Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и сущность торгово-технологического процесса




Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Понятие и сущность торгово-технологического процесса

Важным фактором ускорения научно-технического прогресса в торговле выступает постоянное совершенствование ее технологии. Технология (греч. «наука о мастерстве») - это совокупность знаний о различных способах и процессах обработки (переработки) изделий, грузов и т.п. Технология торговли включает совокупность последовательных взаимосвязанных способов, приемов и трудовых операций, направленных на сохранение потребительских свойств товаров и ускорение доведения их до торговой сети и потребителей. Специфическая особенность технологии торговли состоит в том, что здесь не только осуществляется процесс движения товаров из сферы производства в сферу потребления, по и происходит смена форм стоимости. Поэтому в торговле выполняются как торговый, так и технологический процессы.[5, с.141]

Торговый процесс обеспечивает смену форм стоимости. Особенность этого процесса заключается в том, что предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Работники магазинов осуществляют продажу товаров и обслуживание покупателей, а покупатели участвуют в торговом процессе.

Обеспечивая непосредственное доведение товаров до потребителей, торговый процесс включает и такие виды организации коммерческой работы, как:

· изучение спроса населения,

· формирование ассортимента

· рекламу товаров,

· оказание покупателям дополнительных услуг,

· текущее пополнение запасов товаров и др.

Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товаров в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. На рисунке 1 представлена общая структура и последовательность выполнения операций торгово-технического процесса, на торговом предприятии.

Рисунок 1 - Общая структура и последовательность выполнения операций торгово-технического процесса, на торговом предприятии.

Технологический процесс включает такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговых залах магазинов и др. Он осуществляется без участия покупателей..[11, с.247]

Таким образом, торговые и технологические процессы в магазинах - это совокупность последовательных взаимосвязанных операций, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащем качестве до потребителей с наименьшими затратами труда и времени при высоком уровне торгового обслуживания.

Операцией называется часть торгового или технологического процесса, выполняемая одним или несколькими работниками, осуществляющими определенные действия над предметом труда на рабочем месте.

Основными принципами организации указанных процессов в магазинах являются:

· обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;

· обеспечение наилучших условий выбора товаров, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания;

· соответствие технологии современному научно-техническому уровню, использование передовой техники, прогрессивных трудовых процессов, научной организации труда;

· достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товара, экономии труда, роста его производительности, снижения издержек обращения;

· сохранение физико-химических свойств товаров..[4, с.177]

Торговые и технологические процессы в магазинах не существуют сами по себе. Они обусловлены уровнем развития производства товаров народного потребления, состоянием торговли и ее материально-технической базы, степенью квалификации работников торговли, ростом благосостояния и культурного уровня населения.

Эти факторы определяют динамичность торгового и технологического процессов в магазинах.

В зависимости от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы доставки товаров в магазины, применяемых форм продажи различают три основные схемы торгового и технологического процессов.

Первая схема является наиболее сложной, но применяется чаще. Она включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству, хранение, подготовку к продаже и продажу.

Вторая схема включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству, хранение и продажу.

Третья схема предусматривает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку по количеству и качеству и продажу. При этом в магазинах, применяющих продажу товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей, процесс обслуживания более сложен, чем в магазинах самообслуживания..[2, с.298]

Применение какой-либо одной схемы в пределах одного магазина встречается довольно редко (лишь в некоторых специализированных магазинах). Как правило, в магазинах, и в первую очередь в универсальных, одновременно действуют все три схемы.

Основной операцией торгового процесса в магазинах является продажа товаров. Вся деятельность магазинов направлена на решение основной задачи - обслуживание покупателей в процессе продажи товаров. Поэтому процесс продажи товаров в магазинах, его основные операции, последовательность их проведения в зависимости от применяемых форм продажи. Все остальные операции торгового и технологического процессов магазина создают необходимые условия для успешного осуществления продажи товаров, т.е. носят подчиненный характер. Однако от их выполнения зависит не только качество обслуживания покупателей, но и эффективность торгового и технологического процессов в целом.

Первой технологической операцией является приемка товаров, поступивших в магазин. Она начинается с разгрузки транспортных Средств, для чего используют различные виды механического оборудования. В современных крупных магазинах разгрузка ведется в крытых дебаркадерах, имеющих несколько разгрузочных площадок для одновременной приемки нескольких автомашин. При организации торгового и технологического процессов с использованием тары-оборудования разгрузочные площадки размещают на уровне кузова автомашины. Тару-оборудование с товаром после выгрузки доставляют к местам хранения или непосредственно в торговый зал.

Порядок и сроки приемки товаров по количеству и качеству в магазине определяется особенностями отдельных групп товаров, их физико-химическими свойствами. Организация, порядок и сроки приемки товаров регламентируются инструкциями о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (качеству) или договором..[10, с.287]

Поступающие в магазин товары принимают материально ответственные лица. При приемке товаров по количеству проверяют (взвешивают или пересчитывают) соответствие фактически доставленного товара данным сопроводительных документов. Приемка товаров по качеству ведется в соответствии с требованиями стандартов и технических условий.

Принимая товары по количеству и качеству, одновременно проверяют их комплектность и маркировку, правильность цен в соответствии с сопроводительными документами.

Для обеспечения благоприятных условий обслуживания покупателей важным является правильное размещение товаров в торговом зале. Эта операция является наиболее трудоемкой в технологическом процессе работы магазина. Размещение зависит от частоты спроса на товары. Так, в универсамах товары наиболее массового спроса (хлебобулочные изделия, молочные продукты, гастрономические товары, часть бакалейных) размещают в глубине торгового зала, в непосредственной близости к кладовым или фасовочным. Это необходимо для того, чтобы свести к минимуму затраты труда по перемещению этих товаров и не создавать неудобств покупателям при пополнении запасов в течение рабочего дня. Остальные продукты, а также непродовольственные товары, следует размещать в центральной части торгового зала.

Для лучшей ориентации покупателей в торговом зале за каждой товарной группой закрепляют строго определенное место, не забывая при этом о комплексности спроса и взаимозаменяемости товаров. Поэтому, например, мясные продукты следует размещать недалеко от рыбных товаров, масло выкладывать рядом с сыром и т. п.

Непродовольственные товары периодического и частого спроса, продажа которых осуществляется в крупных магазинах, целесообразно размещать в торговом зале по принципу потребительского назначения (товары для уборки квартиры, кухни, для школьников и т. п.).

При размещении товаров в торговом зале важную роль играют приемы их выкладки. Наиболее целесообразна выкладка товаров навалом. Излишняя декоративность в выкладке не дает нужного эффекта, так как покупатель не решается взять товар, боясь нарушить композицию. Целесообразно также выкладывать однородные товары на горках по вертикали, что позволяет покупателям быстро ориентироваться в торговом зале, и отбирать товары, не мешая друг другу.

Реализация товаров населению производится либо в магазинах, либо вне магазинов - в мелкорозничной стационарной и передвижной сетях, через посылочную торговлю, торговых агентов, через телемагазины и компьютерные сети.

И магазинная, и внемагазинные формы продажи характеризуются специфическими условиями доведения товаров до населения. Однако наилучшие условия для обслуживания покупателей могут предоставить только магазины. Прежде всего это объясняется возможностью использования в магазинах различных форм торгового обслуживания населения -- в зависимости от конкретных условий.

Форма торгового обслуживания - это организационный прием, представляющий собой сочетание методов продажи товаров, т.е. совокупностей приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс продажи товаров.

В наибольшей мере условию экономической эффективности работы розничных торговых предприятий, обеспечению высокой культуры обслуживания покупателей отвечает применение следующих форм торгового обслуживания:

· самообслуживание;

· продажа товаров по образцам;

· продажа товаров по каталогам;

· индивидуальное обслуживание через прилавок.[3, с.85]

Каждой из этих форм торгового обслуживания присуща определенная структура технологических операций, выполняемых на разных стадиях процесса продажи.

Самообслуживание - это форма торгового обслуживания, при которой покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары к узлу расчета.

Продажа товаров по образцам - это форма обслуживания, при которой покупатель имеет возможность самостоятельно или с помощью продавца выбрать товары по выставленным в торговом зале образцам и после оплаты покупки в кассе получить товары, соответствующие им, непосредственно в магазине или за дополнительную плату оформить их доставку на дом.

Особенность этой формы обслуживания заключается в том, что в торговом зале выставляют только образцы товаров, предлагаемых к реализации, а рабочие запасы этих товаров могут находиться в кладовых магазинов, на складах производителя или оптового продавца. Это позволяет на сравнительно небольшой торговой площади представить товары в широком ассортименте, а покупателям - самостоятельно и быстро ознакомиться с ними. По образцам целесообразно продавать товары, требующие отмеривания и нарезки (ткани, стройматериалы и пр.), а также технически сложные и крупногабаритные изделия (мебель, холодильники, телевизоры, стиральные машины и пр.).

Продажа товаров по каталогам - это форма обслуживания, при которой покупатель имеет возможность совершить покупку, выбран товар по каталогу в магазине, в почтовом отделении связи, на оптовом предприятии.

Продажа товаров с индивидуальным обслуживанием, в том числе с открытой выкладкой, - это форма торгового обслуживании, при которой покупатели знакомятся с ассортиментом товаров самостоятельно или с помощью продавца, а проверяет качество, дает консультацию, упаковывает и отпускает товары продавец.

При открытой выкладке товары размещают на рабочем месте продавца; покупатели, не ожидая очередности обслуживания, самостоятельно осматривают и выбирают нужные товары, а при необходимости - пользуются консультацией продавца. Отпускает товары продавец.

Основными элементами процесса продажи товаров по форме индивидуального обслуживания являются: ознакомление покупателей с ассортиментом товаров, расчет с покупателями, оформление и отпуск покупки.

Для ознакомления покупателей с ассортиментом товаров их выкладывают в основном на островном и пристенном оборудовании и прилавках, устанавливают ценники, организуют информацию о размещении товаров, оказываемых услугах, правилах работы магазина.

Эта форма торгового обслуживания занимает в общем объеме товарооборота второе место (после самообслуживания), но удельный вес ее постепенно сокращается. Применяется она в магазинах, которые требуют реконструкции для перевода на самообслуживание, а также там, где такой перевод в силу конструктивных особенностей торгового здания нецелесообразен.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...