Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПРИМЕЧАНИЯ 3 страница




37. Во всяком случае озеро Мерида благодаря своей величине и глубине в состоянии выдержать наводнения во время разливов Нила, не заливая C. 811жилых мест и посевов; при спаде воды в реке, отдав излишек воды в реку через тот же самый канал у каждого из двух устьев, само озеро и канал способны удерживать остаток воды, полезный для орошения. Несмотря на то что эти явления вызваны деятельностью Природы, тем не менее у обоих устьев канала расположены шлюзы, при помощи которых механики100регулируют прибыль и убыль воды. Кроме того, в этом номе есть лабиринт — сооружение, которое можно сравнить с пирамидами, — а рядом с ним гробница царя, строителя лабиринта101. Около первого входа в канал, пройдя вперед 30 или 40 стадий, достигнем плоской местности в форме трапеции, где находятся селение, а также большой дворец, состоящий из многих дворцовых помещений, числом столько, сколько в прежние времена было номов102; ибо там находится столько залов, которые окружены примыкающими друг к другу колоннадами; все эти колоннады расположены в один ряд и вдоль одной стены, которая подобна длинной стене с залами перед ней; пути, ведущие к ним, находятся прямо напротив стены. Перед входами в залы находится много каких-то длинных крытых сводов с извилистыми путями между ними, так что без проводника ни одному чужеземцу не найти ни входа, ни выхода. Вызывает удивление, что крыша каждого покоя состоит из одного камня и что крытые своды в ширину точно так же покрыты плитами из цельного камня чрезвычайно большой величины, без всякой примеси дерева где-либо или какого-нибудь другого с. 748 вещества. Поднявшись на крышу небольшой высоты, так как лабиринт одноэтажный, можно видеть каменную равнину, состоящую из камней такой же большой величины; отсюда, спустившись снова в залы, можно заметить, что они расположены в ряд и покоятся на 27 колоннах; стены их сложены также из камней не меньшей величины. В конце этого здания, занимающего пространство больше стадии, помещается гробница — четырехугольная пирамида, каждая сторона которой имеет около плефра в ширину при равной высоте. Имя погребенного там — Имандес103. Говорят, что такое количество залов построено в силу обычая собираться здесь всем номам соответственно значению каждого вместе со своими жрецами и жрицами для совершения жертвоприношений, принесения даров богам и для судопроизводства по важнейшим делам. Каждому ному был отведен предназначенный ему зал.

38. Если плыть мимо этого сооружения, то на расстоянии сотни стадий встретим город Арсиною. Город назывался прежде Крокодилополем. Дело в том, что в этом номе весьма развито почитание крокодила; у них есть одно такое священное животное, содержимое отдельно в озере и прирученное жрецами. Оно называется Сухом. Кормят животное хлебом, мясом и вином; эту пищу всегда приносят с собой чужеземцы, которые приходят C. 812созерцать священное животное. Наш хозяин, один из должностных лиц, который посвящал нас там в мистерии, пришел вместе с нами к озеру, захватив от обеда какую-то лепешку, жареного мяса и кувшин с вином, смешанным с медом. Мы застали крокодила лежащим на берегу озера. Когда жрецы подошли к животному, то один из них открыл его пасть, а другой всунул туда лепешку, затем мясо, а потом влил медовую смесь. Тогда животное прыгнуло в озеро и переплыло на другой берег. Но когда подошел другой чужеземец, тоже неся с собой приношение из начатков плодов, то жрецы взяли от него дары; затем они направились бегом вокруг озера и, найдя крокодила, подобным же образом отдали животному принесенную пищу.

39. После Арсиноитского и Гераклеотского номов идет Гераклеополь, где в противоположность арсинойцам почитают ихневмона; у арсинойцев распространено почитание крокодилов, а поэтому канал у них и озеро Мерида полны крокодилов (так как они считают крокодилов священными и щадят их), напротив, гераклеопольцы почитают ихневмонов — злейших врагов крокодилов, так же как и змей, ибо те уничтожают яйца змей и самих животных, защищаясь грязью как панцирем; обвалявшись в грязи, они высыхают на солнце и затем хватают змей либо за голову, либо за хвост, увлекают в реку и там уничтожают; крокодилов же ихневмоны подстерегают, когда те, раскрыв пасти, греются на солнце; они вползают в раскрытые пасти крокодилов, перегрызают их внутренности и брюхо и опять выползают из трупов.

40. Далее идут Кинопольский ном и Кинонполь104, где почитают Анубиса и в обычае культ и священное кормление собак. На противоположном берегу реки находятся город Оксиринх и одноименный с ним ном. с. 749 Жители почитают оксиринха105, у них существует святилище оксиринха; впрочем, совместное почитание этой рыбы распространено и у прочих египтян. Действительно, некоторых животных сообща почитают все египтяне; именно из числа животных, живущих на суше, — трех: быка, собаку и кошку; из птиц — коршуна и ибиса; из рыб — чешуйчатую рыбу и оксиринха; других животных, однако, почитают только в отдельных местах независимо от прочих, как например саисцы и фиванцы — овцу; латопольцы — какую-то нильскую рыбу лата106; ликопольцы — шакала107, гермопольцы — кинокефала108, вавилоняне, живущие у Мемфиса, — кебуса109 (кебус лицом похож на сатира, в остальном это среднее существо между C. 813собакой и медведем; водится оно в Эфиопии); фиванцы — орла, леонтопольцы — льва, мендесцы — козу и козла, африбиты — землеройку110, другие же египтяне почитают других животных; однако причины такого почитания они приводят различные.

41. Далее идет гермопольское пограничное сторожевое охранение — нечто вроде пункта по сбору пошлин с товаров, провозимых вниз по реке из Фиваиды; здесь начинается отсчет схенов, содержащих 60 стадий, до Сиены и Элефантины. Затем следуют фиванское пограничное сторожевое охранение и канал, ведущий к Танису, далее — Ликополь, Афродитополь и Панополь и древнее поселение прядильщиков льна и каменщиков.

42. Потом идет Птолемаида — самый большой из городов Фиваиды, не уступающий Мемфису, который имеет государственное устройство по греческому образцу. Над этим городом расположен Абидос, в котором находится Мемноний — царский дворец. Здание замечательной постройки, целиком из камня в таком же стиле, как я описал лабиринт, хотя и не столь сложное; в глубине расположен источник, так что к нему спускаются через вырубленные из одного камня сводчатые подземные ходы, замечательные по величине и архитектуре. Есть там канал, проведенный к этому месту из большой реки. Около канала находится роща египетских аканфов, посвященная Аполлону. Абидос, по-видимому, когда-то был большим городом, вторым после Фив; теперь это маленькое поселение. Впрочем, если, как говорят, египтяне называют Мемнона Исмандесом111, то лабиринт может быть мемнонием112 и произведением того же строителя, которому принадлежат мемнонии в Абидосе и Фивах; по рассказам, в Фивах есть какие-то мемнонии. Против Абидоса находится первый из трех упомянутых оазисов в Ливии; он лежит на расстоянии семидневного пути от Абидоса через пустыню; это обильное водой и вином поселение, имеющее и другие продукты в достаточном количестве. Второй оазис расположен около озера Мерида; третий — это тот, что поблизости от оракула Аммона. Эти поселения также стоит упомянуть.

43. Хотя я уже многое сказал об Аммоне, но хочется добавить еще следующее. У древних искусство предсказания и в особенности оракулы были в большем почете; теперь же господствует большое пренебрежение к ним, так как римляне довольствуются оракулами Сивиллы и тирренскими предсказаниями по внутренностям животных, по полету птиц и с. 750 небесным знамениям. Поэтому и оракул в Аммоне также почти что заглох, в то время как прежде он был в большом почете. Яснее всего доказывают это писатели, описывавшие подвиги Александра; хотя они и прибавляли C. 814много лести, но все же сообщали кое-что, достойное доверия. Каллисфен говорит, что жажда славы побудила Александра подняться по Нилу к оракулу, так как он слышал о том, что в прежние времена Персей и Геракл совершили такое путешествие. Александр выступил из Паретония и попал в полосу южных ветров, но был вынужден продолжать путь, сбившись затем с пути от поднявшихся облаков летучего песка; он был спасен наступившими ливнями и двумя воронами, которые указали ему дорогу. Этот рассказ уже является лестью, такого же рода и следующий о том, что жрецы разрешили только одному царю войти в храм в обычной одежде; остальные же должны были переодеться и (кроме Александра) слышать изречения оракула, находясь вне храма, и только он — из храма. Ответы оракула давались не словами, как в Дельфах и у Бранхидов113, но большей частью кивками и знаками, как у Гомера:

 

Рек и во знаменье черными Зевс помавает бровями,

(Ил. I, 528)

 

причем прорицатель принимал на себя роль Зевса. Однако прорицатель в точных выражениях сказал царю, что он — сын Зевса. К этому рассказу Каллисфен прибавляет, подобно трагическому поэту, еще следующее: после того как Аполлон покинул оракул у Бранхидов, с тех пор как святилище было разграблено Бранхидами (которые во времена Ксеркса114 держали сторону персов), иссяк и источник; однако с прибытием Александра не только источник вновь появился, но и милетские послы доставили в Мемфис много изречений оракула относительно рождения Александра от Зевса, о предстоящей победе около Арбел, кончине Дария и попытках восстания в Лакедемоне. Каллисфен говорит, что Эритрейская Афинаида115 также возвестила о божественном происхождении Александра, ибо, по его словам, эта пророчица была похожа на древнюю Эритрейскую Сивиллу. Таковы рассказы историков.

44. В Абидосе почитают Осириса. В святилище Осириса певцу, флейтисту или арфисту не позволяется начинать обряды в честь бога, как это в обычае при служении остальным богам. После Абидоса идут Малый Диосполь, а затем город Тентира. Здесь население, в противоположность прочим египтянам, относится с особым отвращением к крокодилу, для них он — самое ненавистное из всех животных. Хотя прочие египтяне знают злость крокодила и насколько это животное вредоносно для человеческого рода, однако они почитают его и воздерживаются обижать; жители же Тентиры, напротив, всячески выслеживают и истребляют крокодилов. Некоторые утверждают, что подобно тому как живущие у Киренаики псиллы116 имеют своего рода природное «отвращение»117 к пресмыкающимся, так и у жителей Тентиры такая «неуязвимость» против с. 751 крокодилов, что они ничуть не страдают от них, но даже бесстрашно ныряют и переходят через них, на что никто другой не осмелится. Жители Тентиры C. 815сопровождали крокодилов в Рим, когда их привезли туда для обозрения. По сооружении бассейна и чего-то вроде подмостков над одной из его сторон, чтобы животные, выйдя из воды, могли греться на солнце, эти люди то влезали все вместе в воду и тащили крокодилов сетью к солярию, напоказ зрителям, то снова стаскивали их назад в бассейн. У них распространен культ Афродиты. Позади храма Афродиты находится святилище Исиды; затем идут так называемые Тифонии и канал, ведущий к Копту — общему городу египтян и арабов.

45. Отсюда начинается перешеек, идущий до Красного моря вблизи города Береники. Хотя в городе и нет гавани, но в силу удобного расположения перешейка он обладает хорошими постоялыми дворами. Филадельф, как говорят, впервые со своим войском проложил по безводной местности эту дорогу и устроил станции на ней, приспособленные как бы для путешествий купцов на верблюдах; это он сделал потому, что Красное море неудобно для плавания, в особенности для тех, кто плывет из впадины его. Из опыта выяснилась большая польза замысла Филадельфа, и в настоящее время все индийские и арабские товары, так же как и эфиопские, доставляемые по Аравийскому заливу, привозят в Копт, который является портом таких товаров. Поблизости от Береники лежит город Миос-Гормос с якорной стоянкой для мореходов, а недалеко от Копта расположен так называемый Аполлонополь, так что на каждой стороне перешейка находятся 2 города, составляющие границы перешейка. В настоящее время Копт и Миос-Гормос пользуются доброй славой и места эти часто посещают. Прежде купцы с верблюжьими караванами совершали переходы только ночью, определяя направление по звездам; подобно мореходам они путешествовали, неся с собой воду; теперь же здесь соорудили колодцы, прокопав землю на большой глубине, а для дождевой воды завели водоемы, хотя дождевой воды и недостаточно. Дорога туда занимает 6 или 7 дней118. На этом перешейке есть также рудники смарагдов119 и прочих драгоценных камней, для добычи которых арабы роют глубокие подземные ходы.

46. После Аполлонополя идут Фивы120 (теперь они называются Диосполем):

 

Град, в котором сто врат, а из оных из каждых по двести

Ратных людей в колесницах, на быстрых конях выезжают.

(Ил. IX, 383)

 

Так говорит Гомер, он упоминает также о их богатстве:

 

…иль Фивы египтян,

C. 816Град, где богатства без сметы в обителях граждан хранятся.

(Ил. IX, 381)

 

И другие писатели передают рассказы в таком роде, считая город Фивы столицей Египта. Даже в настоящее время следы города с. 752 обнаруживаются на протяжении 80 стадий в длину121. Там есть много святилищ; б о льшую часть их, однако, разрушил Камбис. Теперь город представляет лишь группу деревень; часть из них, охватывающая собственно город, находится в Аравии, другая же часть — на противоположном берегу, где был мемноний. Из двух стоящих здесь поблизости друг от друга колоссальных статуй из цельного камня одна сохранилась, верхние части другой, начиная от седалища, как говорят, вследствие землетрясения обрушились. Есть поверье, что из части статуи, оставшейся на троне и на пьедестале, один раз ежедневно раздается звук, как бы от слабого удара. Когда я находился в этих местах вместе с Элием Галлом в большой свите его спутников — друзей и воинов, — мне также пришлось слышать звук около первого часа122; однако я не могу определенно утверждать, исходил ли этот звук от пьедестала или от самого колосса или же его намеренно производил один из людей, стоящих вокруг и вблизи пьедестала. Ведь из-за того, что причина этого явления не ясна, приходится предполагать скорее все что угодно, чем то, что звук исходит из камней, сложенных таким образом. Над мемнонием находится около 40 высеченных в скалистых пещерах царских гробниц, замечательно построенных и достойных обозрения. В Фивах123 на некоторых обелисках124 есть надписи, показывающие богатство царей того времени, их владения, простиравшиеся до скифов, бактрийцев, индийцев и теперешней Ионии, общую сумму собираемых ими податей и численность войска, составлявшую около 1 миллиона человек. Тамошние жрецы, как говорят, были преимущественно астрономами и философами. Их изобретением является счет дней не по луне, а по солнцу, так как они каждый год прибавляют по 5 дней к 12 тридцатидневным месяцам. Для восполнения целого года, так как известная лишняя часть дня всегда набегает, они составляют некоторый определенный период времени, состоящий из стольких целых дней или целых годов, сколько лишних набегающих частей, сложенных вместе, составляют день125. Всю мудрость такого рода они возводят преимущественно к Гермесу. Зевсу же, которого они особенно почитают, они посвящают самую красивую и знатнейшую родом девушку (таких девушек греки называют «палладами»)126; она предается разврату, отдаваясь любому, кому хочет, пока не наступает естественное очищение ее тела; после очищения ее выдают замуж, но до замужества, после окончания периода ее внебрачного сожительства, объявляют траур по ней.

C. 81747. После Фив идет город Гермонфида, где почитают Аполлона и Зевса. Здесь также содержат быка. Затем следует Город Крокодилов, жители которого почитают это животное. Далее идут Афродитополь и Латополь, который чтит Афину и лата127; затем — город и святилище Илифии; на противоположном берегу — Город Коршунов, где почитают коршунов; затем идет Аполлонополь, который также ведет борьбу с крокодилами.

48. Что до Сиены и Элефантины, то первая расположена на границах Эфиопии и Египта, а последняя — остров на Ниле, лежащий против Сиены на расстоянии половины стадии; на острове находятся город со святилищем Кнуфиды и, как в Мемфисе, нилометр. Нилометр — это колодец на с. 753 берегу Нила, сооруженный из плотно пригнанных камней, на котором отмечаются наибольшие, наименьшие и средние подъемы воды Нила, ибо вода в колодце поднимается и опускается вместе с поднятием и опусканием воды в реке. На стенке колодца, таким образом, есть отметки — меры высших и других подъемов реки. Наблюдающие за этими отметками сообщают свои наблюдения для сведения другим. Ибо по этим отметкам и мерам128 они задолго вперед знают, каков будет подъем, и объявляют о нем заранее. Эти сведения полезны как земледельцам для распределения воды, устройства насыпей, каналов и других сооружений такого рода, так и правителям ради государственных доходов, ибо более сильные разливы указывают на то, что и доходы будут б о льшими. В Сиене есть колодец, который указывает летнее солнцестояние, потому что эта область расположена под тропическим кругом129 и заставляет гномоны в полдень не отбрасывать тени. Ведь если мы продвинемся к югу от нашей области (я имею в виду Грецию), то впервые в Сиене солнце окажется у нас над головой и заставит гномоны в полдень не отбрасывать тени. Если солнце стоит у нас над головой, то оно неизбежно бросает лучи в колодцы до поверхности воды, даже если они очень глубоки. Ведь мы стоим на перпендикулярной линии к земле и колодезные ямы выкопаны в том же направлении. Там расположены 3 римские когорты для охраны.

49. Немного выше Элефантины находится малый катаракт, где лодочники устраивают префектам нечто вроде представления. Катаракт расположен посредине реки; это как бы выступ скалы, плоский на вершине, так что он принимает на себя воды реки, но оканчивается обрывом, по которому низвергается вода; по обеим сторонам скалы по направлению к суше C. 818идет поток, по которому как раз можно плыть вверх по течению. Таким образом, лодочники, проплыв сначала вверх по этому потоку, плывут затем вниз, увлекаемые течением к катаракту, потом низвергаются с челном в обрыв и, наконец, выходят невредимыми вместе с ним. Немного выше катаракта лежит остров Филы; это — совместное поселение эфиопов и египтян, устроенное подобно Элефантине и одинаковое с ней по величине; в нем находятся египетские храмы. Здесь также существует культ птицы, называемой коршуном, хотя по-моему она не имеет ничего общего с нашими или египетскими коршунами, но больше их размером и весьма отлична по расцветке оперения. Говорили, что это — эфиопская птица и что другая доставлена из этой страны, когда та умерла или уже раньше. Действительно, птицу показывали нам в то время, когда она находилась при последнем издыхании от болезни.

50. Мы прибыли в Филы из Сиены в повозке через весьма ровную местность, простиравшуюся приблизительно на 100 стадий130. По всему пути с обеих сторон можно видеть во многих местах похожие на гермы высокие круглые куски скал, совершенно гладкие, почти шарообразные, из черного и твердого камня, из которого делают ступки; всегда меньший камень лежит на большем, а на нем — опять другой. Иногда камни лежали отдельно; самый большой камень был не меньше 12 футов в диаметре, с. 754 а все вместе были больше половины этой величины. Мы переправились на остров на пактоне. Пактон — это маленькая лодка, связанная из ивовых прутьев, так что она похожа на плетенку. Стоя в воде или сидя на каких-то дощечках, мы легко переправились, напрасно пережив испуг, ибо эти лодки безопасны, если их только не перегружать.

51. Хотя в целом Египте пальмовое дерево плохой породы и в области Дельты и Александрии оно дает несъедобные плоды, но в Фиваиде произрастает наилучшее пальмовое дерево из всех прочих. Вызывает удивление, как это страны, лежащие на одной и той же долготе с Иудеей и соседние с ней (страны около Дельты и Александрии), настолько различны; Иудея, кроме плодов другой финиковой пальмы, производит еще и плоды кокосовой пальмы, несколько лучше вавилонской. Пальмовое дерево в Фиваиде, как и в Иудее, двух пород — кокосовая пальма и другая; плоды фиванской финиковой пальмы тверже, но более приятны на вкус. Там есть остров, который как раз производит наилучшие финики, принося очень большой доход префектам. Ибо прежде он был царской собственностью, и ни одно частное лицо не имело права на него; теперь же он принадлежит префектам.

52. Много нелепостей болтают Геродот131 и другие писатели, уснащая свой рассказ небывальщиной, словно каким-то музыкальным мотивом, ритмом C. 819или приправой. Таково, например, их утверждение о том, что истоки Нила находятся около островов у Сиены и Элефантины (а их там несколько) и что русло реки в этом месте неизмеримой глубины. Нил имеет очень много разбросанных по течению островов; одни из них целиком затопляются при разливах, другие же — частично; места же, слишком выступающие из воды, орошаются с помощью винтовых насосов.

53. Египет отличался издревле миролюбием вследствие того, что он был самодовлеющей страной, недоступной для вторжения чужестранцев, так как с севера он защищен лишенным гаваней побережьем и Египетским морем, а с востока и запада, как я сказал132, пустынными горами Ливии и Аравии. В остальных частях по направлению к югу обитают троглодиты, блеммии, нубийцы и мегабары — эфиопы, живущие выше Сиены. Это — кочевники; они немногочисленны и невоинственны, хотя древние считали их такими за то, что они часто разбойнически нападали на беззащитных людей. Что же касается эфиопов, область которых простирается далее к югу и к Мерое, то и они немногочисленны и не объединены в союз, так как, как я уже сказал выше133, обитают в длинной, узкой и извилистой речной долине; они не подготовлены ни к походной, ни к прочей жизни. И в настоящее время вся страна почти в таком же положении относительно мира и безопасности. Доказательством этого является следующее: римляне хорошо справляются с охраной страны с помощью только трех когорт, да и то неполных; и когда однажды эфиопы осмелились напасть на римлян, то они подвергли опасности собственную страну. Остальные римские военные силы в Египте едва ли столь же велики, как эти, и римляне ни разу даже не объединяли их для совместных действий. Ведь при своей с. 755 многочисленности ни сами египтяне, ни соседние племена не отличаются воинственностью. По крайней мере Корнелий Галл — первый префект Египта, назначенный Цезарем, напал с небольшими силами на восставший Героонполь и взял его; вспыхнувшее в Фиваиде из-за податей возмущение он тоже подавил в короткий срок. Позднее Петроний, когда толпа во много десятков тысяч александрийцев бросилась на него с камнями, выдержал ее натиск с бывшими у него для личной охраны воинами и, перебив несколько человек из толпы, покорил остальных. Об Элии Галле я уже рассказал134, как он при вторжении в Аравию с частью гарнизона, расположенного в Египте, обнаружил невоинственность туземцев. И в самом деле, если бы не предательство Силлея, он, пожалуй, завоевал бы всю Счастливую Аравию.

C. 82054. Эфиопы, набравшись смелости оттого, что часть римских сил в Египте во главе с Элием Галлом была отвлечена войной против арабов, напали на Фиваиду и на сиенский гарнизон из трех когорт и неожиданным нападением захватили Сиену, Элефантину и Филы, обратили жителей в рабство и разбили статуи Цезаря. Однако Петроний, подойдя с войском менее чем в 10 000 пехотинцев и 800 всадников против 30 000 человек врагов, сначала заставил неприятеля бежать в эфиопский город Псельхис и затем отправил к ним послов с требованием возвратить захваченное, а также спросить о причине, из-за которой они начали войну. Когда эфиопы заявили, что их обидели номархи135, Петроний ответил, что не эти последние являются властителями страны, но Цезарь. Когда же они затем потребовали 3 дня на размышление, но ничего не сделали из того, что были должны сделать, он напал на них, заставил вступить в сражение и быстро обратил в бегство, так как они плохо держали строй и имели скверное вооружение. Ибо у них были большие продолговатые щиты, изготовленные из сырой бычьей кожи, боевым оружием им служили топоры, у некоторых были также копья, а у иных — мечи. Часть неприятелей римляне отбросили назад в город, другая — бежала в пустыню, третьи, бросившись в канал (из-за сильного течения в канале было немного крокодилов), нашли убежище на соседнем острове. Среди беглецов были и военачальники царицы Кандаки, которая в наше время управляла эфиопами, женщины мужского склада и слепой на один глаз. Всех их Петроний захватил в плен живыми, подплыв на плотах и кораблях, и немедленно отправил в Александрию; затем он произвел нападение на Псельхис и взял ее. Когда, подсчитав, прибавили к числу захваченных в плен всю массу павших в битве, то оказалось, что спаслись только немногие. Из Псельхисы Петроний прибыл в укрепленный город Премнис, пройдя песчаные дюны, где было засыпано песком застигнутое бурей войско Камбиса. Напав на крепость, он взял ее приступом. После этого он двинулся против Напат. Этот город был царской резиденцией Кандаки; там находился ее сын, сама же она расположилась в каком-то соседнем местечке. Несмотря на то что царица отправила послов, прося заключить договор о дружбе и предлагая возвратить пленников и статуи, захваченные в Сиене, Петроний произвел с. 756 нападение, взял Напаты (откуда сын Кандаки успел бежать) и разрушил город до основания; обратив жителей в рабство, он снова повернул с добычей обратно, решив, что лежащие далее области непроходимы для войска. Премнис он все же лучше укрепил, оставив там охрану и продовольствие C. 821на 2 года для 400 человек, и отправился в обратный путь в Александрию. Что касается пленников, то часть их он продал как военную добычу, тысячу же человек он отослал к Цезарю, только что возвратившемуся из Кантабрии; остальные пленники погибли от болезней. Между тем Кандака неожиданно подступила к крепости с несметным войском, но Петроний выступил на помощь и, опередив царицу, прибыл туда раньше. После того как он, приняв ряд надлежащих мер, обезопасил крепость от вторжения врагов, снова прибыли послы, но он приказал им отправиться к Цезарю. Когда послы объявили, что не знают, кто такой Цезарь и куда надо идти к нему, Петроний предоставил им провожатых. Послы прибыли на Самос, где находился Цезарь, собиравшийся отправиться оттуда в Сирию, снарядив Тиберия в Армению. После того как они добились удовлетворения всех своих просьб, Цезарь даже освободил их от податей, которые сам же наложил на них.

 

II

 

1. Много сведений относительно народностей Эфиопии я уже сообщил в предшествующем изложении, так что описание их страны можно дать вместе с описанием Египта. Вообще говоря, края населенного мира, лежащие вдоль неумеренного пояса, необитаемого из-за жары или холода, должны быть как бы извращением и ухудшением умеренного пояса. Это можно усмотреть из образа жизни их обитателей и из недостатка у них жизненных потребностей. Действительно, они влачат жалкое существование, по большей части ходят нагими, ведя кочевую жизнь. Домашние животные у них — овцы, козы, коровы — малорослые; собаки — маленькие, проворные и драчливые. Может быть, от природной низкорослости этих людей и возникли представления и мифы о пигмеях; ведь никто из достойных доверия людей не утверждал, что видел их.

2. Эфиопы живут, питаясь просом и ячменем, из которого они приготовляют и питье, а вместо оливкового масла у них коровье масло и жир. Фруктовых деревьев у них нет, кроме немногих финиковых пальм в царских садах. Некоторые употребляют в пищу траву, а также молодые побеги, лотос и корень тростника; они едят и мясо, кровь, молоко и сыр. Своих царей они почитают как богов; причем цари сидят дома взаперти. Самая большая царская резиденция у них — Мерое, город, одноименный с островом. Остров, как говорят, по форме похож на продолговатый щит. Его величина, может быть, указана преувеличенной: в длину около 3000, в ширину 1000 стадий. На острове много гор и огромные лесные чащи; население состоит отчасти из кочевников, охотников и отчасти из земледельцев; есть там медные, железные и золотые рудники и разного рода драгоценные камни. Со стороны Ливии остров окружен большими C. 822с. 757 песчаными дюнами, а на арабской стороне — непрерывными скалистыми кручами, выше на юге — слияние рек Астаборы, Астапода и Астасобы, с севера же — дальнейшим течением Нила вплоть до Египта вдоль по упомянутым уже извилинам реки. Жилые дома в городах построены из переплетенных кусков пальмового дерева или из кирпичей. Соль у них ископаемая, как и у арабов. Из деревьев часто встречается пальма, персея1, эбеновое дерево и кератия2. Охота идет на слонов, львов и леопардов. Есть также змеи, которые вступают в борьбу со слонами, и много других диких животных; ибо животные убегают из более жарких и сухих местностей в места влажные и болотистые.

3. Над Мерое лежит большое озеро Псебо, а на нем — довольно населенный большой остров. Так как ливийцы занимают область на западной стороне по течению Нила, а эфиопы — область на противоположной, то случается, что они поочередно владеют островами и речной областью, причем одни изгоняются другими и уступают место более сильным. У эфиопов в употреблении также деревянные луки длиной в 4 фута, обожженные для твердости на огне. Они вооружают и женщин, большинство женщин продевает через губу медное кольцо. Одеваются эфиопы в овчины, ибо шерсти у них нет, так как овцы покрыты волосами, как у коз; некоторые ходят нагими, другие же опоясываются маленькими шкурами или искусно сплетенными волосяными поясами. Богом они считают одно бессмертное существо (его они признают причиной всего), а другое смертное, какое-то безымянное и неопределенное. Большей же частью они почитают как богов своих благодетелей и царственных людей; причем царей считают общими спасителями и хранителями всего, а людей особенных — особыми богами для тех, кого они облагодетельствовали. Некоторые из живущих вблизи жаркого пояса считаются безбожниками; по крайней мере, говорят, что они ненавидят даже солнце и ругают его, смотря на восход, за то, что солнце жжет и враждует с ними; поэтому они ищут убежища в болотах. Жители Мерое почитают Геракла, Пана и Исиду, кроме другого какого-то варварского бога. Что до покойников, то одни выбрасывают их в реку, другие же держат дома, положив под стекло; иные, наконец, погребают их в глиняных гробах вокруг святилищ; они требуют выполнения клятв, приносимых от имени покойников, и считают эти клятвы самыми священными из всего. Царями они выбирают людей, выдающихся красотой или отличающихся уменьем разводить скот, мужеством или богатством. В Мерое издревле самое высокое положение занимали жрецы, которые иногда даже через вестника приказывали царю умереть и назначали на C. 823его место другого. Впоследствии же один из царей уничтожил этот обычай; он напал с вооруженными людьми на святилище, где находился золотой ларец, и перебил всех жрецов. Следующий обычай является также эфиопским: если один из царей повредит какую-нибудь часть тела, то его ближайшие друзья подвергаются тому же, они даже умирают вместе с царем; поэтому-то они охраняют царя самым заботливым образом. Этого достаточно об эфиопах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...