Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормализация патологически измененных функций и целостной деятельности организма




ЛФК – это прежде всего терапия, использующая адекватные биологические пути мобилизации собственных приспособительных, защитных и компенсаторных резервов организма для ликвидации патологического процесса. Вместе с двигательной функцией восстанавливается и поддерживается здоровье. Важнейший путь нормализации функциональных нарушений – воздействие через проприоцепторы, импульсация от которых оказывает как общетонизирующее влияние на ЦНС, так и специфическое на нервные центры регуляции физиологических функций (в частности, на сосудодвигательные центры).

Физические упражнения в отдельных случаях оказывают симптоматическое воздействие на физиологические функции. Например, специальные дыхательные упражнения могут по механизму моторно-пульмональных рефлексов активизировать дренажную функцию бронхов и обеспечивать усиление выделения мокроты. При явлениях метеоризма специальными упражнениями можно воздействовать на перистальтику кишечника и нормализовать его функцию.

При реакциях, измененных болезнью органов, на мышечную деятельность влияют патологические извращения двигательных и вегетативных компонентов цепного условно-безусловного двигательного рефлекса. При этом создается порочный круг: в ответ на импульсы, поступающие при мышечной деятельности, болезненно измененные органы отвечают патологическими реакциями, которые ведут к извращению как собственно двигательного акта, так и его вегетативных компонентов.

Применение физических упражнений в лечебных целях – средство сознательного и действенного вмешательства в процесс нормализации функций. Для функций, поддающихся воздействию через вторую сигнальную систему, это происходит за счет активного угнетения патологически измененной афферентной импульсации. Примером может служить восстановление механизма дыхания, извращенного в ходе заболевания и последующего оперативного вмешательства на органах грудной клетки. Во время выполнения упражнений активно подавляются афферентные импульсы, приводящие к извращению дыхательной функции. Под контролем сознания обеспечивается восстановление нормального механизма дыхания. Аналогичен процесс восстановления механизма дыхания при выключении из него брюшной стенки и диафрагмы после операций на брюшной полости. Соответствующие физические упражнения могут в отдельных случаях предупредить извращение функции. Для функций, не поддающихся воздействию через вторую сигнальную систему, нужна активная рефлекторная перестройка в ответ на сознательно формируемые соответствующими упражнениями интероцептивные импульсы.

Под воздействием упражнений, вызывающих желаемый поток раздражений от интерорецепторов сосудистого аппарата, мышцы сердца, легких и других органов, участвующих в гемодинамике, у больных с явлениями недостаточности кровообращения нормализуются скорость кровотока, венозное давление, улучшается кровоснабжение сердечной мышцы.

Воздействие физических упражнений при расстройствах функций вследствие нарушений рефлекса в корковом звене проявляется прежде всего по механизму отрицательной индукции. Примером может служить действие упражнений, вовлекающих в движение крупные мышечные группы туловища и верхней конечности на здоровой стороне при стойко фиксированной защитной контрактуре в плечевом суставе на стороне оперативного вмешательства, произведенного на грудной клетке. Возбуждение в соответствующих этим мышцам участках коркового отдела двигательного анализатора в силу отрицательной индукции тормозит вызвавшее контрактуру застойное возбуждение. Попытки движения в плечевом суставе после некоторого периода использования этих упражнений происходят при сниженных проявлениях застойного возбуждения. Углубления его не наблюдается. Активные движения постепенно восстанавливаются.

При торможении возможно использование иррадиации раздражения. Примером такого воздействия может быть влияние физических упражнений после операций на головном мозге, сопровождающихся двигательными расстройствами вследствие формирования очагов торможения. Одновременно используются импульсы к движениям парализованными сегментами конечностей, посылаемые из центральной нервной системы, и пассивные движения в этих сегментах. Поступающий при этом поток раздражений по механизму иррадиации способствует ликвидации застойного торможения, и двигательная функция восстанавливается.

Такой механизм имеет место и при формировании у лиц с хирургической патологией «больных пунктов» во второй или первой сигнальных системах (навязчивые состояния). Систематические занятия физическими упражнениями создают обширные доминантные очаги раздражения в коре головного мозга, которые по механизму отрицательной индукции способствуют ликвидации «больных пунктов».

Представляется возможным использовать лечебное действие физических упражнений и при нарушениях различных функций, вызванных диссоциацией возбудительных и тормозных процессов. В зависимости от подбора упражнений они тонизируются порознь или одновременно. Например, часто повторяемая внезапная смена направления быстро выполняемых движений тонизирует как возбудительные, так и тормозные процессы и может нормализовать их нарушенные соотношения. Такие воздействия чаще всего оказывают благоприятное влияние при различных дисфункциях вегетативных органов после оперативных вмешательств.

Вышесказанное можно резюмировать следующим образом. В основе нормализации отдельных функций лежат разрушение сформировавшихся в ходе болезни патологических условных связей и восстановление свойственной здоровому организму условно-безусловной их регуляции. Физические упражнения, подбираемые в соответствии с сущностью нарушений, способствуют угнетению патологически измененных условных рефлексов и нормализации протекания нервных процессов. В результате происходит восстановление сложных условно-безусловных рефлексов, свойственных нормальной функции.

В целостном организме нарушение одной из функций в порядке цепной реакции извращает всю совокупность сложнейших условно-безусловных реакций всех систем и органов и нарушает динамический стереотип физиологических функций. В ходе болезни этот процесс сочетается с изменениями в деятельности организма, обусловленными гиподинамией.

В завершающей фазе лечения на фоне нормализованных функций необходимо восстановить равновесие организма со средой, нарушенное в ходе болезни. Этому должно предшествовать полно­ценное сочетание сформированных постоянных компенсаций со всеми остальными физиологическими функциями. Лечебное применение физических упражнений при разрешении этих задач обеспечивает постепенное расширение адаптации – вначале преимущественно к мышечным нагрузкам, а затем и к условиям физической и социальной среды. Обязательно при этом сочетание лечебного применения физических упражнений с полноценным двигательным режимом больного и закаливанием.

Известно, например, что в результате нарушенной при заболевании координации в деятельности отдельных систем и органов в сочетании с гиподинамией попытка встать и ходить даже после недлительного постельного режима (особенно в послеоперационном периоде) вызывает одышку, сердцебиение, понижение пульсового давления, нарушение нормального кровоснабжения головного мозга и как следствие – головокружение. Ходьба нередко становится невозможной. Восстановление адаптации больного к привычным мышечным нагрузкам в ходе занятий физическими упражнениями – основной путь ликвидации этих нарушений. При этом улучшаются кровообращение, дыхание и другие вегетативные функции.

Таким образом, лечебное действие физических упражнений многообразно. Оно может проявляться комплексно, например в виде одновременного трофического и компенсаторного влияния. В зависимости от конкретной патологии, локализации процесса, стадии заболевания, возраста и тренированности больного можно подобрать определенные физические упражнения, дозировку мышечной нагрузки, которые обеспечат преимущественное действие определенного механизма, необходимого для восстановительного лечения в данный период заболевания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...