Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические занятия (лекции) - 16 часов.




Лекция 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества

Тип лекции: информационная лекция.

1.1. Социальные предпосылки философского знания.

1.2. Мифология и философия. Мировоззренческий характер философии.

1.3. Специфика философского знания. Предмет философии. Основные разделы философии и их краткая характеристика.

 

1.1. Философия является одной из самых древних областей человеческого знания. Само слово «философия» впервые возникло и было введено в употребление в Древней Греции, греческим философом Пифагором. Буквально оно означает "любовь к мудрости" (от слов: филео - люблю, софия -мудрость). Что означало тогда быть философом, какова была главная задача философии? Мы никогда не найдем полного, исчерпывающего, и удовлетворяющего всех философов ответа на вопрос: что такое философия? Это подтверждает то, что философию как особую область знания отличает большое разнообразие подходов и пониманий своего собственного предмета, свидетельствует о множественном (плюралистическом) характере философии. Тем не менее, мы с вами попытаемся ответить на вопросы что такое философия, какова ее специфика, ее происхождение, какова структура философского знания, но не сразу – записав две-три четкие формулировки, а на протяжении все лекции, и даже семестрового курса.

Для зарождения философии необходимы были определенные социальные условия. Люди в первобытнообщинную эпоху вели примитивный образ жизни, имели только простые орудия труда (рубила, скребки) и были всецело поглощены тяжелой борьбой с природы, им необходимо было тратить колоссальные усилия только для того, чтобы прокормить себя, уберечь от природной стихии. И как следствие: сознание первобытных людей было неразвитым. Они обладали всего лишь зачатками знаний об окружающих их предметах и явлениях.

Для появления философии было необходимо отделение умственного труда от физического, более высокий уровень социального, культурного и экономического развития. Такие благоприятные для возникновения философии условия сформировались в Древней Греции примерно к VI в. до н.э. Полисная религия греков не претендовала на идеологическое господство, произошло разделение светской от духовной сферы (в отличие от Востока, где каждый человеческий шаг сопровождался особым религиозным ритуалом). Греки пользовались относительно большой политической свободой, именно здесь создаются первые демократические властные институты.

В VII и VI вв. до н.э. Греция претерпела важные социально-экономические изменения. Из страны по преимуществу аграрной она стала превращаться в центр ремесленничества и торговли. Поначалу такими центрами были ионийские колонии, в частности, Милет, позже и другие. Города превращались в цветущие оазисы, что сопровождалось заметным демографическим ростом. Новое сословие торговцев и ремесленников становилось серьезной экономической, а затем и политической силой. Власть концентрировалась в руках земельной знати. Такая экономическая ситуация выступила стимулом для развития науки (происходил активный обмен с Востоком не только товарами, но накопленными знаниями) и культуры в целом. Отметим, что первая философская школа возникла не в центре, в Афинах, а на периферии, в Милеете, т.к. экономические и культурные процессы быстрее развивались именно там.

1.2. Философскому суждению о мире предшествовал мифологический взгляд на мир. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира. Человеку с самых ранних времен приходилось осваивать, осмыслять окружающий его мир. Мифология представляет собой своеобразную систему фантастических представлений об окружающей человека природной и социальной действительности. Главные предпосылки задавшие особую «логику» мифа следующие: 1) первобытный человек не научился выделять себя из окружающей среды – природной и социальной; 2) нерасчлененность первобытного мышления, преобладание эмоциональной, аффектно-моторной сфер. И как следствие очеловечивание природы, человек переносил на природные объекты свои собственные свойства, приписывал неживому человеческие чувства. Космос часто представлялся в виде живого существа, из частей тела которого и создан мир. Еще одна важная черта мифологического сознания – символизм: конкретные предметы могут становиться знаками других предметов или явлений, т.е. символически их заменять. Для мифа характерна замена причинно-следственных связей прецедентом – происхождение предмета выдается за его сущность. Объяснить устройство вещи для древнего человека означает рассказать как она делалась, объяснить устройство мира, значит рассказать о его происхождении, о времени начала начал. Содержание мифа мыслилось первобытным сознанием вполне реально, более того реальность мифического рассказа была намного важней, чем обыденная. В затруднительной жизненной ситуации древнему человеку было достаточно вспомнить, то как поступили бы его мифические предки и последовать их примеру. Тогда как рождение философии есть результат нестандартных, самостоятельных поисков человеческий мысли. Философия представляет собой более глубокий по сравнению с мифологическим уровень мировоззрения. (Мировоззрение – это совокупность наиболее общих взглядов на мир и место человека в нем). Философия – это теоретически оформленное, системно рациональное мировоззрение, оно призвано вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека. Это самый поздний в историческом плане вид мировоззрения, возникший после мифа и религии.

1.3. Науки в отличие от философии изучают теперь отдельные сферы внешнего Космоса и те или иные стороны деятельности самого человека. Науки различаются е зависимости от того, что они изучают и какими способами. Одни науки изучают жизнь растений, другие - животных, третьи - движения звезд, четвертые - недра земли, пятые внутренний мир человека, его чувства, переживания, стремления.

Философия отличается от других наук тем, что она изучает не отдельные области явлений (подобно тому, как это делают Отдельные науки) и даже отнюдь не весь мир в целом (это задача всего комплекса наук), философия изучает общие связи и Отношения, общие законы, которые действуют в природе, Обществе и в человеческом мышлении.

Философия изучает также внутренний мир человека, связь сознания и бытия, ход и суть познавательной деятельности человека, то, как рождается сознание; обязательно рефлексирует, т. е. обращается на самое себя, изучает картину собственного функционирования.

Специфика философии заключается также в том, что она, сознавая общее в явлениях мира, оперирует предельно общими Понятиями, которые определяются зачастую лишь через сопоставление друг с другом. Например, на получение ответа на вопрос, что собой представляет то или иное явление, частные науки обычно пользуются определениями через ближайший род. Если нам нужно ответить на вопрос, что такое наша земля, то мы отвечаем: планета солнечной системы. А солнечная система? Это одна из планетных систем, входящих в Галактику. Но дойдя, наконец, в частности, до понятия "бытие", мы уже не сможем подвести его под более широкое понятие. Такого понятия нет. И тогда остается одно: сопоставить понятие бытия с противоположным ему понятием сознания, т. е. выявить чем эти понятия являются по отношению друг к другу. Подобное противопоставление понятий также является специфической чертой философии.

Философия не только стремится к познанию того, что есть. Философия наряду со знанием стремится и к открытию ценностей. И если в науке новое знание, как правило, "поглощает" прежнее, делает его "устаревшим", частным случаем новой, более общей системы научных знаний (евклидова геометрия - частный случай геометрии неэвклидовой), то в философии воззрения великих философов самоценны, независимы от времени (никто не скажет, что Гегель превзошел Платона или Декарта, что философия Ф. Ницше - частный случай философских взглядов И. Канта и т.п.).

Конечно, с современной точки зрения некоторые суждения древних философов несостоятельны. Вряд ли кто согласится сегодня, например, с Фалесом, утверждавшим, что все вещи происходят из воды. Но в любом случае его вывод исторически чрезвычайно важен. Он означал разрыв с предшествующим мифологическим, аллегорическим объяснением природы: философ апеллирует к причине явлений, данной в самом чувственном мире. Вывод Фалеса - это пробуждение чисто теоретического стремления духа, это начало рационального понимания мира.

В отличие от науки подлинная философия персонифицирована, в ней личность всегда играет важнейшую роль.

Итак, поскольку философия размышляет о смысле жизни человека, о его месте во вселенной, оценивает поведение человека и мировые события в целом с позиций духовных ценностей, т. е. добра и зла, а также и красоты, постольку она отличается от науки, от конкретных наук.

Человек создает ценности, движимый этическими и эстетическими устремлениями. Ценности, в конечном счете, - образцы, цели его творческой деятельности. Без ценностей жизненный путь человека был бы лишен компаса; не было бы звезд, к которым он стремится.

Философия, философское мышление, в сущности непрерывны, опираются всегда на преемственность. Никакой мыслитель не может отказаться от прошлого, не может выразить свои взгляды, не изучая истории философии. Ни новые вопросы. ни новые ответы отнюдь не оторваны абсолютно от прошлого. Новое в философии всегда относительно. Оно и отличается от старого и вместе с тем органично с ним связано. Философия - это культура, история философии - духовное достояние человечества.

Разумеется, каждая эпоха, каждая страна имеют свою специфику мышления, свои особенности, свои традиции. Разумеется, также, каждый настоящий философ имеет свои собственные ответы на философские вопросы (которые, кстати, всегда актуальны), а также на вопросы, выдвигаемые конкретной реальной действительностью.

Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще. Это:

1. Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытие получило название онтологии (от греч. ontos — сущее и logos — учение).

2. Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. При этом философии не интересны конкретные методы познания (физические, химические, биологические и т.д.), хотя она, в большинстве случаев, не игнорирует их. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis — знание, познание и logos — учение).

3. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытие. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.

4. Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.

Подытожим. Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Однако это лишь краткая дефиниция, требующая своего дальнейшего пояснения и развития. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает в себя и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...