Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПРИМЕЧАНИЯ 2 страница




 

Возвращаться в Египет — путем продолжительно-трудным.

(Од. IV, 483)

 

C. 79813. При последующих царях положение дел было такое же, если не хуже; римляне, по возможности, так сказать, исправили большинство недостатков, установив в городе порядки, как я сказал выше53, и в стране назначив должностных лиц под названием эпистратегов54, номархов55и этнархов56, которым поручалось управление менее важными делами. Среди преимуществ положения города самым важным является то, что это единственное место во всем Египте, которое от природы прекрасно расположено в двух отношениях: для морских сношений благодаря прекрасным гаваням и для связей с внутренней частью страны, потому что по реке все легко доставляется и собирается в таком месте, которое представляет самый большой порт обитаемого мира. Итак, можно назвать вот такие достоинства города. Что касается доходов Египта, то Цицерон в одной из речей57говорит об этом, сообщая, что Авлету, отцу Клеопатры, ежегодно выплачивалось податей на сумму 12 500 талантов58. Итак, если человек, управлявший царством так дурно и легкомысленно, получал такие большие доходы, то что же нужно думать о теперешних доходах, которые собираются столь тщательно, и когда торговля с индийцами и с. 737 троглодитами увеличилась до такой степени? Прежде по крайней мере едва 20 кораблей осмеливалось пересечь Аравийский залив, чтобы выйти за пределы пролива; теперь отправляются большие флоты даже до Индии и оконечностей Эфиопии, откуда привозят в Египет наиболее ценные товары, а отсюда снова рассылают их по другим странам; поэтому взимаются двойные пошлины — на ввоз и вывоз; на дорогостоящие товары и пошлины дорогие. Действительно, страна пользуется также монополиями; ведь одна Александрия не только является в большей части складом таких товаров, но и снабжает ими чужие края. Еще скорее можно заметить эти удобства местоположения, если объехать страну вокруг, посетив сперва ту часть побережья, которая начинается у Катабафма, ибо Египет простирается до этого пункта; далее следуют Киренаика и живущие по соседству с ней варвары — мармариды.

C. 79914. Если плыть от Катабафма к Паретонию прямым курсом, то путь составит 900 стадий. Паретоний — город и большая гавань около 40 стадий в окружности. Некоторые называют город Паретонием, другие же — Аммонией. Затем идут селение египтян, мыс Энесисфира и Тиндареевы скалы — 4 островка с гаванью; непосредственно затем следуют мыс Дрепан, остров Энесиппия с гаванью и селение Апис, от которой до Паретония 100 стадий, а до храма Аммона 5 дней пути. Расстояние от Паретония до Александрии около 1300 стадий; затем идут прежде всего мыс из белой земли, так называемый Левке Акта, гавань Феникунт и селение Пнигей, далее остров Педония с гаванью и Антифры на небольшом расстоянии от моря. Вся эта область не производит хорошего вина, так как в каждом сосуде для вина содержится больше морской воды, чем вина; это вино называют ливийским; его (так же как и пиво) употребляет б о льшая часть александрийского народа; Антифры в особенности подвергаются за это плохое вино насмешкам. Затем идет гавань Деррис59, называемая так по черной скале вблизи от нее, похожей на шкуру; лежащее по соседству место называется Зефирием. Далее следуют другая гавань — Левкаспис60 — и еще несколько гаваней; потом идет Кинос-Сема61; далее Тапосирис, не на море, где справляют большие всенародные празднества (есть другой Тапосирис по другую сторону Александрии и довольно далеко от нее). Поблизости от Тапосириса лежит у моря скалистое место, где собираются толпы веселых гуляк во всякое время года. Затем следуют Плинфина, селение Никия и крепость Херронес, уже поблизости от Александрии и Некрополя, на расстоянии 70 стадий. Озеро Марея62, простирающееся до Херронеса, шириной более 150 стадий, а в длину менее 300 стадий. На озере 8 островов, и все окрестности его хорошо заселены; урожай винограда в этой области такой хороший, что мареотийское вино разливают в сосуды, чтобы оно стало выдержанным.

15. Папирус произрастает в египетских болотах и озерах так же, как и египетский боб (из которого происходит киборий63); оба растения имеют стебли равной высоты около 10 футов. Но папирус представляет собой обнаженный стебель с пучком листьев на вершине, боб же дает во с. 738 многих частях листья и цветы, а также плод вроде нашего боба, отличающийся только по величине и вкусу. Бобовые поля приятны на вид и доставляют радость тем, кто желает пировать, расположившись там. Египтяне C. 800пируют в лодках с каютами, проникая в заросли бобов и скрываясь в тени листьев; ибо листья этого растения настолько велики, что их употребляют вместо питьевых сосудов и чаш; ведь у них есть даже нечто вроде углубления, приспособленного для этой цели; и действительно, мастерские Александрии полны этими листьями, где их применяют в качестве сосудов, а для села листья — один из источников дохода. Таковы свойства египетского боба. Что же касается папируса, то он не растет здесь в большом количестве (потому что его не возделывают); напротив, в нижних частях Дельты папирус встречается во множестве: один сорт — худший, другой — лучший, именно жреческий. Здесь некоторые из тех, кто желал повысить свои доходы, также применили хитрость иудеев, которую те выдумали для пальмы (в особенности ореховой пальмы) и для бальзамового дерева; ибо они не позволяют разводить папирус во многих местах, а в силу его недостатка поднимают цену на этот продукт и таким образом увеличивают доход, хотя этим они вредят общему использованию растения.

16. На правой стороне, если выйти из Канобских Ворот, находится канал, соединяющийся с озером и ведущий к Канобу; по этому каналу совершается плавание не только к Схедии, к большой реке, но также к Канобу, однако сначала к Элевсину. Элевсин — это поселение поблизости от Александрии и Никополя, расположенное на самом Канобском канале; в нем есть беседки и вышки с открывающимися оттуда красивыми видами для желающих кутить, как мужчин, так и женщин; это как бы начало «Канобской» жизни»64и принятого там легкомыслия. Пройдя небольшое расстояние от Элевсина, справа подходишь к каналу, который ведет к Схедии. Схедия находится в 4 схенах от Александрии; это — поселение города, где есть пристань для лодок с каютами, на которых префекты плавают в Верхний Египет. В Схедии находится также пункт сбора пошлин на товары, идущие снизу и сверху по реке; с этой целью через реку также наведен понтонный мост65, от которого это место получило свое название. После канала, который ведет к Схедии, дальнейшее плавание к Канобу идет параллельно той части береговой линии, которая простирается от Фароса до Канобского устья; ибо узкая полоса земли вроде ленты простирается между морем и каналом, на котором расположены за Никополем Малый Тапосирис, а также Зефирий — мыс с маленьким храмом Афродиты Арсинои. В древние времена, как говорят, здесь находился город Фонида, названный по имени царя, оказавшего радушный прием Менелаю и Елене. По крайней мере поэт так говорит о снадобьях Елены:

 

C. 801Щедро ее одарила Полидамна, супруга Фоона.

(Од. IV, 228)

 

17. Каноб — это город в 120 стадиях от Александрии, если следовать по суше, названный по имени умершего здесь кормчего Менелая Каноба. с. 739 В городе находится храм Сараписа, окруженный большим почетом и производящий такие исцеления, что даже самые уважаемые люди верят в его целительную силу и либо сами спят там для своей пользы, либо заставляют спать других. Некоторые записывают случаи излечения, другие же — высокие достоинства здешних оракулов. Но прежде всего удивительное зрелище представляет толпа людей, спускающаяся вниз по каналу из Александрии на всенародные празднества. Ибо каждый день и каждую ночь народ собирается толпами на лодках, играет на флейтах и предается необузданным пляскам с крайней распущенностью, как мужчины, так и женщины; в веселии участвуют и жители самого Каноба, которые содержат расположенные на канале гостиницы, приспособленные для отдыха и увеселений подобного рода.

18. После Каноба идут Гераклей со святилищем Геракла, Канобское устье и начало Дельты. Местности на правой стороне Канобского канала — это Менелаев ном, названный так по имени брата первого Птолемея, но, клянусь Зевсом, вовсе не от имени героя, как утверждают некоторые писатели, и между ними Артемидор. После Канобского устья следуют Больбитинское, затем Себеннитское и Фатнитское — третье по величине в сравнении с первыми двумя, которые образуют границы Дельты; ибо неподалеку от вершины Фатнитское устье разделяется, давая ответвление во внутреннюю часть Дельты. К Фатнитскому устью примыкает Мендесское, затем идут Танитское и, наконец, последнее — Пелусийское. Есть и другие устья между этими, как бы ложные устья, но они менее значительны. Устья имеют входы для судов, но не приспособлены для грузовых судов, а лишь для вспомогательных, так как это мелкие и болотистые устья. Тем не менее Канобское устье главным образом служило портом в то время, когда александрийские бухты были закрыты, как я сказал выше66. После Больбитинского устья идет низкий и песчаный мыс, который выдается дальше в море; он называется Агну-Керас67. Затем следуют сторожевая башня Персея и стена милетцев, ибо милетцы во время Псаммитиха (а он жил во время Киаксара Мидийца) на 30 кораблях приплыли к Больбитинскому устью и, высадившись там, укрепили стеной упомянутое выше поселение, но с течением времени они поднялись вверх C. 802по реке до Саисского нома, нанесли поражение городу Инару в морском сражении и основали Навкратис немного выше Схедии. После стены милетцев, если двигаться по направлению к Себеннитскому устью, подходишь к озерам, одно из которых называется Бутским от города Бута, а также к городам Себенниту и Саису; последний является столицей Нижней страны; в нем почитают Афину; в святилище богини находится могила Псаммитиха. Около Бута есть также Гермуполь, лежащий на острове; в Буте находится оракул Латоны68.

19. В глубине страны над Себеннитским и Фатнитским устьями лежат Ксоис — остров и город в Себеннитском номе. Здесь находятся Гермуполь, Ликополь и Мендес, где почитают Пана, а из животных — козла; как говорит Пиндар, козлы здесь имеют сношения с женщинами.

 

с. 740

Мендес у крутого морского утеса,

Крайний Нила рог, где с женами

Коз супруги — козлы сходятся.

(Фрг. 201. Пюеш)

 

Поблизости от Мендеса расположены также Диосполь69со своими озерами и Леонтополь70; на более далеком расстоянии — город Бусирис в Бусиритском номе и Киносполь71. По словам Эратосфена, обычай изгнания чужеземцев является общим для всех варваров, и все же египтян обвиняют в этом из-за мифов о Бусирисе, сочиненных в Бусиритском номе, так как позднейшие писатели хотели возвести на [жителей] этой местности ложное обвинение в негостеприимстве, хотя, клянусь Зевсом, никогда не существовало никакого царя или тирана по имени Бусирис; по его словам, также постоянно цитируют слова поэта:

 

Возвращаться в Египет путем продолжительно-трудным.

(Од. IV, 483)

 

Весьма много содействовал возникновению такого мнения недостаток гаваней в Египте, а также тот факт, что даже существующая гавань у Фароса была недоступна; она охранялась пастухами-разбойниками, которые нападали на корабли, бросавшие здесь якорь; карфагеняне, прибавляет Эратосфен, даже топили в море корабли всех чужеземцев, которые проплывали мимо их страны в Сардинию или к Геракловым Столпам, поэтому б о льшая часть рассказов о западных странах не заслуживает доверия; и персы, говорит он, вероломно возили послов окольными дорогами и по труднодоступным местностям.

20. К этому ному примыкают Африбитский ном и город Африбис, а также Просопитский ном, где находится город Афродиты. Над Мендесским и Танитским устьями лежит большое озеро и находятся Мендесский и Леонтопольский номы, город Афродиты и Фарбетитский ном; затем следует Танитское устье, которое иные называют Саисским; в нем — большой город Танис.

21. Между Танитским и Пелусийским устьями лежат озера и большие, непрерывно тянущиеся болота, где много селений. Вокруг самого Пелусия C. 803также находятся болота, которые иные называют Барафрами72, и грязные топи; поселение лежит на расстоянии более 20 стадий от моря, стена имеет в окружности 20 стадий; названо поселение от pelos73и грязных топей. Здесь Египет также трудно доступен, как со стороны восточных областей около Финикии и Иудеи, так и со стороны набатейской Аравии, которая граничит с Египтом; через эти области идет путь в Египет. Страна между Нилом и Аравийским заливом — Аравия; на краю ее расположен Пелусий; вся она, однако, безлюдна и непроходима для войска. Перешеек между Пелусием и глубинной частью залива у Героонполя74тянется на 1000 стадий, но, согласно Посидонию, меньше 1500; вдобавок к тому, что перешеек безводен и покрыт песком, здесь водится много пресмыкающихся, которые прячутся в песке.

с. 741 22. Если плыть от Схедии к Мемфису, то вплоть до озера Марея на правой стороне окажется очень много селений, среди которых есть так называемое селение Хабрия; на реке же находится Гермуполь; затем идут Гинеконполь75и Гинекополитский ном; далее по порядку следуют Момемфис и Момемфитский ном; в промежутке находится несколько каналов, ведущих в Мареотиду. Жители Момемфиса почитают Афродиту; здесь содержится также священная корова, подобно тому как в Мемфисе — Апис, а в Гелиуполе — Мневис. Эти животные считаются здесь божествами, а другие — в других местах (ибо во многих местах, действительно, как в Дельте, так и вне ее, содержат или быка, или корову) — не считаются божествами, хотя и признаются священными.

23. Над Момемфисом находятся 2 щелочных озера, содержащих очень большое количество щелока, и Нитриотский ном. Здесь почитают Сараписа; во всем Египте только у одних жителей этой местности в обычае приносить в жертву овцу. Поблизости и в этом номе расположен город Менелая; на левой же стороне, в Дельте, на реке находится Навкратис, тогда как в 2 схенах от реки расположен Саис. Немного выше Саиса есть убежище Осириса, где, как говорят, лежит тело Осириса; однако многие оспаривают это, в особенности жители Фил, что лежат над Сиеной и Элефантиной; ибо они сообщают мифический рассказ о том, что Исида зарыла в землю во многих местах гробы Осириса (но только в одном из них, никому не известном, действительно содержалось тело Осириса); Исида сделала это, желая скрыть тело от Тифона и боясь, как бы он не пришел и не выбросил тело из гроба.

24. Таково описание страны от Александрии до вершины Дельты. По C. 804словам Артемидора, плавание вверх по реке занимает расстояние в 28 схенов, что составляет 840 стадий, считая схен в 30 стадий. Когда я сам совершал плавание по Нилу, то мне определяли расстояние, пользуясь разными мерами схенов в разное время, так что принималась мера, равная даже 40 стадиям или еще больше, смотря по местности. Сам Артемидор в своем следующем сообщении ясно указывает, что мера схена у египтян неопределенна, ибо от Мемфиса до Фиваиды каждый схен, говорит он, равняется 120 стадиям, а от Фиваиды до Сиены — 60; если плыть от Пелусия до той же самой вершины Дельты, то расстояние, говорит он, будет 25 схенов, т. е. 750 стадий, если пользоваться той же мерой схена. Первый канал, по его словам, если двигаться дальше от Пелусия, это тот, который наполняет так называемые Болотные озера; их 2, расположены они налево от большой реки над Пелусием в Аравии; Артемидор говорит о других озерах и каналах в тех же областях вне Дельты. Есть также и Сефроитский ном у второго озера; он же считает его одним из 10, находящихся в Дельте; в эти же озера впадают и 2 других канала.

25. Существует другой канал, впадающий в Красное море и в Аравийский залив вблизи города Арсинои, который иные называют Клеопатридой. Он протекает через так называемые Горькие озера, которые прежде действительно были горькими, но когда вышеупомянутый канал был с. 742 проведен, состав воды в них изменился от примеси речной воды; теперь они изобилуют рыбой и водяной птицей. Канал был прорыт Сесострисом первоначально еще до Троянской войны; некоторые, однако, утверждают, что это дело сына Псаммитиха76, который только начал работы и затем умер; позднее за это взялся Дарий Первый, который унаследовал производство работ. Но под влиянием ложного представления он бросил уже почти законченную работу, ибо его убедили, что Красное море лежит выше Египта, а если прокопать весь промежуточный перешеек, то Египет будет затоплен морем. Тем не менее цари из рода Птолемеев77прокопали перешеек и сделали пролив запирающимся проходом, так что можно было по желанию плыть беспрепятственно во Внешнее море и возвращаться обратно. Но относительно уровня вод морей я уже сказал и в первых книгах моего труда78.

26. Недалеко от Арсинои находятся Героонполь и Клеопатрида (в самой C. 805глубине Аравийского залива по направлению к Египту), затем гавани и поселения, а поблизости несколько каналов и озер. Здесь расположены Фагрориополитский ном и город Фагрориополь. Начало канала, впадающего в Красное море, находилось у селения Факуссы, к которой примыкает селение Филона. Ширина канала 100 локтей, глубина достаточна для очень больших грузовых судов, эти места находятся вблизи вершины Дельты.

27. Здесь расположены также город Бубаст и Бубаститский ном; выше него лежит Гелиополитский ном. В этом номе находится Гелиуполь, лежащий на холме значительной высоты, со святилищем Гелиоса и быком Мневисом; последнего содержат в какой-то священной ограде; его там почитают богом, подобно Апису в Мемфисе. Перед холмом лежат озера, наполняющиеся водой из соседнего канала. Теперь город совершенно опустел; в нем находится древнее святилище, сооруженное в египетском стиле и хранящее много памятных знаков безумия и кощунства Камбиса, который одни храмы разрушал огнем, другие — мечом, подвергая их порче и обжигая со всех сторон, так же как и обелиски. 2 из обелисков, не окончательно испорченные, были привезены в Рим, другие же находятся или там, или в Фивах — теперешнем Диосполе, причем одни еще стоят сплошь обожженные огнем, а иные лежат на земле.

28. План сооружения египетских храмов следующий: при входе в священный участок находится вымощенный камнем пол шириной около плефра или меньше, длиной же втрое или вчетверо, а иногда и еще больше; это называется «дромос»79, как говорит Каллимах:

 

Это священный дромос Анубиса.

 

Во всю длину поставлены рядами каменные сфинксы на каждой из сторон на расстоянии 20 локтей или немного больше друг от друга, так что один ряд сфинксов стоит на правой стороне, другой — на левой. После сфинксов идет большое преддверье80, затем, если пройти вперед, другое преддверье и далее еще третье; однако число преддверий и сфинксов точно с. 743 не определено: в разных храмах оно различно, подобно длине и ширине дромосов. После преддверий следует самый храм с большим и замечательным пронаосом81и соответствующим ему по величине святилищем, однако в нем нет никакой статуи, по крайней мере человекообразной, но только статуя какого-то неразумного животного. По обеим сторонам пронаоса C. 806выдаются вперед так называемые крылья. Это — 2 стены одинаковой высоты с храмом, отстоящие сначала друг от друга немногим больше, чем на ширину цоколя храма, а затем, если пройти вперед по сходящимся линиям, то на расстоянии до 50 или 60 локтей; эти стены содержат фигуры больших статуй, подобных тирренским статуям82и очень древним греческим произведениям искусства. Есть также нечто вроде строения со многими колоннами (как, например, в Мемфисе), сооруженного в варварском вкусе, ибо, кроме того, что колонны велики, многочисленны и стоят во много рядов, строение не имеет никакой привлекательности и не отличается живописностью, но представляет скорее работу вслепую.

29. В Гелиуполе я видел большие дома, в которых жили жрецы, ибо в древнее время, по рассказам, этот город как раз был кварталом жрецов, которые занимались философией и астрономией; теперь же это объединение перестало существовать и его занятия прекратились. Действительно, в Гелиуполе я не обнаружил ни одного руководителя таких занятий, но только жрецов, совершающих жертвоприношения и объясняющих чужеземцам смысл священных обрядов. Во время путешествия префекта Элия Галла в Верхний Египет его сопровождал какой-то человек из Александрии по имени Херемон, который приписывал себе знание подобного рода вещей, но его обычно высмеивали как хвастуна и невежду. Однако в Гелиуполе нам показывали дома жрецов и школы Платона и Евдокса; Евдокс прибыл туда вместе с Платоном, и они оба, по словам некоторых писателей, провели 13 лет83с жрецами. Действительно, эти жрецы обладали большими сведениями в науке о небесных явлениях, но это были люди скрытные и несклонные передавать свои знания другим, поэтому Платон и Евдокс, только с течением времени снискав расположение жрецов, сумели убедить этих последних сообщить им некоторые основные положения своих учений; тем не менее варвары скрыли б о льшую часть своих знаний. Однако эти люди научили Платона и Евдокса применять доли дня и ночи, которые, набегая сверх 365 дней, наполняют время «истинного» года84. Но в то время истинный год был не известен грекам, так же как и многое другое, пока позднейшие астрологи не научились этому от людей, которые перевели на греческий язык записи египетских жрецов; и даже еще теперь они изучают творения египетских жрецов, так же как и халдеев.

30. От Гелиуполя начинается Нил над Дельтой. Области, лежащие направо от Дельты, если плыть вверх по Нилу, называются Ливией, так же как области около Александрии и озера Мареотида, тогда как части на левой стороне носят название Аравии. Таким образом, Гелиуполь находится в Аравии, а город Керкесура, лежащий поблизости от обсерватории C. 807Евдокса, — в Ливии; перед Гелиуполем показывают нечто вроде с. 744 сторожевой башни (как перед Книдом), относительно которой Евдокс производил свои наблюдения над некоторыми движениями небесных тел. Ном этот — Летополит. Если плыть дальше вверх по реке, то достигнем Вавилона — сильного укрепления, где какие-то вавилоняне подняли восстание и добились от царей разрешения основать колонию; теперь это лагерь одного из трех легионов, охраняющих Египет. От лагеря простирается до Нила горный хребет, через который поднимают воду из реки85при помощи черпальных колес и винтовых насосов; 150 колодников заняты на [этой] работе. Отсюда можно ясно видеть пирамиды86на противоположном берегу реки у Мемфиса, которые находятся поблизости.

31. Неподалеку расположен и сам Мемфис — царская резиденция египтян, ибо до него от Дельты всего 3 схена. В Мемфисе есть храмы и прежде всего храм Аписа, который тождествен Осирису; здесь бык Апис содержится в каком-то святилище, почитаемый богом, как я уже сказал; его лоб и некоторые другие малые части тела имеют белые отметины, остальные же части — черные; по этим признакам всегда выбирают быка, подходящего для наследования, когда умирает тот, который пользуется почитанием. Перед святилищем расположен двор, в котором находится другое святилище матери быка. В этот двор в известный час выпускают быка, в особенности на показ чужеземцам; хотя его можно видеть через окно в святилище, но они желают видеть его снаружи. После того как бык немного порезвится во дворе, его загоняют назад в собственное стойло. Таким образом, здесь находятся храм Аписа, расположенный поблизости от Гефестия, и сам Гефестий, который является великолепным сооружением как по величине храма, так и в прочих отношениях. Перед храмом на дромосе стоит колоссальная статуя, сделанная из цельного камня; существует обычай на этом дромосе устраивать бои между быками, которых некоторые содержат для этой цели, подобно тем, кто разводит лошадей; ибо быки, выпущенные на свободу, бросаются в бой, и признанный победителем получает награду. Есть в Мемфисе и святилище Афродиты, которую считают греческой богиней, хотя некоторые утверждают, что это — святилище Селены.

32. Существует в Мемфисе и Сарапий, находящийся в очень песчаном месте, так что ветры нагромождают там песчаные холмы. Одни сфинксы, которых я видел, засыпаны этими песками даже до головы, другие же видны только до половины; отсюда можно заключить об опасности, если песчаный вихрь застигнет путника, идущего к святилищу. Город Мемфис — большой и густо населенный, второй после Александрии, с населением из людей смешанной расы, подобным тому, которое живет вместе C. 808в Александрии. Есть там и озера, лежащие перед городом и дворцами, которые теперь разрушены и опустели; они построены на возвышенности и доходят до нижнего основания города; к городу примыкают парк и озеро.

33. Отойдя от города 40 стадий, достигнем горного плато; на нем расположено много пирамид — гробниц царей; особенно замечательны 3, 2 из них тоже причисляют к семи чудесам света; ведь они достигают стадии с. 745 в высоту, четырехугольные по форме, а их высота немного больше длины каждой из сторон; одна87из них только немного больше другой88. Наверху, приблизительно посредине между сторонами, находится камень, который можно вынимать; если камень поднять, то открывается извилистый проход к гробнице. Эти пирамиды стоят поблизости одна от другой на одинаковом уровне; но далее, на большей высоте горного плато стоит третья пирамида, гораздо меньше первых двух, хотя для ее сооружения потребовалось гораздо больше средств, ибо от самого основания и почти до середины она построена из черного камня, из которого делают ступки, причем камень доставляют издалека — с гор Эфиопии; вследствие своей твердости и трудности обработки этот материал сильно удорожает строительство. Пирамида эта называется «Гробницей гетеры»; она построена любовниками гетеры, которую Сапфо89, мелическая поэтесса, называет Дорихой, возлюбленной ее брата Харакса, привозившего в Навкратис на продажу лесбосское вино90; другие же называют ее Родопис91. Они рассказывают мифическую историю о том, что во время купания орел похитил одну из сандалий Родопис у служанки и принес в Мемфис; в то время когда царь производил там суд на открытом воздухе, орел, паря над его головой, бросил сандалию ему на колени. Царь же, изумленный как прекрасной формой сандалии, так и странным происшествием, послал людей во все стороны на поиски женщины, которая носила эту сандалию. Когда ее нашли в городе Навкратисе и привезли в Мемфис, она стала женой царя; после кончины царица была удостоена погребения в вышеупомянутой гробнице.

34. Не следует обходить молчанием одного из удивительных явлений, которое мне пришлось наблюдать у пирамид: перед пирамидами лежит несколько груд каменных обломков; среди них находятся обломки, по форме и размерам похожие на чечевицу; в некоторых грудах попадается нечто вроде крупинок как бы от полувылущенных зерен. Говорят, что это — окаменелые остатки пищи рабочих, и это утверждение не лишено вероятности. Действительно, у меня на родине92существует на равнине холм продолговатой формы; этот холм полон чечевицеобразной гальки C. 809туфового камня; морская и речная галька представляют почти одинаковые трудности для объяснения, в то время как происхождение последней можно объяснить движением, производимым течением реки, в первом случае объяснение явления более затруднительно. В другом месте93я указал, что неподалеку от каменоломен, из камней которых построены пирамиды, на другой стороне реки, в виду пирамид, в Аравии находится весьма скалистая гора под названием «Троянская»; у подошвы этой горы находятся пещеры и селение, называемое Троей (вблизи этих пещер); это древнее поселение троянских пленников, которые сопровождали Менелая, но осели там94.

35. После Мемфиса следуют город Аканф, также находящийся в Ливии, святилище Осириса и роща фиванского аканфа95, из которого добывают камедь96. Затем идут Афродитопольский ном и одноименный город с. 746 в Аравии, где содержат священную белую корову. Далее идет Гераклеотский ном на большом острове, где направо расположен канал, ведущий в Ливию к Арсиноитскому ному так, что этот канал имеет 2 устья, между которыми оказывается часть острова. Этот ном — самый замечательный из всех как по виду и плодородию, так и по качеству обработки [земли], ибо он один только обсажен большими, зрелыми оливковыми деревьями, приносящими отличные плоды; эти плоды доставляют хорошее масло, если только тщательно собрать маслины. Но так как жители пренебрегают этим (они производят, правда, много масла), то масло дурно пахнет (в остальном Египте нет оливковых деревьев, кроме как в садах в окрестностях Александрии, которые являются достаточно большими для того, чтобы приносить маслины, но не дают масла). Этот ном дает значительное количество вина, так же как и хлеба, бобовых растений и многих других сеяных культур. В нем находится удивительное озеро, называемое озером Мериды, по величине с открытое море и цвета морской воды; его берега по виду подобны морским, так что можно сделать одинаковое предположение относительно этой области и области у храма Аммона (действительно, Аммон и Гераклеотский ном не так далеко находятся друг от друга и от Паретония); этот храм, как можно заключить на основании множества признаков, в прежние времена был расположен на море, так же как и эта область раньше была приморской. И Нижний Египет, и местности до озера Сирбонида были морем, может быть морем, соединявшимся с Красным морем у Героонполя и Эланитского залива.

36. Я уже говорил более подробно об этом предмете в первой книге моей «Географии»97, но теперь я должен снова вкратце упомянуть о деятельности Природы и вместе с тем Провидения, так как они ведут к единой C. 810цели. Деятельность Природы состоит в том, что все стремится к одной точке — центру всего и образует вокруг нее шар; самое плотное и наиболее центральное тело — это земля; менее плотное и следующее за ней — вода; и та и другая — шар; первый шар — плотный, последний — пустой, так как содержит в себе землю. Деятельность же Провидения — в том, что оно, будучи чем-то вроде вышивальщика узоров и творцом бесчисленных произведений, решило создать в числе своих первых творений живые существа, далеко превосходящие всех прочих, и среди них наиболее могущественные — богов и людей, ради которых было создано и все остальное. Таким образом, Провидение предназначило богам небо, а людям — землю, являющиеся крайними местами двух частей Вселенной, ибо крайними пунктами шара являются центр и поверхность98. Но так как вода окружает землю и человек — не водное животное, а животное, живущее на суше, нуждающееся в воздухе и требующее много света, то Провидение создало на земле много возвышенностей и впадин, так что в этих последних содержится вся или б о льшая часть воды, скрывающей под собой землю; в первых же земля выдается, скрывая под собой воду, за исключением такого ее количества, которое потребно для рода человеческого и для окружающих его животных и растений. Но так как все вещи с. 747 находятся в постоянном движении и подвергаются большим изменениям (ибо иначе невозможно во Вселенной управлять такого рода вещами, столь многочисленными и столь великими), то следует допустить, во-первых, что земля не пребывает в таком виде вечно, постоянно сохраняя те или иные размеры и ничего не прибавляя к своей величине и не уменьшаясь; во-вторых, и вода тоже; в-третьих, ни та ни другая не пребывают на одном и том же определенном месте, тем более что взаимный переход одной в другую совершается наиболее естественно и весьма просто; но как много земли превращается в воду, так и большое количество воды становится сушей таким же самым образом, как на земле, где с ней происходит так много перемен; ибо земля одного рода — рыхлая, земля же другого рода — твердая или каменистая или же содержит железную руду и так далее. Так же обстоит дело и со свойствами жидкостей: одна — соленая, другая — пресная и годная для питья; иные жидкости содержат снадобья — целебные или губительные, горячие или холодные. Итак, что же удивительного, если какие-то части земли, теперь обитаемые, прежде были покрыты морем, а теперешние моря в прежние времена были обитаемы? Подобно этому случилось, что одни прежде действовавшие источники иссякли, а другие прорвались на поверхность, а также реки и озера; таким же образом горы и равнины превращались одни в другие. Этот предмет я разбирал подробно уже раньше99, а теперь о нем сказано достаточно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...