенок предлагает достойную альтернативу Вашему требованию и объясняет ее, то будьте готовы принять ее. Нам тоже есть чему у них поучиться, и тем более нет идеальных правил. Не бойтесь предъявлять свои требования, если они пойдут на пользу детям и отряду в целом, в конце концов дети примут их и будут Вам благодарны, что Вы помогаете им жить вместе.

5. Справедливость. Оценивайте все ваши решения и требования с точки зрения справедливости. Не упражняйтесь в дисциплинарных наказаниях. Будьте мудрыми и справедливыми для ваших детей.

6. Гибкость. Помните, что у каждого ребенка есть свое мнение, которое мы должны уважать. Не следуйте только четко прописанным правилам, будьте готовы менять свое поведение, для того чтобы найти с ребенком больший контакт.

7. Креативность. Если ты выбрал работу вожатого, ты должен быть готов удивлять детей нестандартным мышлением. Креативным подходом в решение проблем и в простых взаимоотношениях. Перестаньте думать только логично и больше доверяйте интуиции и голосу сердца. Будьте позитивно настроены и не ходите к детям в плохом настроение. Вы должны быть постоянно бьющим фонтаном, который заполняет бездонные колодцы ребяческих душ.

8. Терпимость. Будьте терпеливы к детям, они много не знают и многое хотят узнать и зачастую пытливые умы могут выводить Вас из равновесия. Помните, чем больше Вы поможете детям используя свое терпение и сдержанность, тем больше у Вас шансов на успех. Не бойтесь тратить время на отдельного взятого ребенка в отряде. Это поможет Вам заслужить авторитет у всех детей.

9. Уверенность и решимость. Вожатый является гарантом защиты детей. Вы как щит для всего отряда. Если дети видят в Вас опору и внутреннюю силу, то они будут доверять вам больше. И будут гордится Вами, как своим вожатым и защитником.


4 совета, которые могут уберечь Вас от многих проблем, и построить замечательные отношения со своими подопечными.

§ Никогда не кричите на детей. Понимаю, что это очень сложно сделать. Даже когда Вы чем-то очень недовольны, решайте все спорные вопросы спокойным голосом. Самое главное - не повышать голос в орг. период. Если ребенок услышит Ваш повышенный тон, то сделает вывод, что это Ваша нормальная манера говорить. В следующий раз, если вам понадобится навести тишину в отряде, придется ГАРКНУТЬ ЕЩЕ ГРОМЧЕ. Есть еще момент. Крики на детей, равно как и рукоприкладство говорят только об одном - о Вашей неуверенности. Раз Вы не можете решить проблему спокойно, то начинаете повышать голос. Хотите Вы или не хотите - а это так. Ну а если ситуация такая что поднять голос действительно надо, то поверьте - он (голос) прозвучит для детей как раскат грома! Но, повторяю, в орг. период этого делать ни в коем случае нельзя.

§ Не играйте ни в " доброго", ни в " злого" вожатого! Будьте собой! Будьте СПРАВЕДЛИВЫМ вожатым. Будьте ИНТЕРЕСНЫМ вожатым! Дети Вас полюбят и пойдут за Вами лишь в одном ЕДИНСТВЕННОМ случае: если Вы для них будете интересны. Если Вы сможете им открыть что-то новое, научить чему-то жутко необычному. Вот тогда когда Вы завоюете ТАКОЙ АВТОРИТЕТ, они будут управляемы, и на руках Вас носить будут до конца смены.

§ Никогда не обманывайте детей. Особенно старших. Они вас видят насквозь. И Ваши отношения с напарником тоже видят насквозь. Обманув однажды, Вы рискуете растерять все их доверие. А когда нет искренности в отношениях между Вожатым и отрядом... хуже не бывает.

§ В общении с детьми в большинстве случаев желательно вместо жесткого отказа использовать мягкий. Например. Вместо фразы " нет, потому что... " вожатым желательно говорить: " да, но при условии... " (Мы пойдём купаться на речку? Да, но при условии, что вода нагреется! и пр. ) Вроде бы избитая истина, но насколько легче становится договориться с окружающим миром " при условии" : ) И волки сыты, и овцы целы.


В лагере очень важная цель вожатого — помочь каждому ребёнку раскрыть себя, перебороть себя, стать более уверенным в своих силах.

Каждый человек, даже маленький ребёнок, достоин уважения, в том числе уважения собственного мнения.

Лагерь помогает в том, чтобы дети стали самостоятельнее, т. к. именно здесь, вдали от родительской опеки, они могу проявить свою индивидуальность. Для того, чтобы поддержать порывы ребёнка к самостоятельности, вожатый должен понимать 1-ый закон индивидуальности: Все дети разные. Нет одинаковых. Нельзя сравнивать детей, нельзя говорить кому-то в упрёк, что нужно быть как «Саша» и нельзя делать как «Даша».

Любой ребёнок обладает бесчисленным количеством отличительных признаков, создающих облик человека. Нельзя предполагать, что все признаки могут совпасть, даже если это близнецы.

Чем отличаются дети???

§ внешностью, мимикой;

§ способностями;

§ скоростью реакции;

§ живостью;

§ логическим мышлением;

§ психологическая разница;

§ сменой настроения;

§ умениями;

§ вкусами;

§ увлечениями и пристрастиями;

§ привычками;

§ ограничениями;

§ чувством прекрасного;

Нет таких, кто лучше или хуже, просто все разные.

Что необходимо учитывать вожатому???

§ поддерживать;

§ не критиковать;

§ выслушивать.

§ дать высказаться, не перебивая и не высмеивая.

§ развивать индивидуальные способности;

§ давать чувство свободы действий;

§ доверять,. дать почувствовать это доверие.

§ помочь переступить через свои ограничения, фобии, страхи, стеснения.

За время отдыха в лагере участие детей в мероприятиях помогает им развиваться. Обсуждение сценария, репетиции, выступления, где нужно перебороть страхи, боязнь публики, итоги выступления, всё это развивает внутренний мир ребёнка и помогает стать уверенной личностью.

Ребёнок будет тянуться туда, где его любят, где он может быть самим собой, где его понимают и поддерживают.

Чтобы не подавлять индивидуальность, вожатому никогда НЕЛЬЗЯ:

§ унижать ребёнка, зло подшучивать

§ сравнивать ребёнка с другими детьми: «Посмотри какой ты грязный по сравнению с Настей»

§ указывать ребёнку на негативные стороны его характера

§ касаться физических недостатков ребёнка: «Какой ты неуклюжий! »

§ выражаться непонятными словами: «Дисциплина, брат, это тебе не фунт изюма. Аванта-тутти! »

§ категорически отбрасывать аргументы ребёнка: «Что ты понимаешь, слушай, что я тебе говорю».

§ делать широкие обобщения о чести, совести, обязанностях ребёнка на основе его отдельных поступков

§ нельзя употреблять следующие выражения: «Ты позор всего отряда, лагеря», «Ты дурак, хлюпик, мямля, растяпа», «Я знаю, что ты всегда начинаешь первым», «Ты молчи и слушай меня», «Таких глупых я никогда не видел» …..

Чтобы ребёнок чувствовал свою индивидуальность, нужно принять его таким, какой он есть. Нельзя его любить только за его достижения. Нужно верить в благородство его мотивов и поступков, понимать его стремления и позицию, дать реализовать себя.


Несколько советов об общих правилах эффективного общения с детьми

§ Беседуйте с подростками дружелюбно, в уважительном тоне. Чтобы воздействовать на него, постарайтесь сдерживать свой критицизм и усиливать позитивную сторону общения.

§ Слушая ребёнка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте его, а затем кратко, своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьёте сразу трёх зайцев: ребёнок убедится, что вы его слышите, он сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства, и, наконец, он убедится в том, что вы его поняли правильно. Поглощённый проблемой или чем-то ещё расстроенный человек обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, вы поможете ребёнку разобраться в вопросе, «переварить» проблему.

§ Слушая ребёнка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них всё в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза, из которых готовы брызнуть слёзы, говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают — всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

§ Поддерживайте и подбадривайте ребёнка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.

§ Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребёнка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы. Скажите об этом ребёнку откровенно, обещайте подумать. Но при этом непременно вернитесь к теме разговора.

§ Поощряя ребёнка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, о чём он вам говорит. Например, спросите: «А что было дальше? » или «Расскажи мне ещё вот о чём…»

§ Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться. Будьте дружелюбны и не выступайте в роли судьи.

§ Снизьте контроль. Более эффективным оказывается спокойное, отражающее реальность планирование способа действия.

§ Поддерживайте подростка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, показывайте всем своим поведением, что понимаете его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда подросток не достигает успеха.

§ Имейте мужество изменить иногда своё поведение. Это требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, не нужно отчаиваться — остановитесь, проанализируйте переживания и поступки — подростка и свои. В результате в следующий раз вы будете лучше знать, как поступить в подобной ситуации.

§ Демонстрируйте полное доверие к подростку, уверенность в нём, уважение к нему как к личности.


Как обращаться к детям

§ «Ребята», «Ребятушки»,

§ «Друзья», «Други мои», «Друзья мои»,

§ «Народ», «Люди»,

§ «Родные мои», «Братья и сестры»,

§ «Пацаны», «Парни», «Девчонки»,

§ «Милостивые государи и государыни»,

§ «Любезные сеньоры и сеньориты», «Уважаемые судари и сударыни»,

§ «Братцы-кролики», «Свободные волки», «Славные Мумми-тролли»,

§ «Дружок», «Голубчик», «Солнышко»,

§ «Гвардейцы», «Земляки», «Братья славяне»,

§ «Мужики», «Мужички», «Молодые люди»,

§ «Красавицы», «Барышни». «Мадмуазели»,

§ «Вот что, уважаемая …», «Это где ж тебя так, родной ты мой …», «Знаешь, милейший …» …

§...


Как сказать «нет»

§ Немедленно встаньте на свою позицию, не увиливайте, не придумывайте «уважительных» причин».

§ Повторяйте свое «нет» вновь и вновь без объяснения причин и без оправдания.

§ Поменяйтесь местами и начитайте сами «давить» на противника: «Почему ты на меня давишь? »

§ Откажитесь продолжать разговор: «Я не хочу об этом больше разговаривать»

§ Предложите компромисс или альтернативный вариант.


И еще, по ситуации…

§ Искренне интересуйтесь проблемами детей.

§ Улыбайтесь

§ Имя человека – самый сладостный и самый важный для него звук

§ Будьте хорошими слушателем – поощряйте ребенка говорить о самом себе

§ Говорить о том, что интересно вашему собеседнику

§ Внушайте собеседнику сознание его значимости

§ Победа в споре – уклонение от него

§ Бросая вызов, задевать за живое

§ Начинать разговор с дружеского тона, возможно с похвалы достоинств собеседника

§ Сразу вынудить ответить - “да”, хоть на что-нибудь

§ Давать больше говорить собеседнику

§ Искренне попытаться посмотреть на вещи с точки зрения собеседника, попробовать высказать мысль, принадлежащую ему

§ Сочувственно относиться к мыслям собеседника

§ Взывать к благородным мотивам

§ Уважать мнение собеседника, не говорить, что он неправ, если вы неправы – признать сразу, сперва о своих ошибках, и лишь затем об ошибках собеседника

§ Перед приказом – вопросы

§ Одобрение малой удачи

§ Когда Вы говорите: " Я сожалею", - смотрите собеседнику в глаза

§ Говорите медленно, но думайте быстро

§ Помните, что иногда молчание - лучший ответ

§ Дайте собеседнику спасти престиж, создавайте ему репутацию

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...