Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Творческий метод П.П. Кончаловского в художественной критике I половине XX века




 

Одной из основных черт тоталитарного режима был всеохватывающий партийно-государственный контроль над духовной жизнью общества с целью внедрения в массовое сознание единой идеологии, оправдывающей и обосновывающей все деяния режима. Для осуществления данной задачи требовалось приспособить для идеологической обработки населения все имеющиеся средства воздействия на сознание людей: школу, литературу, искусство, средства массовой информации и даже науку [6; 186].

В период с 1920-х по 1950-е годы государственный контроль охватил не только творчество, но и исследования в области искусства.

При жизни П.П. Кончаловского (о его жизни и творчестве) были опубликованы следующие издания: в 1926 году в газете «Известия» [15; 3] была напечатана статья А.В. Луначарского о выставке картин и рисунков П.П. Кончаловского 1926 года. А.В. Луначарский был известным писателем, критиком и искусствоведом. Выставка произведений П.П. Кончаловского 1926 года представляет исключительный интерес. Общее впечатление от выставки, прежде всего, необычайно оптимистическое и радостное. Все - деревья, скалы, здания, люди - не только реально существуют, но и утверждают себя и предаются своему бытию. А.В. Луначарский писал: «Давно уже я не видел такого радостного искусства. Оно особенно поражает после впечатлений от искусства Европы, где радостного очень мало» [15; 3]. Первый интересный синтез, которого достиг Кончаловский - стройный рисунок и чисто живописные приемы без тени графики. Второй синтез в соединении импрессионистского моментализма с монументализмом. Третий синтез лежит в плоскости поэтического творчества мастера. Все его картины поэтичны, в них масса настроения. А.В. Луначарский писал: «В общем и целом Кончаловский богатырски растет на наших глазах и скоро окажется одним из сильнейших художников в мире в нашу эпоху» [15; 3].

В 1933 году в журнале «Новый мир» [15; 15] была опубликована статья А.В. Луначарского о выставке произведений П.П. Кончаловского 1933 года. Выставка обнимает продукцию художника за значительный период времени - около трех лет. А.В. Луначарский писал: «Сам художник говорил мне, что имеется немало картин и этюдов, сделанных за это время, но не попавших на выставку» [15; 15]. Средоточием всей выставки является портрет А.С. Пушкина. Это - большое произведение. В нем П.П. Кончаловский выразился очень полно. Художник не может не чувствовать близости и родственности своей этому великому поэту, у которого музыкальный мажор играл исключительную роль [15; 15].

В 1936 году вышла книга В.А. Никольского «Петр Петрович Кончаловский» [19; 150]. В данной книге видное место занимают высказывания самого художника о своих взглядах на искусство, о творческих своих методах и приемах, о достоинствах и недостатках своих произведений. Но эти высказывания соединены здесь с изложением фактов из биографии художника и в целом дают очерк истории творческой жизни Кончаловского. В этом и заключается новизна книги. Книга раскрывает творческий метод художника с такой полнотой, с какою он едва ли мог бы быть раскрыт в монографии обычного типа, где первое место и слово отдается искусствоведу, а не самому художнику. Художественный путь и опыт Кончаловского освещены здесь достаточно полно, и творческие процессы одного из крупнейших мастеров советского искусства представляются довольно ясными [19; 6].

В 1950 году вышла небольшая монография «Петр Петрович Кончаловский. Избранные произведения» [12; 30]. Автором вступительной статьи является М.В. Бабенчиков. Творчество Кончаловского, выражающее собой взгляды и мысли советского человека, является олицетворением красочного, радостного восприятия мира. В лучших из живописных произведений П.П. Кончаловского, правдиво и красочно отражающих советскую действительность, всегда сказывается единство его жизни и творчества. Общение с крупнейшими мастерами русского искусства (В.И. Суриковым, К.А. Коровиным и М.А. Врубелем) и посещение Кончаловским вечерних классов Строгановского художественно-промышленного училища еще больше укрепили его интерес к искусству. Был в Париже, вернулся в Россию и поступил в Академию художеств в Санкт - Петербурге [12; 8].

Выступив в 1907 году на конкурсе и получив звание художника, Кончаловский с 1909 года начал ежегодно участвовать на крупнейших выставках того времени в Москве и Ленинграде - «Товарищества художников», «Нового общества художников», «Мира искусства», «Бубнового валета» и других. Ранние годы творческой жизни Кончаловского совпали с периодом, когда в известных кругах русской интеллигенции господствовало увлечение западноевропейским искусством. Сезанну, Матиссу, Моне и ряду других молодых живописцев. С наступлением советской эпохи Кончаловский с большим интересом обратился к чудесной красоте русского пейзажа, к прославлению природного богатства родной земли.

В 1922 году Третьяковская галерея устраивает первую персональную выставку произведений П.П. Кончаловского. С каждым годом мастер утверждался на позициях реализма [12; 10].

Натюрморт, начиная с 30-х годов, становится одним из самых любимых жанров художника. Поскольку в натюрморте, он видит не изображение мертвой природы, а живописное воплощение радостного изобилия, зеленой красоты - «торжества жизни».

-е - 40-е годы оказались особенно благотворными для развития творчества художника. Кончаловский пишет золотые осени, снежные зимы, цветущие фруктовые сады Крыма, изумрудную жизнь кавказских долин.

В 1922 году мастеру было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств. В 1943 году Кончаловский удостоен звания лауреата Сталинской премии. В 1946 году звание Народного художника РСФСР [12; 14].

Таким образом, прижизненных изданий о жизни и творчестве П.П. Кончаловского было мало. В большинстве своем это статьи и небольшие монографии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...