Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Функциональные нарушения голоса




Лекция 1: «Голос, общая характеристика. Нарушения голоса» 

 

План: 1. Голосовой аппарат, его строение и функции.

2.  Голос. Общая характеристика.

3. Роль дыхания в голосообразовании.

4. Патология голоса: органические и функциональные нарушения голоса.

5. Характеристики укло­няющегося от нормы звучания голоса

6. Технологии обследования лиц с нарушением голоса

 

 

Голосовой аппарат, его строение и функции. Периферический голосовой аппарат состоит из трех частей:

1. Гортань с голосовыми связками.

2. Дыхательный аппарат представлен легкими с бронхами и трахеей. Они нагнетают воздух в подсвязочное пространство, что достигается работой сложной системы дыхательных мышц.

3. Надставная труба — глотка, носовая и ротовая полости. Они играют роль воздушных резонаторов.

Гортань выполняет три функции: защитную, дыхательную и голосовую. Гортань вверху граничит с глоткой, а внизу с тра­хеей и представляет собой трубку конусообразной формы, со­стоящую из нескольких хрящей. Всю переднюю и большую часть задней поверхности гортани образуют щитовидные и пер­стневидные хрящи. Они соединены между собой связками и мышцами. Гортань посредством мышц прикреплена сверху к глотке и подъязычной кости и снизу к грудной кости. Подъ­язычная кость в свою очередь прикреплена мышцами внизу к гортани и к грудной кости, а вверху к нижней челюсти и ви­сочной кости черепа. Таким образом, положение гортани зависит от положения подъязычной кости, нижней челюсти, головы и корпуса. Отверстие, ведущее в гортань из полости глотки, называется входом в гортань. Оно образовано спереди надгортанником, сзади черпаловидными хрящами, а с боков черпаловидно-надгортанными складками (мышцами). Надгортанник состоит из хрящевой ткани, имеющей форму листа. Передняя поверхность его обращена к языку, а зад­няя— к гортани. Надгортанник закрывает вход в гортань при проглатывании пищи, а также участвует в работе гортани при голосообразовании: наклон надгортанника влияет на высоту звука; при низких тонах он сильно наклоняется к гортани. Дви­жения надгортанника связаны с раскрыванием глотки и поло­жением языка. Внутри гортани, на некотором расстоянии от входа в нее, находится голосовая щель, образуемая голосовыми связками. Своей массой голосовые связки почти совсем застилают про­свет гортани, оставляя сравнительно узкую голосовую щель.

При вдохе голосовая щель расширяется и принимает вид треугольника, обращенного своей вершиной вперед, а основа­нием назад. При выдохе щель сужается. Эти движения обеспе­чиваются мышцами, открывающими и закрывающими голосо­вую щель, а также вытягивающими голосовые связки. Переход от раскрытия к закрытию голосовых связок может совершаться с различной быстротой и силой. От этого зависит мягкая или твердая атака голоса.

Голосовые связки имеют особое мышечное строение, отлич­ное от строения других мышц. голосовые связки могут ко­лебаться как всей своей массой, так и одной какой-нибудь частью, например половиной, третью, краями и т. д. В то время как часть голосовой мышцы вибрирует, остальная масса мус­кула может находиться в состоянии полного покоя.

Функционирование голосовых связок (степень их натяже­ния, быстрота и сила открывания и закрывания голосовой щели, т. е. факторы, непосредственно определяющие первичный тон связок) зависит: 1. от их структуры и натяжения, 2. от реакции их на изменения переменного воздушного давления в подсвязочном пространстве, т. е. от деятельности нижнего ре­зонатора— дыхательного отдела (трахеи, бронхов).

Трахея и бронхи вместе с легкими участвуют в голосо-образовании, играя роль мехов, они являются нижними резонаторами звуков голоса, как пассив­ными, так и активными.

Особое значение имеет блуждающий нерв, иннервирующий поперечнополосатую мускулатуру гортани, надгортанника, голо­совых связок, глотки, мягкого нёба, а затем, выходя за пределы черепа, иннервирует гладкую мускулатуру трахеи, бронхов. Гладкая мускулатура имеется также в глотке и гортани. Таким образом, блуждающий нерв принимает участие в вегетативной иннервации голосовых органов.

Голос. Общая характеристика. В понятие человеческого голоса входит представление о любых звуках, исходящих из гортани человека: от рефлекторного крика ребенка до модулированного голоса знаменитого оратора или певца.

Элементарные проявления голоса: стон, крик, громкий зевок, смех и даже звучный кашель. По качеству этих реакций можно судить о состоянии голосовых связок у маленького, еще не говорящего ребенка и у взрослого человека при нарушениях голоса.

Голос обеспечивает слышимость как речи, так и пения на большом расстоянии. В основе и громкой речи, и пения лежит образование гласного звука, так как вне его нет вокализации — нет пения, нет и звучной речи. Если гласные звуки обеспечи­вают голосовую звучность речи, то в основном от согласных зависит разборчивость слов.

Голос структурный компонент речи, голос является одним из средств ее слышимости, выразительности, ее смыслового и эмоционального значения. Речь, лишенная мелодики, интона­ции и пауз, становится малопонятной.

Голос можно рассматривать с различных точек зрения: с физической, акустической, фонетической, музыкальной, физио­логической и социальной (как средство общения).

Физическими свойствами всякого звука являются: а) сила, обусловливаемая величиной амплитуды колебаний звучащего тела; б) высота, зависящая от частоты колебаний; в) длитель­ность звучания и г) тембр, определяемый примесью к основ­ному тону добавочных обертонов с различными частотами (одни из них улучшают тембр голоса, а другие могут ухудшать его).

Сила голоса зависит от амплитуды колебания истинных голо­совых связок; последнее находится в зависимости от степени напряжения выдыхаемой воздушной струи и от силы смыкания голосовых связок.

Высота голоса определяется степенью натяжения, длиной и толщиной голосовых связок. На низких и средних тонах вибри­рующие голосовые связки удлиняются и утолщаются, они имеют в это время вид двух толстых напряженных мышечных вали­ков, плотно прижатых друг к другу; колебания их происходят в перпендикулярном направлении к току воздуха, звук полу­чается богатый обертонами, металлический. При повышении тона голоса связки укорачиваются и становятся тоньше; при фальцетном механизме голосовые связки имеют вид плоских, сильно растянутых широких и тонких пластинок, причем полное закрытие их не имеет места даже во время наибольшего сбли­жения голосовых связок.

Тембр — окраска, качество звука, характерные для голоса каждого человека, для каждого речевого звука. В первом слу­чае он зависит от строения и функционирования всего голосо­вого аппарата, во втором — от физиологического уклада, свойст­венного каждому звуку.

Координированная и сложная изменчивость всех указанных свойств создает все многообразие звучания голоса и обеспечи­вает богатство интонации и выразительности как устной речи, так и пения человека.

Существует глубокая функциональная связь между голосообразованием и слухом. Гласные отличаются друг от друга «лишь абсолютной высотой состав­ляющих тонов», а «характерные особенности различных гласных зачастую так незначительны, что лежат на границе чувствитель­ности объективного физического анализа». Только при наличии хорошего слуха голос человека может получить свое полное развитие; только хорошо слышащий ребенок может научиться полноценно гово­рить и петь.

Связь между голосом и слухом доказывают глубокие и многообразные изменения, которые претерпевает речь при нарушениях слуха: голос становится глухим, монотонным, приобретает неприятный тембр; среди речевых звуков прежде всего иска­жается произношение звонких согласных (т. е. произносимых с участием голоса); гласные звучат неясно, глухо; страдает ударение.

Тонкое различение речевых звуков и речевых интона­ций и способность воспроизводить их устанавливается не сразу, а только в процессе развития речи в целом, т. е. в тесней­шем взаимодействии рече-слухового и рече-двигательного анали­заторов. В речевой и певческой практике создаются так называемые голосовые кинестезии —мышечное чувство движении в гортани.

Речевой и певче­ский голоса представляют собой сложнейшие, чрезвычайно своеобразные условно-рефлекторные функции мозга человека.

Тоническая теория голосообразования: звук голоса возникает благодаря колебаниям голосовых свя­зок. Движущей силой голосообразования является разница воз­душных давлений под и над связками. Повышение внутрибронхиального давления под действием выжимаемого из легких воз­духа встречает препятствие со стороны сомкнутых голосовых связок, и часть воздуха прорывается через них, но связки в силу упругости опять замыкаются. Следующие друг за другом сгу­щения и разряжения воздуха и являются источником возникаю­щей звуковой волны, возникновения «первичного» звука голоса.

Клоническая теория голосообразования: образование звука в гортани и деятельность возвратного нерва, который приводит в колебание голосовые связки. Первичный звук голоса, образующийся в гортани, слаб, имеет очень резкий характер и содержит огромное количество обер­тонов. Под действием резонанса воздушных полостей, лежа­щих под и над связками, он усиливается и совершенно видо­изменяется. Наибольшее значение имеет полость глотки и рта, форма и объем которых могут изменяться в широких пределах благодаря исключительной подвижности языка, движениям губ, щек, нижней челюсти, мягкого нёба, надгортанника, а также поднимания и опускания самой гортани.

Роль дыхания в голосообразовании. Принято различать два вида дыхания. Один тип носит название реберного, или грудного, дыхания, другой — диафрагмального, или брюшного. При грудном дыхании вдох происходит за счет расхождения ребер в стороны, преимущественно в нижней части груди, при этом грудная кость и вся передняя поверхность груд­ной клетки поднимаются вперед и кверху, а брюшная стенка пассивно втягивается кверху, внутрь — словом, происходит уве­личение всех размеров грудной клетки: поперечного, переднезаднего и продольного. Обычно оба типа дыхания осуществляются одновременно, дополняя друг друга. У мужчин преобладает диафрагмальное дыхание, а у женщин — грудное. Вследствие того что межребер­ные мышцы и диафрагма иннервируются различными нервами, указанные типы дыхания могут происходить раздельно.

Процессы биологического и речевого дыхания значительно отли­чаются друг от друга.

Процесс жизненного дыхания протекает в следующей после­довательности: вдох — выдох — остановка, вдох — выдох — оста­новка. Вдох является наиболее активным звеном всего про­цесса, сразу после него наступает расслабление двигательных мышц, их возвращение в состояние покоя, в котором они остаются до нового вдоха. Особенности речевого дыхания связаны с тем, что речевое дыхание включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодии того или иного речевого абзаца.

Дыхание в речи имеет условно-рефлекторный характер: оно должно подчиняться ее разнообразному течению, чередованию речевых звеньев (группы слов от паузы до паузы), которые в зависимости от содержания могут быть длинными и корот­кими, медленными и быстрыми, напряженными и эпически спо­койными. Таким образом, моменты вдоха, количество забирае­мого, воздуха, интенсивность его расходования не могут следо­вать в однообразно ритмической последовательности друг за другом. Выдох самое главное и активное звено всего процесса, он значительно длиннее вдоха; последовательность фаз изменится. Вдох будет про­исходить главным образом через рот. Путь выдыхаемого воздуха через рот короче и шире, чем через нос, поэтому происходит быстрее и незаметнее. Кроме того, при вдохе через рот не ме­няется положение нёбной занавески. У некоторых людей речевой вдох происходит и через нос, и через рот одновременно.

Весь процесс дыхания становится произвольным. Во время остановки происходит задержка воздуха в груди, а затем посте­пенный управляемый выдох. Важна не только длительность выдоха, но и его плавность, легкость. По физиологическому закону Дюшена, для того чтобы то или иное движение было плавным, эластичным, необходимо, чтобы в этом движении одновременно принимали участие как агонисты (в данном слу­чае вдыхатели, которые остаются по окончании вдоха напря­женными), так и антагонисты, т. е. мышцы, действующие в про­тивоположном направлении (в данном случае выдыхатели). Описанное явление носит название «опоры дыхания».

При разных типах дыхания оно будет осуществляться раз­ными мышцами (при диафрагмальном — диафрагмой, при ре­берном—мышцами, поднимающими ребра, при ключичном ды­хании— мышцами, поднимающими плечевой пояс).

Диафрагма — наиболее сильная из всех дыхательных мышц. Тонус диафрагмы может быть усилен поднятием язычка мяг­кого нёба. При интенсивном опускании диафрагмы и макси­мальном расширении нижнего отдела грудной клетки полу­чается лучшее резонирование низких звуков голоса. Чем звук выше, тем выше поднимается диафрагма, а мышцы брюшной стенки поднимают вверх брюшные внутренности, поддерживая этим тонус диафрагмы. Самые высокие тона требуют макси­мального поднятия диафрагмы и наибольшего резонирования в верхней части грудной клетки.

История развития фонопедии.

Фонопедия развивается в тесном содружестве с фониатрией — медицинской наукой, разделом оториноларингологии, изучающей причины нарушений голоса и разрабатывающей методы их лечения.

Развитие театрального искусства в XVI в. потребовало от актеров большой выносливости голосового аппарата. Голосовая патология проявлялась не только у актеров, но и у всех, кому по роду своей деятельности приходилось много говорить.

В 1855 г. певцом и вокальным педагогом Мануэ­лем Гарсиа был применен ларингоскоп (небольшое зеркало, укрепленное на стержне), давший возможность обозревать гортань живого человека. С этого момента, мож­но считать, начала свое развитие фониатрия.

Основоположниками отечественного развития научных про­блем в области физиологии и патологии голоса считаются Е. Н. Малютин, Ф. Ф. Заседателев, Л. Д. Работнов, И. И. Левидов, М. И. Фомичев, В. Г. Ермолаев.

 

Патология голоса. Нарушения голоса – группа голосовых расстройств, характеризующихся частичным или полным отсутствием фонации. Нарушения голоса чаще встречаются у лиц голосоречевых профессий (преподавателей, лекторов, актеров, певцов и др. ), испытывающих большую речевую нагрузку, у подростков в пубертатном периоде, детей и взрослых с различной речевой патологией (ринолалией, дизартрией, алалией, заиканием, афазией).

По степени расстройства фонации выделяют дисфонию (частичное нарушение силы, высоты и тембра голоса) и афонию (отсутствие голоса). При дисфонии голос становится глухим, хриплым, сиплым, немодулированным, срывающимся, быстроиссякающим, иногда – назализованным. Афония характеризуется полным отсутствием звука голоса и возможностью говорить лишь шепотом.

По причинам и механизмам фонационных расстройств различают:

1. Функциональные нарушения голоса

· центральные (психогенная афония или истерический мутизм)

· периферические (фонастения, гипотонусная и гипертонусная дисфония или афония, патологическая мутация)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...