Технологии обследования лиц с нарушением голоса
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
1. Обследование модуляций голоса по силе. 2. Различают два понятия: интенсивность голоса – это характеристика силы голоса говорящего, и громкость – сила воспринимаемого звукового сигнала. Инструкция: «Прочитайте предложение громко, тихо, шепотом». «Прочитайте начало предложения громко, конец тихо и наоборот». Цель: выявление умения определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз. - Исследование восприятия и воспроизведения изолированных звуков и звукоподражаний, произнесенных с различной высотой голоса. Материал для исследования: звуки, звукоподражания. вниз - понижение высоты Инструкция № 1: «Попробуйте голосом подняться по ступенькам, а потом голосом спуститься вниз. Когда голос поднимается по ступенькам, он будет повышаться и становиться тоньше. Когда голос будет спускаться вниз по ступенькам, то будет становиться ниже. Сначала со звуком А, потом О, У». 3. Обследование воспроизведения интонации. Цель: выявление умения дифференцированные различные интонационные структуры в экспрессивной речи. Обследование составили два типа заданий. 1 тип – выявление способности самостоятельно заменить повествовательную интонацию на вопросительную.
Материал для исследования: предложения: Дети пришли домой. Дети пришли домой? В доме холодно. В доме холодно? На печке тепло. На печке тепло? 2 тип заданий – выявление способности самостоятельно изменить вопросительную интонацию на повествовательную. Материал для исследования: предложения: Дом построили сами? Дом построили сами. Они работали дружно? Они работали дружно. Дом красивый? Дом красивый. Инструкция: «Произнеси за логопедом одну и ту же фразу с разной интонацией: удивленно, радостно, грустно». Фразы Удивленно Радостно Грустно Снег идет. - - - Наступила весна. - - - 4. Обследование темпо-ритмической организации речи. Цель: выяснить, имеются ли у обследуемого нарушения и ритма речи. Вольно тому шалить, кто смолоду не бит. Каков строитель, такова и обитель. Был бы покос, да пришел мороз. Счастье ума прибавляет, несчастье последний отнимает. Кому лежа работать, кому стоя дремать. За свой грош — везде хорош. Кто живет в добре, тот ходит в серебре. Богат Мирошка, а животов — собака да кошка. Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою. Иное время — иное бремя. Никакое худо до добра не доведет. 5. Обследование воспроизведения логического ударения. Цель: определение возможности выделять голосом главные по смыслу слова во фразе, т. е. продуцировать логическое ударение. Воспроизведение фразы с логическим ударением по образцу. Материал для исследования: предложения, произнесенные логопедом; предложения для отраженного воспроизведения.
Инструкция: «Я скажу предложение и голосом выделю в нем «главное» слово. Слушайте внимательно, повторите предложение и тоже выделите в нем «главное» слово». На улице сегодня холодно. Мама пришла с работы. Завтра поедем к бабушке. 6. Воспроизведение фраз с повествовательной и вопросительной интонацией с перемещением логического ударения в зависимости от количества слов в предложении. Инструкция: «Почитайте предложения. Сколько в ней слов? Выделите голосом сначала первое; второе; третье слово. Меняется ли смысл фразы? » Инструкция: «Повторите за мной фразу: «Папа пришел с работы». Теперь нужно сказать эту фразу по-разному. Первый раз - так, чтобы было понятно, что пришел папа, а не дядя. Второй раз - чтобы было понятно, что папа пришел, а не приехал на машине. Третий раз - нужно голосом подчеркнуть, что папа пришел с работы, а не из магазина». 2-й. Папа пришел с работы. 3-й. Папа пришел с работы. 8. Выявление назального тембра голоса. Субъективная оценка тембра голоса первоначально проводится при проведении первичного общения с молодым человеком, во время установления контакта. Для исследования и оценки тембра голоса используется шкала оценки тембра, разработанная Е. С. Алмазовой для детей. 4 балла - нормальный голос, отклонений от нормального тембра не отмечается. 2 балла - умеренные нарушения тембра, тембр может быть грубым или квакающим». 0 баллов - афония, отсутствие звучного голоса при наличии шепотной речи. - При гипоназализации звуки [м], [н] в речи звучат как [б], [д].
МАК МАЛИНА НИНА НИТКИ НОС НОГИ Инструкция: «Прочитайте слова. Повторите, при этом зажмите нос пальцами». Процедура: Во время произнесения слов обследуемый зажимает нос пальцами. При этом фиксирует, изменяется ли тембр или остается прежним. В норме, при нормальном тембре зажимание носа приводит к гиперназализации (т. е. появляется носовой оттенок голоса). При гиперназализации как при открытых носовых ходах, так и при зажимании носа тембр остается прежним. - Определение гиперназализации При гиперназализации носовой оттенок, тембр голоса приобретают согласные звуки, кроме [м] и [н], а также нарушается тембр гласных. Материал для обследования: предложения. Инструкция: «Повтори за логопедом предложения». - У Коли сломался велосипед. - Машинист остановил поезд. - На ветке красные ягоды рябины. - Из трубы идет дым. Процедура: При выявлении гиперназализации проводят тестирование дважды: 1-я инструкция дается для определения наличии отклонения тембра. 2-я инструкция позволяет подтвердить гиперносовой резонанс, т. е. гиперназализацию. Гиперназализация при закрытии ноздрей будет нарастать. 9. Обследование воспроизведения тембра. 1. Передача междометиями с помощью разных оттенков голоса эмоционального состояния Процедура: Молодому человеку предлагается выразить состояние действующего лица в предложенной ситуации, используя междометия, изменяя окраску голоса по ситуации.
Волк - // - (грубым, низким голосом, с угрозой). Медведь - //- (громким, низким, спокойным). Лиса - // - (мягким, ласковым, хитрым голосом). Критерии оценок: 4 балла - правильное выполнение задания с точным соответствием всех характеристик тембра голоса данного персонажа, с первой попытки и очень выразительно. 2 балла - некоторые изменения окраски голоса есть, но недостаточно выразительные и не совсем правильные. 1 балл - выполнение заданий без модуляций голоса (звучание голоса невыразительное, монотонное, тусклое). 0 баллов - невыполнение задания или отказ от задания. 10. Обследование речевого дыхания. При оценке дыхания особое внимание обращается на координированность вдоха и выдоха, их характер (через нос или рот, частоту вдохов), распределение силы выдыхаемого воздуха во время речи. При наблюдении за обследуемыми в процессе общения определяют тип дыхания (ключичный, грудной, брюшной). Для определения времени максимальной фонации (ВМФ) предлагают произнести как можно длительнее гласный звук после предварительного вдоха. Для объективизации показателя измерение производят 3 раза и высчитывают средний показатель. Интенсивность и тональность произносимого звука не должны вызывать дискомфорта у обследуемого. КФ = ЖЕЛ/ВМФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|