Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I. Структура культуры




Введение. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

В современном языке слово “культура” имеет довольно много значений. Так, говорят о культуре поведения, культуре труда и быта, материальной и духовной культуре, художественной культуре, археологических культурах и т.д. Впервые понятие культуры (по латыни “cultura”) возникло в Древнем Риме, где оно имело значения “возделывание”, “воздействие”, “обработка”. Первоначально слово “культура” применяли в сельском хозяйстве оно имеет дело с “окультуренными”, то есть обработанными человеком, почвами, которые отличали от почв необработанных, то есть неокультуренных. В этом смысле и сейчас, как известно, говорят о “сельскохозяйственных культурах”, к которым относят сорта растений, выведенные и возделываемые человеком. Знаменитый римский оратор и общественный деятель Цицерон (106-43 гг. до нашей эры) впервые использовал слово “культура” для описания духовного мира человека, начал говорить не только о материальной, но и духовной культуре. Ему принадлежит высказывание: “Культура ума есть философия”. Разделение культуры на духовную и материальную подразумевается в определении, которую сформулировал Владимир Иванович Даль в “Толковом словаре живого великорусского языка”: культура - “обработка и уход, возделывание, возделка; образование умственное и нравственное”.

Согласно современным представлениям к культуре следует относить созданные обществом предметы, накопленные людьми знания, формы человеческой деятельности. У животных не возникает культуры, она создается с помощью специфически человеческих, общественных способностей – труда и мышления. Несколько упрощенно можно сказать, что культура – это все, что отличает человека от природы, выделяет его из природы. Известный русский религиозный мыслитель Павел Флоренский (1882-1937) назвал культуру языком, объединяющим человечество. средой, растящей и питающей личностью. Многообразие процессов, протекающих в мировой культуре, столь велико, что в настоящее время ей дается множество различных определений. Каждое из них подчеркивает те или иные особенности культурно-исторического процесса. Обобщая их можно, таким образом, дать развернутое современное определение культуры. Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, выраженный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, во всей совокупности отношений людей к природу, между собой и к самим себе.


Глава I. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ

В едином массиве человеческой культуры можно выделить различные формы, уровни, слои, типы и т.п. Рассмотрим некоторые наиболее важные структурные компоненты культуры. К ним относятся: исторические формы культуры, материальная и духовная культура, личностная и предметная культура, восточный и западный типы культуры. Дадим также определение понятия субкультуры и контркультуры.

Исторические формы культуры – это ступени ее развития, соответствующие каждому этапу развития общества. Так, можно выделить первобытную культуру, культуру ранних цивилизаций, античную культуру, культуру средних веков, культуру эпохи Возрождения, культуру эпохи раннего капитализма, культуру эпохи Просвещения, культуру XIX и XX веков. При описании этих форм мы будем ограничиваться, в основном, материалами по истории европейской цивилизации.

Разделение культуры на две взаимосвязанные формы – материальную и духовную – заметно в любую историческую эпоху. В материальную культуру входят три рода компонентов:

1. Средства производства (в т.ч. орудия труда).

2. Предметы потребления.

3. Живая практическая деятельность людей по созданию и использованию средств производства и предметов потребления.

Духовная культура опирается на экономический потенциал общества и находится в глубокой зависимости от него. В нее входит комплекс идей, которые, в конечном счете, отражают уровень материально-технической базы общества, но при этом обладают рядом собственных закономерностей развития, довольно большой самостоятельностью по отношению к материальной жизни. Духовная культура характеризует степень развития и реализации в мыслительной деятельности человека его способностей, потребностей, знаний, навыков и умений. Она включает в себя мировоззрение, политические взгляды, науку, право, нравственность искусство и эстетические представления.

Главная функция духовной культуры в обществе – формирование полноценной человеческой личности, социализация человека. Эта общая функция проявляется через ряд частных: познавательную, функцию самопознания социальной общности, информативную, коммуникативную, регулятивную и оценочную функции.

Культура существует в предметной и личностной форме. К предметной культуре относятся вещи, предметы, готовые продукты человеческой деятельности, которые накапливаются в обществе на протяжении всей истории его развития. Такими вещами являются предметы как материальной (орудия труда, техника, всевозможные здания и сооружения), так и духовной культуры. Интересно, что последние всегда существуют не как бесплотные идеи, духовные образования, а в некоторой материальной оболочке – в виде книг, картин, скульптур, магнитофонных записей, кинофильмов и т.п. Личностная форма культуры включает в себя компоненты другого рода: это живые человеческие способности, потребности знания, навыки и умения людей, существующие в тот или иной период общественного развития. Можно заметить, что культура все время находится в состоянии своеобразного перехода, “перетекания” из одной формы в другую. Когда человек осваивает созданный предыдущими поколениями мир вещей и знаний, предметная культура человечества переходит в его собственную внутреннюю личностную культуру. Человек, освоивший опыт предыдущих поколений, в свою очередь начинает создавать новые предметы культуры: материальные вещи и приспособления, произведения искусства, другие продукты труда, а также вносит вклад в развитие обычаев, традиций, способов и приемов общения, трудовой деятельности и т.д. Тем самым мы превращаем нашу внутреннюю культуру в предметную, осязаемую для других людей и других поколений форму, - в материальные, вещественные результаты человеческой деятельности. Естественная смена поколений людей приводит к тому, что такое “перетекание” предметной культуры в личностную и личностной в предметную становится одной из универсальных закономерностей общественного развития. Наиболее глубоким содержанием процесса исторического развития культуры является, конечно, развитие сущностных сил самого человека (ибо это он создает мир вещей, а не вещи – его): творческих сил, способностей, традиций и способов общения, организации общественной жизни. Производство человеком предметного мира становится в то же время его самопроизводством, т.е. развитием его собственной личности.

Важной особенностью исторического развития культуры стало ее разделение на различные типы. Наиболее крупные типы культуры, обособившиеся в ходе развития цивилизации, получили несколько условное название: западный и восточный. Центрами формирования западного типа культуры стали Египет, Древняя Греция, Рим, а в настоящее время – страны Европы и Америки. Восточный тип культуры развивался в Китае, Тибете, Индии, Японии и в ряде других стран Азии и Африки. Имея некоторые общие черты, эти типы различаются по основной мировоззренческой направленности, по пониманию целей, способов, приемов человеческой деятельности.

Восточный тип культуры ориентирует человека на достижение его жизненных целей преимущественно путем совершенствования своих духовных качеств, тренировки психики, развития внутренней духовной культуры, путем изменения своего отношения к окружающему миру. Эта традиция выразилась, например, в йоге и буддизме. Многолетние тренировки психики, контроль над мыслями и нравственными принципами позволяют не только достичь ощущения счастья и полноты жизни, но и приводить свой организм в такие состояния, которые для обычного западного человека кажутся необъяснимыми и фантастичными. В культуре этого типа господствует убежденность в тщетности, ненужности активного вмешательства в окружающую жизнь, убежденность в том, что сверхъестественные силы как бы автоматически ведут к установлению справедливости и гармонии в мире. Данная особенность восточной культуры довольно удачно выражается в арабской поговорке: “Если тебя обидели – не подавай вида. Сиди и жди, когда мимо твоего дома пронесут труп твоего врага”.

Западный тип культуры ориентирует человека на достижение своих жизненных целей преимущественно путем изучения внешнего мира и подчинения его себе с помощью техники, на перестройку общественной жизни. Отсюда возникает большая социальная активность, агрессивность, увлеченность развитием промышленности и преобразованием природы, вошедшая в традиции европейского стиля мышления и практической деятельности. Противоположность западного и восточного стиля жизни стала особенно заметна в XVIII-XIX веках, когда развился и окреп европейский капитализм. Мощная экспансия (распространение) промышленности и всей западной капиталистической культуры в целом ярко описана К.Марксом и Ф.Энгельсом в “Манифесте Коммунистической партии”: “Беспрестанные перевороты в производстве, непрерывное потрясение всех общественных отношений, вечная неуверенность и движение отличают буржуазную эпоху от всех других. Все застывшие, покрывшиеся ржавчиной отношения, вместе с сопутствующими им веками освященными представлениями и воззрениями, разрушаются, все возникающие вновь оказываются устарелыми, прежде чем успевают закостенеть... Буржуазия быстрым усовершенствованием всех орудий производства и бесконечным облегчением средств сообщения вовлекают в цивилизацию все, даже самые варварские нации. Дешевые цены ее товаров – вот та тяжелая артиллерия, с помощью которой она разрушает все китайские стены и принуждает к капитуляции самую упорную ненависть варваров к иностранцам. Под страхом гибели заставляет она все нации принять буржуазный способ производства, заставляет их вводить у себя так называемую цивилизацию, т.е. становиться буржуа. Словом, она создает себе мир по своему образу и подобию.

Буржуазия подчинила деревню господству города. Она создала огромные города, в высокой степени увеличила численность городского населения по сравнению с сельским, и вырвала таким образом значительную часть населения из идиотизма деревенской жизни. Так же, как деревню она сделала зависимой от города, так варварские и полуварварские страны она поставила в зависимость от стран цивилизованных, крестьянские народы – от буржуазных народов, Восток – от Запада”. И в XIX, и в XX веке многие мыслители в Европе и Америке обсуждали пороки западной цивилизации. Так, Елена Ивановна Рерих, предвосхищая духовный кризис эпохи развитого капитализма, писала, что на Западе “стук машин заглушает вопль духа”. Причина упадка духовности человека в последние десятилетия объясняется обычно чрезмерным увлечением материальными благами, нарушением баланса между материальными и духовными ценностями. Попытка преодолеть этот дисбаланс, сложившийся в современной западной цивилизации – углубление процесса сближения, взаимодействия, взаимного обогащения западной и восточной культур. На Западе это проявляется, например, в интересе к восточным религиозным культам, йоге, истории и традициям Востока, восточной медицине. На Востоке – в использовании преимуществ западной промышленности. Известно, что после Второй мировой войны страны традиционной восточной культуры (прежде всего Япония, южная Корея), перенявшие западные методы стимулирования промышленного производства, совершили колоссальный скачок в развитии всех сфер общественной жизни.

Однако к концу XX – началу XXI века в мире обострились тенденции, ведущие к конфликту различных типов культур. Их исследует, например, американский политолог С.Хантингтон в вышедшей в 1996 г. работе «Столкновение цивилизаций». Он делит современный мир не просто на Запад и Восток, а на 7 основных типов цивилизаций (7 цивилизационных парадигм): это западная, латиноамериканская, восточноевропейская, исламская, индуистская, китайская и японская. С.Хантингтон считает, что в наше время «распространение западных идеалов и норм не приводит ни к возникновению всеобщей цивилизации в точном смысле этого слова, ни к вестернизации не-западных обществ», «Возникает мировой порядок, основанный на цивилизациях: общества, имеющие культурные сходства, сотрудничают друг с другом; попытки переноса обществ из одной цивилизации в другую оказываются бесплодными; страны группируются вокруг ведущих или стержневых стран своих цивилизаций». при этом резко усиливается опасность конфликтов между странами, относящимися к разным типам культур (цивилизаций): «Фундаментальным источником конфликтов в возникающем новом мире будет не идеология и не экономика. Величайшей разделяющей человечество основой будет культура. Нации-государства останутся наиболее мощными действующими лицами в мировых делах, но основные конфликты в мировой политике будут происходить между нациями и группами наций, представляющими разные цивилизации. Столкновение цивилизаций будет доминировать в мировой политике. Культурные разделительные линии цивилизаций станут линиями фронтов будущего». Предотвратить такие столкновения можно единственным способом: необходимо обеспечить каждому типу культуры (каждой цивилизации) условия для беспрепятственного гармоничного развития. «Избежать глобальной войны цивилизаций», - делает вывод С.Хантингтон, - «можно лишь тогда, когда мировые лидеры примут полицивилизационный характер глобальной политики и станут сотрудничать для его поддержания».

Для описания сложных процессов, происходящих в культурах различных эпох, используются понятия “субкультура” и “контркультура”.

Субкультура – это специфическая культурная традиция, принадлежащая особой группе людей и отличающаяся от наиболее распространенной, господствующей в данном обществе, культуры. Так, существует субкультура молодежи, субкультура людей преклонного возраста, субкультура преступного мира, субкультура религиозной секты и т.д. Группы людей, создающие собственную субкультуру, обычно стремятся замкнуться, изолировать себя от окружающей культурной среды. Так, специалисты по проблемам молодежи отмечают, что группы подростков обычно находятся в некоем социальном вакууме: они просто не замечают людей других возрастов, не обращают внимания на их культуру, искусство, повседневные проблемы. В последние годы типичным проявлением молодежной субкультуры в России можно считать например, движение “митьков”.

При всей своей изолированности и замкнутости любая субкультура находится в глубокой и сложной связи с господствующим типом культуры. В самом общем виде можно сказать, что любой человек есть продукт своей эпохи и он с раннего детства начинает усваивать главные социокультурные установки того общества, в котором он живет.

Разновидностью субкультуры является контркультура. Ее особенность – сознательное, резкое противопоставление себя господствующему типу культуры. Контркультура носит обычно наступательный, агрессивный характер, стремится заменить фундаментальные принципы и ценности господствующей культуры на противоположные. Типичными проявлениями контркультуры во второй половине ХХ века стали движения хиппи и панков, которые прямо осуждали образ жизни и мышления, свойственный основной массе населения развитых капиталистических стран.

 

Литература к главе I

Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М., Знание, 1996.

Розин В.М. Введение в культурологию. М., Международная педагогическая академия, 1994.

Рерих Н.К. Избранное. М., Советская Россия, 1979.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

 

Тест

 

1. Как называется специфическая культурная традиция, отличающаяся от господствующего в данном обществе типа культуры?

a) Духовная культура.

b) Массовая культура.

c) Личностная культура.

d) Субкультура.

2. В каких регионах мира начинал формироваться западный тип культуры?

a) Индия.

b) Древняя Греция.

c) Южная Америка.

d) Скандинавия.

3. К какой форме культуры относятся вещественные результаты человеческой деятельности, которые накапливаются в обществе в течение всего периода его развития?

a) К духовной.

b) К художественной.

c) К контркультуре.

d) К предметной.

4. На что ориентирует человека восточный тип культуры?

a) На совершенствование своих духовных качеств.

b) На активную творческую деятельность.

c) На изменение окружающего мира.

d) На межнациональное общение.

5. Какие контркультуры были широко распространены в XX веке?

a) Старообрядцы.

b) Карбонарии.

c) Хиппи.

d) Панки.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...