Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типовые приемы явной пропаганды.




Явной называется такая пропаганда, при которой декларируемые идеи совпадают с реально продвигаемыми. То есть пропагандист не скрывает цель своей пропаганды, хоть и использует для нее не всегда честные технологии. Перечислим наиболее часто встречающиеся приемы.

Визуальные образы.

 

Этот прием заключается в том, что для передачи идеи используются яркие образы, которые вызывают относительно легко узнаваемых фигурантов требуемые эмоции. Наиболее удобный инструмент для этого – карикатура. На ней политические противники изображаются толстыми, кривыми, горбатыми уродцами, но при этом со злобной и хитрой улыбкой. При их изображении используются серые и черные цвета. Свои люди, наоборот, показываются стройными и благородными красавцами с добрым и величественным взглядом. Как правило, их фигуры выводятся в светлых и цветных красках. Подобным образом можно использовать и другие виды искусства – кино, мультфильмы, и т. п.

 

 

Слова – классификаторы.

 

Нужные эмоции можно возбуждать, вызывая в голове человека соответствующие ассоциации через использование правильных слов-классификаторов. Грамотно использованное слово-классификатор само по себе способно вызвать множество ярких ассоциаций и образов. Например, услышав всего два слова “Зима” и “праздник”, мы сразу представляем себе новогоднее веселье и снежные забавы. Подобные слова позволяют экономить время, передавая в сжатом виде огромный объем информации. При этом, называя какой-либо предмет определенным словом, мы тем самым подчеркиваем какую-то его специфическую особенность, не обращая внимания на остальные характеристики. Таким образом, данный предмет классифицируется и занимает в картине мира слушателя нужное место. Естественно, грех не использовать эти свойства слов-классификаторов в пропаганде. С помощью классификаторов, описывающих объекты или события, информация форматируется так, что получатель пропагандистского сообщения принимает навязываемое ему определение ситуации. Например, если требуется вызвать негативное отношение к участникам акции протеста, то их называют “хулиганами”, “экстремистами”, “агрессивно настроенной толпой”. Если же нужно, наоборот, показать протестующих с хорошей стороны, используются эпитеты “народ”, “рабочие”, “мирные демонстранты”.

 

 

Создание аналогий.

 

Прием основан на склонности людей мыслить аналогиями. Для того, чтобы показать сущность изучаемого явления, мы часто используем другое, более известное и изученное явление, имеющее что-то общее с изучаемым. Например, для понимания процесса распространения электромагнитных волн, можно представить себе волны на поверхности воды. Но данный метод, годящийся для обучения школьников студентов уже известным науке физическим явлениям, не всегда годится для описания, или прогнозирования еще не изученных явлений. Ибо в первом случае используются априори корректные относительно рассматриваемых свойств аналогии, а во втором, корректность аналогии еще не известна. Часто бывает так, что решающими оказываются не общие свойства явлений, а игнорируемые строителем аналогии различия. В этом случае, аналогия просто не работает и вводит людей в заблуждение. Тем не менее, стремясь увеличить эффективность пропаганды, пропагандисты не особо утруждают себя вопросами корректности приводимых аналогий, а иногда и вовсе специально конструируют заведомо ложные аналогии.

 

 

Иллюзия документальности.

 

Сообщение, или новость кажутся тем достовернее, чем больше они подкреплены реальными фактами, а особенно непосредственно наблюдаемыми событиями. Новость в газете, сопровождаемая фотографиями с места событий, вызовет больше доверия, нежели голый текст. Еще большее воздействие оказывают видеорепортажи. Способность напрямую транслировать происходящее является главным преимуществом телевидения, превращая его в мощное оружие пропаганды. Наибольший результат достигается тогда, когда репортаж ведется из самой гущи событий, а зритель ощущает себя непосредственным участником разворачивающегося действия. Если такой репортаж сопроводить нужными словами, создающими требуемую картину происходящих событий в целом, то эта картина наверняка будет принята публикой как достоверная.

 

Угроза.

 

Данная стратегическая методика заключается в том, что агитация строится на критике того субъекта, который воспринимается целевой аудиторией как враг. Например, используя антиамериканские настроения в обществе, можно понизить доверие к оппозиции, просто заявив, что ее деятельность финансирует госдеп США. По этой же причине, агитация среди националистов редко обходится без упоминания мирового сионизма. Разновидность приема – создать предварительно ярко выраженную угрозу, которая заставит людей бояться и искать защиту. После этого, любая позиция, направленная против данной угрозы, будет вызывать больше доверия, чем она бы вызвала в обычной ситуации. Угрозой может быть что угодно: террористы, “русские фашисты”, свиной грипп, и т. п.

 

 

Искажение размеров.

 

Особенность воздействия инфосферы на общественное сознание такова, что люди не всегда представляют себе масштабы тех явлений, о которых говорят в СМИ и которые обсуждаются в интернете. Например, люди больше боятся погибнуть в результате теракта, чем в результате автокатастрофы, хотя, по статистике, число жертв автокатастроф значительно превышает число жертв террористических актов. Дело в том, что информационная активность вокруг какого-либо явления позволяет ему занять неэквивалентное его реальному статусу положение. Муссирование какой-либо проблемы в СМИ позволяет значительно повысить ее значимость в сознании людей по сравнению с ее реальной значимостью. И наоборот, замалчивание определенных вопросов приводит к тому, что население, за исключением тех людей кого эти вопросы касаются непосредственно, думает, что этих вопросов не существует. Таким образом, происходит искажение размеров в создаваемой у аудитории картине мира, где мухи могут вырастать до размеров слонов, а слоны превращаться в мух. Для получения эффекта данный прием должен применяться на длительных временных отрезках, поэтому его следует отнести к разряду стратегических.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...