Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины.
Изучение дисциплины базируется на следующих курсах общей и специальной подготовки: Ø философия Ø математика; Ø история экономических учений; Ø социология; Ø экономическая история. 3. Структура и тематический план освоения учебной дисциплины. Выписка из рабочего учебного плана заочного отделения Челябинского института (филиала) УрАГС. Сокращенная форма обучения на базе среднего специального образования
Полная форма обучения на базе среднего общего образования
4. Тематический план учебной дисциплины Сокращенная форма обучения на базе среднего специального образования
Полная форма обучения на базе среднего общего образования
Учебная программа дисциплины
Содержание лекционного курса Цель изучения дисциплины – формирование базовых знаний в области экономической теории. Задачи курса: · раскрыть понятие, сущность, элементы, исторические этапы формирования современной экономической теории; · изучить категориальный аппарат, принципы, подходы, модели, концепции и методы экономической теории; · познакомить с основными проблемами и направлениями развития экономической теории в России и за рубежом; · научить анализировать и оценивать экономическую ситуацию на макро- и микроэкономическом уровнях. По курсу изучения дисциплины предусматриваются чтение лекций, проведение семинарских занятий, консультации, самостоятельная работа студентов, экзамен. Тема 1. Предмет и метод экономической теории Зарождение и этапы развития экономической теории. Основные направления современной экономической мысли. Предмет экономической теории, ее функции и связь с другими науками. Экономическая теория и экономическая политика. Экономическое мышление: обыденное и научное. Методология экономической науки. Принципы экономического анализа и экономические модели. Использование математики в изучении экономической теории: графики, эластичность функции, общие, предельные и средние величины, фактор времени и дисконтирование. Экономико-математическое моделирование. Основные категории: моделирование, предмет и объект науки, метод, методология, экономическое мышление,выбор, модель «homo oeconomicus», экономическая политика. Тема 2. Экономическая система: содержание и типы Современная рыночная система и ее структура. Модели экономических систем (традиционная, рыночная, смешанная и командно-административная). Экономические блага и их классификация. Взаимодополняемые и взаимозамещаемые блага. Факторы производства. Кривая производственных возможностей. Кривая институциональных возможностей. Альтернативные издержки и закономерности их изменения. Потоки и запасы. Цели и экономические средства, проблема выбора оптимального решения в экономике. Основные категории: экономическая система, рынок, стратегия, нормативная и позитивная теория, товар, благо, кривая производственных возможностей, альтернативные издержки, кривая институциональных возможностей, богатство, поток, экономические агенты.
Тема 3. Основные элементы рыночной экономики Продавцы и покупатели, производители и потребители. Производство, распределение, обмен, потребление. Экономический кругооборот. Экономические агенты и хозяйствующие субъекты. Собственность и хозяйствование: структура прав собственности, передача прав собственности, согласование обязанностей, экономические интересы агентов. Обоснование экономической политики государства. Нормативная и позитивная экономическая теория. Экономическая стратегия. Производительные силы и производственные отношения. Хозяйственные механизм и составляющие его элементы (регулирование, планирование, управление, прогнозирование). Рыночная конституция. Основные категории: собственность, право собственности, производственные отношения, отношения собственности, виды собственности по субъектам и объектам, исторические типы собственности, классификация форм собственности (введена в РФ с 01.01.2000), экономическая политика государства, интересы, экономические отношения, производство, распределение, обмен, потребление, экономический кругооборот.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|