Формы и методы бюджетно-финансового контроля.
Органы всех уровней законодательной власти осуществляют следующие формы бюджетно-финансового контроля: 1) предварительный контроль — в ходе обсуждения и утвер- ждения проектов законов (решений) о бюджете, а также других законов и решений по бюджетно-финансовым вопросам; 2) текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных во- просов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комис- сий, рабочих групп в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами; 3) последующий контроль — в ходе рассмотрения и утвержде- ния отчетов об исполнении бюджетов. Ежегодно, не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную Палату отчет об исполнении федерального бюджета. От- чет за прошедший финансовый год представляется в форме фе- дерального закона и соответствует структуре и бюджетной клас- сификации утвержденного федерального бюджета. Одновремен- но на утверждение вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов. Счетная Палата РФ проводит проверку отчета об исполне- нии федерального бюджета за отчетный финансовый год в тече- ние полутора месяцев после представления отчета в Государст- венную Думу. При этом используются результаты проведенных проверок и ревизий. По окончании проверки выносится заклю- чение Счетной Палаты, Которое включает: • заключение по каждому разделу и подразделу функцио- нальной классификации расходов бюджетов РФ и по ка- ждому главному распорядителю средств федерального бюджета. При этом раскрываются суммы кассовых расхо- дов, использованных по целевому назначению, а также
случаи нецелевого использования бюджетных средств. Выявляются руководители органов государственной вла- сти или получателей бюджетных средств, принявшие ре- шение о нецелевом использовании бюджетных средств, и должностные лица Федерального казначейства, допус- тившие осуществление таких платежей; • заключение по каждому разделу и подразделу функцио- нальной классификации расходов бюджетов РФ и по ка- ждому главному распорядителю бюджетных средств, по которым допущен перерасход средств федерального бюд- жета, также с указанием руководителей органов государ- ственной власти или получателей бюджетных средств, принявших данные решения, и должностных лиц Феде- рального казначейства, допустивших осуществление та- ких платежей; • заключение по каждому случаю финансирования расхо- дов, не предусмотренных федеральным законом о феде- ральном бюджете либо бюджетной росписью; • анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов и бюджетных ссуд заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ; • анализ предоставления обязательств по государственным гарантиям и их исполнения, заключения по выявленным фактам предоставления государственных гарантий с на- рушением требований Бюджетного кодекса РФ, рассле- дование каждого случая исполнения обязательств, обес- печенных государственной гарантией, за счет бюджетных средств; • анализ предоставления бюджетных инвестиций, анализ заключенных договоров с точки зрения обеспечения го- сударственных интересов, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных инвестиций с нару- шением требований Бюджетного кодекса РФ; • анализ выполнения плановых заданий по предоставле- нию государственных услуг и соблюдения нормативов
финансовых затрат на предоставление государственных услуг; • иные материалы, определенные постановлениями Госу- дарственной Думы или Совета Федерации.
Заключение. Подведем краткие итоги. Бюджетная система России состоит из трех уровней:
- федерального бюджета и бюджетов государственных вне- бюджетных фондов;
- бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местных бюджетов. Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты). Консолидированный бюджет Российской Федерации — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд — федеральный бюджет. Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределений внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюд- жет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспо- собности государства, развитием науки, подготовки высококвалифи- цированных специалистов. В Российской Федерации бюджетный период, т. е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря, следовательно, он совпадает с календарным го- дом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий. Органы, наделенные в соответствии с законодательством бюд-
жетными полномочиями, т. е. правами и обязанностями участни- ков бюджетного процесса, осуществляют бюджетный процесс. Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесе- ние проектов бюджетов на рассмотрение представительных ор- ганов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за ис- полнением бюджетов. Банк Российской Федерации совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государ- ственной Думы основные направления денежно-кредитной по- литики государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых вне- бюджетных фондов, счета территориальных бюджетов. Программно-целевой метод бюджетного планирования заклю- чается в системном планировании выделений бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программа- ми, составляемыми для осуществления экономических и соци- альных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программа и проектам, и их концентрации и целе- вому использованию, улучшению контроля. Все это повышает уровень эффективности освоения средств. Целевые бюджетные фонды — это промежуточная ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджет- ной. Понятие целевые бюджетные фонды появилось в 1995 г. когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее вне- бюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого ис- точника финансирования отдельных государственных расходов, и отдельными бюджетными статьями с целевыми поступления- ми средств. Согласно принятому законодательному акту, регламентирующему распределение налогов между бюджетами, наиболее весомые в количественном отношении налоги закреплены за федеральным бюджетом, а собственные налоги территориальных бюджетов незначительны. В региональных бюджетах и в целом местных бюджетах они составляют примерно одну треть, в поселко-
вых и сельских бюджетах их доля не превышает 10%. Переход к рынку изменил как содержание, так и организационные-структуры хозяйственного механизма. В ходе этого произошла модернизация финансовой системы, и прежде всего ее центрального звена — общегосударственных финансов. Один за одним возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды. Деление государственного бюджета на систему бюджетов, в том числе и выделение в их составе и за рамками бюджетов специальных фондов со своими источниками, и направлениями расходования, призвано было принципиально изменить подход всех субъектов социально-экономической среды к финансовым средствам. Органы всех уровней законодательной власти осуществляют следующие формы бюджетно-финансового контроля: 1) предварительный контроль — в ходе обсуждения и утвер- ждения проектов законов (решений) о бюджете, а также других законов и решений по бюджетно-финансовым вопросам; 2) текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных во- просов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комис- сий, рабочих групп в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами; 3) последующий контроль — в ходе рассмотрения и утвержде- ния отчетов об исполнении бюджетов. Переход от административно-командных методов управления к рыночным методам хозяйствования обусловил коренное реформирование всей финансовой системы России и ее основного звена – бюджетной системы. В настоящее время новая бюджетная система России находится в стадии становления, отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенции между федеральной и территориальными уровнями власти, органами местного самоуправления. Бюджетный процесс в России регулируют более двадцати нормативных актов, многие положения которых неадекватно отражают характер реальных противоречивых процессов в экономике России и в отдельных ее регионах. Данное обстоятельство определяет исключительные трудности процесса формирования и исполнения бюджетов различных уровней. В условиях СССР вопросы формирования, утверждения и исполнения бюджета интересовали сравнительно узкий круг профессионалов, сейчас эта проблема волнует не только специалистов, но и многочисленную налогоплатильщиков, для которых далеко не безразлично, на какие цели пойдут и насколько эффективно для всего населения будут использованы налоговые поступления. Решение проблем, связанных с формированием и использованием бюджетов всех уровней, во многом обеспечивает и снятие социальной напряженности в стране. Поэтому представители исполнительной власти, депутаты, руководители предприятий и организаций должны сегодня представлять в деталях, как формируются и исполняются бюджеты, как действует налоговый механизм.
Бюджет необхобим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащим выполнению экономичесой, социальной и политической функций. Бюджет любого государства включает одни и те же категории: налоги, займы, расходы и т.д., содержание которых не меняется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой. Данное обстоятельство позволяет определить бюджет как экономическую категорию. Бюджет – это центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все основные качественные признаки финансов. Бюджет представляет собой систему денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Последний является центральным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д.) Поскольку бюджет является наиболее широкой финансовой категорией, то ему принадлежат все функции, присущие финансам: 1) образование бюджетного фонда (бюджетные доходы); 2) использование бюджетного фонда (бюджетные расходы); 3) контрольная. Теперь о каждой функции более подробно. Первую функцию выполняют бюджетные доходы,– денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти России, органов государственной власти субьектов РФ и органов местного самоуправления. Бюджетные доходы вклячают: налоги с доходов хозяйствующих субьектов (участников процесса общественного производства – физических и юридических лиц); займы; доходы от государственной собственности (предприятий); доходы от эмиссии бумажных денег. Основной источник бюджетных доходов – получение в результате первичного распределения чистого национального продукта части доходов хозяйствующих субьектов, а именно: – зарплаты работнтков; – доходы лиц работающих не по найму; – предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей); – рента собственников земли; – ссудный процент (прибыль банков и вкладчиков). Вторая функция бюджета принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственно расходы осуществляются бюджетополучателем. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.
Список литературы.
1).Бюджетный процесс в Российской Федерации.Учебн.пособие/Л.Г.Баранова,О.В.Врублевская и др.- М.:Изд-во «Перспектива»:Инфа-М, 1998, - 222 с. 2).Бюджетная система России: Учебн. Для вузов/ Под ред. Проф. Г.Б.Поляка.-М.:Юнити-ДАНА, 2001. –540с. 3).Бюджетный процесс Р.Ф.Учебн/М.В.Романовский и др.:,Под ред.М.В.Романовского, О.В.Врублевской-2е изд.,испр. и перераб.- М.:Юрайт, 2000-615 с. 4).Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебн/Под ред. Дробозиной Л.А. – М.:Финансы, Юнити, 1997.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|