Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 

 

 

 

Глава IV. Культура ранних цивилизаций




В результате разложения первобытного строя общество вступает в новую фазу развития — возникает цивилизация.

Особенностью этого периода человеческой истории является создание государства и разделение общества на классы. Историки выделяют три внешние черты общества, вступившего в период цивилизации: возникно­вение городов, монументальной архитектуры и письменности. Первые цивилизации начали формироваться около 8 тысяч лет назад. К ним относятся следующие: Шумер (Междуречье), Древний Египет, Хараппа (Древняя Индия), иньский Китай, крито-микенская Греция, древние американские цивилизации.

Исходным пластом, на основе которого складываются первые цивилизации, стали так называемые раннеземледельческие культуры, возникавшие с 8 — 7 тыс. лет до н.э. В это время возникают, например, поселения Иерихон (сейчас территория Израиля), Хаджилар и Чейюню и Чатал-Хююк (Малая Азия). Эти культуры земледельцев и скотоводов стали исторически первой формой экономики, основанной на производстве продуктов питания (в отличие от собирательского и охотничьего хозяйства первобытных людей).

Рассмотрим главные особенности раннеземледельческих культур, которые позволили им стать основой цивилизации.

1. Эффективность системы производства продуктов питания, прежде всего земледелия, основанного на возделывании зерновых культур. Переход к земледелию и тесно связанному с ним скотоводству представлял собой переворот в создании эффективной системы снабжения человека белковой пищей. Земледелие прошло три стадии развития: неполивное (1), полуполивное или земледелие разового орошения (2) и ирригационное, т.е. поливное (3). Возникновение поливного земледелия привело к хозяйственному освоению бассейнов рек, строительству оросительных каналов, селекции новых сортов сельскохозяйственных культур. Примеча­тельно, что большинство пород животных и сортов растений, используемых сейчас человеком, выведены в период формирования первых цивилизаций.

2. Создание системы специализированных производств, направленных на повышение благосостояния общества. Расширяется производство глиняной посуды, совершенствуется строительное дело. Широко распространяется производство украшений, связанное с формированием нового явления —эстетических потребностей человека. Возникает теплотехника— обжиг посуды, прокаливание зерен растений, плавка металлов. Кремневые и костяные орудия, долго остававшиеся более производительными, чем примитивные металлические, постепенно занимают в технике господствующее положение. Все эти изменения в производстве привели к формированию особого слоя населения — мастеров-профессионалов, достигших высокой квалификации в своей сфере деятельности. Благодаря им постепенно углублялось общественное разделение труда.

Интенсивное крупномасштабное земледелие и специализированные ремесла составили основу технологического способа производства ранних цивилизаций.

3. Перестройка общественной организации производства и формирование нового образа жизни. В ходе развития кооперации труда семейные общины, сложившиеся в первобытную эпоху, объединяются в крупные поселения земледельцев. Численность населения в них достигает нескольких тысяч человек. Создание таких населенных пунктов — прообраза первых городов — повлекло за собой совершенствование жилищного строительства. Начинают возводиться благоустроенные дома, рассчитанные на несколько поколений. На основе относительно стабильной обеспеченности продуктами питания и прочной оседлости складывается новый образ жизни. Время препровождения и вся среда обитания оседлого земледельца, живущего в прочном благоустроенном доме в окружении многочисленных бытовых предметов, резко отличалась от быта охотников времен палеолита. Последние ютились в шалашах, сооруженных на открытом пространстве, или под сводами пещер. Охотник был всегда готов сняться с места, забрав с собой крайне ограниченный набор предметов. В эпоху перехода к земледелию и неразрывно связанному с ним оседлому образу жизни начинает накапливаться богатство мира вещей, окружающего человека в повседневной жизни. В XX веке мир вещей настолько разросся, что во всех цивилизованных странах остро ставится проблема гармоничного отношения между человеком и этим миром. В государствах с самым разным уровнем развития вещи все чаще загораживают от человека другие жизненные ценности, разъединяют людей и тем самым превращаются из блага, совершенствующего человеческую жизнь, в ее разрушителей. Корни этих проблем, нашедших отражение уже в Ветхом завете, уходят в эпоху раннеземледельческих культур.

В раннеземледельческую эпоху происходит скачок в развитии человеческого мышления, накопление и первичная систематизация знаний о природе, составившая основу своеобразной "преднауки". Сама специфика земледельческого труда, в котором результат отделен от первичных усилий работника значительным временным промежутком, способствовала развитию абстрактного мышления, экономического и в какой-то степени вообще научного предвидения. Культовые комплексы, возникавшие в раннеземледельческую эпоху как своего рода предхрамовые религиозные организации, становились центрами, где проводились регулярные наблюдения за природой — например, простейшие астрономические исследования. На ранних этапах развития научно-технического знания интегрирующей мировоззренческой и методологической идеей было представление о господстве в мире некого принципа, определяющего естественный ход событий. Это разливы рек, движение небесных светил, смене времен года. Как технический уровень развития, так и подобные преднаучные концепции в различных раннеземледельческих обществах были сходными. Разработка и передача таких представлений в рамках корпораций жрецов повышали престижность знаний, были важным шагом на пути к формированию собственно науки.

В целом можно сделать вывод, что раннеземледельческая эпоха стала временем формирований нового хозяйственного уклада, образования нового позитивного творческого фона, новых идей и образов, заложивших фундамент первых цивилизаций.

Не рассматривая подробно цивилизации древности, перейдем к анализу культуры античности, которая заложила основы современной европейской цивилизации и до сих пор активно влияет на ее развитие.

Литература к главе IV

Кинжалов Р.В. Культура древних Майя. Л., Наука, 1971.

Массон В.М. Первые цивилизации. Л., Наука, 1989.

Першиц А.И. и др. История первобытного общества. М., Высшая школа, 1974.

Румянцев А.М. Первобытный способ производства. Политико-экономические очерки. Изд. 2-е. М., Наука, 1987.

 

Тест

1. Какие культуры и этнические группы из перечисленных ниже относятся к ранним цивилизациям?

a) Украинцы.

b) Шумер.

c) Хараппа.

d) Средневековая Европа.

e) Крито-микенская культура.

f) Викинги.

g) Эске-Кермес и Чефут-Кале (Крым).

2. Каковы главные признаки цивилизации?

a) Возникновение морали.

b) Возникновение религии.

c) Возникновение городов.

d) Возникновение искусства.

e) Возникновение монументальной архитектуры.

f) Возникновение письменности.

g) Возникновение регулярных захоронений.

3. Какова была экономическая основа ранних цивилизаций?

a) Поливное земледелие.

b) Охота.

c) Скотоводство.

d) Собирательство.

 


 

Глава V. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

 

Исторические основы для формирования культуры античности, то есть Древней Греции и Рима, создали цивилизация минойского Крита (3000— 1400 гг. до н.э.) и сложившаяся на материковой части Греции Микенская цивилизация (11-е тысячелетие до нашей эры}. На острове Крит сохранились дворцы в Кноссе и Фесте, создание которых свидетельствовало о довольно высоком уровне строительного искусства. Кносский дворец за свою многовековую историю многократно перестраивался. Отдельные его части, вероятно, приходилось восстанавливать после сильных землетрясений, происходивших на Крите примерно один раз в 50 лет. Новые помещения при этом пристраивались к старым, уже существовавшим. Комнаты и кладовые как бы нанизываются одна к другой, образуя длинные ряды — анфилады. (Расположение залов анфиладой долго оставалось одним из самых популярных принципов дворцовой архитектуры. Такой план застройки можно увидеть во многих дворцах-музеях Санкт-Петербурга и пригородов.) Отдельно стоящие постройки постепенно сливались в единый жилой массив, группирующийся вокруг центрального дворца. Несмотря на некоторую бессистемность внутренней застройки, дворец был в избытке снабжен всем необходимым для того, чтобы жизнь его обитателей была спокойной и удобной. Имелись водопровод и канализация. В Кносском дворце существовала также хорошо продуманная система вентиляции и освещения. Вся толща здания была прорезана сверху донизу специальными световыми колодцами, по которым солнечны; свет и воздух поступали в нижние этажи дворца. Этой же цели служили большие окна и открытые веранды. Во время раскопок дворца было обнаружено много предметов искусства и ремесел: расписные вазы, украшенные изображениями осьминогов и морских животных, священные сосуды из камня (ритоны) в виде головы быка, фаянсовые статуэтки, с необыкновен­ной выразительностью изображавшие людей и животных, ювелирные изделия тонкой работы, в том числе золотые перстни и резные печати из драгоценных камней.

Религиозный культ древних критян во многом напоминает более позднюю религию Древней Греции и Рима. На острове, по-видимому, существовала форма царской власти, называемая теократией — разновидностью монархии, при которой светская и духовная власть принадлежат одному и тому же лицу. Особа царя считалась священной и неприкосновенной.

Собственно древнегреческая культура, которую (вместе с Римской) называют античной, проходит четыре периода развития;

1. Гомеровская Греция (XI—VIII века до н.э.).

2. Архаическая Греция (VII—VI века до н.э.).

3. Классическая Греция (V — три первые четверти IV века до н.э.).

4. Эллинизм (конец IV—1 век до н.э.).

В ходе становления рабовладельческого государства в греческих полисах обострилась борьба между старой родовой аристократией и новой, имущественной. Типичными представителями родовой аристократии были герои "Илиады" Гомера — Агамемнон, Мене лай, Ахиллес, Аякс, Одиссей и другие предводители греческого войска, осадившие Трою. Новая, имущественная аристократия состояла из владельцев ремесленных мастерских и купцов. Ослабление власти родовой знати постепенно привело к формированию нескольких сот городов-государств — полисов. Самые маленькие из них имели территорию 30—40 кв. км и население несколько сот человек (например, Панопей). К самым крупным относились Спарта (8400 кв. км, 200—300 -тыс. человек) и Афины (2500 кв. км-, 250—350 тыс. человек). Спарта вошла в историю как военное олигархическое ("олигархия"— "власть немногих") государство, основанное на казармен­ной дисциплине. (Отсюда пошло современное вьражение — "спартанское воспитание"). В большинстве же полисов впервые в истории человечества сложились государства с демократической формой правления. Эти государства заложили основы европейской цивилизации и выработали фундаментальные принципы современной европейской культуры.

Термин "демократия" происходит от греческого слова "демос' — народ, и означает "власть народа". С точки зрения государственного управления греческий полис имел республиканское устройство. Верховная, законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежали народному собранию, которое состояло из всех полноправных граждан. Народное собрание управляло полисом совместно с Советом и должностными лицами, избираемыми на ограниченный срок — обычно на один год. Постоянного государственного аппарата, за исключением небольшого штата технических работников, не существовало.

Повторное избрание на одну и ту же должность не допускалось. Должностные лица после истечения срока их пребывания в должности отчитывались перед Народным собранием или его органами. Доминирующее значение народного собрания и совета воплощало главный принцип мышления древних греков: право всего гражданского коллектива на участие в управлении - Право на решение дел своего полиса, государственное управление рассматривалось как одно из важнейших прав граждан.

В полисах сформировалась своя система духовных ценностей. Важнейшей ценностью греки считали сам полис — его социально-экономическое, политическое и культурное устройство. По их мнению, лишь в рамках полиса можно не только физически существовать, но и вести полнокровную, справедливую нравственную жизнь, достойную человека. Составными частями полиса как высшей ценности выступали личная свобода человека, понимаемая как отсутствие всякой зависимости от какого-либо лица или коллектива, право выбора рода занятии в хозяйственной деятельности, право на определенное материальное обеспечение, в первую очередь на земельный участок, но вместе с тем и осуждение накопительства богатств. Вся эта система ценностей разитель­ным образом отличалась, например, от традиций и законов кастового общества Древней Индии. В условиях кастовой системы человек от рождения, вне зависимости от своих заслуг или способностей, жестко закреплялся за определенным видом труда и мог выполнять только ту роль в обществе, которая предписывается членам его касты. Ни о какой демократии и равноправии граждан не могло быть и речи. Кастовые предрассудки сохранились в Индии до XX века, постоянную борьбу с ними, вел, например, вождь индийского национально-освободительного движения Махатма Ганди (1869—1948).

В системе духовных ценностей полиса сформировалось понятие гражданина как лица, располагающего совокупностью неотъемлемых (неотчуждаемых) политических прав: активное участие в государственном управлении полиса (хотя бы в форме обсуждения дел в Народном собрании), право и обязанность защищать свой полис от внешнего вторжения. Органичной частью нравственных ценностей гражданина полиса стало глубокое чувство патриотизма. Грек был полноценным гражданином только в своем маленьком государстве. Стоило ему переехать в соседний город, и он превращался в бесправное лицо без гражданства — так называемого метека. Процедуры предоставления гражданства уроженцам других полисов вообще не существовало. Поэтому греки дорожили именно своим полисом. Только их маленький город-государство был тем миром, в котором грек наиболее полно ощущал свою свободу, свое благосостояние и свою собственную личность.

Уникальность греческой культуры заключается в том, что в ней имеются в зачатке, зародыше все более поздние типы мировоззрении, существующие в современной европейской культуре.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА

Небывалый расцвет искусства в Древней Греции классического периода (V—IV века до нашей эры) прямо связан с демократическим характером общественного устройства в большинстве полисов (городов-государств). Политическую основу общества составляли люди среднего достатка и зажиточные землевладельцы, имевшие довольно прочные гарантии своего благосостояния. Они были полноправными гражданами и воинами. Этот активный в социальном отношении слой населения проявлял гораздо больший интерес к искусству, чем, например, забитые и бесправные общинники - основная масса жителей стран Древнего Востока. В Греции отсутствовала могущественная каста жрецов, которая на Древнем Востоке почти полностью монополизировала процесс духовного развития общества и направляла его в русло религиозной идеологии. Характер греческой религии, простота культовых обрядов, проведение главных религиозных церемоний выборными магистратами делали невозможным создание влиятельной жреческой корпорации, ее монополию в культурном творчестве. Это предопределяло свободный характер образования, системы воспитания, мировоззрения и всей культуры, ее более быстрое и интенсивное развитие. Прогрессу искусства и культуры в целом способствовал также еще один фактор; довольно широкое распространение грамот­ности, уменья читать и писать. Грекам были доступны замечательные произведения историков, философов, драматургов, писателей и ораторов.

Тонкое чувство красоты, свойственное древнегреческой культуре, было связано и с особенностями природной среды. Красота моря и гор, плодородие почвы, требовавшей в то же время трудоемкой обработки и ухода, привели к развитию у человека глубокого ощущения природы. Соразмерность и естественная гармония человека и природы проявлялась во всех: сферах духовного творчества: в музыке, философии, архитектуре, скульптуре и литературе.

Органичной составной частью греческой культуры стала религия. Она определяла основы мировоззрения, нравственности, художественного творчества. Богатая греческая мифология создала множество образов сильных людей, выступавших против слепых сил природы и даже против могущества богов. Эти образы мы находим как в поэмах Гомера, так и а замечательной греческой литературе классического периода (V—IV век до н.э.). Понимание богов и героев в образе красивых людей стало основой для разработки скульптурного образа гражданина-героя, полноправного члена полисного коллектива. Прекрасное божественное существо, по представлениям греков, должно жить в прекрасном жилище. Поэтому греческие архитекторы направляют свои усилия на разработку храмового здания — наиболее совершенного архитектурного сооружения. Храм становится вершиной развития античной архитектуры.

Для создания системы духовных ценностей древних греков приобрело первостепенное значение своеобразное понимание природы божества. Греки воспринимали своих богов как могучих, но не всемогущественных. В христианстве бог — всемогущий создатель мира, творящий законы природы. У греков же боги подчиняются силе необходимости, которая господствует над ними точно так же, как и над простыми людьми. Ограничение всемогущества божества, некоторая близость мира богов к человеку через посредничество полубогов — героев, через общение богов с людьми возвышало, а не принижало человека, его силы и способности. (Принижение человека перед лицом бога произошло позже в христианстве.) Возвышение человека открывало большие перспективы для создания художественных образов героизированных, сильных людей, для философского размышления о сущности человека, могуществе его сил и разума.

Одно из главных достижений древнегреческого искусства — создание театра. В предыдущей главе говорилось о синкретическом, нерасчлененном характере первобытного искусства. В Греции же театральное действие впервые превратилось в самостоятельный вид искусства, отделившийся от религиозных обрядов, спорта и охотничьих тренировок.

В архаический период театральные представления давались в разных местах. С V века до нашей эры появляется место, специально приспособленное для наблюдения за сценическим действием. Обычно место для театра выбиралось у подножия пологого холма. Его склоны обрабатывались в виде каменных ступенек, на которых рассаживались зрители- Места для зрителей назывались "театрон" от слова "теаомай" — "смотрю". Ступени располагались полукругом, разделяясь на ярусы, возвышающиеся друг над другом, и сектора, разделенные проходами, как на современных стадионах. Само сценическое действие проходило на утрамбованной круглой площадке, впоследствии вымощенной мраморными плитами и называемой "орхестрой". В центре орхестры находился жертвенник богу Дионису. На орхестре выступали актеры и хор. Позади орхестры находилась палатка, где актеры переодевались. Отсюда они выходили на орхестру и уходили с нее. Эта палатка называлась "скена". Позже вместо палатки стали возводить высокое постоянное сооружение, на стене которого рисовались декорации.

Греческие театры были рассчитаны на все население города. В театре Диониса в Афинах было 17 тыс. мест, в действующем до сих пор театре в Эпидавре — 20 тыс. мест. Самыми большими были театры в Мегалопосе (40 тыс.) и в Эфесе (60 тыс.). Театральные представления были неотделимы от всего образа жизни человека античности. Поэтому в Афинах, например, учредили специальный государственный фонд — так называемые театральные деньги. Этот фонд предназначался для раздачи бедным гражданам, чтобы они могли выкупить театральные билеты. “Театральные деньги” не использовались на другие нужды даже при больших финансовых затруднениях государства.

Сначала сценическое действие представляло собой диалог между одним актером и хором. В V веке до нашей эры вводятся еще два актера, действие усложняется, а роль хора становится меньше. Актеры выступали в масках, которые покрывали лицо и голову. Маски изображали лиц разного возраста и общественного положения, передавали даже душевное состояние и нравственные качества. Меняя маски, один актер мог по ходу действия играть несколько ролен. Мифологические герои или боги изображались значительно более крупными, чем обыкновенные люди. Для этого актеры надевали специальную обувь с высокими подошвами — котурнами, носили высокий головной убор и подкладывали под одежду прокладки, чтобы казаться выше и мощнее. Применялись и некоторые механические приспособления. Если нужно было показать действие внутри дома, то на орхестру выкатывали специальную деревянную платформу. На ней актеры изображали действие в помещении, затем по завершении действия платформу увозили. Если требовалось изобразить парящего бога, то применилось подъемное приспособление. Технические приспособления, использовавшиеся в греческих театрах, стали поводом для появления иносказательного выражения —deus ех machina ("дэус экс махина"), в дословном переводе — "бог из машины". Во время театрального действия мог использоваться следующий прием: с помощью подъемно-спусковых приспособлений во время действия на сцену спускается кто-либо из богов и разрешает возникшие у персонажей трудности. В современном языке выражение "бог из машины" означает развязку сложной ситуации в результате вмешательства непредвиденных обстоятельств.

В театрах игрались пьесы греческих драматургов, в которых ставились острые проблемы своего времени и выражался взгляд людей этой эпохи на человека, общество, взаимоотношения человека с другими людьми и богами. Возникло два основных типа сценического действия — трагедия и комедия.

Отцом греческой трагедии считается Эсхилл из Эливсина (525—456гг. до н.э.), которому приписывается создание более 90 произведений. Наиболее известные из дошедших до нас — "Персы", "Прометей прикованный" и трилогия "Орестейя". Эсхилл переосмыслил старые мифо­логические сюжеты и наполнил их идеями своего времени. Создатель трагедии показывает в своих произведениях преимущество полисного уклада жизни, противопоставляя ему, например, высокомерие и чванство восточного деспота Ксеркса в трагедии "Персы". В "Прикованном Прометее" воспето бесстрашие в борьбе за торжество цивилизованной жизни с самим Зевсом, который представлен как деспот и тиран. Для Эсхилла свободная и нравственная жизнь кажется возможной только в полисном коллективе, огражденном справедливыми законами. Новое общественное устройство угодно богам. Творчество Эсхилла в целом прославляло политические, идейные и нравственные принципы греческого полиса как такового,

Софокл из Афин (496—-106 гг. до н.э.) считается автором более 120 трагедий. Наиболее известные из них — "Царь Эдип" и "Антигона". В этих произведениях впервые поставлена и глубоко осмыслена тема, ставшая одной из главных во всем мировом искусстве — проблема места человека в мире и а обществе. Ответ на вопрос о том, является ли человек марионеткой в руках богов или творцом своей судьбы, выражен через образ царя Фив Эдипа и его дочери Антигоны. Глубокое художественное исследование человеческой натуры продолжает Эврипид из Саламина (480—406 гг. до н.э.). В его знаменитой трагедии "Медея" человек рассматривается не как цельное и неизменное существо, борющееся с враждебными силами, а как раздираемая противоречивыми страстями душа. Он сам не знает, какая из этих страстей одержит победу и к каким последствиям это приведет. Этот непредсказуемый результат борьбы страстей в душе человека и есть его судьба.

Второй тип сценического действия — комедия — возник из непринуж­денных карнавальных песен и плясок во время сельских праздников в честь покровителя виноделия бога Диониса. Жанр комедии достиг своего высшего расцвета в творчестве Аристофана из Афин (450—388 гг. до н.э.). Сохранились 11 комедий Аристофана ("Всадники", "Облака", "Лягушки". "Осы", "Лисистрата", "Женщины в народном собрании" и др.). Всего этому автору приписывали 44 комедии. В отличие от трагиков Аристофан не ставил в комедиях глубоких философских вопросов, но зато дал реалистическое описание повседневной жизни Афин. Поэтому его комедии стали ценным историческим источником для изучения культуры классической Греции. В пьесах Аристофана разработано множество комедийных ситуации, которые до сих пор широко используются в литературе.

VI—V века до нашей эры были временем расцвета греческой архитектуры и скульптуры. Развитие архитектуры было тесно связано с теорией и практикой градостроительства. Высшим достижением греческого градостроительства стала разработка концепции регулярной застройки города. Ее основные положения были сформулированы Гипподамом из Милета и получили название гипподамова города. Гипподамов город предусматривал деление городской территории пересекающимися под прямым углом улицами на сетку правильных жилых кварталов. Городской центр застраивался зданиями общественного назначения (храмами, помещениями для должностных лиц, портиками для прогулки), имелась также торговая площадь. Если город располагался на морском берегу, то прибрежная часть оформлялась в портовый район с верфями, доками, складами. В городе имелись также театр, стадион и залы для занятий гимнастикой, по специальному водопроводу подводилась вода. От основного канала она распределялась по трубам в разные районы города к специальным колодцам, из которых жители брали ее для своих нужд. Нечистоты выводились с помощью канализации за пределы города. Парадным и религиозным центром города был акрополь, здесь располагался храм главного божества — покровителя города. В акрополе совершались наиболее важные жертвоприношения.

Величайшим достижением античной культуры стала греческая архитектура. В классический период ее основой была так называемая ордерная система. Ордера – это главные типы архитектурных сооружений, имевшие некоторую общую основу и свои специфические черты. В Древней Греции сложилось три типа ордеров: дорический, ионический и коринфский. Коринфский ордер отличался особой нарядностью, пышностью и изысканностью. Тот или иной архитектурный ордер проще всего узнается по украшениям так называемого капителя – верхней части колонны. В VI-V веках до нашей эры греческие зодчие начинают применять смешение разных ордеров в архитектуре одного здания. Это расширяет возможности строительного искусства и позволяет создать удивительные шедевры архитектуры. Архитектурные формы древнегреческих зодчих легли в основу европейской архитектурной традиции и используются в градостроительстве вплоть до наших дней.

Наиболее важным типом архитектурных строений греки считали храм— самое совершенное здание, в котором обитает прекрасное божественное существо. Были разработаны многочисленные типы храмовых зданий – от скромных небольших героонтов в честь героев до огромных величественных храмов в честь главного бога каждого города. Все они украшались колоннами. В архаический период храмы были деревянными и колонны представляли собой специально обработанные бревна. Затем цилиндрическая форма бревна стала воспроизводиться в каменных строениях. В большом храме внутренние апартаменты состояли из главного зала, в котором находилась статуя верховного божества города (Зевса, Посейдона, Геры, Афины, Аполлона и др.) и второго помещения, где хранилась священная утварь, а также храмовые сокровища. Стены внутри и снаружи украшались скульптурными группами и рельефами, что придавало храмовому комплексу нарядный и торжественный облик.

К крупнейшим достижениям греческой архитектуры относятся храм Афины-Девы Парфенон в Афинах (архитекторы Иктин и Калликрат, 448 432 гг. до н.э.), храм Зевса в Олимпии (архитектор Либон, 465—456 гг. до н.э.,), храм Аполлона в Дельфах. Самыми знаменитыми архитектурными ансамблями, то есть целостными комплексами сооружений, являются афинский Акрополь и природно-архитектурный ансамбль в священном округе Олимпия, где проводились Олимпийские игры. Ансамбль афинского Акрополя включал несколько зданий и сооружений. Это художественно оформленный проход на Акрополь — Пропилеи, к которому примыкала картинная галерея (пинакотека) и небольшой храм я честь богини победы Ники. Центром ансамбля был величественный Парфенон. Громада Парфенона уравновешивалась небольшим храмом в честь Эрехтея и Посейдона — Эрехтейоном. Вертикальной осью всего ансамбля была статуя стоящей с копьем в руках Афины-воительницы. Крутой склон Акрополя был использован для устройства театра Диониса на 1 7 тысяч мест и специального помещения для музыкальных состязаний — Одеона. В целом архитектурный ансамбль афинского Акрополя отличался удивительной гармоничностью и пропорциональностью. Основные элементы ансамбля (в поврежденном виде) сохранились до сих пор. Скульптуры и барельефы Парфенона, пострадавшие в результате землетрясений, в XIX веке были вывезены в Великобританию и сейчас экспонируются в Британском музее в Лондоне.

Древнегреческая скульптура также остается одним из величайших достижений мировой культуры. Скульптурными изображениями греки любили украшать здания, особенно храмы. В главном помещении храма располагалась статуя божества — покровителя города. Наружные и внутренние стены здания покрывались рельефными изображениями (барельефами и горельефами), фронтоны и даже крыши храмов украшались скульптурными группами. Статуи ставились на городских площадях и на могилах. Назначение скульптур могло быть самым разным: религиозным (разработка образов богов и героев), эстетическим (скульптура являлась украшением площадей, здании, святилищ) или идеологическим (прославляется гражданин и воин — физически крепкий, мужественный, жизнерадостный, с чувством собственного достоинства). Самыми популярными были изоб­ражения величественного, могущественного и спокойного божества (мужского или женского), а также обнаженного воина-атлета. Греческие скульпторы научились использовать разнообразные материалы: известь, мрамор, дерево, слоновую кость, обожженную глину. Они овладели техникой бронзового литья по восковой модели и стали изготавливать бронзовые статуи.

Наиболее известными шедеврами греческой скульптуры являются статуя Мирона "Дискобол", скульптура Зевса, выполненная Фидием для храма Зевса в Олимпии (входила в число семи чудес света), его же статуи Афины-Девы и Афины-воительницы для ансамбля афинского Акрополя, изображения летящей богини Ники работы Пеония, статуи раненой амазонки работы Поликлета, Афродиты Книдской и Гермеса с младенцем Дионисом Праксителя, Аполлон Бельведерский Леохара. Крупнейшим портретистом IV в. до н.э. был Лисипп, прославившийся портретами Александра Македонского-

Искусство Древнего Рима первоначально использовало традиции цивилизации этрусков, господствовавшей на территории Италии в VII—V веках до нашей эры. Так, формы ранних римских храмов и их декоративное убранство, применение в архитектуре арок и сводов были заимствованы у этрусков. С III века до нашей эры решающее влияние на римское искусство стало оказывать искусство Древней Греции. В архитектуре начинается широкое применение бетона и сводчатых конструкций. Появляются новые типы зданий: базилики (прямоугольные здания с крышей на колоннах), амфитеатры, где давались гладиаторские бои, цирки, термы (сложный комплекс банных помещений), триумфальные арки, адми­нистративные здания (канцелярии, архивы и т. п.).

Интересной особенностью римской скульптуры стало создание нового направления — индивидуального портрета. В семьях богатых римлян утвердился обычай снимать с умерших восковые маски, которые затем хранились в главной комнате римского дома. Эти маски выносились из дома во время праздничных торжеств, и чем больше имелось масок, тем знатнее считался данный род. Маски, очевидно, широко использовались для скульптурных работ.

Многие римляне стремились также поставить статуи себе и своим предкам на форуме — главном, парадной площади города. Во II веке до н.э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что принимается специальное решение о снятии многих из них. В раннюю эпоху бронзовые статуи отливались обычно этрусскими мастерами, а начиная со II века до н.э. — греческими скульпторами. Массовое производство статуй не стимулировало создание высокохудожественных произведений, но римлян больше интересовало точное портретное сходство с оригиналом. Статуя должна была прославлять данного человека, и поэтому было важно, чтобы изображенное лицо не спутали с кем-нибудь другим.

В конце III века до нашей эры римляне захватывают греческие города-государства и начинают активно перенимать греческую культуру. В результате захвата греческих городов в Рим хлынул поток греческих статуй, которые становятся чрезвычайно популярны. Так, по дошедшим до нас сведениям, один из римских полководцев привез после своего похода 285 бронзовых и 230 мраморных скульптур, другой — 250 телег с греческими статуями. Последние начинают выставляться на форуме, в храмах, термах, на виллах, в городских домах.

Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, в Риме возникает большой спрос на копии с наиболее известных статуй. В Рим переселяются многие греческие скульпторы, которые копируют подлинники знаменитых мастеров. Обильный поток шедевров из греческих городов и их массовое копирование тормозили расцвет собственной римской культуры. Только в области реалистического портрета римляне, используя традиции этрусков, превзошли греческое искусство. В Риме был создан ряд блестящих произведений — таких, как "Капитолийская волчица" (эта бронзовая статуя работы этрусков стала символом города), "Брут", "Оратор", бюсты Цицерона и Цезаря. Под влиянием греческих мастеров римский портрет освободился от характерного для этрусской школы наивного реализма и приобрел черты художественного обобщения, типизации, свойственные подлинным, зрелым произведениям искусства.

Высокого уровня достигает в античном мире искусство фрески и вазописи. До нас дошли многочисленные драматические, поэтические и прозаические произведения Древнего Рима. Однако на них мы не можем подробно останавливаться.

 

Античная культура в целом — необычайно яркое явление в истории мировой цивилизации. В эту эпоху был создан тот научный и художественней способ видения мира, который существует и развивается в европейской культуре вплоть до настоящего времени.

 

Литература к главе V

История Древней Греции: Учебник для студентов вузов. Ю.В.Андреев и др. М.: Высшая школа, 1986.

История Древнего Рима: Учебник для вузов. Под ред. В.И.Кузищина. 3-е изд. М.: Высшая школа, 1994.

Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. 2-е изд. СПб., Марс, 1995.

Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. Л.: Лениздат, 1990.

Античная литература: Учебник для студентов педагогических институтов.Лосев А.Ф. и др. 3-е изд. М.: Просвещение, 1980.

Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М.: Современник, 1996.

Кнабе Г.С. Древний Рим — история и повседневность. М.: Искусство, 1986.

Кнабе Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М.: Индрик, 1994.

Куманецкий К. Истори

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2023 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...