Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 4. Технические средства информационных технологий




4.1. Средства компьютерной организационной и коммуникационной техники

В широком смысле инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности охватывают все универсальные программно-технические инструменты компьютерной технологии, которые могут пригодиться в управлении – это один или несколько взаимосвязанных технических и программных продуктов (для компьютера): сбора информации (субъект получает сведения об интересующем его объекте); обмена информацией (передачи и приема информации); хранения информации (и выдачи данных по запросам конечных пользователей в установленные сроки); обработки информации (преобразования в соответствии с заданным алгоритмом, реализующим, например анализ, прогноз, принятие решений).

Средства организационной техники - средства механизации и автоматизации, которые применяется каждым сотрудником для своего повседневного труда. По современной классификации к ним можно отнести персональные компьютеры и их периферийные устройства, копировальную технику индивидуального использования, многофункциональные устройства, телефакс и т. д.

Средства хранения информации – специальным образом организованные хранилища информации, записанные на носитель – магнитный или оптический диск, флешь - накопитель, магнитную ленту.

Средства защиты информации - резервирования, антивирусной профилактики, ограничения доступа.

Средства обработки информации позволяют выполнять преобразование текстовой, табличной информации, сигналов, речи, изображений, топографической информации, создавать электронные презентации, видео, виртуальную реальность.

Программное обеспечение (ПО) - средства управления техническим комплексом, общим ПО называют системное и прикладное. Системное программное обеспечение вычислительной техники – средства обеспечения работы компьютерных систем (Windows, Linux). Прикладное предназначено для решения конкретных задач.

Средства коммуникационнойтехники – предназначены для информационного взаимодействия различных компонентов системы управления друг с другом и с внешней средой. Это сетевое оборудование (адаптеры и переключатели), коммуникационные устройства (проводные и беспроводные модемы, факсы), устройства связи. Наиболее часто при работе компьютеров офиса (организации, предприятия) в составе локальной сети используется недорогое сетевое оборудование – коммутирующий переключатель (switch), к которому проводами подключаются все сетевые устройства, например, компьютеры, принтеры, точки беспроводного радио доступа ноутбуков. Каждый компьютер в сети имеет адрес, подобный телефонному номеру, на основании которого коммутатор физически соединяет вызывающий и вызываемый компьютер таким образом, что на время сеанса связи между ними образуется канал передачи информации. Выход из строя сетевого оборудования приводит к остановке всей сети, что недопустимо для региональных и глобальных сетей, использующих очень мощное и дорогостоящее сетевое оборудование.

Компьютерная (вычислительная) сеть – совокупность компьютеров, соединенных с помощью каналов связи в единую систему, удовлетворяющую требованиям распределенной обработки данных. Одноранговая сеть представляет собой совместное хранилище информации, в котором, получив доступ к компьютеру, пользователь зачастую получает доступ ко всем общим сетевым ресурсам. Иерархическая сеть (или сеть с доменами) имеет в своем составе выделенный сервер, решающий вопросы сетевого взаимодействия, авторизации и ограничения доступа к ресурсам сети. Доступ к ресурсам сети могут получить только те пользователи, которые имеют учетные записи на сервере и могут быть узнаны сервером в процессе авторизации (ввода пароля). Сервер иерархической сети используется в системе управления в качестве средства хранения, обмена и обработки информации. Простейшие возможности распределить обработку информации между пользователями предоставляет коммуникационное программное обеспечение. Рабочие станции (PC) – это, как правило, персональные ЭВМ, которые являются рабочими местами пользователей сети. Требования, предъявляемые к PC, определяются характеристиками решаемых в сети задач, принципами организации вычислительного процесса, используемой ОС и некоторыми другими факторами.

Серверы в сети выполняют функции распределения сетевых ресурсов. Обычно функции сервера возлагают на достаточно мощную специальную ЭВМ. В одной сети может быть один или несколько серверов. Каждый из серверов может быть отдельным или совмещенным с PC. В последнем случае не все, а только часть ресурсов сервера оказывается общедоступной. По режиму функционирования сервера в сети различают следующие сетевые технологии:

Файл-сервер обеспечивает лишь хранение данных, а все операции по управлению данными выполняются на рабочей станции;

Клиент-сервер – обеспечивает как хранение, так и обработку данных по запросу клиента, что является преимуществом в деловых системах.

Так же в компьютерной сети могут быть интернет-серверы (для предоставления доступа к интернет по локальной сети), серверы печати (с принтером, на который можно напечатать документ по сети) и серверы терминалов (вычислительные серверы).

 

4.2. Вычислительные сети

Работа сотрудников управления организации (предприятия) совместная всегда. Неотъемлемой спецификой совместной работы с применением компьютерной техники является использование сетевых технологий с целью организации совместной работы пользователей общей информации.

Сетевые технологии объединяют вычислительную технику, широкий спектр аппаратных и программных коммуникационных средств, общие ресурсы (разделяемое дисковое пространство и принтеры), коммуникационное программное обеспечение (гипертекстовые средства, системы управления контентом, электронную почту, телеконференции, обозреватели/навигаторы, интернет-пейджер, интернет-чат). Актуальными задачами сетевых технологий являются совместное использование ресурсов, организация деловых коммуникаций.

Компьютерная локальная сеть (ЛВС) – совокупность компьютеров, соединенных с помощью каналов связи.Она позволяет легко и относительно дешево соединять ПК в ЛВС в целях обеспечения потребности пользователей ПК одной организации обмениваться между собой информацией, совместно использовать общие сетевые программные, аппаратные и информационные ресурсы, а также получать доступ к ресурсам вычислительных сетей других организаций или учреждений.

Виртуальная (защищенная) частная сеть (VPN) отличается к тем, что компьютер к ней подключить можно только посредством установки специального сетевого программного обеспечения, которое предназначено для шифрования передаваемой на другой компьютер информации и расшифровки информации, поступающей с другого компьютера.

Региональная вычислительная сеть (РВС) охватывает один или несколько городов с применением маршрутизаторов (межсетевое техническое обеспечение) и модемов (удаленный доступ). Управление крупномасштабными проектами требует участия в этом процессе достаточно крупных коллективов. Пользователи компьютерной сети могут располагаться в различных районах города, регионах страны и даже странах. Помимо обмена данными и голосового обмена, могут передавать видео- и аудиоинформацию.

Глобальная вычислительная сеть (ГВС) – это когда сеть имеет широчайшее распространение, не в одной организации и не в одном государстве. В качестве линий связи ГВС широко используются телефонные линии, спутниковая связь. ГВС, зачастую, создаются путем объединения ЛВС и РВС. Глобальная сеть может включать другие глобальные сети, локальные сети, а также отдельно подключаемые к ней компьютеры (удаленные компьютеры).

Интернет – глобальная международная ассоциация информационных сетей, которая имеет информационные центры, обслуживающие пользователей: они предоставляют документацию, распространяют программы, тексты книг, иллюстрации, коммуникационный сервис, электронную почту, новости, файлы и т.д.

WWW (World Wide Web – Всемирная паутина) представляет собой самое современное средство организации сетевых ресурсов. Она строится на основе гипертекстового представления информации и позволяет читать такой текст, отслеживать ссылки, отображать картинки и проигрывать звуковые и видеовставки.

В системах управления пользователям не достаточно просто общаться и обмениваться файлами между собой. Должны решаться задачи организации пропорционального распределения нагрузки на вычислительные системы и каналы связи, обеспечения высоких скоростей обработки информации, удобных форм ее хранения и передачи, динамичных способов обращения к информации, поиска данных.

Рост объема базы данных и числа пользователей, получающих к ней доступ, территориальное развитие организации (и связанная с ней необходимость распределенной обработки данных) приводят к возникновению ряда проблем, свойственных централизованной архитектуре: большой объем обмена данными (высокий трафик); снижение надежности обмена данными; снижение общей производительности; рост затрат на разработку БД.

Возможным решением перечисленных проблем является организация децентрализованного хранения данных. При децентрализации достигается: параллельная обработка данных и распределение нагрузки; повышение эффективности обработки данных при выполнении удаленных запросов; уменьшение затрат на обработку данных; упрощение процедуры управления ИС. Выделились несколько самостоятельных технологий распределенной обработки данных:

Технология клиент-сервер – общие данные располагаются на одном или нескольких серверах, а множество пользователей посылают на сервер запросы на обработку данных, которая выполняется в соответствии с хранимыми на сервере процедурами. Преимуществом технологии является хранение бизнес-логики на сервере и отсутствие избыточной нагрузки на каналы передачи данных. Централизованное хранение данных физически и логически на одном компьютере позволяет облегчить обеспечение ее безопасности, целостности и непротиворечивости данных.

Технология реплицирования - размещение на другом компьютере сети базы данных для автономной работы пользователей. Основная идея репликации заключается в том, что пользователи работают автономно с общими данными, растиражированными по локальным базам данных. Непрерывное размножение обновлений инициируется специальным сигналом или ситуацией. Производительность работы системы повышается из-за отсутствия необходимости обмена данными по сети.

Технология объектного связывания данных основана на протоколе ODBC (Open Database Connectivity), который является стандартом доступа к данным клиент-серверных систем (посредством SQL-запросов), а также к любым данным, находящимся под управлением реляционных СУБД.

Реальные распределенные информационные системы, как правило, построены на основе сочетания этих технологий. Рассуждая о рациональной комбинации этих технологий уместно привести ещё несколько определений, касающихся специфики клиентского программного обеспечения.

Клиентское программное обеспечение, предназначенное для ведения документооборота или учета не требует значительных сетевых ресурсов и реализуется с помощью средств так называемого тонкого клиента, которые позволяют ограничить (сузить) канал передачи данных.

Аналитические задачи и поиск решения, напротив, требуют привлечения существенных вычислительных ресурсов и передачи по сети больших объемов информации, поэтому именуются толстым клиентом. В этом случае уместно прибегнуть к реплицированию или использованию терминального режима.

Терминал - это не полноценный компьютер, а устройство ввода-вывода информации, на котором данные не хранятся и обработка информации не производится (бездисковая рабочая станция), а информация для обработки передается по сети на сервер терминалов. Терминалы применяются в том случае, когда важным критерием в сети является защита информации или стоимость рабочих мест. Технически в роли терминала может выступать любой компьютер сети, в этом случае говорят о терминальном режиме работы этого компьютера.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...