Форма проведения занятия: групповое решение творческих задач.
Отрабатываемые вопросы: 1.Понятие мировоззрения. Типы мировоззрений. 2.Мифология как источник философии и как основа религиозного сознания. Структура мифа. Противоположность образа и понятия. 3.Обыденное и религиозное сознание и их противоположность. Политический рационализм и моральная рефлексия как предпосылка философии. 4.Предмет философии, специфика и структура философского знания, всеобщий характер его категорий. Соотношение философии и научного знания. Управление самостоятельной работой студента Консультации при подготовке к практическому занятию, при подготовке к тестированию. Лекция 2. Философия Древнего мира. Древнеиндийская философия. Тип лекции: информационная лекция. 2.1. Предпосылки возникновения философии в Древней Индии. 2. 3 Неортодоксальные философские школы. 2.3 Ортодоксальные философские школы.
2.1 Возникновение философии в Древней Индии относится примерно к середине I тыс. до н.э., в этот период начинают формироваться первые государства. Во главе каждого государства стоял правитель (раджа), власть которого опиралась на землевладельческую аристократию и жреческое сословие (брахманов). Древнеиндийское общество делилось на четыре варны: 1) жреческая варна – брахманы; 2) варна военной аристократии –кшатрии; 3) варна земледельцев, торговцев ремесленников – вайшьи; 4) низшая варна – шудры. Они подчинялись остальным, более высоким по социальному статусу варнам, не имели собственности и не могли реально участвовать в управлении общиной. Древнейший памятник литературы Индии – Веды (письменно фиксируются в ок. 1500 г. до н.э.). Веды можно разделить на несколько основных книг: 1) ригведа – сборник религиозных гимнов; 2) брахманы – сборник ритуальных текстов; 3) араньяки - правила поведения для отшельников; 4) упанишады, собственно философская часть, возникшая около 1000 г. до н. э. Язык Вед отражает религиозное мировоззрение древних индийцев, их представления о мире, о боге, о человеке и нравственности. В последней части вед – упанишадах - возникли первые элементы философского сознания и началось оформление первых философских учений, как идеалистических, так и материалистических.
Для древнеиндийской философии характерно развитие и рамках определенных или школ. Их можно поделить на две большие группы: ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные (не признающие авторитета Вед). Большинство из них были ортодоксальными и религиозными. Таковы школы веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. Однако в философских постороениях этих школ часто можно усмотреть материалистические тенденции К неортодоксальным школам относятся джайнизм, буддизм и школа локаята. 2.2 Древнейшим материалистическим философским течением в Индии было учение локаята (или чарвака). Локаята отрицала существование какого-либо другого мира, кроме материального. Согласно учению локаята о бытии, весь мир состоит из материальных первоэлементов. Кроме этих первоэлементов и их сочетаний, нет никакой другой реальности. Вера в существование бога, души, рая, загробною мира ложна, а предметы этой веры недоступны для восприятия. Вещи природы состоят из воздуха (или ветров), огня (или света), воды и земли. После смерти организмы вновь разлагаются на первоначальные элементы. Сознание, по этому учению, существует реально и удостоверяется восприятием. Однако сознание не может быть свойством духовной и нематериальной сущности, оно является свойством живого материального тела. Личность неотделима от тела. На основе учения о бытии в философии локаята строится и этика. Человек испытывает и наслаждение, и страдание. Полностью устранить страдания невозможно, но можно свести их к минимуму, а наслаждения сделать максимальными. Что касается обычных этических понятий о добродетели и о пороке, то они выдумка авторов священных книг. Такая же выдумка ад, рай и весь ритуал жертвоприношений.
Впоследствии в учение локаята проникает элемент скептицизма, заключавшийся в воздержании от суждений по вопросам, па которые существуют взаимоисключающие ответы. К неортодоксальным философским школам также относятся буддизм и джайнизм. 2.3 Школа миманса уделила большое внимание вопросам теории познания и логики. Чувственное восприятие рассматривается ею как особый источник знания. Предметы восприятия характеризуются как реальные и обладающие различными объективными признаками. Кроме восприятия источниками познания считаются логический вывод, сравнение, авторитетное свидетельство священных книг и признание некоторых чувственно невоспринимаемых истин постулатами. Идеалистическое учение веданты впервые систематически развил Бадараяна. В рамках этой школы существовали различные взгляды на отношения между богом и душой человека. Наиболее крайними взглядами были: 1) взгляд, согласно которому душа и бог совершенно различны (Мадха), и 2) взгляд, но которому они совершенно едины, это представлении защищал Шанкара. Веданта требует, чтобы ученик покорно следовал за учителем, посвященным в мудрость веданты, упражнялся в размышлении до тех пор пока он не достигнет непосредственного и постоянного созерцания истины. Согласно веданте, связанная со своим телом душа несвободна, она жаждет чувственных удовольствий и испытывает длинный ряд перевоплощений. Победа над незнанием, порабощающим душу, достигается изучением веданты. Одной из основных черт веданты является тяготение к мистике, созерцательности. Очень древней формой философии в Индии было учение санкья. Основатель школы – Капила, который жил около 600-х годов до н. э. Учение санкхья предполагает два начала: вещественное и духовное. Для объяснения мира исходным санкхья считает понятие о материальной первопричине всех вещей и явлений, в том числе психических. Эта первопричина вещественна, но вместе с тем является тонкой и всепроникающей. Первопричина не может быть порождена никакой предшествующей ей причиной. Она вечная основа всего мира.
Окружающие предметы способны вызывать в человеке или удовольствие, или боль, или безразличное состояние. Причиной этих состояний являются три составные части предметов, которые непосредственно не воспринимаются. Философы санкхья выделяют пракрити—причину существования тел, органов чувствования и действия, чувства «Я», и ум. Кроме того, существует сознание, оно выше всяких изменений и по своей природе нематериально. Все множество предметов реального мира возникает после того, как материальная причина — пракрити — соприкасается с пурушей, или «Я». Происходя от пракрити, ум не вечен, он сложен и представляет собой субъект, возникающий и разрушающийся во времени. Учение о познании санкхья. Кроме восприятия и логического вывода санкхья признает источником познания также и учения («свидетельства») древних священных книг—Вед. Достоверное познание возникает тогда, когда в интеллекте отражается не предмет, а само сознание, или «Я». Санкхья главной задачей мудрости считает познание пути и средств, ведущих к полному освобождению человека от страданий. Близкой к системе системе санкхья была система йога. Слово «йога» означает «сосредоточение». Основателем йоги считается мудрец Патанджали. В системе йога вера в бога является важным элементом мировоззрения и условием успешной практической деятельности, направленной к освобождению от страданий. Йога рекомендует для освобождения практиковать аскетичную жизнь, придерживаться этических принципов, основанных на сочувствии всем формам и видам жизни. В числе правил йоги содержится ряд рациональных предписаний, относящихся к гигиене дыхания, режиму питания и т. п. В систему предписаний йоги входит также и требование поклонения богу. В этом важное различие между йогой и системой санкхья. Основателем школы ньяя был мудрец Готама (Гаутама). Наиболее древние тексты школы относятся к III в. до н. э., остальные написаны не ранее чем в первых веках нашей эры.
Теория ньяи была призвана служить в первую очередь практической задаче — освобождению человека от всех страданий. Философия ньяя рассматривает источники и методы познания, классифицирует предметы познания. Истинное знание может быть постижением или через восприятие, или через логический вывод, или с помощью свидетельства (авторитета), или с помощью сравнения. Восприятие обусловлено органами чувств и дает непосредственное знание о предмете. Для логического познания требуется вычленение признака, неотделимого от познаваемого предмета. В целом философию ньяя можно охарактеризовать как наивно-материалистическую. И по происхождению, и по содержанию она ставит истину в зависимость от реальной природы познаваемых объектов. Предмет существует раньше знания о нем. Одна из наиболее зрелых систем древнеиндийского материализма — система вайшешика (VI—V вв. до н. э.). Название школы происходит от слова «вишеша», означающего «особенность». Для вайшешики при объяснении действительности первостепенное значение имеет категория специфического различия субстанций, атомов, душ и т. д. Основателем се считается Канада. Философия вайшешика возникла как материалистическое учение о бытии и теория атомизма. Вайшешика видит цель мудрости в освобождении человеческого «Я» от страдания и зависимости. Последняя причина страдания - незнание. Путь к освобождению лежит через знание, т. е. через истинное постижение реальности. Такое познание предполагает исследование категорий реальности, т. е. высших родов бытия. Категория—это не понятие ума, а прежде всего предмет, обозначенный термином. Поэтому классификация категорий совпадает с классификацией предметов, или объектов. Материальный носитель всех качеств вещей, причина всего сложного - субстанция. Из различных видов субстанций следующие пять—земля, вода, свет, воздух и эфир—составляют физические элементы, которые сами состоят из вечных, неделимых атомов. Они невоспринимаемы чувствами, и об их существовании мы узнаем только посредством вывода. Качества в отличие от свойств рассматриваются как нечто изначальное. Движение не качество, а свойство, так как оно передается от одного предмета к другому. В бестелесных субстанциях движения и действия быть не может, такие субстанции—эфир, пространство, время и душа. Важными для познания категориями система вайшешика считает всеобщее и особенное. Имея общую природу, вещи некоторого класса получают общее имя. Общее реально, находится в самих предметах данного класса. Но оно не тождественно с их индивидуальными свойствами, которые составляют сущность отдельных предметов. Но если бы существовало только всеобщее, невозможно было бы отличить одну субстанцию от другой. Каждая субстанция имеет нечто, принадлежащее ей одной, это и есть особенность. Субстанции вечны, и вечны их особенности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|