Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Игра - как средство формирования и сплочения коллектива»




 

«Игра - как средство формирования и сплочения коллектива»

Сборник игр

 

 

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества»

 

 

                                                

 

«Игра - как средство формирования и сплочения коллектива»

Методическое пособие

 

 

 

Автор: Ульянова Екатерина Николаевна, педагог-организатор МБУ ДО ЦРТДЮ

Методическое пособие содержит подборку игр, которые могут использовать в своей работе педагоги-организаторы, классные руководители школ, педагоги дополнительного образования детей, а также вожатые.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………... 4

1. Игра, ее понятия и сущность …... …………………... ………………………9

1. 1 Определение игры……………………………………………………. ………9

1. 2Сущность и особенности игры………………. …………………………... 9-10

1. 3Проблема игры …………………………. ……………………………...... 10-11

1. 4Теория игровой деятельности …………………………………………... 11-15

1. 5Организация игр на сплочение………………………………………….. 15-18

2. Игры для формирования детского коллектива ………………................ 19

2. 1. Игры на знакомство…………………………………......................... …. 19-23

2. 2. Игры на командообразование и нахождение лидеров в детском коллективе……………………………………………………………………. 23-27
2. 3. Игры на развитие межличностных взаимодействий. …………………27-37
2. 4. Игры на сплочение коллектива……………. …. ……………………….. 37-47
2. 5. Игры развлечения…………………………….. …………………………47-52

Заключение………………………………………………………………. ………53

Список литературы………………………………………………………………54


 


Пояснительная записка

         Огромное значение для формирования личности ребенка имеет коллектив, который формирует социальную направленность школьника.
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его структуры, сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива.

Одной из центральных задач учреждения дополнительного образования является создание самодеятельного сплоченного коллектива учащихся. В детском коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни.

Процесс развития коллектива является одним из важнейших объектов исследований в области педагогики. А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, А. Н. Лутошкин и другие освещали вопросы коллективного общения детей и межличностных отношений их в коллективе. П. Ф. Каптерев, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский исследовали условия поддержки среди детей атмосферы товарищества и взаимопомощи. А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский занимают особое место в становлении теории детского коллектива. Они разработали основы методики сплочения и воспитания детского коллектива. В последние десятилетия педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т. Е. Конникова, Л. И. Новикова, М. Д. Виноградова, А. В. Мудрик, О. С. Богданова, И. Б. Первин и др. ), на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л. Ю. Гордин, М. П. Шульц и др. ), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В. М. Коротов и др. ).

Современная концепция воспитательного коллектива (Т. А. Куракин, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова) рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята.
Существует несколько подходов к выделению стадий формирования детского коллектива. Большинство исследователей отмечают следующие три стадии.

Первая стадия: становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования. На первоначальной стадии развития цели коллектива обычно сориентированы на внутреннюю жизнь творческого объединения. Каждый ребенок в этот период старается найти друзей, микрогруппу, в которую его приняли бы, занять в ней достойное положение. Микрогруппы образуются довольно интенсивно: порой лишь на основе симпатии, но чаще на основе общности интересов. В центре - дети, обладающие привлекательными для всех занятиями. В последнем случае микрогруппы носят неустойчивый характер и, если не появилось другого мотива их объединения, распадаются на первой стадии развития коллектива. Первая часть считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, деятельности и общей организации.

На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива. Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. К завершению второй стадии уже складывается четкая структура деловых отношений, эмоционально-психологических. Стабилизируется состав дружеских микрогрупп.

Третья и последующая стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Для данной стадии развития коллектива характерной чертой становится деятельность на пользу другим людям, то есть осуществляется нравственная цель, которая в значительной степени определяет всю организацию жизни коллектива.

В формировании коллектива большую роль играет игра. Она занимает существенное место в жизни ребенка наряду с учебной деятельностью.
Игровые занятия позволяют проявить и сформировать лучшие человеческие качество школьников: взаимопомощь, открытость новому опыту, коммуникабельность, способность принимать конструктивные решения, не конфликтность. В игровой деятельности дети легче решают межличностные проблемы, приобретают опыт терпимости, совмести­мости, партнерства, дружбы, а также навык ориентации в собственных поступках и в поведении других.

Педагоги дополнительного образования могут использовать игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, образно-ролевые игры, психотехнические раскрепощающие игры, способствующие преодолению конформного поведения.

Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к по­ведению детей. Ребенок вынужден подчи­няться этим требованиям (т. е. не нарушать правила), если он желает играть и не хочет разрушить игру.

В играх­-соревнованиях правила отлича­ются не только четкостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребенок правила игры или нарушает их - это сразу же заме­чают другие игроки, что создает наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил.

Игры-­драматизации - это театрализован­ные игры, где разыгрывается сюжет литера­турного произведения (сказки, басни, стихо­творения). Игры-­драматизации целесообраз­но использовать на заключительном этапе работы с кон­формными школьниками. Предшествовать игре­-драматизации должны образно-­ролевые и психотехнические раскрепощающие игры, в которых ребенок преодолевает присущие ему застенчивость, тревожность, трусость, а приобретает такие личностные качества, как смелость, уверенность, инициативность.

Актуальность методического пособия в том, что оно представляет собой логическую систему предлагаемых игр для формирования коллектива:

-игры на знакомство

-игры на командообразование и нахождение лидеров в детском коллективе

-игры на развитие межличностных взаимодействий

-игры на сплочение коллектива

-игры развлечения

Данные игры апробированы и активно используются в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центре развития творчества детей и юношества» Киселевского городского округа. Данное пособие содержит подборку игр, которые могут использовать в своей работе педагоги-организаторы, классные руководители школ, педагоги дополнительного образования детей, а также вожатые.

Цель данного методического пособия: помочь в создании и сплочении детского коллектива через использование игр.

Задачи:

- ознакомиться с теорией понятия «игры»;

- рассмотреть игру как средство формирования коллектива;

- создать сборник игр для формирования и сплочения детского коллектива.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...