Физические упражнения в воде
В повседневной практике в процедурах ЛГ используются активные и пассивные физические упражнения, лечебное плавание и коррекция положением. Пассивные физические упражнения применяют при отсутствии активных движений в суставах вследствие различных неврологических расстройств (параличи, глубокие парезы и др.), а также при стойких посттравматических двигательных нарушениях, контрактурах, деформациях суставов. Пассивные упражнения в воде выполняют в медленном темпе, с возможно более полной амплитудой движений и достаточной силой внешнего воздействия. При этом необходим визуальный контроль больного. Обязательна фиксация расположенного выше сегмента конечности (с помощью рук методиста или специальных приспособлений), способ фиксации определяется локализацией поражения. В тугоподвижных суставах помимо пассивных движений выполняют упражнения, направленные на увеличение объема движений. Активные физические упражнения в воде проводят со сниженной или дополнительной физической нагрузкой на мышцы в зависимости от их функционального состояния, определяющегодвижения в том или ином суставе. Изменение нагрузки на локомоторный аппарат достигается выбором исходных положений тела (лежа, сидя, стоя, в висе), поддержкой конечности или ее сегмента в воде с использованием специальных приспособлений (водные гантели, поплавки и др.), применением гимнастических снарядов (гимнастические стенки, поручни в воде и др.). Дополнительная физическая нагрузка на мышечно-суставной аппарат достигается ускорением движений, изменением направления движений в воде (создание вихревых потоков), выполнением упражнений сначала в воде, а затем вне ее (силовой контраст), применением специальных приспособлений (ручные и ножные ласты, пенопластовые гантели и др.), выполнением упражнений в воде на гимнастических снарядах (поручни, трапеции и т.п.).
• Лечебное плавание. Ухудшение общей координации движений, связанное с болезнью, требует длительного разучивания элементов плавательных движений на суше. При этом следует подбирать наиболее удобное для больного положение тела (сидя, лежа на спине, на животе) и стиль плавания с учетом двигательных возможностей. Обучение выдоху в воду начинают не сразу: больному надо обеспечить устойчивое положение в бассейне (адаптация к водной среде). Воспитание общей координации движений рук и ног при плавании рекомендуется начинать в момент скольжения на груди. Больных с различной патологией локомоторного аппарата или неврологическими нарушениями обучают взаимосвязанной работе рук и ног в воде при поддержке туловища с помощью специального «гамака», подвешенного в бассейне. Это помогает больному выработать координацию движений, не расходуя мышечного усилия и внимания на поддержание тела на поверхности воды, повышает уверенность в собственных силах. В процессе отработки движений ног используют специальные пенопластовые плотики. Больных обучают плаванию по следующей схеме: разучивание техники плавания на суше; отработка техники движений рук и ног у бортика; обучение совместной, взаимосвязанной, координированной работе рук и ног при поддержке туловища специальным «гамачком»; свободное плавание (с гимнастическими предметами и снарядами). Выбор стиля плавания определяется функциональными задачами (общеукрепляющее воздействие, улучшение функции дыхания, укрепление определенных мышечных групп, коррекция осанки и др.). Например, для устранения сутулости обучают плаванию вольным стилем на спине. Стиль плавания «дельфин», связанный с большой общефизической нагрузкой, сложной координацией движений, опасностью излишней мобилизации поясничного отдела позвоночника, в лечебной практике менее приемлем. В ряде случаев целесообразно отступить от принципов классического плавания и объединить, например, два стиля – движение рук стилем «брасс», движения ног – стилем «кроль». Такое сочетание движений легче по координации, лучше усваивается больными.
Тренировочные занятия плаванием требуют внимания в отношении дозировки нагрузки – дистанция и скорость плавания вначале не определяются. В дальнейшем, по мере улучшения функциональных и физических возможностей больного, после непродолжительного занятия у бортика бассейна и отработки отдельных элементов определенного стиля плавания (подобие разминки в спорте), рекомендуют проплыть сначала 25-50, а затем 75-100 м. Противопоказания: психические, кожно-венерические болезни, острые воспалительные процессы, незакрытые раны и язвы, инфекционные болезни, общее тяжелое состояние, нарушение функции сердечно-сосудистой системы, опухолевые процессы, наклонность к кровотечению, после внутрисуставных переломов (ранние сроки после травмы), трофоневротические нарушения, нестабильность позвоночника (остеохондроз, сколиотическая болезнь). • Коррекция положением (в водной среде) позволяет увеличить амплитуду пассивных движений при стойком ограничении размаха движений в суставах (при вторичных изменениях в тканях после длительной иммобилизации конечности, вследствие рубцовых процессов и посттравматических функциональных нарушений). Коррекция положением в воде обеспечивает глубокое, полноценное расслабление периартикулярных тканей и мышц под влиянием тепла, что оказывает наиболее интенсивное воздействие на измененные ткани. Определенное значение имеет длительное, непрерывное, постепенно нарастающее по мере расслабления мышц корригирующее влияние на ретрагированные ткани. Корригирующее воздействие, приводящее к натяжению тканей, может выражаться в давлении груза, ориентированном в определенном направлении, «корригирующей укладке» конечности (туловища), кратковременном удерживании сегментов конечности руками методиста, применении фиксирующих шин и др.
Показание к коррекции положением в воде: ограничение движений в суставах и контрактуры различной этиологии и выраженности. Эффективность лечения положением в воде определяется интенсивностью корригирующего воздействия, но оно не должно быть чрезмерным и сопровождаться болевыми ощущениями: это может дать обратный эффект, привести к рефлекторному напряжению мышц. Лучше использовать средние, а не чрезмерные корригирующие усилия в пределах от 2-5 до 10 кг (А. Ф. Каптелин).
Тренажеры Тренажеры различных конструкций широко применяют в период восстановительного лечения. С их помощью целенаправленно формируют двигательные качества (общая, скоростная и скоростно-силовая выносливость, быстрота, координация, сила, гибкость), являющиеся одним из показателей здоровья. Применение тренажеров в медицинских учреждениях позволяет существенно расширить диапазон средств и методов ЛФК, повысить не только оздоровительную, но и лечебную эффективность упражнений. Тренажерные устройства могут быть индивидуального или коллективного пользования, а их воздействие на организм – локальным или общим. Возможность дозирования физических нагрузок и направленного воздействия на определенные мышечные группы позволяет с помощью тренажеров избирательно влиять на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, опорно-двигательный аппарат. Занятия на тренажерах показаны при ИБС, гипертонической болезни, вегетососудистой дистонии, хронических неспецифических заболеваниях легких, артритах, артрозах и др.; противопоказаны при обострении хронической коронарной недостаточности, инфаркте миокарда с давностью менее 12 мес, аневризме сердца и аорты, обострении тромбофлебита, возможности кровотечения, острых воспалительных заболеваниях почек, острых инфекционных заболеваниях или их обострении, тяжелых нарушениях ритма сердечной деятельности (пароксизмальная тахикардия, мерцательная аритмия и др.), легочной недостаточности с уменьшением ЖЕЛ на 50% и более от должной величины, беременности более 22 нед, высоких степенях миопии, сахарном диабете (тяжелая форма).
Технические особенности тренажеров определяются необходимостью преимущественного развития того или иного двигательного качества или одновременно нескольких. Такие технические устройства, как бегущая дорожка, вело- и гребные тренажеры и им подобные, позволяют направленно развивать общую, скоростную и ско-ростно-силовую выносливость. Различные конструкции эспандеров и роллеров способствуют развитию динамической силы и гибкости. С помощью мини-батута совершенствуется координация движений. Различные по направленности воздействия на организм тренажеры могут быть объединены в одном устройстве. С помощью таких универсальных тренажеров можно развивать практически все двигательные качества. • Пул и то терапия – занятия на блоковых аппаратах. Блок изменяет направление действия силы, не изменяя ее величины. Это свойство используют для оказания сопротивления отдельным мышечным группам посредством определенной массы. Для правильного использования блокотерапии необходимо соблюдать основные правила: а) исходное положение подбирают, исходя из общего состояния больного и локализации поражения; б) точно подбирают нагрузку для пораженной мышцы, совершающей движение; в) при оказании сопротивления мышцам следует фиксировать проксимальный (неподвижный) сегмент конечности, так как действующая сила, особенно значительная, всегда побуждает к включению дополнительных сегментов тела (конечности); г) блок должен находиться в той же плоскости, в которой движется сегмент конечности; д) тяжесть (груз) оказывает наибольшее сопротивление мышцам, когда трос, передающий сопротивление, и конечность (сегмент) составляют прямой угол. Блокотерапия рекомендуется при всех повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата и нервной системы, если необходимо избирательно работать над определенным суставом или мышечной группой с целью увеличения объема движения, релаксации, уменьшения болезненных ощущений, создания двигательных навыков.
Тракционная терапия Тракционная терапия (extensio) – один из основных методов восстановительного лечения повреждений и заболеваний опорно-двигательного аппарата и их последствий (деформации, контрактуры, дегенеративно-дистрофические процессы в позвоночнике и др.). Суть метода заключается в том, что с помощью кратковременной или длительной тяги преодолевается мышечная ретракция или оказывается постепенное растягивающее воздействие на ту или иную область тела с целью устранения контрактуры, деформации.
• Подводная тракция (вытяжение) – лечебный метод, сочетающий физическое воздействие на организм воды (пресной, минеральной, морской) с приемами вытяжения. Действие воды (при температуре 36-37 °С) на проприоцепторы способствует снижению тонуса поперечнополосатой мускулатуры, вследствие чего увеличивается расстояние между телами позвонков и расширяются межпозвоночные отверстия, через которые проходят спинномозговые корешки. Кроме того, снижение мышечного тонуса при данном методе, обеспечивая устранение мышечных контрактур, способствует устранению сосудистого спазма и улучшению кровообращения в пораженной области. Подводная тракция широко используется в реабилитации больных ортопедического и неврологического профиля с целью уменьшения протрузии межпозвоночного диска при остеохондрозе позвоночника, смещении диска, искривлении позвоночника, контрактурах или артрозах тазобедренного, коленного и голеностопного суставов и некоторых рефлекторных расстройствах. Подводная тракция относительно противопоказана при сопутствующих заболеваниях сердечно-сосудистой системы, почек, печени, желчного пузыря. Различают вертикальное и горизонтальное подводное вытяжение.» Вертикальная подводная тракция проводится с помощью различных простых приспособлений (круг из пенопласта, деревянные параллельные поручни) и более сложных конструкций в специальном бассейне (при температуре воды 36-37 °С). Например, при шейном остеохондрозе первоначально подводную тракцию начинают с 5-7 мин погружения в воду, обычно без груза, используя головодержатель; последующие процедуры дополняют применением груза (1-3 кг) на поясничный отдел. При хорошей переносимости массу груза в дальнейшем увеличивают. При артрозах тазобедренного сустава груз подвешивают на манжетках, фиксируемых выше голеностопного сустава. Горизонтальная подводная тракция при локализации процесса в поясничном отделе позвоночника проводится путем продольной тракции позвоночника или провисания туловища в обычной или большой ванне на тракционном щите. Больного фиксируют с помощью лифа, лямки которого прикрепляются у головного конца щита. На поясничный отдел больного накладывают полукорсет с лямками, к которым с помощью тросиков, переброшенных через систему блоков, за бортом подвешивают груз. При первых трех процедурах груз не применяют, провисание туловища осуществляется под воздействием массы больного. В дальнейшем используют груз в течение 4-5 мин, постепенно увеличивая его массу. Все виды подводной тракции можно сочетать с другими средствами ЛФК (физические упражнения, массаж, коррекция положением), методами физиотерапии (ультразвук, лечебные грязи). В ряде случаев при остром болевом синдроме предварительно применяют фонофорез гидрокортизона или анальгина, УФ-лучи – эритемные дозы, диадинамические токи. • Сухое вытяжение (тракция). Повсеместно доступная тракция на обычной функциональной кровати (головной ее конец поднимается на высоту 50-60 см, лямка проводится через грудь больного, подмышечные впадины и фиксируется к спинке кровати на уровне туловища). Фиксация больного возможна также с помощью двух мягких колец, поддерживающих его за подмышечные впадины (данная тракция применяется при повреждении позвоночника). Для вытяжения существуют также специальные конструкции столов со скользящим на роликах щитом, что обеспечивает большую эффективность процедуры за счет уменьшения потери тяги на трение. После проведения процедуры показано ношение разгрузочных ортопедических корсетов. Показание к назначению корсета – прекращение болей при тракции (в вертикальном положении). Разгрузочные корсеты обеспечивают уменьшение осевой нагрузки на позвоночник за счет перенесения части массы туловища на подвздошные кости. Ношение корсета должно обязательно сочетаться с занятиями ЛГ и массажем во избежание прогрессирующего ослабления мускулатуры туловища.
Аутогенная тренировка Аутогенная тренировка (AT) – один из методов медицинской реабилитации, включающий лечебное самовнушение, самопознание, нейросоматическую тренировку, седативную и активизирующую психотренировку в условиях мышечной релаксации, ведущий к самовоспитанию и психической саморегуляции организма. Основные цели метода AT – овладение навыками самоуправления внутренними механизмами жизнедеятельности человека, тренировка этих механизмов и повышение возможности их коррекции. Аутогенная тренировка широко применяется в клинике при соматических заболеваниях, органической патологии нервной системы, в хирургии, психиатрии, а также у здоровых людей как мощное средство психогигиены в спортивной практике, при повышенном нервно-эмоциональном напряжении, гипокинезии, сенсорной депривации, десинхронозе человека, как метод стимуляции способностей и творчества в быту и на производстве. Кроме того, AT рассматривается как одна из необходимых и эффективных форм ЛФК, использующей общеразвивающие, специальные, дыхательные и другие физические упражнения для регуляции мышечного тонуса. Как отраженное рефлекторное проявление высшей нервной деятельности тонус активно влияет на процессы мобилизации и снижения уровня возбуждения ЦНС, а следовательно, на деятельность всех органов и систем организма человека. Физические аспекты AT: выработка умения регулировать тонус поперечнополосатой и гладкой мускулатуры туловища, конечностей, органов для полного или дифференцированного мышечного расслабления или повышения тонуса отдельных мышц; приобретение навыка ритмичного дыхания за счет мысленной регуляции интервалов фаз вдоха и выдоха; овладение навыком ритмичного дыхания за счет мысленной регуляции интервалов фаз вдоха и выдоха; овладение навыками редуцированного, медленного, поверхностного дыхания, а также физического дифференцированного ощущения частей и органов своего тела. Психологические аспекты AT: воспитание навыков образных представлений; аутогенная медитация, аутогенное погружение; выработка навыков мобилизации психофизиологического состояния и т.п. Метод AT основывается на стимулировании внутренних механизмов психической и вегетативной сферы человека. Центральное место в раскрытии этих механизмов занимает саморегуляция исходно непроизвольных функций за счет создания в коре головного мозга при помощи «слова», «образа», «представления» мощного главенствующего очага возбуждения, так называемой доминанты, которая способна затормозить другие текущие процессы (ответные реакции на внешние и внутренние раздражители) и тем самым создать оптимальные условия для самовнушения, гипноза, аутогенного погружения и медитации. Задача AT – не только научить больного создавать доминанту, но, главное, подчинить ее своей воле, управлять доминантой в целях подавления патологической импульсации из больного органа или очага. Уровень возбуждения нервной системы значительно влияет на выраженность доминанты и в свою очередь зависит от тонуса соответствующих групп мышц. Поэтому определяющий, базисный элементом AT – тренированная мышечная релаксация, на основе которой реализуются все приемы аутогенного воздействия. Современный метод AT сформирован на базе использования следующих элементов: приемы самовнушения древней нанайской школы; эмпирический опыта древнеиндийской медицины; гипнотерапия; активная регуляция мышечного тонуса; рациональная психотерапии. Сеанс психологической разгрузки, большую часть которого составляет аутотренинг, продолжается, как правило, 10-15 мин и проводится в определенной последовательности. Условно можно выделить подготовительный и три основных периода. • Подготовительный период – подготовка к сеансу: пациент принимает расслабляющую позу, регулирует ритм и глубину дыхания (вдох в 1,5-2 раза короче выдоха), на его лице маска покоя и удовольствия. 1-й период – «отвлекающий» (1,5-2 мин). Настроиться на занятие, успокоиться, отвлечься помогают музыка, картины природы, слайды, световая игра. 2-й период – «успокаивающий» (7-10 мин). Цель – максимальный уровень релаксации мышечной системы и эмоциональной уравновешенности. На фоне тихой, мелодичной музыки проводится сеанс AT, завершающийся аутогенным погружением или медитацией. 3-й период – «тонизирующий» (2-3 мин). Задачи: вывод пациента из состояния аутогенного погружения, мобилизация психоэмоциональных и психосоматических функций организма. Музыка звучит громче, изменяется ее характер (бодрые песни, марши и т.п.). Сеансы психологической разгрузки проводятся под контролем врача-реабилитолога 3-4 раза в неделю (курс – не менее 12 занятий).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|