Контрольные вопросы. 8.2.3. Числовые отношения
Контрольные вопросы
8. 2. 3. Числовые отношения
Обычно в этом тесте вам предлагается таблица из трех столбцов и трех строк. В каждом столбце дано числовое отношение, одинаковое для всех столбцов в данной таблице. Ваша задача – определить это отношение и заменить знак вопроса в одном из столбцов на необходимое число, используя два других столбца в качестве образца. Вы можете сделать это, выбрав один из четырёх предложенных вариантов, как в приведенной ниже схеме.
Зависимость в каждом ряду такова: X – Y = Z/2 Первый ряд: 19 -7 = 24/2 = 12 Второй ряд: 33 – 15 = 36/2 = 18 Третий ряд: 12, 8 – 5, 3 = 15/2 = 7, 5 Соответственно, в качестве числа, замещающего знак вопроса, необходимо выбрать ответ В = 15. Рассмотрите каждый образец решения и поймите, как образовано отношение. Если вы чувствуете себя уверенно и хорошо представляете возможные числовые отношения, повторите тест снова. Сравните ваш результат с результатом первой попытки и обратите внимание на разницу. Этот тест основан на простых принципах числовых отношений, поэтому умение быстро считать в уме поможет сэкономить драгоценное время во время настоящего теста. Теперь попробуйте пройти представленный тест из 32 вопросов.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
8. 3 Методологические основы профессионального отбора специалистов и управления персоналом.
Рациональное проведение профессионального отбора должно базироваться на строгой научной основе, поскольку вопрос правильного выбора профессии и успешной деятельности на конкретном рабочем месте имеет не только общественное, производственное, но и личное значение, т. к. обеспечивает сохранение здоровья и профилактику профессиональных заболеваний у работающих. Это относиться к категориям специалистов, памяти, вниманию, нервно-психической устойчивости, правильности выполнения сложных и ответственных задач при дефиците времени и в экстремальной обстановки. Не совпадение индивидуальных возможностей специалиста и требований профессии приводит к снижению производительности труда и развитию профессионального стресса. Проблемы профессионально стресса является социальной проблемой не только в России, но и за рубежом. Поэтому проблема профессионализации привлекает пристальное внимание представителей многих наук. В основу организации системы профессионального отбора (СПО) должны быть положены следующие принципы: а) Принцип относительности критериев успешности профессиональной деятельности, определяющей зависимость критериев профпригодности кандидатов от ряда условий: характеристик профессиональной деятельности по данной специальности, факторов внешней среды, сроков обучения, технических и социально-экономических возможностей выбора; б) Принцип активного отбора, определяющий необходимость построения профотбора в неразрывной связи с использованием других путей повышения эффективности профессиональной деятельности операторов. Разработка СПО операторов базируется на рядя принципиальных положений, определяющих методологию психологического обследования кандидатов, организационные формы проведения отбора, методологию выбора рациональной структуры и характеристик средств диагностики, связь характеристик системы отбора и параметрами, определяющими эффективность профессиональной деятельности специалистов, на основу которых осуществляется коррекция СПО, и т. п. Общая структура подобных принципов приведена на рис. 28. Рассмотрим указанные принципы более подробно. Принцип научной обоснованности. Этот принцип предполагает, что процесс проектирования СПО должен базироваться на предварительном анализе следующих факторов (рис. 29)
Рис. 28. Структурная схема основных принципов разработки СПО
Рис. 29. Структурная схема основных принципов научной обоснованности СПО 1. Определение наиболее соответствующего условия анализа метода прогнозирования профпригодности, который определяет вид интегрального критерия профпригодности, позволяющего судить о степени развития у кандидатов профессионально важных качеств, необходимых в их деятельности. 2. Профессиографический анализ деятельности, которые предполагает определения совокупности психофизиологических требований, предъявляемых к человеку специальностью того или иного вида. Выделенные на основе этого анализа профессионально важные качества составляют основу психофизиологического портрета специалиста. 3. Оценка критериев прогнозирования профпригодности, которые предполагает определения совокупности числовых и качественных характеристик, позволяющих с определенной степенью надежности по результатам оценок уравнений развития ПВК кандидатов принять решения об их профессиональной пригодности или непригодности. 4. Расчет указанных числовых параметров производиться на основе анализа уровней развития психофизиологических характеристик кандидат, в отношении которых возможно четкое суждение об их профессиональной пригодности. Вычисленные на основе обучающей выборки критериальные характеристики профпригодности образуют модель специалиста, при значительных изменениях которой возможно изменение всех основных параметров системы профессионального отбора, включая и организационные формы. Таким образом, посредством оценки критериев прогнозирования уровня профпригодности обеспечивается обратная связь СПО со сферой конкретной деятельностью специалистов (рис. 30). 5. Анализ плана отбора специалистов и характеристик контингента. 6. Кандидатов, которые имеют свой целью, с одной стороны, определение требуемых числовых и структурных параметров контингента претендентов, которые с достаточной степенью четкости обеспечивают выполнение плана, а с другой – задачу уточнения плана отбора исходя из характеристик имеющегося контингента кандидатов и возможностей психодиагностических средств отбора. Решение этих задач обеспечивают реализацию обратной связи между СПО и планом отбора специалистов (рис. 30). 7. Анализ организационных форм процесса профессионального отбора. Формирования вариантов отбора специалистов исходя из условий обеспечения требуемой надежности результатов и удовлетворения системе временных, стоимостных и номенклатурных ограничений. Решение этой задачи базируется, в свою очередь, На основе анализа валидности и надежности психодиагностических методик и оценки технических и стоимостных параметров вариантов организации системы в целом. Кроме этого возможно также связь характеристик контингента претендентов со структурой реализуемого в системе комплекса психодиагностических методик. Таким образом, принцип научной обоснованности раскрывает основные свойства системы.
Рис. 30. Критерии прогнозирования уровня профпригодности Принцип системного подхода. Он определяет необходимость изучения и учета в СПО особенности развития, в зависимости и взаимообусловленности различных профессионально важных качеств личности кандидата, включенный в сферу предметной деятельности, а также возможного влияния требуемые свойства и личности характеристик, определяющих сферу функциональной деятельности специалиста, содержания, организации и условия его работы. Реализация принципа системного подхода достигаются следующими способами (рис. 31):
Рис. 4 Структура основных направлений реализации принципа системного подхода в СПО
· МногомернымИ подходам к исследованию личности; · Психологическим и социологическим анализом сферы деятельности специалиста; · Учетом в системе сопровождения профессионального становления личности результатов психосоциологического анализа контингента кандидатов, коррекция на основе данных обучающей выборки критериев прогнозирования профпригодности; · Рациональным выборам структуры и характеристик СПО. Основные направления указанных задач рассмотренных в процессе реализации принципа научной обоснованности. Принцип актуальности. Разработка СПО целесообразна в то случае, когда различие в уровне профессиональной подготовки зависят от ступени развития индиведально-психологических качеств кандидата, его способности к обучению. Принцип личностного подхода. Данный принцип означает, что направления изучения личности обусловлены содержанием профессиональных требований. Принцип деятельностного подхода. Согласно данному принципу объем и направления исследования личности кандидатов должны определяться не только требованиями ПВК, но и требованиями, определяющими потенциальные возможности кандидатов к совершенствованию ПВК. Принцип динамического отбора. Реализация этого принципа предлагает ввести исследования ПВК непрерывно. Принцип прогнозирования развития личности. В соответствии с этим принципом должна быть предусмотрена возможность изучения динамики развития ПВК. Принцип комплексного обследования. Предусматривает психологических отбор, социально-политический, образовательный и медицинский отбор. Принцип активного отбора. Данный принцип означает расширение сферы использования результатов обследования не только для прогнозирования ПВК кандидатов, но и для правильной организации образовательного процесса. Принцип дифференцированного прогнозирования. Прогнозирование профпригодности кандидатов осуществляется вначале по группе специальностей, а затем определяется наиболее перспективная. Таким образом, процессы проектирования СПО для любых видов специальностей имеют общие черты. Степень учета тех или иных принципов разработки в конкретной системе зависит от целей и задач ее реализации, а также определяется составом временных и материальных ресурсов, отпускаемых на ее создание. Основные направления системы психофизиологического отбора наиболее четко и конкретно сформулированы В. А. Бодровым [19, 20] применительно к отбору корабельных специалистов. Однако принципы и методы разработки их могут быть положены в основу любых других профессий [51]. Первым этапом решения проблемы профессионального отбора является анализ трудового процесса, а также физиолого-гигиеническое и психофизиологическое описание рабочей деятельности для определения требований к профессионально важным качествам индивида. Разработка требований к профессионально важным качеством и функциям человека начинается с сопоставления профессиограммы деятельности. Только в результате профессиограммы может быть реализован «деятельный» подход, предполагающий соотнесение действий и операций, оцениваемых с помощью тестов, с действиями, входящими в структуру профессиональной деятельности. Следующим этапом решения проблемы профессионального отбора являются подбор и разработка методических приемов оценки профессионально важных качеств личности. Решение этой задачи предусматривает изыскание таких методик, по результатам применения которых можно было бы объективно обнаруживать различие изучаемых функций у лиц с разным уровнем их совершенства, получать стабильные результаты при повторных исследованиях у одного и того же испытуемого, выявлять именно те свойства, для оценки которых предназначены данные методики. Другими словами, необходимо использовать методики, обладающие информативностью, прогностичностью, надежностью и дифференцированостью. Информативная ценность методик определяется с помощью корреляционного анализа взаимосвязи результатов обследования, на выявление которых и направлена данная методика. Как правило,, в качестве профессионально важных показателей используются оценки успешности овладения навыками профессии и успешной трудовой деятельности. Надежность методики характеризуется коэффициентами корреляции между отдельными рядами переменных, полученных при исследовании одной и той же группы испытуемых по одним и тем же методикам. Дифференцированность методики означает, что с ее помощью оценивается только определенная функция или совокупность функций. Так, для изучения психических функций (внимания, восприятия, памяти и др. ) применяются бланковые методики, для исследования типологических особенностей высшей нервной деятельности - аппаратурные и т. д. В этой связи необходимо классифицировать методы ПО и их можно объединить в четыре большие группы (по Б. Г. Ананьеву) 1. Организационные. 2. Эмпирические. 3. Приемы обработки экспериментальных данных. 4. Интерпретационные. В группу организационных методов входят: сравнительный, лонгитюдный и комплексный. Организационные методы, судя уже по их названию, призваны определять стратегию исследования. От выбора того или иного способа организации зависит ход всего исследования, его конечный теоретический и практический результат. Эмпирический блок служит для сбора фактов и объединяет довольно большую группу методов: - обсервационные (все виды наблюдения и самонаблюдения); - экспериментальные по видам ПО; - - диагностические по видам ПО; - анализ праксиметрических данных (результатов анализа процессов и продуктов деятельности - хронометрия, циклография, профессиография, качественная оценка изделий и выполненных работ и т. д. ); - моделирование (математическое, кибернетическое и т. п. ); - анализ биографических и социальных данных (анализ фактов, дат, событий жизненного пути, документации, свидетельств и т. п. ). Весьма важным на данном этапе разработки системы профотбора является разработка и использование таких методических приемов, которые позволили бы выявлять эмоциональную устойчивость испытуемых при работе в сложных и аварийных ситуациях. Решение этой задачи осуществляется путем моделирования стрессовых ситуаций в естественных и экстремальных условиях (испытания в барокамерах, на стендах-тренажерах, выполнение задач в жестких временных интервалах, в условиях возрастающих потоков информации, шума, вибрации и др. ). В последние годы в самостоятельное направление разработки психофизиологического отбора оформилось изучение личностных особенностей [54]. Опыт зарубежных специалистов и специалистов нашей страны показывает перспективность таких исследований для выявления психопатологии. Одним из этапов разработки системы профессионального отбора является выработка количественных критериев оценки профессионального обследования и уровня профессиональной подготовки или эффективности деятельности. Эта задача может показаться легкой, однако в действительности она является весьма сложной, особенно при оценке профессиональной деятельности. Тем не менее, она решается путем учета абсолютных количественных показателей и установления ранговых показателей. Приемы обработки экспериментальных данных разделяются на количественные и качественные. К первым относятся математико-статистические приемы обработки психологической информации. Ко вторым - данные полученные в ходе анализа документов, наблюдения, диагностических бесед. Интерпретационные методы - синтетические и включают в себя генетические (филогенетический, онтогенетический, социогенетический, профессиографический и т. п. ) и структурные (типологическая классификация). Они отражают связи как между уровнями анализа по вида ПО, соответствия развития ПВК и требований профессии. Генетический метод интерпретирует весь материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты профессионализации. Структурный метод интерпретирует весь собранный материала в характеристиках видов ПО и типов связей между ними, образующих экспертную оценку профессиональной пригодности. И, наконец, важным направлением разработки системы профессионального отбора является использование вычислительной техники. Применение ее необходимо как при проведении программированного группового обследования испытуемых, так и при обработке получаемых результатов. Наряду со сказанным необходимо учитывать также, что применение любых психофизиологических методик в целях исследования индивидуальных особенностей человека требует от экспериментатора предварительной подго
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|