Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава VII. Культура европейскогСредневековья




ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Средними веками обычно называют особый период истории Европы, продолжавшийся с V по XIV века. Он начинается с падения Римской империи в 476 г. и заканчивается с началом эпохи Возрождения в конце XIV века (точную дату в этом случае указать невозможно). Эпоха средневековья делится в свою очередь на два больших периода:

1. Раннее средневековье — V—Х века.

2. Позднее средневековье — XI—XIV века.

В течение первого из этих периодов происходит формирование феодального общества. Во втором периоде феодальное общество достигает высшего расцвета и создаются предпосылки перехода к ранне-капиталистической стадии развития. Каждому периоду соответствует не только специфический тип политического и экономического устройства, но и взаимосвязанный с ними специфический тип культуры.

РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Главными особенностями раннего средневековья являются: в политической сфере — феодальная раздробленность? в области экономики — натуральное хозяйство. Эти черты средневекового общества оказали решающее влияние на развитие искусства, науки, образования и всех других сфер человеческой деятельности.

Достигнув в первые века нашей эры высшего расцвета, рабовла­дельческое общество к началу средневековья исчерпало свои возможности прогрессивного развития, В Европе начинают медленно вырисовываться контуры нового общественного уклада, позже названного феодализмом. В это время на континенте наблюдался глубокий упадок культуры, техники, хозяйства. Распад Европы на множество мелких государств, хозяйственные связи между которыми были очень слабы, разрушение городов законо­мерно приводили к выводу о конце истории и близящемся наступлении какого-то совершенно нового миропорядка. Эти взгляды отразились в учении Августина Блаженного (Августина Аврелия) — крупнейшего религиозного мыслителя начала нашей эры.

Сама независимость европейской цивилизации оказалась в это время под угрозой: с востока на континент вторгаются арабы. Им противостоит сложившееся в VI веке государство франков. В 732 г. войска франков разбили основные силы арабов в битве при Пуатье, и европейский феодализм получил возможность самостоятельного развития. Король франков Карл Великий (768—814) создает гигантскую империю Каролингов (территория современной Франции, Германии, Австрии, северной Италии и ряда других небольших стран Европы). Это была попытка восстановить единое централизованное государство, напоминающее Римскую империю. В империи Каролингов отрабатываются основные принципы государст­венной организации, получившие затем развитие во всей Европе — например, отношения вассальной зависимости. Однако европейская циви­лизация оказалась еще не готова к принятию сильной централизованной государственной власти — этому мешала экономическая раздробленность и самодостаточность отдельных регионов. Вскоре после смерти Карла Великого империя снова распалась на небольшие фактически самостоятельные государства.

В условиях феодальной раздробленности с ее слабой государственной властью основным объединяющим началом в обществе становится единственная общеевропейская организация — христианская церковь. Уже во II—III веках римские епископы стремились к верховенству над церковью, а позже — надо всем христианским миром.

Христианская церковь унаследована средневековой Европой от Римской империи. Христианство возникло как религия бедных крестьян и рабов в I веке нашей эры. Постепенно оно изменяет свой характер и в IV веке превращается в официальную государственную религию (сначала в Армении, затем, после Никейского собора 325 года, — в Римской империи и в других регионах Европы). Первоначальная демократическая, во многом бунтарская организация христианских общин перерождается в оторванную от нужд народных масс официальную церковную иерархию. В своих проповедях христианское духовенство начинает поддерживать правящую в обществе элиту (римских аристократов, позже — европейских феодалов) и призывает верующих повиноваться ей. Римские власти переходят от гонений на новую религию к ее признанию и поддержке. Главное отличие христианства от старых верований древних греков и римлян — монотеизм, то есть признание существования одного ("монос" по-гречески — "один") бога, а не целого сонма богов — как, например, боги-олимпийцы. Христианство с его монотеизмом могло лучше, чем старые языческие культы, сплотить в единое целое разноплеменное население империи. Централизованная церковная иерархия становилась дополнением системы государственного управления. Право христианства на существование официально признает римский император Константин в Миланском эдикте 313 года. Вскоре христианство стало господствующей религией в империи, и церковь превратилась в крупную экономическую, политическую и идеологическую силу. Епископы не только управляли церковными округами, но и располагали на своей территории судебно-административной властью.

Превращение христианства в господствующую религию, а христианской церкви — в прислужницу государственной власти (позже — в надгосударственную организацию) вызвало раскол среди верующих. Несогласные с перерождением раннехристианской демократической организации верующих в иерархическую церковную организацию, сливающуюся с правящей элитой, выдвигали свои особые еретические (то есть не согласные с официальной религией) вероучения. Так в раннее средневековье появляются понятия "ересь" и "еретик" (ересь — это отклонение от норм господствующей религии, противоречащее церковным догматам, еретик — человек, исповедующий ту или иную ересь). Постепенно появ­ляются различные богословские ереси, в которых выражалась оппозиция угнетенных масс по отношению к господствующему строю и церковной иерархии. Характерной чертой всей эпохи средневековья становится религиозная форма, принимаемая любыми общественными движениями. Экономическая, политическая, национально-освободительная борьба чаще всего происходит не прямо и открыто, как в эпоху капитализма, а скрыто, завуалировано — в форме борьбы различных религий и религиозно-философских направлений. Начиная с 325 года христианская церковь для решения наиболее важных проблем вероучения и борьбы с ересями стала собирать так называемые Вселенские соборы, то есть собрания высшего духовенства, на которые делегируются представители христианских поместных церквей. На Первом Вселенском соборе в Никее в 325 году было осуждено как "безбожная ересь" распространившееся в восточных провинциях империи арианство. Арианство, основанное священником Арием, отрицало божественную природу второго лица "святой троицы" ("Бог-отец, Бог-сын, Бог-святой дух") — Христа. Тем самым ставилась под сомнение божественность христианской церкви и по существу считались необоснованными ее притязания на власть. Арианство проникло в среду варваров, враждебно относившихся к Римской империи. В рамках официальной христианской церкви возникает монашество — уединенная жизнь фанатичных сторонников веры, связывающих себя добровольными обетами — нестяжания (т.е. отказа от стремления к обогащению), аскетизма, безбрачия и т.п. Монахи начинают создавать так называемые монашеские ордены — централизованные организации монахов, деятельность которых регламентируется уставами, утвержденными римским папой. Первым христианским монашеским орденом был орден бенедиктинцев, основанный Бенедиктом Нурсийским в 530 году. Устав бенедиктинского ордена включает три обета: постоянное проживание в монастыре, послушание и воздержание.

В настоящее время орден бенедиктинцев является крупнейшей като­лической организацией, объединяющей более 10 тысяч монахов и 20 тысяч монахинь.

Основные положения христианского вероучения были разработаны представителями патристики ("отцами церкви") в I—VII веках. Вплоть до наших дней они рассматриваются как неоспоримые авторитеты в вопросах веры. Крупнейшими представителями патристики были Тертуллиан (ок. 160—после 220), Климент Александрийский (умер в 215 г.), Василий Великий (ок. 330—379), Августин Аврелий, прозванный Августином Блаженным (354—430) и Иоанн Дамаскин (ок. 675—753).

В среднее вена религия пронизывала все сферы человеческой деятельности, церковь жестко контролировала образ мышления и повседневный распорядок жизни. Господствующим требованием средневековой рели­гиозной нравственности был аскетизм. Как уже отмечалось, он опирался на традицию самоограничения человека, возникшую у древних стоиков и киников. Всякий христианин был обязан видеть в окружающем мире только свидетельство всемогущества бога и подтверждение истинности вероучения, а тело его не должно было знать никаких радостей и умерщвляться во имя очищения духа. Пост, воздержание и милостыня были основными добродетелями для верующего, и проявление этих добродетелей строго регламентировалось предписаниями церкви. Аскетизм соответствовал экономическому строю замкнутых и самовоспроизводящихся хозяйств феодального общества. При дальнейшем развитии феодализма уже на основе более совершенного товарно-денежного хозяйства обнаружилось противоречивое понимание аскетизма. С одной стороны, аскетизм свелся к открытому требованию отдавать церкви все имеющиеся излишки и деньги. тебя есть деньги, выкупай свой грех", — проповедовал еще епископ Миланский Амвросий (340—397). С другой стороны, аскетизм мог состоять в проповеди простой бережливости, скряжничества. Наконец, в народных ересях аскетизм выражал отрицание частной собственности, оппозицию правящей верхушке феодального общества.

Наука эпохи средневековья резко отличалась как от античной, так и от хорошо известной нам науки XIX—ХХ веков. Античную науку обычно называют наблюдающей: исследования, проводимые учеными, представляли из себя наблюдения за природными процессами. На основе этих наблюдении раскрывались некоторые несложные природные законо­мерности (например, закон Архимеда) и создавались простые технические приспособления. Наука средних веков опирается на другой принцип, другой подход к миру — это наука комментирующая.

Комментирующая наука была тесно связана с религиозным учением, которое разрабатывала теология (рассуждение о боге, от слова "тео"— бог). Религиозные исследования называли также схоластикой — от слова схола, обозначающего учебные заведения при монастырях. С точки зрения христианской религии все наиболее важные сведения о мире заложены в Библии и в трудах отцов церкви. Поэтому ученый должен не исследовать природу (так можно, не дай бог, ошибиться и власть в ересь, получив выводы, не совпадающие с религиозными представлениями), а читать, сопоставлять и комментировать классические религиозные труды, ища в них ответы на все волнующие человека вопросы. Если ученый монах и занимался исследованиями природы, например, алхимией, то он был вынужден — как брат Лоренцо из "Ромео и Джульетты" У.Шекспира —тщательно скрывать свои занятия от окружающих. Религиозный мыслитель Кассиодор так объяснял задачи научного исследования: "Вместо того чтобы надменно искать новизны, лучше утолить жажду у источника древних".

Уровень грамотности населения средневековой Европы был крайне низок. Церковь специально препятствовала распространению обычного умения читать и писать, а также любых знаний, которые могли бы ослабить позиции религиозного мировоззрений. Известный реформатор христианства римский папа Григорий 1 (Григорий Великий) (ок. 540—604) писал одному из своих епископов: "Ты, кажется, учишь грамоте, я не могу повторить этого, не краснея; я печален и вздыхаю".

Раздробленность Европы на множество слабо связанных между собой государств привела к тому, что в раннее средневековье не существовало единых художественных стилей, свойственных всему континенту. В архитектуре, ввиду почти полного отсутствия городов, основными типами построек были донжон (сторожевая башня), укрепленный феодальный замок, монастырь, собор при монастыре.

Одним из архитектурных стилей средневековой Европы становится стиль раннехристианских храмов. С 404 г. резиденция императоров Западной Римской империи переносится из Рима в город Равенну. Здесь создаются первые монументальные христианские храмы, сочетающие в себе элементы древне римской, византийской и арабской архитектуры. Наиболее известными из них являются построенные в VI веке церкви Сан-Витале (547 г.), Сан-Аполлинаре и Сан-Апоплинаре Нуово (504 г.). Сохранились также мавзолеи императора Теодориха (ок. 526 г.) и Галлы Плацидии (V век). Особенностью убранства раннехристианских храмов являются отлично сохранившиеся мозаики, изображающие сцены из библейской истории и жития святых (богоматерь с младенцем на троне, святой Аполлинарий в райском саду, византийский император Юстиниан и императрица Феодора с придворными). В раннем христианстве не было принято совершать обряд крещения в церкви, и рядом с древними храмами строились особые помещения для крещения — баптистерии. Мозаики на потолке баптистерии кафедрального собора в Равенне (кон. V—нач. V в.) изображают, например, сцену крещения Иисуса Христа Иоанном Крести­телем в реке Иордан и фигуры двенадцати апостолов. Аналогичное изображение воссоздано в VI веке в баптистерии арианской ереси. Раннехристи­анские храмы, несколько отличающиеся от построек Равенны, сохранились в Испании.

Второй широко известный локальный художественный стиль раннего средневековья — каролингское возрождение. Карл Великий, создатель империи франков, знал несколько языков, в том числе латинский и греческий, покровительствовал художникам и ученым. После завоевания Рима Карл не захотел довольствоваться титулом короля франков и в 800 году папа Лев III короновал его как "императора римлян". Новый император подчинил себе римскую церковь и попытался возродить великую Римскую империю. Карл Великий стремился укрепить в своей стране образование, поддержать науку и искусство. При нем впервые в средневековье возникли самостоятельные художественные школы — придворная в столице страны городе Ахене и реймская, славившаяся резьбой по кости, ювелирными изделиями и книжной миниатюрой. В эти годы изобретается новый легко читаемый шрифт, основанный на древнеримском написании буке. Художники при дворе Карла ориентировались на возрождение древне-римской — "романской" культуры, ее литературы, архитектуры, скульптуры и живописи. Потомки императора, основавшего империю каролингов, старались поддержать политику возрождения античной культуры, однако скорый распад страны не позволил реализовать их планы.

При Каролингах велось интенсивное церковное и монастырское строительство. Часто культовые и светские постройки объединялись вместе — это были тронный зал для торжественных церемоний и дворцовая капелла. В Ахене сохранилась такая капелла, освященная в 805 году, и фундамент прилегавшего к ней тронного зала. Образцом при ее постройке послужила уже упоминавшаяся церковь Сан-Витале в Равенне.

Типичными постройками эпохи Каролингов были базилики с башнями, несколькими апсидами и алтарями (базилика — здание вытянутой прямоугольной формы, разделенное на три или пять продольных частей — нефов — рядами столбов или колонн; апсида — полукруглая, иногда многоугольная выступающая часть здания, имеющая собственное перекрытие). Внутри они украшались фресками или мозаиками, часто на темы истории Древнего Рима, поскольку каролинги считали себя потомками римских императоров. Монастырские комплексы, помимо церкви, включали большой внутренний двор — клуатр и множество других помещений, в том числе библиотеку и скрипторий — место для переписывания книг античных авторов.

ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

В Х веке в развитии феодального общества начинается глубокий перелом. Он завершается в XI— XIII веках переходом феодализма в новую стадию. Ее политическое и экономическое содержание — создание предпосылок для формирования капитализма, усиление товарно-денежных отношений, восстановление и рост городов. В конечном счете возникает новая, экономически более взаимосвязанная Европа, в которой начинает складываться хозяйственная единая и культурная жизнь.

Развитие товарно-денежных отношений, укрепление городов, ослабление их зависимости от феодалов-землевладельцев, усиление эксплуатации крестьян привело к обострению социальных противоречий и конфликтов. Выход из взрывоопасного кризисного состояния общества был найден в XI веке - Римский папа Урбан II объявляет первый крестовый поход на Византийскую империю и мусульманский Восток. Целью крестовых походов объявляется чисто религиозная задача — освобождение от власти "неверных" "гроба Господня", "святой земли" — то есть тех мест, где жил и проповедовал Иисус Христос. Реальные цели всех участников этих захватнических экспедиций были другие. Участвующие в. них крестьяне рассматривали завоевательные походы как способ выйти из состояния жестокого угнетения. Феодалы получили возможность захвата новых земель и крепостных. Купцы осваивали новые торговые пути и рынки сбыта. Папство укрепляло и расширяло свою власть. Всего было органи­зовано 8 крестовых походов на Ближний Восток, результатом которых явилось создание нескольких государств крестоносцев, просуществовавших до конца XIII века. В XII—ХШ веках происходили крестовые походы немецких феодалов против народов Прибалтики.

Во второй половине XIII века, когда закончились крестовые походы, Европа была покрыта множеством новых городов. В Северной Италии возникли города-республики: Венеция, Флоренция и другие. Крестьянство находилось в несколько облегченных условиях и интенсивно втягивалось в рыночные отношения. Началось образование мощных национальных государств. Так, а Англии сильная централизованная власть складывается к концу XI века, во Франции — в XII—XIII веках, усиливается тенденция централизации в Германии и Италии, феодальный строй приспособился к новым условиям рыночных отношений, в основном, перешел от натуральной формы земельной ренты к денежной, сросся с торговым и ростовщическим капиталом. В обществе постепенно усиливаются конфликты, приводящие к формированию раннекапиталистических отношений: в XIV—XV веках происходят крупные крестьянские восстания (Жакерия, гуситские войны, восстание Уота Тайлера), усиливаются противоречия между инте­ресами хозяйственной деятельности и освященными церковью обычаями. В городах складывается новый социальный слой — плебейство, которое совместно с крестьянством противостоит феодальной аристократии и служит исходным материалом для формирования предпролетариата. Из зажи­точных слоев горожан — бюргерства — в будущем начнет формироваться ранняя буржуазия. Культура средневекового города послужила основой для принципиально нового, нерелигиозного мировоззрения раннебуржуазной эпохи — гуманизма эпохи Возрождения.

Противоречия в сфере политических и экономических интересов государств огромного христианского мира привели к тому, что в раннее средневековье начинается формирование двух версий христианского вероучения — западной и восточной. Главой западного христианства становится папа римский, а восточного — патриарх константинопольский, резиденцией которого являлась столица Византийской империи (город Византия, переименованный позже в Константинополь, а затем в Стамбул). В результате долгого исторического противоборства этих версий в конце концов произошло разделение церквей — был официально закреплен раскол христианства на католицизм и православие. В 1054 году римский папа Лев XI и патриарх Кируларий предают друг друга анафеме (то есть отлучают от церкви). С тех пор римская католическая церковь и церковь православная превращаются в самостоятельные, отчасти даже враждебные религиозные организации. Отношения сотрудничества между двумя церковными конфессиями восстанавливаются только в XX веке. В 1965 году. Второй Ватиканский собор постановил "предать забвению" анафему 1054 года, что и было закреплено символическим целованием папы Павла VI и патриарха константинопольского Афинагора I.

Мировоззрение и культура средневековой Европы в целом остаются религиозными. Церковная организация развивается и усложняется. Создаются новые военно-монашеские ордены для ведения крестовых походов — госпитальеры, тамплиеры и тевтонцы. В 1207—1209 гг. в Италии Франциск Ассизский основал орден нищенствующих монахов— францисканцев. В 1215г. В Тулузе Доменико де Гусман создает орден доминиканцев —"псов господних". В 1232 г. папа поручает доминиканскому ордену руководство инквизицией — специальными трибуналами католической церкви, созданными для борьбы с ересью. Из ордена доми­никанцев вышли многие видные теологи, в том числе крупнейший идеолог католической церкви Фома Аквинский (1225 или 1226— 1274). В настоящее время доминиканский орден объединяет более 10 тысяч монахов в 50 странах и имеет около 600 монастырей.

В позднее средневековье начинает повышаться уровень грамотности населения Европы. В 1086 г. в Болонье на базе юридической школы открывается первый европейский университет, привлекавший студентов со всего континента. В 1160 г. открыт университет в Париже, в 1167 г. — в Оксфорде, в 1209 г. — в Кембридже, в 1364 г. — в Кракове и т.д. Церковь еще достаточно жестко контролировала систему образования. Преподавание вели монахи, делалась опора на церковные авторитеты, теология соединялась с элементами рационалистического, научного подхода, сохранялся особый интерес к проблемам логики (которая была нужна для теологических диспутов).

Вне рамок церковной идеологии развивается народная литература— героический эпос и лирическая поэзия французских трубадуров и немецких миннезингеров (странствующих певцов). Наиболее известные произведения героического эпоса — "Беовулф" и баллады о Робин Гуде — в Англии, "Старшая Эдда" — в Норвегии, "Калевала" — в Финляндии. "Сага об Эрике Рыжем"—а Исландии. "Песнь о Роланде"— во Франции,"Песнь о Нибелунгах" — в Германии.

Ведущим видом искусства позднего средневековья остается архитектура. В ней ярко выразилась тяга культуры этой эпохи к энциклопедизму, то есть целостному охвату всего сущего. В философии влечение к целостной, завершенной картине мира выразилось в создании всеохватывающих трудов, так называемых сумм — например, "Суммы теологии" и "Суммы против язычников" Фомы Аквинского. Средневековые соборы также замышлялись как своеобразные каменные энциклопедии универсального знания, а не просто помещения для молитв, защиты от непогоды и хранения культовых предметов. Мастера, возводившие соборы, пытались показать мир в его многообразии и завершенном геометрическом единстве. Все другие виды изобразительного искусства — иконопись, мозаика, скульптура, цветные витражи в окнах — были вспомогательными по отношению к архитектуре, создавшей целостный образ мира. Весь собор воспринимался как символ мироздания, устремленного к высшей идее. Внутри и снаружи его украшали скульптуры— например, аллегорические фигуры наук, изучавшихся в средневековых школах — Грамматики, Арифметики, Музыки, Философии. Здесь же находились многочисленные "каменные иллюстрации" к Библии — сцены из жизни религиозных

персонажей. Для неграмотных людей этого времени скульптуры, барель­ефы, мозаики и фрески собора становились одним из главных источников знания и средством освоения религиозной культуры христианства.

Первый художественный общеевропейский стиль — романский. Он возникает на основе древнеримских традиций в Х веке и господствует в Западном Европе до XII в., в отдельных местах — до ХIII в.

Романские постройки возводились в основном еще в период упадка городов. Это были, как правило, отдельные, одиноко стоящие здания — замки феодалов, монастыри и соборы. Политическая и идеологическая ситуация в Европе Х—XII веков прямо воздействовала на архитектуру, предъявляя к ней два основных требования. Во-первых, монастырь или замок должен противостоять частым набегам врагов. Поэтому стены построек делались толстыми (иногда толщина их превышала два метра) и достаточно высокими, окна напоминали узкие бойницы, в которые трудно попасть из лука или стрелкового оружия, замок обычно окружался рвом с водой. Во-вторых, любое архитектурное сооружение несло в себе большую идейную нагрузку, выражало в своем облике важные черты христианского мировоззрения. Постройки представляли из себя отдельно стоящие сооружения, возведенные в живописных местах (на горе, на берегу реки и т. п.) и хорошо вписывающиеся в окружающий природный ландшафт. Своим величественным видом замок должен был походить на описанный в "Откровении Иоанна Богослова" Град Божий, в котором после Страшного Суда будут жить праведники. Тем самым архитектурное сооружение наделялось глубоким философско-религиозным содержанием: оно выражало представление архитектора о будущем человечества, указывало на мистическую связь земного и божественного, на связь прошлого, настоящего и будущего.

Из памятников романской архитектуры наибольшую известность получили соборы в Пуатье и Арле (Франция), Вормсе и Майнце (Германия), замок Алькасар в Севилье (Испания), соборный комплекс в Пизе (Италии).

Второй общеевропейский художественный стиль — готика — господствует в Западной Европе в XIII—XIV веках и затем вытесняется стилем эпохи Возрождения. Название стиля происходит от древних племен готов — предков германцев, населявших Европу в начале нашей эры и разгромивших Римскую империю. Однако на самом деле готический стиль не имеет к культуре готов никакого отношения.

В готическом искусстве скульптура преобладает над живописью, а архитектура — над скульптурой. В архитектуре готический стиль появляется в период возрождении средневековых городов. Основными типами официальных городских зданий были кафедральные соборы и ратуши (помещения для администрации городской коммуны), все они находились на центральных городских площадях. Теперь архитектор должен заботиться о том, чтобы готическое здание гармонировало не с природным ландшафтом, как романская постройка, а с городской архитектурной средой. Ограниченность городской территории требовала большей, чем в романской архитектуре, компактности сооружений. Поэтому готическая архитектура рванулась вверх; теперь стремление человека к богу выражалось в большой высоте строении, их устремленности к небу. Высота соборов могла достигать 150 метров, при этом все их очертания были подчеркнуто легкими, стреловидными, утонченными. Для достижения такой высоты при сох­ранении легких колонн, резных стен и огромных окон использовались специальные технические приемы: новая конструкция свода и применение опорных ребер (контрфорсов), укрепляющих своды. Стены были покрыты кружевной каменной резьбой с множеством скульптурных изображений. Большие окна занимались витражами — мозаикой из цветного стекла. На них обычно изображались сцены из священного писания, городской жизни, рыцарские турниры, эпизоды из истории страны. Готический собор возводился несколькими поколениями людей, постройка могла затягиваться на целые столетия.

Готические соборы в средние века были не только местом богослужения. Здесь читались университетские лекции, происходили диспуты на разные темы. Перед собором разыгрывались театрализованные представления.

Наиболее известными памятниками готического искусства являются Собор Парижской Богоматери, Реймский и Шартрский соборы во Франции, Вестминстерское аббатство и Винчестерский собор в Англии, кафедральный собор в Милане (Италия), собор святого Витта в Пражском граде (Чехия), городские ратуши в Брюсселе и Вене.

 

 

Вопреки точке зрения, получившей хождение в эпоху Возрождения, средние века не были периодом сплошной католической реакции, неким тысячелетним провалом в истории европейской цивилизации. Это быловремя медленного, но глубинного процесса развития культуры. В раннее средневековье формируется феодальное общество с присущей ему экономикой, культурой, искусством. В позднее средневековье с усилением городов начинается формирование того экономического, политического и идейного фундамента, на котором в эпоху Возрождения возникает раннекапиталистическое общество.

Литература к главе VI

История средних веков: Учебник для студентов исторических факультетов педагогических институтов. Под ред. Н.Ф.Колесницкого. М.: Просвещение, 1980.

Зарубежная литература средних веков. Составитель Пурищев Б.И. 2-е изд. М.: Просвещение, 1974—1975. Т. 1—2.

Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. СПб.: Кольца, 1995—1997-Т. 1—3.

Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М.: Современник, 1996.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд. М.: Искусство, 1984.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Изд. Группа

Прогресс, Прогресс-Академия, 1992.

Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. 3-е изд. М.: Просвещение, 1996.

Хейзинга Й. Осень средневековья: Соч. В 3-х т. М.: Изд. Группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1995. Т. 1.

 

Тест

1. Какое событие произошло в Европе в 325 году?

a) Битва при Пуатье.

b) Провозглашение христианства официальной государственной религией Римской империи.

c) Создание империи Каролингов.

d) Создание бенедиктинского ордена.

2. Какие храмы относятся к раннехристианской архитектуре?

a) Собор Святого Марка в Венеции.

b) Церковь Сан-Витале.

c) Пантеон.

d) Церковь Сан-Аполлинаре.

3. Где был открыт первый европейский университет?

a) В Кракове.

b) В Париже.

c) В Оксфорде.

d) В Болонье.

4. Какие соборы построены в готическом стиле?

a) Кафедральный собор в Милане.

b) Собор святого Витта в Праге.

c) Собор Парижской Богоматери.

d) Замок Алькасар в Севилье.

e) Собор Святого Петра в Ватикане.

5. Какие военно-монашеские ордены организовывали крестовые походы?

a) Бенедиктинцы.

b) Францисканцы.

c) Тамплиеры.

d) Тевтонцы.

e) Доминиканцы.

f) Госпитальеры.


 

Глава VII. КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Возрождение — или по-французски Ренессанс — это историческая эпоха развития культуры стран Западной и Центральной Европы, во время которой произошел переход от средневекового, феодального типа культуры к буржуазной культуре нового времени. Ренессанс начинается в Италии и охватывает период с XIV по XVI век. В других странах — Франции, Германии, Испании, Англии, Голландии, Польше — эпоха Воэрождения датируется XV—XVI веками. Термин «Возрождение» впервые применил в 1550 году итальянский художник, архитектор и историк искусства Джорджо Вазари — автор всемирно известного многотомного труда «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения».

В более широком и нестрогом смысле словом «возрождение» иногда называют самые разнообразные культуры переходных эпох. Говорит, например, о китайском «ренессансе» XVI—ХУК веков, грузинском — XI— XIII веков, арабском — XI—XII веков, о русском возрождении и т. п. Мы подробно рассмотрим эпоху Возрождения в ее классическом понимании, то есть европейскую культуру XIV—XVI веков.

Обычно выделяют три главные черты культуры Возрождения:

1. Светский, нерелигиозный характер культуры, ее освобождение от давления католической церкви, контроля и жестких предписаний со стороны последней.

2. Формирование гуманистического мировоззрения, то есть нового понимания человека и его места в мире, разрушающего средневековую традицию.

3. Изучение и широкое использование культурного наследия античного мира, «возрождение» его, и резко отрицательное отношение к средневековой культуре.

ЗАРОЖДЕНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

В позднее средневековье по всей территории Европы из феодальных деревень возникали города — центры развития ремесленного производства, торговли и образования. В них складываются новые социальные группы — бюргеры, то есть зажиточные горожане, из которых позже сформируется класс буржуазии, и плебеи, явившиеся базой для формирования пролетариата. В городах происходит становление особой средневековой городской культуры, послужившей основой для возникновения культуры эпохи Возрождения. Попытки возродить античную культуру предпринимались в средние века несколько раз (например — каролингское возрождение). Однако новая эпоха в истории европейской цивилизации не могла начаться просто благодаря желанию какой-то группы энтузиастов — для этого требовались глубокие сдвиги в экономической основе общества. Этим сдвигом стало формирование раннекапи-талистического уклада в производстве. В XIV веке во Флоренции создаются первые капиталистические предприятия — мануфактуры. Этот город становится колыбелью европейского капитализма, местом, где формиру­ется идеологий гуманизма и главным центром развития искусства раннего итальянского Возрождения. В XIV—XV веках буржуазные преобразования постепенно охватывают регионы Северной Италии — Ломбардию (центр Милан), Венецианскую республику, Эмилию-Романию (центр Болонья), Тоскану (центр Флоренция). Следы этой раннебуржуазной эпохи сохранились в языках современных западных стран: так, слова "ломбард», «банкир», «кредит» происходят из итальянского языка.

В начале эпохи Возрождения происходят крупные изменений в итальянском обществе, а затем и в других странах Европы. Резко возрастает деловая активность, что приводит к изменению всей шкалы человеческих ценностей. При феодализме положение людей в обществе определялось в первую очередь их происхождением: знатный человек вне зависимости от своих личных достоинств мог по праву рождения занять высокое положение в правящей элите, быть благодаря этому богатым, близким к королевскому двору и к рычагам государственной власти. Человек неблагородного происхождения автоматически занимал в обществе более низкое место, даже если он был талантлив и трудолюбив.

Однако развитие буржуазного предпринимательства постепенно разрушает этот устоявшийся порядок. Все большую роль начинает играть не социальное происхождение, а накопление капитала, личный успех, предприимчивость, ум, знания, удача. Сама экономическая деятельность приводит к усилению влияния в обществе людей энергичных, предприимчивых, способных самостоятельно решать свои проблемы, управлять своей судьбой. Успех в коммерческой деятельности зависит не от знатности или усердия в молитвах, а от уменья вести дела. Поэтому образцом для подражания становится не знатный дворянин и не благочестивый монах, а активная личность, сама вершащая свою судьбу. Стиль повседневной жизни изменяют также технические изобретения и открытия. Создание быстроходных парусных судов делает возможными великие географические открытия, изобретаются и распространяется огнестрельное оружие, часы с минутной стрелкой, компас, книгопечатание, в архитектуре начинается широкое использование стекла.

Человеку эпохи Возрождения становятся тесны рамки средневековых традиций повседневной жизни, аскетическая церковная мораль, система тотального контроля католической церкви за образом мысли и хозяйственной деятельностью. В противовес религиозной идеологии, требующей от человека отказа от всех земных интересов ради служения Богу, возникает идеология гуманизма (от слов «homo» — «человек» и «humanis» — «человеческий»). Понятие гуманизма связано с традиционным для средневековья противопоставлением человеческого и божественного. Главной фигурой средневековой культуры был христианский Бог — в отличие от богов Древней Греции (см.: гл. VI) он считается бесконечно могущественным существом, сотворившим мир и управляющим им по своей воле. Средневековое христианство рассматривало человека не как могучую богоподобную личнос

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...