Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Художественное наследие П.П. Кончаловского в трудах отечественных искусствоведов II половины XX века




 

Первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьезными переменами в духовной жизни. Известный советский писатель И. Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской «зимы» [6; 273].

В это время появляется больше изданий, посвященных жизни и творчеству П.П. Кончаловского.

В 1956 году был издан каталог «П.П. Кончаловский. Выставка произведений» [7; 40]. Вступительная статья (в каталоге) Н. Соколовой посвящена памяти П.П. Кончаловского. «Выставка произведений замечательного советского художника Кончаловского, открытая в залах Академии художеств СССР, - его шестнадцатая по счету персональная выставка оказалась последней» [7; 6].

Через два года вышла книга А.В. Виннера «Материалы и техника живописи советских мастеров» [5; 72-85], где описывается техника масляной и станковой живописи двенадцати советских мастеров, в том числе П.П. Кончаловского. Превосходный колорист, отлично владеющий материалом и благодаря этому с необычайной тонкостью передающий наблюдаемые им в природе сложные цвета, Кончаловский внес большой и существенный вклад в нашу живопись. Жизнерадостный, крепко связанный с природой, художник стремился показать в своих полотнах все то прекрасное, что окружает человека в жизни [5; 73].

В 1961 году была издана книга «П.П. Кончаловский. Избранные произведения» [16; 11]. Вступительная статья М.Л. Неймана. Своеобразие творчества Кончаловского, его великолепный талант ни в чем не проявился так прямо, как в ощущении красочного богатства мира, в способности художника радоваться цвету и вызывать своими картинами яркое чувство жизни. Натюрморты мастера оставляют впечатление полнокровного и щедрого изображения жизни. В пейзажах Кончаловского отчетливо выступают национально-русские черты. Как портретиста художника отличает жадный интерес к людям, в которых он стремится раскрыть самые благородные качества человеческой натуры [16; 3-5].

В 1964 году издана книга «П.П. Кончаловский. Художественное наследие» [15; 554]. Книга посвящена художественному наследию Кончаловского. Впервые художественное наследие мастера в этом большом труде показано столь развернуто и полно. В книгу вошло большое количество цветных и тоновых репродукций с наиболее интересных произведений художника в области живописи, графики и театрально-декорационного искусства, дан список его работ всех жанров с перечнем выставок. Включен ряд текстовых материалов - высказывания об искусстве самого Кончаловского, воспоминания и очерки о нем его современников - верного спутника жизни О.В. Кончаловской, А.В. Луначарского, В.В. Иванова, К.М. Симонова, Н.И. Соколовой - также дает многое для правильного понимания сложного творческого пути живописца. Ряд серьезных вопросов, глубоко важных для понимания большого и сложного пути художника, освещен в статье А.Д. Чегодаева. Чегодаев пишет: «Все искусство Кончаловского со всеми исканиями и открытиями, заблуждениями, неудачами кажется прославлением и возвеличиванием человеческого труда и творчество на благо и на радость людям» [15; 7].

В1967 году вышла монография о жизни и творчестве П.П. Кончаловского, автор М.Л. Нейман [18; 328]. Кончаловский был необыкновенно плодовит. Он писал много, решал разные задачи. Пейзаж, натюрморт, жанровая картина, театральные декорации, - это созданного им за несколько лет кому-нибудь другому могло хватить на всю жизнь [18; 4].

В 1968 году вышел каталог «Выставка произведений П.П. Кончаловского» [8; 70]. Каталог содержит: статью В.С. Кеменова «Утверждение жизни»; А.В. Луначарского «Выставка картин Кончаловского»; П.П. Кончаловского «Автобиографический очерк и иллюстрации».

В 1973 году издана книга «П.П. Кончаловский. Мастера мировой живописи» [17; 80]. В этом издании В.С. Кеменов очень подробно освещает творчество П.П. Кончаловского.

В следующем 1974 году вышел «Альбом. П.П. Кончаловский» [14; 28]. Автор - составитель И.М. Егоров. Данный альбом знакомит читателя с произведениями крупнейшего мастера советской живописи П.П. Кончаловским. Воспроизведенные полотна из собрания Государственной Третьяковской галереи позволяют проследить становление и развитие художника, понять и оценить красоту и своеобразие его живописного языка.

В этом же году была издана небольшая монография «П.П. Кончаловский. Краски земли» [13; 15]. Автор вступительной статьи А. Корзухин. Имя П.П. Кончаловского вызывает в нашей памяти образ уверенного в своих силах и жизнерадостного мастера - живописца, страстно увлеченного красочной стихией окружающего мира. Его творческий путь, отмеченный созданием многих тысяч произведений, над которыми он работал около шестидесяти лет, представляется нам сейчас необыкновенно гармоничным и внутренне законченным [13; 3].

В 1976 году вышел каталог «П.П. Кончаловский. К столетию со дня рождения» [10; 87]. Каталог включает: автобиографический очерк П.П. Кончаловского; вступительную статью В.С. Кеменова; перечень произведений живописи, акварели, театрально-декорационных произведений; репродукции работ.

Через год был выпущен каталог «П.П. Кончаловский в Абрамцеве» [9; 25]. Составитель каталога и автор вступительной статьи - старший научный сотрудник музея-усадьбы «Абрамцево» Н.Е. Мидлер. Каталог включает все живописные и графические произведения, созданные П.П. Кончаловским в Абрамцеве. П.П. Кончаловский работал в Абрамцеве в 1909, 1911, 1920 и 1921 годах как художник и организатор музея. 1909 год - год первого приезда в Абрамцево - знаменует начало осознанного поиска собственного пути в искусстве. Второй абрамцевский цикл более обширный, чем первый, возникает в 1911 году. Внимание мастера привлекает народное искусство. Живопись становится сочнее, полихромнее, сложнее, но при этом гармоничная. Следующий приезд в Абрамцево Кончаловский совершил в 1920 году. Он приходит к мысли о необходимости по-новому решить задачу построения пейзажа. В живописи 1920-21 годов живописец применяет приемы рисования кистю, соединяя оба начала - живописное и графическое [9; 6].

В книге Н. Кончаловской «Дар бесценный» [11; 400] 1978 года, есть описание внешнего облика П.П. Кончаловского при первой встрече В.И. Сурикова с будущим мастером. «Младший П.П. Кончаловский был ростом выше отца, широкоплечий, с большими руками и ногами. Темные волосы были коротко подстрижены. На матовом лице серые небольшие глаза смотрели серьезно и внимательно. Крупный рот, крупный прямой нос, красивый лоб - все говорило о незаурядности, но когда он улыбался с закрытым ртом, застенчиво и молчаливо, это лицо становилось восхитительным, оно словно освещалось изнутри каким-то радостным дружелюбием» [11; 246-250].

Существуют издания, посвященные излюбленному жанру П.П. Кончаловского - натюрморту. В 1979 году была издана книга «Рассказы о картинах. Живопись» [20; 128]. Сборник включает очерки о восемнадцати живописных произведениях. Подбор работ для сборника еще раз убеждает в том, что образ человека всегда был и есть главным предметом творческого внимания мастеров искусства. В сборнике дан стилистический анализ произведения П.П. Кончаловского «Натюрморт» 1920 года. Автор стилистического анализа Т.М. Степанская. «Первое впечатление от «Натюрморта» 1920 года у большинства зрителей связано с удивлением перед открытием, как красивы самые обыденные вещи: лук, картофель, чаша, глиняный кувшин, фарфоровая посуда, ткани. Такое превращение будничного в чудесное не случайно. Оно обусловлено материализованным в живописи праздничным мироощущением автора…» [20; 80-84].

В 1982 году был опубликован «Стилистический анализ натюрмортов П.П. Кончаловского» [22; 10]. Два натюрморта П.П. Кончаловского из собрания музея ГХМАК - «Натюрморт с луком» (1920) и «Натюрморт с цветами» (1928) в списке основных произведений, составленном Фроловой в 1964 году. В обоих натюрмортах можно увидеть стремление к передаче красоты, богатства предметного и живого мира. Характерна активность цвета, острота композиции, многообразие фактуры, особый праздничный и жизнеутверждающий пафос.

В 1998 году опубликована книга Т.М. Степанской «Служили отечеству на Алтае» [21; 136]. Книга содержит материалы о профессиональной художественной интеллигенции, работавшей на Алтае в XVIII - нач.XX веков, в том числе сюда включен стилистический анализ Т.М. Степанской, натюрморта П.П. Кончаловского «Натюрморт с луком» (1920).

В энциклопедии натюрморта 2002 года [23; 341] освящается жизнь и творчество П.П. Кончаловского.

В целом, жизни и творчеству Петра Петровича Кончаловского посвящено достаточно много исследований и перечисленные выше издания далеко не все.


Заключение

 

Советское искусство было богато талантами с первых лет, и среди них известный живописец Петр Петрович Кончаловский - один из ярчайших представителей. П.П. Кончаловский не принадлежал к числу художников, чьи произведения отражали все новое, что возникало и складывалось в жизни страны. Но мы находим новое в его мировосприятии, в его вольном стиле, в его чувстве прекрасного.

Путь П.П. Кончаловского - путь исканий. Об этом свидетельствуют и развитие его взглядов на искусство и те изменения в его творчестве, которые совершились, когда он от импрессионистов обратился к П. Сезанну, а от Сезанна к Тициану и Рембрандту. При этом он отстаивал, разрабатывал и утверждал подлинные, пластически живописные принципы реалистической станковой картины, которая утверждает жизнь и веру в гармонически развитого человека.

Всю жизнь любимым жанром П.П. Кончаловского был натюрморт. Поскольку в натюрморте художник видит не изображение мертвой природы, а живописное воплощение радостного изобилия, земной красоты - «торжества жизни».

В лучших из живописных произведений мастера, правдиво и красочно отражающих советскую действительность, всегда сказывается единство его жизни и творчества. За шестьдесят лет творчества им создано свыше пяти тысяч произведений. Любовь к жизни, любовь к искусству сливались в нем в единое гармоническое целое и создавали источник его душевной чистоты и неиссякаемой силы.

Прижизненных публикаций о жизни и творчестве Петра Петровича Кончаловского было достаточно мало. В основном это статьи о персональных выставках художника и небольшие монографии. Известны статьи А.В. Луначарского о выставке картин и рисунков П.П. Кончаловского 1926 и 1933 годов. А.В. Луначарский подчеркивал профессиональный рост мастера и считал его одним их сильнейших художников в мире в свою эпоху.

В монографиях о П.П. Кончаловском повествуется о жизни и творчестве художника, раскрывается творческий метод мастера.

Только после смерти Кончаловского стало создаваться больше публикаций. Были опубликованы многочисленные монографии, статьи, альбомы, воспоминания и живописце. Меняется и характер содержания изданий. Подробно рассматривается техника живописи мастера, иллюстрируются многочисленные произведения, составляются каталоги. Отдельные публикации посвящаются произведениям П.П. Кончаловского, выполненных в жанре натюрморта.

В целом, жизни и творчеству Кончаловского посвящено достаточно много изданий. Все же наиболее содержательные исследования были сделаны во II половине XX века, то есть уже после смерти художника.


Список иллюстраций

1. П.П. Кончаловский. Автопортрет // опубл. в кн. Кеменова В.С. П.П.Кончаловский. Мастера мировой живописи. - Спб.: Аврора, 1973 - с.30-51:ил.

2. П.П. Кончаловский. Портрет А.С. Пушкина // опубл. в кн. Кеменова В.С. П.П. Кончаловский. Мастера мировой живописи. - Спб.: Аврора, 1973 - с. 30-51: ил.

.   П.П. Кончаловский. Портрет Г.Б. Якулова // опубл. в кн. Краски земли. Альбом репродукций. - М.: Советский художник, 1974 - 3с.: ил.

.   П.П. Кончаловский. Семейный портрет // опубл. в кн. П.П. Кончаловский. Избранные произведения. - М.: Советский художник, 1950 - 30с.: ил.

.   П.П. Кончаловский. Сирень (1933) // опубл. в кн. П.П. Кончаловский. Альбом репродукций. - М.: Изобразительное искусство, 1974 - 28с.: ил.

.   П.П. Кончаловский. Сирень (1955) // опубл. в кн. П.П. Кончаловский. Избранные произведения. - М.: Советский художник, 1961 - 11с.: ил.


Список литературы и источников

1. Кантор А.М. Аполлон. - М.: Эллис Лак, 1997 - с.536-537.

. Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта. - Спб.: Азбука-классика, 2005 - 384с.: ил.

3. Обухов В.М. История жанров. Натюрморт. - М.: Аст-Пресс, 2002 - 215с.: ил.

4. Пушкарев В.А., Пружан И.Н. Натюрморт в русской и советской живописи. - Спб.: Советский художник, 1971 - 90с.

Источники:

.   Виннер А.В. Материалы и техника живописи советских мастеров. - М.: Советский художник, 1958 - с.72-85.

6. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX век. - М.: Просвещение, 2000 - 336с.: ил.

.   Каталог. Выставка произведений П.П. Кончаловского. - М., 1956 - 40с.: ил.

.   Каталог. Выставка произведений П.П. Кончаловского. - М., 1968 - 70с.: ил.

.   Каталог. П.П. Кончаловский в Абрамцеве. - М.: Советский художник, 1977 - 25с.:ил.

.   Каталог. П.П. Кончаловский. К столетию со дня рождения. - М.: Советский художник, 1976 - 87с.: ил.

.   Кончаловская Н. Дар бесценный. - М.: Красноярское, 1978 - с.246-250.

.   Кончаловский П.П. Избранные произведения. - М.: Советский художник, 1950 - 30с.: ил.

.   Кончаловский П.П. Краски земли. Альбом репродукций. - М.: Советский художник, 1974 - 3с.: ил.

.   Кончаловский П.П. Альбом репродукций. - М.: Изобразительное искусство, 1974 - 28с.: ил.

.   Кончаловский П.П. Художественное наследие. - М.: Искусство, 1964 - с.544: ил.

.   Кончаловский П.П. Избранные произведения. - М.: Советский художник, 1961 - 11с.: ил.

.   Кеменов В.С. П.П. Кончаловский. Мастера мировой живописи. - Спб.: Аврора, 1973 - с.30-51: ил.

.   Нейман М.Л. П.П. Кончаловский. - М.: Советский художник, 1967 - 328с.: ил.

.   Никольский В.А. П.П. Кончаловский. - М.: Всекохудожник, 1936 - 150с.: ил.

.   Рассказы о картинах. Живопись. - Б.: ГХМАК, 1979 - с.80-84: ил.

.   Степанская Т.М. Служили отечеству на Алтае. - Б.: Пикет, 1998 - 136с.: ил.

.   Стилистический анализ натюрмортов П.П. Кончаловского из собрания ГХМАК. - Б., 1982 - 10с.: ил.

.   Энциклопедия натюрморта. - М.: Олма-пресс, 2002 - с341: ил.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...