Еще одна форма записи – аннотация
Еще одна форма записи – аннотация Аннотирование – это краткое изложение содержания статьи, книги, монографии и т. п. В аннотации раскрывается наиболее существенное из всего содержания и разъясняется назначение работы. План аннотации включает в себя: · Библиографическое описание работы (кто автор книги, где и когда издано, сколько в ней страниц). · Перечисление основных проблем, затронутых в работе. · Выводы автора, его мнение, оценка. Действия при написании аннотации могут быть следующими: · Разбейте текст на смысловые части. · Выделите в каждой части основную мысль, обозначьте ее предложением, заимствованным из текста. · Сформулируйте основную мысль своими словами. · Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения. · Определите значимость работы. При любом виде записей важно не забывать о простых правилах, которые в итоге серьезно облегчают работу, организуют запись: - записи должны быть аккуратными, на странице нужно размещать как можно больше текста, это улучшает его обозреваемость. Писать лучше на одной стороне листа, это позволит в дальнейшем легче скомпоновать материал; - запись полезно расчленять, разграничивать, что облегчает восприятие текста, помогает быстро устанавливать логические связи. Для этого используются хорошо знакомые всем приемы: 1. Делать в тексте подзаголовки. 2. Использовать абзацные отступы; 3. Пробельные строки; 4. Нумерацию (тезисов, формул); 5. Пользоваться оформительскими средствами: делать в тексте конспекта подчеркивания, а на полях отчеркивания (например, вертикальные); - заключать законы, основные понятия, правила и т. п. в рамки;
- пользоваться при записи различными цветами; - писать разным (жирным, например) шрифтом. Сегодня учащиеся пользуются литературой, скопированной на ксероксе, а также взятой в Интернете, но часто этот материал остается не изученным, учащийся выписывает целые абзацы, не вникая в суть проблемы. Как быть? Ответ: над скопированным материалом надо потрудиться, проработать его, сделать своим. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Причем все предложенные вами мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны. Поэтому ученые говорят, что результаты исследования надо не просто докладывать – их надо защищать. Для этого потребуется: · дать определения основным понятиям, используемым в исследовании; · классифицировать основные предметы, процессы, явления и события; · выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы; · ранжировать основные идеи исследования; · предложить сравнения и метафоры; · выработать суждения и умозаключения; · сделать выводы по результатам исследования; · указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта; · подготовить текст выступления; · приготовить макеты, схемы, чертежи и другие пособия; · подготовиться к ответам на вопросы.
Методические рекомендации по определению последовательности работы: 1. Дать определение основным понятиям, используемым в исследовании Понятия – это краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, обязательно подумайте, как можно кратко выразить основные понятия вашего исследования.
Как научиться давать определения понятиям? Существуют приемы очень похожие на определения понятий. Воспользуйтесь ими. Описание – это простое перечисление внешних черт предмета с целью не строгого различения его и сходных с ним предметов. Описание обычно включает как существенные, так и несущественные признаки. Описать объект – значит ответить на вопросы: «Что это такое? », «Чем этот объект отличается от других? », «Чем этот объект похож на другие? ». Характеристика предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания. Например, попытаемся охарактеризовать жирафа: «Жираф – это добродушное животное, он никого никогда не обижает. У него добрые глаза и совсем маленькие рожки». Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение. Например, игрушки – это куклы, машинки, кубики, мячи и т. п.; полезные ископаемые – это уголь, нефть, газ и т. п. Сравнение позволяет выявить сходства и различия предметов. Люди во все времена, желая понять, как устроена Вселенная, обращались к сравнению. Химик и врач, живший в эпоху Возрождения, Парацельс (1493 – 1541) сравнивал мир с аптекой, великий драматург Уильям Шекспир утверждал, что весь мир – театр, многие современные ученые сравнивают мозг человека с компьютером. Различение дает возможность установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко – фрукт, а помидор – овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор – другой и т. д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|