Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 16. Переходная экономика: основные проблемы теории и политики




Вопросы для самопроверки:

1. Определите понятие переходной экономики.

2. Сформулируйте признаки, составляющие специфику переходной экономики.

3. Опишите функции и роль государства в переходной экономике.

4. В чем значение теоремы Коуза для развития теории переходной экономики?

5. Опишите условия адаптации предприятий к изменениям экономического порядка, приватизации государственной собственности и либерализации цен.

 

Тема 17. Международные экономические отношения, мировая торговля и торговая политика

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение мировой экономике и международным экономическим отношениям.

2. Опишите строение, принципы, основы построения платежного баланса страны.

3. Какие теории мировой торговли известны в экономической науке и политике?

4. В чем различие номинального и реального валютного курса?

 


Тест №1 для самопроверки:


1. Поясните, что выражает закон спроса:

1) обратную зависимость между ценой и величиной спроса;

2) ситуацию на рынке, когда увеличивается спрос на товар;

3) тот факт, что спрос на определенный товар не может быть больше предложения этого товара;

4) тот факт, что чем больше спрос на товар, тем труднее его реализовать.

 

2. Величина спроса на товар – это:

1) количество денег, которое все покупатели готовы заплатить за товар;

2) количество товара, которое удовлетворяет потребности покупателей

3) количество товара, которое производители хотят и имеют возможность продать при данной цене;

4) количество товара, которое потребители готовы приобрести по данной цене.

 

3. Кривая спроса на товар отражает:

1) общую потребность в товаре;

2) определенное, заданное в масштабах всего народного хозяйства распределение доходов;

3) объемы возможного производства данного товара;

4) зависимость между ценой и качеством товара.

 

4. Определите, какой из перечисленных ниже факторов вызовет смещение кривой спроса на учебники по экономике вправо:

1) понижение цены на учебники;

2) снижение предложения учебников;

3) усиление тяги к экономическим знаниям;

4) увеличение цены на бумагу;

5) совершенствование технологии издательства.

 

5. На кривой производственных возможностей рост производства одного вида продукта сочетается:

1) с уменьшением производства другого вида продукта;

2) с ростом производства другого вида продукта;

3) с постоянным объемом производства другого вида продукта;

4) с ростом или уменьшением производства одного продукта вне сочетания с другим.

6. Созданные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.

1) средства труда

2) предметы труда

3) материальные ресурсы

4) производственные ресурсы

7. То, на что человек воздействует в процессе труда.

1) средства труда

2) предметы труда

3) материальные ресурсы

4) производственные ресурсы

 

8. Если товары А и В – товары-заменители, то умёньшение цены на товар А будет причиной того, что:

1) линия спроса на товар А сдвинется вправо;

2) линия спроса на товар А сдвинется влево;

3) линия спроса на товар В сдвинется вправо;

4) объем спроса на товар В возрастет;

5) не произойдет ничего из вышеперечисленного.

 

9. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на первый вызовет:

1) падение спроса на второй товар;

2) рост спроса на второй товар;

3) увеличение объема спроса на второй товар;

4) падение величины спроса на второй товар.

 

10. Если товары А и В – взаимозаменяемы, то снижение цены на товар В будет причиной того, что:

1) снизится объем спроса на товар В;

2) увеличится объем спроса на товар А;

3) линия спроса на товар В сдвинется вправо;

4) линия спроса на товар А сдвинется влево;

5) линия спроса на товар А сдвинется вправо.

 

11. Такие пары товаров, для которых рост цены одного приводит к падению спроса на другой.

1) взаимозаменяемые товары

2) взаимодополняемые товары

3) товары повседневного спроса

 

12. На рынке совершенной конкуренции при известных спросе и предложении в точке равновесия объём продаж:

1) минимальный;

2) может быть увеличен при установлении цены ниже равновесной;

3) может быть увеличен при установлении цены выше равновесной;

4) максимальный.

 

13. Определите, какое из перечисленных ниже свойств присутствует на рынке совершенной конкуренции:

1) неоднородность продукции;

2) мобильность ресурсов;

3) стремление дифференцировать свой товар;

4) реклама;

5) рыночная власть производителя.

 

14. Среди приведенных ниже утверждений определите верное (корректное):

1) несовершенный конкурент не имеет возможности влиять на уровень рыночных цен;

2) в условиях совершенной конкуренции отдельный производитель, сокращая объем производства и продажи товара, может изменить его цену;

3) в условиях рыночной экономики больше товаров могут купить те, кто испытывает в них большую необходимость;

4) рост цен на ресурсы приводит к сокращению спроса на товары, из которых они изготавливаются;

5) все приведенные выше утверждения верны;

6) все рассмотренные выше ответы некорректны.

 

15. Величина предложения товара – это:

1) количество данного товара на складах всех предприятий;

2) деньги, которые хотят получить за свой товар производители;

3) количество товара, которое производители готовы продать по данной цене;

4) количество товара, которое потребители хотят купить по данной цене.

 

16. Кривая предложения для конкретного товара смещается вправо, если:

1) повышаются налоги на товар;

2) увеличивается число производителей товара;

3) увеличиваются цены на ресурсы, из которых изготавливается товар;

4) возрастают цены на взаимозаменяемые товары;

5) возрастает цена на данный товар.

 

17. Совершенствование технология вызывает:

1) сдвиг кривой спроса вправо;

2) сдвиг кривой спроса влево;

3) сдвиг кривой предложения вправо;

4) сдвиг кривой предложения влево;

5) передвижение по кривой предложения.

 

18. Определите, какие причины могут привести к сдвигу кривой предложения товара вправо:

1) рост заработной платы в отрасли, производящей данный товар;

2) повышение субсидий фирмам, выпускающим данный товар;

3) увеличение среднего дохода населения;

4) расширение спроса на данный товар;

5) сокращение количества фирм, производящих товар.

 

19. В соответствии с законом спроса, если цена товара растет, то:

1) спрос также растёт;

2) величина спроса падает;

3) предложение растёт;

4) предложение сокращается;

5) величина спроса растёт;

6) величина предложения растет;

7) спрос падает

 

20. Рынок некоторого товара представлен следующими функциями спроса и предложения:

QD = 36 – 2Р; QS = – 4 + 3Р.

Правительство установило на данный товар фиксированную цену в 10 ден. ед.

В результате объем продаж товара составил:

1) 10 ед.; 2) 16 ед.; 3) 20 ед.; 4) 26 ед.;

 

21. По данным табл. отметьте правильное соотношение между изменением предложения с одной стороны, и изменением равновесной цены и равновесного количества, с другой.

Изменения
предложения равновесной цены равновесного количества
  Увеличивается Уменьшается Уменьшается
  Увеличивается Уменьшается Увеличивается
  Увеличивается Увеличивается Уменьшается
  Увеличивается Увеличивается Увеличивается

22. По данным табл. отметьте правильное соотношение между изменением спроса, с одной стороны, и изменением равновесной цены и равновесного количества товаров, с другой.

Изменения
спроса равновесной цены равновесного количества
  Увеличивается Увеличивается Уменьшается
  Уменьшается Уменьшается Увеличивается
  Увеличивается Уменьшается Увеличивается
  Уменьшается Увеличивается Уменьшается
  Увеличивается Уменьшается Уменьшается
  Уменьшается Увеличивается Увеличивается
  Увеличивается Увеличивается Увеличивается

23. Эластичность спроса по цене товара имеет тенденцию к увеличе­нию:

1) чем более этот товар необходим;

2) чем больше заменителей у него имеется;

3) чем ниже его цена.


Тест №2 для самопроверки:

1. Предметом изучения экономической теории является:

а) Экономика изучает производительные силы общества и наиболее эффективные способы их распределения по отраслям, регионам, странам.

б) Экономика изучает, как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров в целях удовлетворения потребностей его членов.

в) Экономика изучает спрос, производство, потребление и необходимое для этого количества денег.

2. Рациональное появление хозяйствующих субъектов означает:

а) бегство от налогов;

б) сопоставление выгод и издержек;

в) завышение цен на свою продукцию.

3. Экономические законы – это законы, которые:

а) носят объективный характер;

б) являются вечными;

в) проявляются через экономическую деятельность людей;

г) являются исторически преходящими.

4. Метод исследования, предполагающий отвлечение от случайных, несущественных черт и связей, – это:


а) индукция;

б) дедукция;

в) анализ;

г) абстракция.


5. Метод анализа означает:

а) соединение различных элементов в единое целое;

б) разделение исследуемого предмета на составные части;

в) исследование предмета на макроуровне.

6. Разграничьте объекты микроэкономического и макроэкономического анализа:

а) правительство осуществляет политику либерализации цен;

б) отсутствие дождей в течение продолжительного периода вызвало снижение урожайности сахарной свеклы;

в) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции;

г) численность персонала, занятого в конкретной фирме;

д) снижение налоговых ставок способствует оживлению деловой активности страны.

7. Определите позитивные и нормативные утверждения:

а) в 1991-1996 гг. в экономике России наблюдался спад производства и высокие темпы инфляции;

б) необходимо разработать комплекс мер по замедлению или прекращению спада производства и снижению темпов инфляции;

в) структурная перестройка экономики России, помимо других целей, направлена на повышение уровня потребления людей;

г) в январе-ноябре 1996 г. за чертой бедности, по официальным данным, находилось 32,3 млн. человек или 22 % населения России;

д) в сложившихся условиях необходимо повысить роль налоговой системы для сокращения резкой дифференциации в уровнях дохода различных социальных групп.

8. Использование допущений в экономическом анализе:

а) изменяет внутреннюю логику теории и модели;

б) облегчает решение проблемы;

в) увеличивает число вопросов, которые должны быть вовлечены в анализ.

9. Что из перечисленного изучает микроэкономика?


а) производство в масштабе всей экономики;

б) численность занятых в хозяйстве;

в) общий уровень цен;

г) производство сахара и динамику его цены.


10. Экономическая теория, выражавшая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, – это:


а) меркантилизм;

б) марксизм;

в) маржинализм;

г) кейнсианство.


11. Создатель первой экономико-математической модели – это:


а) Ф.Кенэ;

б) А.Смит;

в) К.Маркс;

г) Е.Бем-Баверк.


 

12. Исходя из вашего повседневного опыта определите, какие функциональные связи существуют между:

а) ценой товара и величиной спроса на него;

б) денежным доходом и сбережениями;

в) денежным доходом и расходами на текущее потребление;

г) процентом за предоставление кредита и спросом на кредит.

Какие из этих связей являются прямыми, а какие обратно пропорциональными?

13. Рассмотрите следующие зависимости:


а) высокий доход и образование;

б) низкий доход и объективность;

в) рост заработной платы и рост общего уровня цен в стране.


Что является причиной и что следствием? Могут ли причины и следствие меняться местами?

14. Покажите графическую зависимость между:

а) температурой воздуха и простудными заболеваниями?

б) простудными заболеваниями и спросом на аспирин;

В каком из этих случаев наблюдается прямая, а в каком обратная зависимость между названными явлениями?

15. Какие предполагаемые издержки и предполагаемые выгоды при принятии решений о:


а) полном запрете производства и реализации крепких спиртных напитков на территории России;

б) отмене высоких таможенных пошлин на ввозимые в Россию автомобили иностранного производства


16. Когда П. Самуэльсона спросили, зачем изучают экономическую теорию, он назвал несколько причин. Во-первых, в надежде получить деньги. Во-вторых, к вам относятся как к безграмотному, если вы не знаете законов спроса и предложения. В-третьих, потому, что политэкономию называют «королевой общественных наук».

А как бы вы ответили на этот вопрос?

17. Модель – это отражение некоторых, но не всех сторон реальной действительности, следовательно, модель никогда не отражает реальность во всей ее полноте. Допустимо ли в этом случае применение моделей? Можно ли обойтись без них в теоретическом исследовании?

18. Советский период истории России (1917-1991 гг.) иногда называют «великим экономическим экспериментом», который доказал ошибочность социалистической идеи. Согласны ли вы с этой точкой зрения, почему?

19. Каждому из приведенных ниже положений найдите соответствующий термин или понятие (варианты представлены ниже в разделе «Термины»).

1. Метод умозаключений, основанный на обобщении фактов.

2. Направление в экономической науке, основанное на оценочных суждениях относительно того, какой должна быть экономика.

3. Абстрактная структура, создающая упрощенную картину экономической реальности.

4. Метод исследований объекта, состоящий в отвлечении от случайных, временных черт и связей.

5. Метод рассуждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальными экономическими фактами.

6. Часть теоретической экономики, которая исследует экономику как целостную систему.

7. Принятие рациональных решений на основе сопоставления издержек и выгод.

8. Часть теоретической экономики, которая исследует обособленные экономические единицы.

9. Анализ фактов, на основе которых формируется экономическая теория, принципы экономического поведения.

10. Систематическая и обусловленная связь между двумя видами явлений.

11. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления.

Термины:


а. Экономическая модель

б. Метод абстракции

в. Индукция

г. Нормативная экономическая теория

д. Метод экономической теории

е. Дедукция

ж. Гипотеза

з. Макроэкономика

и. Экономическое мышление

к. Микроэкономика

л. Закон.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...