Лекция 3. Система потенциалов национальной экономики 8 глава
Показателем качества экономического роста является жизненный уровень населения, его положительная динамика. За последние несколько лет количество населения, живущего за чертой бедности, немного уменьшилось, но остается еще очень высоким. Средний класс не получает стабильных долговременных доходов, которые бы позволяли людям принадлежать к этому классу как особой характеристике их потребления. Социологи считают, что средний класс составляет не более 20-25% населения, причем состав этого класса постоянно меняется, он текуч (одни разоряются, уменьшаются их доходы, другие входят временно в этот класс). Поэтому об устойчивом росте уровня жизни населения как качественном показателе роста хозяйственной системы национальной экономики пока говорить нельзя. Обеспечение этого качественного показателя только началось. Позитивным процессом экономического роста за рассматриваемый период можно считать рост реальных доходов и рост заработной платы. Хотя однозначно такое явление соотнести с экономическим ростом нельзя, поскольку в этот период был принят ряд правовых норм, которые обусловили вывод части доходов из теневого хозяйственного механизма и отражение их в легальном хозяйственном механизме (например, изменения в пенсионной системе, которые обусловливают заинтересованность работающих в том, чтобы их оплата труда предпринимателями была легализована и шли отчисления в пенсионный фонд). Поэтому заработная плата стала реальнее отражаться в экономических отчетах и учитываться в системе факторов обеспечения экономического роста. Рост объемов производства не всегда соотносится с ростом уровня жизни населения, хотя экономический рост только тогда реален, когда обеспечивает улучшение жизни населения страны. Сейчас инвестиции в развитие людей перспективнее, чем непосредственно в производство.
Превалирование интенсивных факторов в обеспечении экономического роста, постепенное формирование экспорта как продажа высоких технологий, продукции переработки, машиностроения и приборостроения, информационного производства являются направлениями развития качественных характеристик роста национальной экономики. Само по себе обилие энергетических ресурсов не означает прогрессивного развития национальной экономики. Важно, насколько эффективны технологии, насколько глубоко перерабатываются природные ресурсы. Необходима государственная программа обеспечения экономического роста на основе использования качественных его показателей[17]. Для России необходимо учитывать экологические показатели, которые отражали бы использование, побочные эффекты, возникающие при производстве и использовании ВВП (загрязнение воды, воздуха, почвы, перенаселенность мегаполюсов и другие). Применение различных показателей для измерения экономического роста важно, поскольку не только определяет ориентиры развития, но и отражает, как эти ориентиры реализуются. Если неправильно избрать показатели, то и сам экономический рост может быть неверно отражен. Руководство экономическим развитием страны будет искажено и реальный рост хозяйственной системы национальной экономики не будет обеспечен. Эти измерения нужны для всех уровней руководства национальной экономикой. При этом особое значение в таких измерениях играет учет фактора времени, отражение инновационного времени в них. Но при недостаточном развитии этих измерений большую роль играют экспертные оценки, как экономического роста, так и качественной его характеристики. Выбор модели экономического развития ориентируется очень часто на такие экспертные оценки.
5.4 Моделирование роста хозяйственной системы национальной экономики
Любая экономическая модель условна, отражает только определенный учет факторов, условий, исходных данных. Поэтому моделирование должно восприниматься как возможный вариант развития той или иной национальной экономики. Развитие любой национальной экономики своеобразно и неповторимо другой национальной экономикой. Но наличие общих характеристик такого развития позволяет моделировать рост хозяйственной системы национальной экономики. Многофакторность обеспечения экономического роста усложняет построение таких моделей. В реальной жизни не существует моделей, которые бы полностью отражали все те процессы, какие формируют экономический рост. Обязательны отклонения экономики от моделируемых условий и процессов. Моделировать рост хозяйственной системы национальной экономики можно по видам ее динамики. Эта динамика может быть позитивной (то есть со знаков «+», реальные приросты производства, потребления), негативной (со знаком минус, или сокращение объемов производства, потребления) и нулевой, когда не происходит ни прироста, ни сокращения значений показателей развития хозяйственной системы национальной экономики. Математическими инструментами исследования динамики экономики выступают кейнсианские модели. В них искомой величиной является размер национального дохода, темпы роста этого дохода. Вводится ряд ограничений: ограничение ресурсов в виде затрат капитала и используемых в производстве работников, которые условно приравниваются к величине населения страны. Здесь обращается внимание на то, что должна существовать в стране полная занятость, устойчивые темпы развития. Такой моделью является широко известная модель Р. Харрода – Е. Домара. Поскольку эта модель изучается в курсе экономической теории, то нет необходимости приводить ее описание. Но необходимо отметить, что данная модель позволяет определять траекторию общего выпуска продукции с учетом сбережений и потребности в капитале, в инвестициях. Можно при помощи этой модели вычислить ту норму сбережений, которая нужна для обеспечения прироста выпуска продукции, заданного при формировании этой модели. При использовании этой модели российской экономикой необходимо учитывать, что существует большой разрыв между накоплениями и сбережениями в стране.
При помощи модели рационального пузыря Тироля[18] можно уяснить, как реальное состояние развития хозяйственной системы отклоняется от того базового состояния, какое берется за основу расчета. Отклонение происходит с ускорением, которое зависит от ожиданий хозяйствующих субъектов, связанных с инфляцией, увеличением цен. Эта модель позволяет описать экономическое поведение субъектов хозяйствования при росте хозяйственной системы национальной экономики в условиях краткосрочного периода и на сравнительно ограниченном сегменте экономики. Модель эпидемий Шиллера характеризует хозяйственную систему как совокупность меняющихся манер экономического поведения, вкусов предпочтений хозяйственных субъектов. Для выяснения возможностей обеспечения экономического роста необходимо определить, как широко распространены эти явления в национальной экономике. Нужно найти основные группы носителей этих меняющихся факторов обеспечения экономического роста и тогда уже искать способы воздействия на них, которые бы позволили обеспечить позитивную динамику хозяйственной системы, экономический рост. В этой модели применяется описание ситуаций, когда рациональные ожидания хозяйствующих субъектов могут реализоваться при умелом воздействии на рынок, на информацию, на институциональные рычаги управления. Особенности воздействия информации на обеспечение экономического роста выражает модель Геннота и Лиланда. Суть этой модели состоит в том, что ряд хозяйствующих субъектов не способен применять информацию, чтобы определить, какой рост экономики может быть обеспечен. Поэтому экономическое развитие формируется как совокупность поведения этих субъектов, не основанного на информации, на основе прогнозов, а только на основе наблюдений реальной действительности, как приспособление к ней. Очень часто такие хозяйствующие субъекты, в том числе и государство, делают ошибочные выводы, осуществляют немотивированные экономические действия. Эта модель объясняет возникновение мини-кризисов как результата не использования информации.
Модель Каплина и Лихи характеризует роль применяемого в обществе объема информации при обеспечении экономического роста. Даже при небольшой дополнительной информации участники хозяйственной системы могут резко изменить свое экономическое поведение и обеспечить тем самым новые возможности достижения экономического роста или же снижения темпов развития экономики. При этом на такое поведение может влиять искаженная, модифицированная информация. Если в базовом периоде аккумулировалось много скрытой информации, а в текущем периоде эта информация становится доступной участникам хозяйственных процессов, то экономика может резко отреагировать на это, возникнет бифуркация, возмущение в экономике, вплоть до экономического коллапса на определенное время. Поэтому информационные ресурсы имеют очень большое значение в определении поведения хозяйственной системы при обеспечении ее роста. Модель информационных каскадов Бикханди объясняет, что при обеспечении экономического роста бывает хозяйствующим субъектам выгоднее игнорировать новую поступающую информацию, чем ее использовать. Тогда происходит имитация действий хозяйствующих субъектов как бы повторение хозяйственных действий своих предшественников. Нередко в России эта модель может объяснить ностальгию по некоторым экономическим процессам СССР, моделированию хозяйственного поведения в настоящее время как реанимацию поведения, характерного прежним хозяйствующим субъектам. Эта модель описывает сознательное неиспользование новой информации, описывающей, моделирующей новые условия хозяйствования в национальной экономике. В этом случае происходит постоянное воспроизведение информационных каскадов, которые позволяют воспринимать поведение участников хозяйственной системы национальной экономики как рациональное использование информации и организацию на основе этой информации реального производства. Историческое осмысление хозяйственных ситуаций в прежней экономике дает современным хозяйствующим субъектам возможность понимать частные информационные сигналы, ориентированные на обеспечение экономического роста, комбинировать эти сигналы. При этом может возникнуть иллюзия, что современное обеспечение экономического роста основываются на одних и тех же условиях, как и прежнее развитие национальной экономики. Даже при возникновении новой информации, обеспечивающей экономический рост на современных началах, национальная экономика ее проигнорирует. Независимо от новой информации продолжается имитация хозяйственного поведения прежнего периода. В отечественной экономике при помощи этой модели можно объяснить иждивенческое поведение некоторых фирм, особенно в аграрной сфере (при постоянном сохранении долгов в надежде, что государство, как и в прежней экономике, спишет эти долги за счет федерального или региональных бюджетов). Информационный каскад может быстро разрушиться при получении новой востребованной и убедительной информации, на которую обратила внимание та часть агентов экономического развития, которые являются ключевыми фигурами.
Существует модель экономического роста, построенная на рефлексивности экономики и ее информационного обеспечения. В литературе эта модель описывается как модель Дж. Сороса[19]. В ней отражается взаимосвязь между мышлением участников хозяйственной системы и экономическими ситуациями, где они участвуют. Дж. Сорос назвал усилия участников такого процесса осмысления информации когнитивной (или пассивной) функцией. Воздействие людей на ситуацию реальной экономики – воздействующей (активной) функцией. И в когнитивной и в воздействующей функциях учитывается информация[20]. Эти функции осуществляются при обеспечении экономического роста одновременно. При этом в когнитивной функции независимой переменной является ситуация, а в воздействующей функции независимой переменной является мышление участников экономического процесса. Применяя эту модель для объяснения и прогнозирования экономического роста, необходимо использовать предложенное Дж. Соросом положение: независимая переменная одной функции является зависимой переменной другой функции. В этом случае обеспечение экономического роста отражает взаимодействие, синергетический эффект, а не детерминированность какими-то условиями. Это взаимодействие названо в модели рефлексивностью. И рефлексивность представлена как рекурсивные функции. Этот процесс обеспечения экономического роста никогда не заканчивается, требует новой информации. Но при этом возникает новый элемент – предвзятость, который активно влияет на всех участников хозяйственного развития, в том числе и на производителей информации, необходимой для обеспечения экономического роста. Все названные модели отражают ситуацию резко усилившейся неопределенности в экономике при обеспечении роста хозяйственной системы национальной экономики, зависимость этого процесса от поведения агентов экономики, от использования и наличия информации.
5.5 Перспективы роста национальной экономики России
Экономика России поступательно развивается последнее десятилетие. Проявляется это в непрерывно существующих из года в год темпах прироста ВВП страны, начиная с 1999 года. Современное экономическое состояние характеризуется такими чертами: · Финансовой основой бюджета развития страны остаются доходы от экспорта нефти, газа, других природных ресурсов. Однако за последние 2 года (начиная с 2005 г.) несколько сократился удельный вес этих доходов в экспортной выручке страны, хотя и составляют основную долю получаемых страной экспортных доходов; · Активизировались действия правительства, региональных властей на обеспечение инновационного развития экономики. Принимаются соответствующие законы, стимулируется работа фирм, ориентированных на инновационные хозяйственные действия. Так, в 2006 году правительство РФ с начала года отменило ввозные таможенные пошлины на 700 видов высокотехнологичного, наукоемкого оборудования, которое не производится в России. С июля же 2007 года отменены эти пошлины еще на 700 видов такого оборудования. Такой режим будет действовать, как минимум, до конца 2007 года. Это означает, что предприятия, производящие модернизацию, техническое перевооружение своих производств, экономят на таможенных пошлинах. Пошлина на некоторые виды этого оборудования доходила до 20-30%. Снижение таможенных пошлин российское правительство проводит уже не первый год. В 2002 году снижались пошлины на 400 видов оборудования. Экономия предприятий на приобретение такого оборудования может за 2007 год составить примерно 3 миллиарда долларов. Это даст возможность не просто переоборудовать ряд предприятий, а реально проводить структурную перестройку некоторых производств в стране. Эти и другие стимулирующие действия правительства вынужденные, поскольку всплеск инновационной активности, бывший в 2003-2004 годах, пошел на спад:
Таблица 8
Динамика численности инновационно активных предприятий в промышленности РФ 2003 2004 2005 Промышленность в целом 1363 1278 656 В том числе: топливная 49 36 25 Черная металлургия 40 38 24 Химическая и нефтехимическая 117 95 58 Машиностроение и металлообработка 577 563 317 Индустрия строительных материалов 53 45 24 Легкая 105 85 29 Пищевая 228 248 99 Медицинская 30 27 15
Источник: Данные Госкомстата РФ Динамика, как видно, отрицательная. Именно поэтому правительство ищет иные подходы, чтобы активизировать инновационное хозяйствование в стране; · Переход российской экономики на инновационный путь развития, необходимость участия страны в полноценном международном разделении труда требуют не только наукоемкой промышленности, но и современного высокоразвитого сектора услуг. Сейчас услуги составляют более половины ВВП страны, их экспорт равен примерно 30 млрд. долларов 9мировая торговля услугами превышает 2 триллиона долларов и ежегодно растет на 20%. Россия пока отстает в развитии услуг. Стоимость произведенных услуг у нас равна всего 3 тыс. долл., а в Евросоюзе эта величина равна 15-16 тыс., в США – 25 тыс. долл. Большинство услуг рождается интеллектом, а не промышленной переработкой. Поэтому производство услуг не требует больших площадей, значительного оборудования. Услуги не облагаются пошлинами при их импорте. И именно развитие сферы услуг обеспечит активное развитие страны, рост ВВП; · В стране создаются специальные зоны наукоемкого производства и внедрения научных достижений в реальную экономику. Эти специальные зоны располагаются там, где есть серьезные научные силы, возможность реализовать научные достижения в производстве (например, на базе Сибирского научного городка, в Ленинградской и Московской областях и проч.). Размещение в специальных экономических зонах предприятий с участием иностранного капитала позволяют развивать наукоемкое производство; · Государство стремится поддерживать развитие образования, науки.
Таблица 9
Расходы бюджета на образование и науку (млрд. руб.)
годы 2004 2005 2006 2007
Образование 119,3 160,5 211,9 277,9 % к ВВП 0,70 0,74 0,78 0,89 Наука 46,2 56,2 72,4 100,0 % к ВВП 0,27 0,26 0,27 0,32
Источник: Госкомстат РФ
Эти данные уточняют, что постоянно происходит наращивание расходов государства на образование, как абсолютно, так и в относительных долях к ВВП страны. На науку государство стремится поддерживать расходы на примерно одном относительном уровне, хотя абсолютно эти затраты тоже растут. Безусловно, этих средств мало для образования, и особенно для науки в стране; · В страну начали поступать намного большие инвестиции, чем это было в прежние годы. Резко сократился отток капиталов за границу. Сами фирмы начали расходовать свою прибыль на развитие реального производства. Но при этом развились пиратские захваты, насильственные слияния предприятий, рейдерство. Это приводит к тому, что не всегда инвестиции направляются по позитивное развитие экономики. Стране не нужны просто денежные поступления. Ей нужны новые технологии, в том числе организационные технологии, какие бы позволили перестроить структурно хозяйствование. Пока этого не происходит. В нашу страну вывозится из-за рубежа сборочное производство, вкладываются деньги в торговлю, развлечения и т.д. Есть и примеры применения в стране действительно прогрессивных технологий. Прогноз на 15 лет показывает, что объем рынка высоких технологий увеличится до 10-12 триллионов долларов. Не очень высокий прирост будет на рынке топливно-энергетических товаров (за этот же прогнозируемый период он вырастет примерно до 1,2 триллиона долларов). Ученые считают, если взять 50 базовых технологий, за счет которых живет и развивается мир, то СССР лидировал по 32 из них, а нынешняя Россия – не более чем по 8. Именно поэтому целью государственной политики России в области развития инноваций на период до 2010 года объявлено «создание передовой технологической базы высокотехнологичных отраслей экономики»; · Одновременно стране пока не удается значительно сократить социальное неравенство населения. Разрыв между доходами самых богатых и самых бедных слоев населения увеличивается, а не сокращается. Главным становится улучшение качества жизни населения, а не единичные направления развития потребления. Желательно по всем регионам составить паспорта уровня качества жизни населения, что сразу покажет, в каком регионе что нужно развивать. ООН в ежегодном докладе по развитию качества жизни в 2006 году поставила Россию на 63 место из 175 стран мира, экономика которых анализировалась. США находятся на 7 месте, а первые места занимают Норвегия, Исландия, Швеция. По уровню грамотности и образованности Россия не отстает от развитых индустриальных стран мира. Но есть показатели качества жизни, катастрофические для России: небольшая продолжительность жизни мужчин и маленькая величина доходов на душу населения (хотя ООН вообще не учитывает теневые доходы населения России, что делает реальные доходы жителей России выше, чем указывает статистика); · Государство стремится ориентировать бизнес на социально ответственные действия. Определенную роль при этом играет наличие стабилизационного фонда в стране. По состоянию на 1 января 2007 года этот фонд равнялся 2 триллионам 340,9 миллиардов рублей. Такой фонд создает определенную уверенность правительству при проведении им социальной политики в стране. Региональные власти в настоящее время стремятся активно использовать инвестиции на развитие инфраструктуры территории. Все названные и иные характеристики развития экономики современной России таковы, что можно предвидеть позитивные процессы, хотя сложности неизбежны, как в любой национальной экономике.
Лекция 6. Региональные процессы в национальной экономике
6.1 Концепция развития регионов в национальной экономике
Представление о развитии, существовании национальной экономики будет искаженным, если не выяснить, какие региональные процессы идут в странах. Любая страна имеет множество проблем, связанных с развитием территорий, регионов. Поэтому картина бытия национальной экономики имеет право на существование только с учетом ее региональных характеристик. Эта проблема актуальна по ряду причин: · в зависимости от того, как будет решена эта задача, сформируется эффективное или неэффективное управление национальной экономикой; · именно региональные процессы обеспечивают единство национальной экономики, ее существование как единого экономического пространства; · эффективно организованные региональные отношения не позволяют развиться чрезмерному неравенству территорий, обеспечивают эффективное использование тех преимуществ географического, климатического положения, которыми обладают регионы. Такая организация позволяет выгодно использовать природные богатства регионов; · в организации регионального хозяйствования нужно учитывать своеобразие культурных, этнографических, национальных характеристик региона, не гипертрофируя их; · одна территория не должна существовать за счет другой. Не может быть экономического колониализма в национальной экономике, но не должно быть и особых преград для оказания экономической помощи отдельным территориям. В системе знания о национальной экономике регион понимается как организация хозяйствования на определенной территории. Регион национальной экономики – это субъекты административного деления страны, что закрепляется Конституцией[21]. Основами районирования страны могут быть: компактное проживание определенной национальности на территории (имеются свои хозяйственные привычки, этническое самосознание, традиции поведения и т.д.); на основе сложившегося общественного разделения труда внутри национальной экономики (зерновые регионы, различные виды промышленного производства и проч.); по формальным признакам деления (например, штаты в США). В национальной экономике регион понимается как территориально специализированная часть хозяйственной системы страны, характеризующаяся единством и целостностью воспроизводства, обеспечением социально-экономических потребностей населения. Более детально регион в национальной экономике представляет собой: · подсистему социально-экономического, хозяйственного комплекса страны, национальной экономики; · относительно самостоятельную часть национальной экономики, осуществляющую хозяйствование на собственной территории, взаимодействуя с другими регионами и центральными органами хозяйствования страны; · часть национальной экономики со специфическими особенностями жизнедеятельности, порожденными как национальным составом регионов, так и сложившимися условиями хозяйствования. Каждая страна имеет собственные особенности регионального деления, регионального хозяйствования. В России все регионы равноправны по конституционным, правовым, экономическим, социальным процессам. Все они являются субъектами национальной экономики страны. Некоторые регионы России имеют очень большую территорию, равную странам или совокупности нескольких стран мира. Другие регионы при сравнительно небольшой территории имеют большую плотность населения, представляя собой районы, где традиционно селилось население, осуществляло там хозяйствование при благоприятных природно-климатических условиях. Критериями выделения регионов в России являются: 1) экономическое районирование на основе территориального разделения труда (так возникли промышленные узлы, территориально-производственные комплексы и др.); 2) национально-государственное устройство (республики); 3) административно-территориальное деление страны (области, края, города, поселки и проч.); 4) реализация крупных экономических программ (освоение новых территорий – БАМ, например; свободные экономические зоны). Исследования регионального хозяйствования, эффективности регионального управления, изменение системы регионального деления – всегда были интересны науке и многие годы ученые занимаются этими проблемами. Первый общероссийский Центр по региональным исследованиям был создан еще в 1915 году Вернадским как организация по изучению естественных производительных сил. Все годы существования отечественной национальной экономики уделялось внимание в планах и программах ее развития, региональным процессам. План ГОЭЛРО, пятилетние планы в СССР, проекты развития Урало-Кузнецкого комбината, Большой Волги, Нечерноземья и т.д. всегда строились как организация развития не только национальной экономики, но и ее регионов. В 60-е годы ХХ века в стране была разработана перспективная Генеральная схема размещения производительных сил на 10-15 лет, которая достаточно успешно была реализована. В 70-е годы прошлого века была разработана Комплексная программа научно-технического прогресса на 20 лет с учетом достижений всех отраслей науки и техники того периода. Развитие рыночных отношений в нашей стране, новые подходы к организации региональной экономики, положения регионов в стране привели к тому, что современное региональное хозяйствование значительно отличается от того, каковым оно было в прежней национальной экономике СССР. Приобретение регионами экономической самостоятельности в условиях рынка привело к тому, что началась переоценка положения и функций каждого региона в национальной экономике. Регион должен самостоятельно обеспечивать свое устойчивое развитие, нормальную жизнедеятельность своего населения. Вместо отраслевой специализации, централизованно планируемых инвестиционных и бюджетно-финансовых процессов рынок обусловливает стремление каждого субъекта Федерации самоутверждаться, выбирать экономическую структуру, способную обеспечить надежное положение в рыночном пространстве страны. Любое решение, связанное с межрегиональным взаимодействием, оценивается регионами с точки зрения экономической выгоды, возможности развития региона. В рыночном пространстве участвуют все регионы РФ, чьи интересы пересекаются, взаимодействуют, образуют конкурентную среду. Поэтому экономическое поведение регионов в национальной экономике определяется, прежде всего, конкурентными отношениями между ними. В современной национальной экономике регионы имеют функции самостоятельных субъектов рыночных отношений. Важнейшими функциями регионов при этом являются: а) согласование и защита интересов регионов внутри страны; б) усиление конкурентных позиций региона с целью привлечения инвесторов, совершенствования экономической структуры региона; в) создание благоприятных условий в регионе для развития малого и среднего бизнеса, системы региональных льгот и гарантий; региональной инфраструктуры; г) расширение возможностей жизнедеятельности населения региона, гарантий его социальной, экономической и экологической защищенности и безопасности. В рыночных условиях национальной экономики приток капитала в регион, значимость региона в стране не зависит от централизованно принимаемых решений по развитию территорий, размещению отраслей. Это определяется только возможностями региона: конкурентными, политической стабильности, гарантией соблюдения правовых норм. Предпринимательский капитал устремляется в те регионы и сферы деятельности, где можно размещать доходный бизнес. Интересы же региона должен обеспечивать сам регион организацией соответствующего хозяйствования. При этом единство национальной экономики интересует регионы только как конечный итог хозяйствования, но целью собственных экономических действий не является[22]. Уровень развития региона определяется многими признаками: · системой производительных сил, степенью развитости интеллекта жителей региона и уровнем применения достижений научно-технического прогресса; · политическими и социальными отношениями в регионе; · сложившейся системой хозяйствования в регионе (эффективностью управления экономикой, сочетанием хозяйственных механизмов на территории, институтами управления и др.). На уровень регионального развития национальной экономики России существенное влияние оказал системный кризис, более 10 лет существовавший в стране. Поэтому в регионах преобладала политика экономического выживания, что сказалось на структуре производства, структуре межрегионального экономического обмена. Именно системный кризис в стране привел к тому, что произошла дезинтеграция экономического пространства страны. Все регионы имели различные стартовые условия на начало рыночных преобразований. Это привело к тому, что различия между экономическим и социальным уровнями регионов страны усилились. Региональная организация всех стран специфическая, но существует три типа такой организации: англосаксонский, французский, смешанный. Англосаксонский тип характеризуется относительной автономией местных органов управления, отсутствием явно выраженной их подчиненности центру. Такой тип региональной организации существует в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии. Французский тип представляет собой более жесткую систему административного контроля центральной власти над региональной. К этому типу относятся Франция, Италия, Бельгия, Испания, страны Латинской Америки. Смешанный тип представляет собой соединение первого и второго типов организации взаимодействия регионального и центрального управления национальной экономикой (например, такой тип преобладает в Германии, Японии). В значительной степени тип организации этого взаимодействия определяется финансовыми возможностями в целом национальной экономики и регионов. Россия в настоящее время имеет преобладание смешанного типа региональной организации национальной экономики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|