О замкнутом круге дилетантов в инвестиционном бизнесе
Если просуммировать все деньги, бестолково закопанные несостоявшимися инвесторами в украинскую землю, наверняка выйдет несколько сотен миллиардов долларов. Только вокруг Киева пустуют огромные массивы земли, которые когда-то купили инвесторы, понадеявшись на "авось". Авось можно убрать стратегические сервитуты. Авось поменять целевое назначение. Авось построить, а потом узаконить. Авось начать строить, а затем искать недостающее финансирование. Авось купить контрольный пакет акций завода, не проведя предварительную экспертизу. Авось запустить производство, а потом думать, где брать персонал и как решать проблему с транспортной логистикой… Ну, и так далее. Расчет на "авось" и непрофессионализм исполнителей гарантировано убивает практически любой инвестиционный проект. Многие инвестиционные проекты, которые реализуются в Украине, не достигают планируемых показателей эффективности, а то и вовсе замораживаются, вовсе не из-за неблагоприятной внешней среды. Основной проблемой всегда был, есть и будет человеческий фактор. Людям свойственно ошибаться, но цена таких ошибок может быть несоизмеримой. Причем, платит за них инвестор, в то время как топ-менеджмент проекта попросту уходит искать себе новую работу или очередного инвестора. Незнание предмета, игнорирование законодательных норм, халатность, а то и банальное воровство. Цена этому со стороны инвестора – буквально закопанные в землю миллионы евро. Со стороны же руководителя проекта единственной потерей чаще всего есть запись в трудовой книжке по собственному желанию. Частично упреждение потенциальных проблем можно осуществлять введением таких органов управления как:
-Совет директоров; -Ревизионная комиссия; -Наблюдательный совет. Также можно иногда передавать на аутсорсинг дублирование экспертизы по юридическим, строительным, технологическим или иным вопросам. Вместе с тем зачастую происходит так, что: - юрист не компетентен в маркетинге - главный инженер не силен в земельном праве - маркетолог мало что понимает в технологических процессах - финансист не поймет обоснования маркетингового бюджета - начальник безопасности может прозевать хитрую откатную схему Таким образом, профильные специалисты, отвечающие за контроль над реализацией проекта в рамках своего функционала, могут не видеть общей картины. Безусловно, введение подобных органов управления может частично упреждать возникновение многих проблем. Но ошибаться свойственно всем. Каким же образом по максимуму обезопасить инвестиционный капитал? Помимо органов управления необходимы находящиеся над проектом советники, уровень компетенции которых позволяет оперативно выявлять любые потенциальные проблемы. Причем, не давать какие-то гипотетические советы, а фактически дублировать работу основной проектной группы. Такие специалисты обязаны иметь многолетнюю успешную практику реализации инвестиционных проектов в самых разных отраслях экономики. Их практический опыт должен выражаться не только в профессиональном подходе к узкоспециальным вопросам, но и умении решать нестандартные задачи, находящиеся на стыке отраслей. Искать подобных профессионалов на рынке труда скорее всего бесполезно, исходя из того, что такие люди, как правило, работу не ищут. Значит, надо искать привлеченных консультантов. И здесь начинается самое интересное. Проблема выбора. Консалтинговых компаний развелось, что блох на Жучке. Что, впрочем, неудивительно. Ведь кто умеет – тот делает, кто не умеет – тот учит. А с не умеющими у нас никогда не было дефицита, притом, что даже общие фразы для своих бизнес - предложений они повально списывают друг у друга.
Стало интересно, каким же термином обозвать направление советников, находящихся над инвестиционным проектом, скажем так, helicopter view, компетенции которых позволяют, не упуская ничего, учитывать абсолютно все без исключения возможные факторы. А тут ведь -и финансовый анализ, -и маркетинг, -и земельное, строительное, корпоративное, трудовое право, -и геодезия, -и проектирование капитального строительства, -и инжиниринг производства, -и инженерные сети, -и монтаж, -и всяческие экспертизы, согласования, разрешительная документация, -сертификация…, -и транспортная логистика, -и кадры, -и производственные регламенты, …и еще добрая тысяча всяких нюансов (места не хватит расписывать). Да как обозвать? Наверное, проектный консалтинг. А как еще?
Погугглил по компаниям, указывающим у себя на сайтах предоставление услуг проектного консалтинга. Результаты поражают. В топе гуггла по выдаче просто шедевр. "Цель услуги Проектный консалтинг – это снижение либо устранение юридических рисков и создание безопасных правовых условий для организации и существования бизнеса". Некая IT компания понимает термин "проектный консалтинг" как помощь в оценке и выборе программного обеспечения (т.е., сделать нелегкий выбор между MSP и Primavera). PR-щики после дефиса к термину прилепили определение "расширение сферы межнационального влияния". (А чего не межгалактического? Так ведь круче!) Маркетологи почему то уверены, что маркетинговый анализ проектов недвижимости – основная и конечная составляющая в любом проекте. Недодевелоперы, которых в 2008-м году гарантированно уволили с должностей младших курьеров строительных компаний, считают, что занимаясь проектным консалтингом, они проводят анализ наилучшего использования территории и разрабатывают концепцию объекта недвижимости. А кое-какие социальные тренеры (с HR и психологическим уклоном) уверены, что весь смысл в бизнес-процессах системы управления человеческими ресурсами. Ну и так далее. Каждый сверчок хвалит свой шесток, не видя общей картины и даже не догадываясь о ее существовании. При этом они приходят на предприятие с позиции "более умного и опытного" и чаще всего, чтобы не потерять клиента, дают советы, которые они только что выдумали. В общем, всегда найдутся эскимосы, которые выработают для жителей Конго директивы поведения в самый разгар жары.
Фактически, само понятие консалтинга как деятельности, к сожалению, дискредитировано многочисленными дилетантами, которым непостижимость не есть помехой. Возможно, здесь даже не помешал бы институт лицензирования, раз рынок самостоятельно не в состоянии устаканить такое обилие пены.
О внешних рисках Наша всеобщая проблема в том, что мы очень любим жаловаться. Новости по бизнесовой тематике пронизаны безысходностью. А как почитаешь к ним комментарии– так вообще, хоть стреляйся. Да, в стране отвратительный инвестиционный климат. Да, правовой нигилизм. Да, неблагоприятное для бизнеса налоговое давление. Да, риски рейдерских отжимов. Так что теперь делать? Забиться в уголок, опрокинуться на спинку, сложить лапки и благополучно подохнуть? Так что ли лучше? Существует множество схем, посредством которых можно хотя бы постараться свести к минимуму риски потери бизнеса. В том плане, что если уж зажмут в двери, то хоть не так обидно будет. Намедни с коллегами обсуждали разнообразные схемы, обеспечивающие относительную защиту в наших условиях. Понятно, что все что можно, необходимо выводить за пределы украинской юрисдикции (через регистрацию оффшорок, не оффшорок, дочерних компаний, представительств... С договорами аренды активов, поручений на выполнение работ, консигнаций на продажу товара, поручений на закупку сырья... и так далее). Чем более запутано структурирование холдинговых структур, тем безопасней. Понятно, что в этой стране даже такие меры предосторожности могут не срабатывать (возбудят уголовное дело на члена семьи - сам все отдашь). Но и здесь есть определенные ходы: 1. Лишний раз не светиться и не становиться публичной личностью.
2. На поверхности схемы корпоративного управления должны быть правовые документы, на основании которых всем ясно только то, что ты наемный директор ДП с материнкой в Великобритании, работающий на взятой в аренду земле взятым в аренду оборудованием, где арендные платежи почти полностью перекрывают операционную прибыль. Или еще вариант - работаешь по договору поручения эксплуатации активов, получая агентское вознаграждение. Вот эти копейки пусть и отбирают. Жрите - не подавитесь! 3. Изначально создавать бизнес, который без тебя работать не будет, а созданные активы ни для кого, кроме тебя, не представляют ценности. Бизнес, завязанный на конкретных поставщиках и конкретных покупателях. На межличностных отношениях. Вообще, то, что творится сейчас в стране, есть обратная сторона повального стремления капитализации активов (украинская бизнес-среда привыкла себя успокаивать, что можно продать бизнес дороже, чем суммарно потратил). Это худо-бедно работало в последние годы правления Кучмы (2001-2004) и Ющенко во время пузыря 2007-2008. Мы учимся у Запада, порой забывая о том, что здесь нам не там. Там аквариум с золотыми рыбками, здесь с акулами. В стране хватает юридических фирм, предлагающих услуги регистрации компаний-нерезидентов. Достаточно сильных юристов- корпоративщиков, выстраивающих международные схемы. Да вот только в массы простым языком никто это не доносит. Мол, придумай сам, а потом иди к надувающему щеки юристу за консультацией, где в этой схеме что неправильно. Прошли времена, когда любые схемы закрывались одной оффшоркой на Кипре со счетом в Прибалтике. Теперь требуются более сложные схемы. И планировать эти схемы надо не тогда, когда жареный петух клюнет, а на стадии организации бизнеса, пусть это даже маленький магазинчик в районном центре. Собратья по юридическому цеху, кажется, совсем мышей не ловят. Время такое, что необходимо активно популяризировать, продвигать и разъяснять бизнес-сообществу, как выживать с минимальным ущербом в ситуации, когда сама государственная система отдана на откуп вчерашним бандитам, чья цель – не отщипнуть в виде умеренных налогов, а отобрать все.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|