2. «Кто дальше загонит мяч». 3. «Чьи зубы чище». 5. «Грибок». 6. «Гармошка». 7. «Лошадка» (Пощелкать языком). 9. «Барабанщики» («Пулемет»)
2. «Кто дальше загонит мяч» Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Краткое описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола. Методические указания: 1) Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2) Нельзя надувать щеки. 3) Следить, чтобы дети произносили звук [ф], а не звук [х], т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная. 3. «Чьи зубы чище». Цель: вырабатывать подъём языка вверх и умение владеть им. Краткое описание: Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Методические указания: 1) Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2) Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3) Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 4. «Маляр» Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. Краткое описание: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперёд-назад. Методические указания: 1) Губы и нижняя челюсть должны бытъ неподвижны. 2) Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта. 5. «Грибок» Цель: вырабатывать подьём языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку). Краткое описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку. )
Методические указания: 1) Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2) Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. 3) При повторении упражнения надо открывать рот шире. 6. «Гармошка» Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Краткое описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стереться открывать рот всё шире и всё доль- ше удерживать язык в верхнем положении. Методические указания: 1) Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. 2) Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти. 3) Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка. 7. «Лошадка» (Пощелкать языком) Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх. Краткое описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Методические указания: 1) Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2) Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3) Если у ребёнка пощелкивание не получится, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуть к этому упражнению. 4) Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал. 8. «Индюк» Цель: вырабатывать подьём язька вверх, подвижность его передней части. Краткое описание: Приоткрыть рот, положить язьвс на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл.
Методические указания: 1) Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2) Чтобы движения языком были вперёд-назад, а не из стороны в сторону. 3) Язык должен облизывать, верхнюю губу, а не выбрасываться вперед. 9. «Барабанщики» («Пулемет») Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вкерх и умение делать кончмк языка напряжённым. Краткое описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнести звук [д], [д], [д], [д]. Сна- чала звук [д] произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Методические указания: 1) Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2) Следить, чтобы звук [д] носил характер чёткого удара - не был хлюпающим. 3) Кончик языка не должен подворачивался. 4) Звук [д] нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правипьном выполнении упражнения она будет отклоняться. 10. «Иголочка» («Жало») Цель: вырабатывать умения удерживать острый длинный язык. Краткое описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, острый длинный язык высовывать изо рта. Удерживать высунутый язык в спокойном положении при от- крытом рте. Упражнение выполняется под счет от 1 до 5-10. Методические указания: Язык удерживать длинный и острым, высовывается его как можно дальше.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|