Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Периоды лагерной смены. Организационный период




Периоды лагерной смены

Динамика развития смены

1. оргпериод, 3 дня - знакомство, привыкание, адаптация.

2. основной период, который сам по себе делится по мере расширения зоны взаимодействия детей на:

§ отрядный (около 5 дней - в основном отрядные дела, направленные на общение ребенка в малых группах и отрядах. были и общелагерные дела, но упор делался на отрядную работу. ),

§ межотрядный (около 5 дней - знакомство и братание с соседними отрядами, межотрядные дела, общелагерных уже больше, а отрядных меньше)

§ лагерный (около 5 дней - большие общелагерные дела, дети уже обычно готовы к участию в таких делах и подготовка к ним проходит намного интереснее и плодотворнее. остается пара межотрядных дел или совместная межотрядная подготовка, а от отрядных дел остаются ежедневные, традиционные действия: итоговые анализы дня, сюрпризные моменты, организационные мероприятия

3. завершающий период, 2-3 дня, когда есть итоговое дело, логическое завершение концепции смены, подарки, время для подведения итогов.

При такой конфигурации развитие смены идет по нарастающей, параллельно с расширением зоны интереса детей. у каких-то детей зона развития будет опережать периоды - но это только в плюс: задействуя таких детей на общелагерные советы и ответственные поручения и мероприятия, автоматически получаешь помощников в работе, загрузку этих активных детей, и спокойное и предсказуемое развитие отряда в целом.

Каждый из периодов смены должен рассматриваться на трех уровнях: !!!!

1. что происходит с отдельным ребенком;

2. какие процессы происходят с отрядом в целом, как с основной структурной единицей педагогического процесса (при этом мы рассматриваем временное детское объединение как важное условие развития личности ребенка);

3. каковы особенности периода, определяемые этапом реализации содержания программы.

 

Организационный период

Основная цель этого периода — адаптация ребёнка к условиям и особенностям летнего лагеря. Дети знакомятся друг с другом, педагоги и воспитатели узнают об их интересах, определяют лидера, дают детям возможность проявить себя.


Задачи:

§ Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями проживания;

§ Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности;

§ Принятие в коллективе сверстниками и взрослым;

§ Определение места (статуса) в коллективе;

§ Формирование умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов;

§ Формирование чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;

§ Формирование групповых норм, ценностей и традиций.


Предлагаемые формы работы:

§ Игры на знакомство;

§ Экскурсия по лагерю;

§ Игра на территории «Шифровка»;

§ КТД;

§ Формы работы с группами переменного состава;

§ Выбор названия и других отличительных особенностей отряда;

§ Установление традиций в отряде.


Уровень отряд-ребенок:

§ преодоление стресса от смены обстановки

§ организация группировок, распределение в них ролей

§ принятие законов, существования отряда (правила поведения, этические нормы, взаимоотношений дети - вожатый)

§ вхождение в состояние успеха

§ сплочение отряда, осознание коллективом себя

§ срыв отряда (попытка оспорить коллективом, осознавшим себя, роли вожатого и законов существования отряда)

§ преодоление срыва отряда (подтверждение роли вожатого и законов)


Уровень вожатый:

§ формулирование задач и методов их решений

§ формулирование этических норм существования в отряде и лагере

§ подтверждение собственной успешности и введение напарника в состояние успеха

§ позиционирование вожатого

§ оценка приехавших детей

§ анализ складывающихся в отряде группировок, выстраивание отношений с ними

§ формулирование законов существования в отряде и этических норм

§ ввод отряда в состояние успеха

§ подтверждение позиционирования вожатого, подтверждение законов и этических норм

§ отслеживание процесса образования коллектива, выстраивание отношений с лидерами (подготовка к срыву отряда)

§ преодоление срыва отряда


Советы вожатому:

§ до сбора нужно часто сменять временных командиров (это даст возможность увидеть на этом посту ребят-лидеров);

§ лучше, чтобы ребята сами выбирали временного командира;

§ индивидуальные беседы проводите только наедине;

§ больше отрядных дел — это главный фактор формирования коллектива;

§ больше перегруппировок в творческих делах в оргпериод;

§ трудную работу — лучшим;

§ название, песня, девиз, эмблема — лицо отряда;

§ дисциплина — главное условие благополучного пребывания в лагере. Именно поэтому, особенно в оргпериод, требуйте, чтобы чётко выполнялись все законы, нормы, режим дня, санитарно-гигиенические правила.

Основной вид деятельности вожатого:

§ Разъясняю, требую, добиваюсь выполнения требований. Инициатива исходит от вас. Показываю себя, сотрудников лагеря


Пик трудности:

§ 3–4-й день смены связан с процессом адаптации к новым условиям и новым видам деятельности. Необходимо снять напряжение, улучшить настроение детей

Адаптация детей имеет два аспекта: психологическая адаптация и биологическая.

Также, стадии адаптации:

1. Тревога: организм ребенка реально в панике, он приспосабливается к нов условиям.

2. Сопротивляемость организма. Внешне все выглядит как обычно, но происходит втягивание ресурсов, энергии ребенка

3. Истощение, это когда адаптация прошла совсем плохо: ( Но такое редко встречается... : )


Отрядная работа:

§ Огонёк знакомства, игры, оргсбор, тематические беседы, турниры, конкурсы, оборудование отрядного места...


Оргпериод - это период адаптации. Он включает в себя заезд в лагерь, знакомство с новым окружением, с предстоящей деятельностью.

Оргпериод – это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод – это переход из одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере родителей устраивают «концерт» со слезами, заявлениями «здесь все плохо» и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в «дом родной».

В этот период только формируется актив отряда, происходит выявление лидеров, распределение ролей. Поэтому основные функции пока придется взять на себя вожатому. Поскольку основные механизмы работы отряда еще не сформированы, необходимо постоянно контролировать все этапы деятельности отряда, не пускать все на самотек, всегда находиться рядом.

В оргпериод необходимо ориентироваться на отрядную (внутриотрядную) деятельность, формирование отряда, как сплоченного коллектива, готового и способного эффективно работать.

Хорошо если в первые дни после заезда организуются мероприятия информационно-рекреативного характера, не требующие напряжения сил и особых способностей. В этот период целесообразно отдавать предпочтение игровым формам, которые всегда доставляют ребенку радость, несут определенную смысловую нагрузку и не удручают своим однообразием.

Чтобы все это осуществить, нужно спланировать первые три дня буквально по минутам. Если не будет плана — будет суматоха и неразбериха, раздражение и разочарование. Причем, спланировать оргпериод желательно в спокойной обстановке вместе с напарником накануне смены, не страшно, если план будет меняться в зависимости от ситуации. Очень важно, чтобы в первые дни у ребят не было времени для безделья, чтобы все было четко и организованно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...