Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологии обследования лиц с нарушением голоса




 

1. Обследование модуляций голоса по силе.

2. Различают два понятия: интенсивность голоса – это характеристика силы голоса говорящего, и громкость – сила воспринимаемого звукового сигнала.
Цель: выявить умение изменять голос по силе – от слабого до громкого и наоборот.
Материал для обследования: предложение, напечатанное на карточке: «В лесу было тихо и холодно»

Инструкция: «Прочитайте предложение громко, тихо, шепотом». «Прочитайте начало предложения громко, конец тихо и наоборот».
2. Обследование модуляций голоса по высоте.

Цель: выявление умения определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз.

- Исследование восприятия и воспроизведения изолированных звуков и звукоподражаний, произнесенных с различной высотой голоса.

Материал для исследования: звуки, звукоподражания.
Инструкция: «Вы сейчас прослушаете по записи голос, попробуйте повторить его по высоте».
- Воспроизведение поступательного повышения и понижения голоса на гласных звуках с опорой на графическое изображение или движения руки:
вверх - повышение высоты

вниз - понижение высоты

Инструкция № 1: «Попробуйте голосом подняться по ступенькам, а потом голосом спуститься вниз. Когда голос поднимается по ступенькам, он будет повышаться и становиться тоньше. Когда голос будет спускаться вниз по ступенькам, то будет становиться ниже. Сначала со звуком А, потом О, У».

3. Обследование воспроизведения интонации.

Цель: выявление умения дифференцированные различные интонационные структуры в экспрессивной речи.

Обследование составили два типа заданий.

1 тип – выявление способности самостоятельно заменить повествовательную интонацию на вопросительную.

Материал для исследования: предложения:

Дети пришли домой. Дети пришли домой?

В доме холодно. В доме холодно?

На печке тепло. На печке тепло?

2 тип заданий – выявление способности самостоятельно изменить вопросительную интонацию на повествовательную.

Материал для исследования: предложения:

Дом построили сами? Дом построили сами.

Они работали дружно? Они работали дружно.

Дом красивый? Дом красивый.

Инструкция: «Произнеси за логопедом одну и ту же фразу с разной интонацией:

удивленно, радостно, грустно».

Фразы Удивленно Радостно Грустно

Снег идет. - - -
Мы пойдем гулять. - - -

Наступила весна. - - -

4. Обследование темпо-ритмической организации речи.

Цель: выяснить, имеются ли у обследуемого нарушения и ритма речи.
Инструкция: В медленном темпе посчитайте до тридцати, до пятидесяти; то же проделайте в обратном порядке. Перечислите дни недели, месяцы года (быстро).
Инструкция: Прочитайте вслух текст (на карточке). Быстро, а потом медленно:
Где кто родится, там и пригодится.

Вольно тому шалить, кто смолоду не бит.

Каков строитель, такова и обитель.

Был бы покос, да пришел мороз.

Счастье ума прибавляет, несчастье последний отнимает.

Кому лежа работать, кому стоя дремать.

За свой грош — везде хорош.

Кто живет в добре, тот ходит в серебре.

Богат Мирошка, а животов — собака да кошка.

Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.

Иное время — иное бремя.

Никакое худо до добра не доведет.

5. Обследование воспроизведения логического ударения.

Цель: определение возможности выделять голосом главные по смыслу слова во фразе, т. е. продуцировать логическое ударение.

 Воспроизведение фразы с логическим ударением по образцу.
Процедура: обследуемому предлагается прослушать предложение и затем аналогично воспроизвести его с тем же логическим акцентом.

Материал для исследования: предложения, произнесенные логопедом; предложения для отраженного воспроизведения.

Инструкция: «Я скажу предложение и голосом выделю в нем «главное» слово. Слушайте внимательно, повторите предложение и тоже выделите в нем «главное» слово».
У Коли новый мяч.

На улице сегодня холодно.

Мама пришла с работы.

Завтра поедем к бабушке.

6. Воспроизведение фраз с повествовательной и вопросительной интонацией с перемещением логического ударения в зависимости от количества слов в предложении.
Материал для исследования: предложения, записанные на карточке:
Собака грызет кость. Мама пришла с работы.

Инструкция: «Почитайте предложения. Сколько в ней слов? Выделите голосом сначала первое; второе; третье слово. Меняется ли смысл фразы? »
7. Самостоятельный выбор слова, произносимого с логическим ударением, в зависимости от вкладываемого смысла.

Инструкция: «Повторите за мной фразу: «Папа пришел с работы». Теперь нужно сказать эту фразу по-разному. Первый раз - так, чтобы было понятно, что пришел папа, а не дядя. Второй раз - чтобы было понятно, что папа пришел, а не приехал на машине. Третий раз - нужно голосом подчеркнуть, что папа пришел с работы, а не из магазина».
1-й. Папа пришел с работы.

2-й. Папа пришел с работы.

3-й. Папа пришел с работы.

8. Выявление назального тембра голоса.

Субъективная оценка тембра голоса первоначально проводится при проведении первичного общения с молодым человеком, во время установления контакта. Для исследования и оценки тембра голоса используется шкала оценки тембра, разработанная Е. С. Алмазовой для детей.

4 балла - нормальный голос, отклонений от нормального тембра не отмечается.
3 балла - легкая степень нарушения тембра, тембр может быть крикливым или «писклявым», назализованным.

2 балла - умеренные нарушения тембра, тембр может быть грубым или

квакающим».
1 балл - выраженные нарушения тембра голоса, тембр может быть гортанным, резким, глухим, «металлическим».

0 баллов - афония, отсутствие звучного голоса при наличии шепотной речи.
1. Определение гипоназализации

- При гипоназализации звуки [м], [н] в речи звучат как [б], [д].
Материал для исследования: Слова, в названиях встречаются звуки [м], [н].
МАШИНА МОЛОКО

МАК МАЛИНА

НИНА НИТКИ

НОС НОГИ

Инструкция: «Прочитайте слова. Повторите, при этом зажмите нос пальцами».

Процедура: Во время произнесения слов обследуемый зажимает нос пальцами. При этом фиксирует, изменяется ли тембр или остается прежним. В норме, при нормальном тембре зажимание носа приводит к гиперназализации (т. е. появляется носовой оттенок голоса). При гиперназализации как при открытых носовых ходах, так и при зажимании носа тембр остается прежним.

- Определение гиперназализации

При гиперназализации носовой оттенок, тембр голоса приобретают согласные звуки, кроме [м] и [н], а также нарушается тембр гласных.

Материал для обследования: предложения.

Инструкция: «Повтори за логопедом предложения».

- У Коли сломался велосипед.

- Машинист остановил поезд.

- На ветке красные ягоды рябины.

- Из трубы идет дым.

Процедура: При выявлении гиперназализации проводят тестирование дважды: 1-я инструкция дается для определения наличии отклонения тембра. 2-я инструкция позволяет подтвердить гиперносовой резонанс, т. е. гиперназализацию. Гиперназализация при закрытии ноздрей будет нарастать.

9. Обследование воспроизведения тембра.

1. Передача междометиями с помощью разных оттенков голоса эмоционального состояния
Материал для исследования: таблица с описанными ситуациями.

Процедура: Молодому человеку предлагается выразить состояние действующего лица в предложенной ситуации, используя междометия, изменяя окраску голоса по ситуации.
Инструкция: «Почитайте ситуацию, догадайтесь, как подают голос, если... »
2. Изменение тембра голоса в зависимости от того, какому персонажу сказки подражает обследуемый.
Материал для исследования: сюжетная картинка с персонажем сказки «Колобок».
Процедура: В предварительной беседе дается установка, что с помощью сказки будет определяться тембр голоса; уточняется содержание сказки «Колобок», ее действующие лица. Выясняется, какими голосами они говорят - одинаковыми или разными. Если они говорят разными голосами, то что характерно для каждого из них.
Инструкция: «Вспомните, кто пугал колобка и хотел его съесть? Каким голосом говорили... »
Заяц - // - (звонким, задорным, чистым голосом).

Волк - // - (грубым, низким голосом, с угрозой).

Медведь - //- (громким, низким, спокойным).

Лиса - // - (мягким, ласковым, хитрым голосом).

Критерии оценок:

4 балла - правильное выполнение задания с точным соответствием всех характеристик тембра голоса данного персонажа, с первой попытки и очень выразительно.
3 балла - правильное выполнение задания с передачей тембра голоса, но только после нескольких проб, после неоднократного демонстрирования образца.

2 балла - некоторые изменения окраски голоса есть, но недостаточно выразительные и не совсем правильные.

1 балл - выполнение заданий без модуляций голоса (звучание голоса невыразительное, монотонное, тусклое).

0 баллов - невыполнение задания или отказ от задания.

10. Обследование речевого дыхания.

При оценке дыхания особое внимание обращается на координированность вдоха и выдоха, их характер (через нос или рот, частоту вдохов), распределение силы выдыхаемого воздуха во время речи. При наблюдении за обследуемыми в процессе общения определяют тип дыхания (ключичный, грудной, брюшной).
Рассматривая особенности дыхания, следует учитывать данные функции внешнего дыхания, жизненный объем легких (ЖЕЛ), время максимальной фонации, коэффициент С/З и коэффициент фонации.

Для определения времени максимальной фонации (ВМФ) предлагают произнести как можно длительнее гласный звук после предварительного вдоха. Для объективизации показателя измерение производят 3 раза и высчитывают средний показатель. Интенсивность и тональность произносимого звука не должны вызывать дискомфорта у обследуемого.
Далее определяют коэффициент С/З. Для этого измеряют ВМФ звуков «с» и «з» аналогично методике при фонации гласных. Измерение коэффициента фонации (КФ) проводят по формуле:

КФ = ЖЕЛ/ВМФ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...