Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение основных принципов и особенностей соцреализма в советском искусстве.




Как всякое идейное течение социалистический реализм имел свои принципы. Главными принципами метода были объявлены коммунистическая идейность, партийность и народность.

Принцип коммунистической идейности – это верность идеологии, определенным государственным идеям. Идейной основой искусства соцреализма являлось марксистско-ленинское мировоззрение. Словосочетание «искусство для искусства» всегда заключалось в иронические кавычки, ибо с точки зрения советской идеологии такого искусства просто не могло быть. В государстве искусство выполняет заранее заданную функцию, оно становится инструментом воспитания и переделки сознания масс, средством показа великих свершений режима, который оно обслуживает. Принцип коммунистической идейности требовал идеологического содержания советского искусства, которое рассматривалось как средство пропаганды идеологии, средство воздействия и формирования общественного сознания. По сути, такой подход к искусству был заложен еще Лениным в его плане монументальной пропаганды, с которого началась практика советского искусства и ведется отсчет ее истории. Пропагандистской функцией искусства можно, прежде сего, объяснить то гипертрофированное значение, которое придается ему в тоталитарных обществах. В декабре 1941 года, когда танки Гудериана остановились на подступах к Москве и десятки тысяч голодных и раздетых немецких солдат замерзали на свирепом морозе, на одну из подмосковных станций пробился немецкий железнодорожный состав. Но он не привез армии ни горючего, ни продовольствия, ни зимнего обмундирования: он был загружен плитами красного мрамора для памятника Гитлеру в Москве. В 1943 году мозаичные плафоны для третьей - самой парадной - очереди московского метро набирались в блокадном Ленинграде, и специальные самолеты переправляли оттуда в столицу радостные обра­зы советских людей, шагающих навстречу солнцу и счастью под води­тельством великого вождя [30, 165].

С идеологичностью соцреализма тесно переплетается следующий его принцип - партийность. Искусство соцреализма - средство (оружие) партии в защите своих интересов. Принцип партийного искусства требовал, чтобы художник смотрел на действительность «глазами партии», разделял взгляды партии и руководствовался ими в своем творчестве.

Искусство не есть достояние привилегированных классов, оно принадлежит народу, создается для народа и, следовательно, должно говорить на понятном ему языке. Народность - следующий принцип соцреализма, который требовал не только разработку тематики из народной жизни, но и понятной, доступной художественной формы. Фраза «искусство должно быть понятно народу», оказалась ключевой для советского искусства. «Массовость» и «народность» в советском искусстве - это две стороны одной медали. Концепция массового искусства, имевшая широкое хождение в первые послереволюционные годы, посте­пенно вытесняется в теории понятием народности, которое с 1930-х годов вместе с категориями идейности и партийности становится одним из трех китов, на которых покоится космос социалистического реализма.

Партийность – верность идеям власти, народность – функциональная доступность формы для массового восприятия. Соцреализм налаживал диалог с людьми любого уровня с целью идеологического воздействия и формирования сознания («идеологическая перековка» - термин 1930-х годов). Уже в эпоху1960х годов острословами была придумана ироничная формулировка соцреализма как «прославление партии и правительства художественными средствами, доступными их пониманию»[149,6]. А.Жданов заявил в 1948 году: «Не все доступное гениально, но все подлинно гениальное доступно, и оно тем гениальнее, чем оно доступнее для широких масс народа... Музыка, которая непонятна народу, народу не нужна» [там же]. Этим афоризмом советского партийного босса завершился период борьбы в советской культуре за массовость художественного языка. Ее идеалом стал язык пропагандистского плаката, тяготеющий к цветной фотографии.

Однако свести язык советского искусства к бесстрастному фотореализму было бы упрощением. Объективное фиксирование реальности отвергалось как грубый натурализм, в списке наиболее опасных врагов социалистической культуры всегда за формализмом шел его зловещий антипод и двойник - натурализм. Для советской идеологии оба они означали искажение сакрального принципа правды жизни в искусстве, ибо объектом визуальной пропаганды являлась не реальная действительность, не конкретные формы жизни в стране, а миф о реальности, зримый облик которого и призвано создавать изобразительное искусство. В этом состояла его вторая – более дифференцированная функция, которая требовала более высокого уровня подхода к его художественному языку.

Соцреализму, надлежало средствами реалистического искусства (жизнеподобной изобразительности, иллюзорности) воссоздать проект идеального бытия. Теоретики 1930-х прямо заявляют об этом: «Социализм уже не отдаленное будущее, он становится действительностью, создается новый тип человека, развиваются новые формы труда, быта, семьи, нравственности… Правдивое отражение этих новых социалистических явлений в нашей действительности - главная задача социалистического реализма. Но разрешение этой задачи далеко не простое дело. Трудность состоит в том, что художники не имеют перед своими глазами социалистической жизни в ее сложившемся, оформленном виде... Художник должен в известном смысле опережать жизнь, …должен уметь разглядывать… очертания социалистического будущего и показывать их, как сознательную цель. Социалистический реализм требует от художника известной идеализации действительности, понимая под идеалом цель, вытекающую из самой действительности. Потребность же выразить «бьющий через край избыток нашей жизни, творческое кипение и пафос побед» ведут социалистического художника к «великим образам искусства Греции и Возрождения, где художники достигли большой эстетической выразительности, не жертвуя ни на йоту жизненной правдивостью и идейной глубиной» [92, 24].

Для классицизма характерно стремление отразить не конкретную действительность, а создать идеальный, совершенный образ. В 1930-е годы в советском искусстве активно начинают использовать классическое наследие, и не зря искусство сталинского периода 1930-50-х годов получило ироническое название - «сталинский ампир». Соцреализм предполагает включение в образное мышление и романтики - образной формы исторического предвосхищения, мечты. «…Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» - звучал в 1930-х годах над территорией всего Советского Союза известный «Марш авиации» с рефреном: «Все выше, и выше, и выше...».

Итак, задачей соцреализма было создание прекрасного мифа о «светлом пути» нового общества и нового человека. И вот здесь ключ к пониманию этого явления. Сочетание слов реализм и социалистический выражает суть искусства советской эпохи. «Реализм» - это достоверное, убедительное изображение предметов и явлений реальной действительности. «Социалистический» - означает, что речь идет о выражении социалистической действительности. Что бы ни изображал художник, он осмысливает и оценивает все явления с позиции социализма. Художник Эрнст Неизвестный так объяснял соцреализм: «Советский художник в настоящем должен видеть ростки будущего, а поскольку будущее – коммунизм, оно прекрасно. Голодный изображается сытым, уродливый – красивым, несчастный – счастливым. Это социалистическая часть учения. Но поскольку ложь должна походить на правду, изображение должно быть реалистичным. Социализм плюс реализм. Вот и получается социалистический реализм». Соцреализм - это изображение мифической реальности в создании образа социалистической действительности. На бумаге и холсте, в мраморе и бронзе, в камне и бетоне создавались не реальные объекты, а миражи, декорации «светлой жизни счастливого завтра». Отражалась не сама действительность, а лишь представление о конечной цели ее пересоздание. Гипнотическая сила соцреализма заключалась в его способности к созданию иллюзии, воплощении идеи в гипнотических видениях искусства. Визуализацию идеологического мифа можно рассматривать как вторую - более сложную и дифференцированную – функцию советского искусства.

Итак, в 1930-е годы соцреализм из относительно вольной гипотезы коммунистического искусства переродился в имперский стиль агитации и пропаганды господствующего режима. Отражение величия советского государства, мощи советской страны было содержанием искусства соцреализма. Художники в это время с особой настойчивостью обращались к монументальным задачам и формам, пропагандируя масштабные достижения. Пафосность, парадность, торжественность, масштабность, монументальность, нарядность и украшательство - характерные черты искусства этого времени.

В искусстве, замешанном на мифе и на утопии, действовал императив стремительного обновления. Символика времени в изобразительном искусстве 1930-х годов выражалась в пластических мотивах стремительного движения и света. Характерно была тяга к изображению пространств, полных солнечного сияния, состояний взлета, парения, радостно бегущих фигур и дорог, рельсов, уносящихся вдаль, развиваемых ветром древесных крон, летящих самолетов и дирижаблей, стремительных автомобилей и локомотивов. 1930-е годы - годы молодости соцреализма, когда художественные приемы еще не превратились в шаблоны, когда в работах художников есть свежесть эмоций, непосредственность чувства. Захваченные всеобщей волной мифотворчества, зачастую искренне верующие в реальность создаваемого ими же самими мифа, художники создавали новый стиль, еще свежий. Именно в это время создаются произведения, которые на протяжении многих лет будут классикой советского искусства.

 

1.4 Общая характеристика советского искусства послевоенного ста­линского периода(1945-1955г.г.)

При анализе советского искусства 1930-55х гг. есть основание для выделения искусства Великой Отечественной войны (1941-1945гг.) в отдельный пе­риод: связанные с войной изменения условий жизни отразились на ходе развития и самом харак­тере изобразительного искусства. Поэтому обзору искусства Великой Отечественной войны посвятим отдельную лекцию. Для искусства же послевоенного времени (1945-55) характерно продолжение тех же тенденций, которые были начаты в довоенные годы.

Могущество СССР после второй мировой войны, безусловно, воз­росло до невиданных размеров, расширив свое влияние на Запад в результате раздела Европы, советское государство превратилась в империю. Поэтому вновь основным идеологическим содержанием искусства было отражение ве­личие и могущество государства, одержавшего победу в мировой войне. Все средства были направлены на пропаганду исклю­чительных успехов в стране, достигнутые под мудрым руководством «гениального вождя всех времен и народов». Ведущее значение вновь за монументальными видами искусства: архитектурой, скульптурой, монументальной живописью. Вновь активно поддержи­вается установка на создание «памятников эпохи». В послевоенном сталинском искусстве еще в большей степени усилились черты, на­званные критиками «сталинский ампир»- величественность и мону­ментальность, торжественность и парадность, масштабность и пыш­ность.

В 1949 году была создана Академия художеств СССР как высший научно - творческий центр советского изобразительного искусства. Первый (не избранный, а назначенный) состав членов академии включал старей­ших мастеров, за ними закрепилась репутация «основоположников» со­ветского искусства. Президентом стал А.М. Герасимов. Под руково­дством Академии художеств шло проведение официального курса в области изобразительного искусства. На сессии в ноябре 1947г. в док­ладе А. Герасимова президент напомнил что «в наших условиях заказ­чиком художественных произведений является государство, а, следова­тельно и народ», и что «социалистический реализм есть единственный метод которым должны руководствоваться наши художники». Уточняя, что это за метод, Герасимов говорил: «Один из важнейших признаков соцреализма является его утверждающий характер, в отличие от крити­ческого реализма 19 века. Советское государство защищает и прослав­ляет социалистический строй, как самый прогрессивный общественный порядок, ведущий народ к счастливой жизни. Драгоценным качеством искусства соцреализма является умение видеть в окружающий действи­тельности новое, растущее, что еще не является типичным сегодня, но станет им завтра наверняка». Подтверждались и основные принципы советского искусства – его идейность, партийность и народность. Осу­ждались тенденции безыдейности, формализма и натурализма.

В эти годы все виды искусства пронизывают мажорные настроения и интонации, такие как радостный гимн жизни, труду, миру. Утвержда­лось вновь искусством мысль, что все у нас хорошо и только возведе­ние этого хорошего в степень «лучшего» создает движение вперед («борьба хорошего с лучшим»). Получила распространение догматиче­ская «теория бесконфликтности», выступающая против отражения в ис­кусстве жизненных конфликтов, противоречий, драматических колли­зий. Создается парадный стиль, создающий помпезные и пафосные произведения, содержащие черты украшатель­ства, нивелировки действительности. Для создания масштабных па­радных произведений - организуется «бригадный метод» - художники собираются в группы с разделением функций, это также становится одной из характерных черт советского искусства этого периода.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...