Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработка центральных образов соцреализма в изобразительном искусстве. Иерархия жанров.




Метод соцреализма привел к созданию в изобразительном искусстве новых тем и образов. С разгромом «формализма» в советском искусстве центр тяжести переместился с вопроса художественного языка (как надо писать, вернее, как не надо писать) на проблему тематики (что изображать). Так называемые «тематические выставки» становятся главной формой, посредством которой режим доводит до широких масс нужную идеологическую информацию. Главной задачей было создание образов преображенной советской действительности и нового советского человека. Кроме того, в искусстве соцреализма устанавливается строгая система иерархии жанров. На вершине этой художественной лестницы находился парадный портрет, создающий образ «нового человека».

«Инженерами человеческих душ» называл Сталин советских писателей, а позже совет­ская пропаганда многократно вещала о том, что Советский Союз «стал родиной нового, высшего типа человека разумного - Хомо Советикус. В искусстве при создании образа «нового человека» существовала также определенная иерархия. На самой вершине пирамиды стоит образ вождя как воплощение лучших качеств нового человека. Превращенные в чистые аллегории, они служили даже не образцами для подражания, а объектами поклонения, и характер этих новых уже не людей, а божеств легко просматривался в искусстве соцреализма.

Образ вождя был окутан непроницаемой завесой мифологии. Старший Брат присутствует везде, но его никто не видит; ему приписываются все свершения и добродетели, но никто не может отличить здесь действительность от легенды; его изображения смотрят со всех стен и газет, но никто не знает, каков он на самом деле, нельзя даже сказать с уверенностью, жив в данный момент любимый вождь или уже умер (Сталин, например, продолжал жить еще целых три дня после своей физической смерти). В советской художественной культуре начало культа вождя падает на конец 1920х гг. – время стремительного продвижения Сталина к вершинам власти. Однако предпосылки превращения искусства в инструмент для создания собственного культа были заложены еще Лениным в его декрете о монументальной пропаганде. В 1924 году, сразу же после смерти Ленина, тело его было перенесено во временный деревянный мавзолей, который, как было сказано в официальном постановлении, служил целям «предоставления всем желающим, которые не успеют прибыть в Москву в день похорон, возможности проститься с любимым вождем». В 1930 году в Москве на Красной площади по проекту архитектора А.Щусева сооружен мраморный мавзолей В.И. Ленина, рассчитанный на вечность и ставший сакральным центром отправления всех советских политических обрядов. Год спустя принимается решение о строительстве Дворца Советов, здания, которое должно было служить мемориалом мертвого вождя, как своим архитектурным обликом, так и скульптурным и живописным декором. Тематика этого декора постепенно изменялась, и в 1938 году журнал «Искусство» уже так определял его идейное содержание: «Пластические и живописные композиции должны запечатлеть, как Ленин и Сталин ведут народы Союза к свободе и счастью». Так к традиционному культу мертвых начинает подмешиваться культ живых.

Символом Сталина была строгая вертикаль. Он обитал за непри­ступными для простых смертных стенами Кремля, и, согласно легенде, все ночи напролет светилось над Москвой окно его рабочего кабинета. Советский народ только два-три раза в год, во время торжественных демонстраций, мог лицезреть бюст своего вождя, возвышающийся над парапетом мавзолея Ленина. Народное представление о вожде исходило из образа, создаваемого искусством, а этот образ очень сильно отличался от реального облика. Советские люди удивились бы, узнав, что в реальной жизни Сталин был ростом мал, ряб, сухорук и коротконог, весьма эффективно производилась трансформация человека в символ. Сталин возник из скрытых недр партийного аппарата, вытес­нив и уничтожив куда более популярных вождей. Зияющие пробелы его политического бытия должно было заполнить советское искусство. Отсюда - огромное количество жанровых изобра­жений Сталина, которые «документально» фиксировали эпизоды его деятельности (в том числе и никогда не происходившие). В бесчисленных полотнах рядом с образом вдохнови­теля революции Ленина обычно возникала и фигура ее практического организатора - Сталина.

В парадном портрете царствовал жесткий канон, вождь здесь выступал в нескольких ипостасях, требующих каждая своей композиционной схемы и эмоцио­нальной трактовки. Эти схемы можно свести примерно к следующим:

Ленин, Сталин – вождь. Здесь историческое лицо выступало в своей наиболее абстрактной, символической сути, что требовало монументальности решений, величественной трактовки, строгих обобщенных форм, выражающих надчеловеческий характер вождя. Свое классическое воплощение эта схема получила в итоговой работе «Ленинианы» скульптора Н.А.Андреева - «Ленин-вождь»(1931 - 32 г.г.), а затем в бесчисленных монументах Сталина – от его памятника-музея в Ереване, где музей находился внутри памятника (скульптор С.Меркуров), до циклопических его изваяний на Волго-Донском канале, почти не уступающими по масштабу фигуре Ленина в утвержденном проекте Дворца Советов

Вождь – вдохновитель и организатор побед. Эта схема требовала элемента экспрессии, языка жеста, порыва, цветового или пластического контраста, передающих волевую энергию, исходящую от вождя. Такие качества приписывались больше Ленину, чем Сталину. Уже в первом значительном памятнике Ленину, установленном в 1926 году у Финляндского вокзала в Ленинграде (авторы С.Евсеев, В.Гельфрейх и В.Щуко), была разработана композиция, которая стала почти каноничной. С тех пор Ленин изображался устремленным вперед, с правой рукой, простертой в указующем жесте или заложенной за лацкан пиджачка (в этом случае волевое устремление подчеркивалось положением головы), и с левой, сжимающей снятую с головы кепку. В живописи эта композиция была канонизирована картиной А.Герасимова «Ленин на трибуне» (1930). Образ вождя-победителя в изображении Сталина активно создавался в послевоенном искусстве, подчеркивая решающую роль вождя в достижении победы («Портрет Ге­нералиссимуса И.В.Сталина» (1948) Ф.Решетникова, портрет И.В.Сталина (1947)И.Тоидзе, «Утро нашей Родины» (1948) Ф.Шурпина, «За великий русский народ»(1947) М.Хмелько) и др.). Часто эта схема решалась в и картинах историко-революционного жанра, где Ленин и Сталин трактовались как главные герои изображаемого исторического события.

Вождь – мудрый учитель. К первым двум схемам тут примешивался элемент психологизма, указывающего на ум, проницательность, скромность, простоту, человечность и прочие приписываемые вождям качества. Таковы многочисленные изображения Ленина и Сталина в кабинетах за работой, выступающих с трибун съездов (А Герасимов «Выступление Сталина на XVI съезде партии», 1933 г) и т. д.

Наконец, Вождь – человек (или друг детей... спортсменов... колхозников… ученых...). Эта схема требовала жанровых деталей, а эмоциональный акцент переносился от восторженного почитания в сторону умильной просветленности (И.Э.Грабарь «Крестьяне-ходоки на приеме у Ленина в 1920 г.» 1938 г.)

Монументальные образы вождей создавались государственным скульптором номер 1 – Сергеем Дмитриевичем Меркуровым - наиболее отличаемый верхами страны скульптор соцреализма, именно ему предстояла важнейшая миссия во Дворце Советов - создать гигантскую статую Ленина. Он так же является автором 15-ти метровых гранитных монументов обоих вождей (Ленина и Сталина), установленных на канале Москва - Волга. Он выполнил большое количество портретных бюстов и монументальных статуй для клубов, общественных и государственных учреждений. Например, по заказу в 1939 году Меркуров выполнил гранитную статую Ленина для зала заседаний большого Кремлевского дворца в Москве, монумент И. В.Сталина для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве.

Скульптурные изображения вождей бесконечно тиражировались, отбирались те, что наиболее соответствовали каноническому образу: С.Д. Меркуров памятник Ленину в Ереване, М.Г. Манизер памятник Ленину в Ульяновске (1940), С.Евсеев памятник В.И. Ленину на Финляндском вокзале в Ленинграде (1926) и др. Нельзя не вспомнить тут и серию портретов Ленина, сделанную Н.А. Андреевым еще в 1920-е годы. Именно Андреева можно считать основателем той «ленинианы», что стала самостоятельным жанром в искусстве соцреализма. Итогом многолетнего труда Андреева явилась композиция «Ленин-вождь» (1932). Образ трибуна, героически напряженный, создающий ощущение непреодолимой силы и активности – таков пафос этого произведения, делающий его монументальным.

Культ вождя создавался и более мобильными видами искусства, в первую очередь живописью и графикой. Ликом вождя были разрисованы километры холста, их хранили как ковры, наматывая на специальные деревянные валы, в целях экономии места. Изображения вождей в разных ситуациях – с народом, среди соратников, в раздумье, на лоне природы – становятся самостоятельным жанром, а «образ вождя» - своего рода оселком, на котором испытывались художники. Удачное (в оценке власти) решение затвердевало в определенный канон, вызывая волну реплик и подражаний, оно служило ступенью к успеху, выделяло определенных художников в «передовой отряд».

Если в 1920-е годы центральной фигурой в разработке образа вождя в живописи был И.Бродский («Ленин в Смольном» (1930)), то в 1930-е гг. государственным художником, создателем многочисленных образов вождей, неистощимым певцом партийных съездов, конференций и торжественных собраний становится Александр Михайлович Герасимов. Главным образом работал в жанре портрета или даже торжественно-репрезентативного портрета-картины. Первым классическим воплощением «ленинской темы» стала картина А.М.Герасимов «Ленин на трибуне» (1929-1930), в которой, по словам критики, «был совершен переход от документальной фиксации к образу». Огромную известность получила и картина А.М. Герасимова «И.В.Сталин и К.Е.Ворошилов в Кремле» (1938, первоначальное название «На страже мира»), за которую в адрес А.М. Герасимова были написаны бесчисленные хвалебные оды. Была даже пущена легенда, которая застраховала Герасимова от лукавых упреков в насаждении культа вождей и вместе с тем подчеркивала новаторское обретение по части «народности». Легенда гласила, будто художник хотел символизировать данным изображением теснейшее единство советского народа и Красной Армии. Сталин, понятно, олицетворял первое, Ворошилов – второе [92, 119]. Так была зафиксирована ключевая подмена: народ как проблема, как тема художественного истолкования «снимается» путем изображения вождя-патриарха, «отца народов», которое самодостаточно воплощает в себе типические черты простых людей и их устремления.

В искусство, по природе своей игравшее роль портрета времени, входит фальшь, свидетельствовавшее об обмане. Среди тысяч создающихся в эти годы обманок можно выделить ставшее хрестоматийным гигантское полотно В.П. Ефанова «Незабываемая встреча» (1938). Картина изображала безудержный восторг при встрече Сталина и членов правительства с женами руководителей тяжелой промышленности, которых в скором будущем почти всех уничтожили. Известно, что когда Ефанов писал это полотно, то едва успевал менять лица героев: «…Только напишешь, а ее, глядь, посадили…»[131, 159]. В. Ефанов выступал главным образом как автор мажорных по цвету и настроению портретов и тематических, несколько театрализованных композиций, тяготеющих к жанру группового портрета (И. В. Сталин, В. М. Молотов и К. Е. Ворошилов у постели больного А.М. Горького) (1940-1944 г.). Сродни герасимовским и ефановским шедеврам соцреализма были и столь высоко оцененные в свое время работы Г. Шегаля «Вождь, учитель, друг» (1935), Б. Иогансона «Вожди Октября» (1940), П. Соколова-Скаля «Скорбь у гроба» (1935). В послевоенном искусстве популярными в создании портретов вождей становятся В. Серов и армянский художник Д.Налбандян (Серов В.А. Ходоки у В.И. Ленина (1950), Налбандян Д.А. Портрет И.В. Сталина (1945)).

В тематической иерархи парадного портрета за образами Ленина и Сталина всегда следовали портреты их соратников, персонажей второго звена. Это были изображения товарищей по партии, сотрудников ЧК, военачальников Красной Армии, т.е. советская элита, выступающая как носитель новой морали и образец нового человека, олицетворение новых (советских) рыцарей. Портретные образы воплощали строки Николая Тихонова: «гвозди бы делать из этих людей / в мире бы не было крепче гвоздей…». Их изображения либо повторяли некоторые схемы сталинских портретов, либо они изображались вместе со Сталиным в жанровых сценах: А.Герасимов «Молотов на трибуне»(1948), И. Тоидзе «Л. Берия в своем кабинете», В. Ефанов портрет Г.К. Орджоникидзе (1937), А.Яр-Кравченко «А.М. Горький читает И.В. Сталину, В.М. Молотову и К.Е. Ворошилову свою сказку «Девушка и смерть» 11 октября 1941года» (1941), И.Бродский «К.Е. Ворошилов на лыжной прогулке» (1937) и другие.

Советские скульпторы в изобилии производили гипсовые и бронзовые бюсты руководителей партии и государства, которые затем обычно перемещались в кабинеты подведомственных им учреждений, но не изображали их в полный рост. Многочисленные памятники возводились только мертвым соратникам Сталина. Памятник С.М. Кирову в Ленинграде (1935-38) Н.В.Томского, памятник В.С. Чапаеву в Куйбышеве (1932) М.Г. Манизера, памятник Ф.Э. Дзержинскому в Москве Е.В. Вучетича и другие подобные монументы создавались в эти годы для городских ансамблей. Такие памятники устанавливались на главных городских площадях, а постамент нередко совмещался с трибуной для торжественных демонстраций. Среди портретной же скульптуры можно назвать портрет С.Г. Шаумяна (1929) С.Меркурова или портреты С.Д. Лебедевой (портрет Чкалова, портрет Ф.Э. Дзержинского (1925)).

На этом уровне существования образа Нового человека создавались и изображения представителей научной и творческой интеллигенции. Эта тема решалась в живописном и скульптурном портрете, в монументальном искусстве (А.М. Герасимов портрет балерины О.В. Лепешинской(1939), В.Ефанов «Встреча слушателей Военно-Воздушной академии имени Жуковского с артистами театра имени К.С. Станиславского»(1938), С.Д. Лебедева портрет Михоэлса(1939), В. Ефанов, А. Бубнов, Т. Гопоненко и др. панно «Знатные люди страны Советов» для павильона СССР на Международной выставке в Нью-Йорке(1939)).

На первых двух уровнях новый человек выявлялся в своей идеальной сущности как высочайший образец, подняться до коего – было дано не каждому. Массовое же изготовление образов новых – советских людей осуществлялась на следующей, более низкой ступени иерархической структуры жанра.

Новый советский человек устремлен в «светлое завтра». В этих людях не разглядеть и тени душевного волнения, их не отягощает прошлое и пережитое. Их лица - лица взрослых детей (А.Н. Самохвалов «Совпартшколовец Сидоров», 1930). Советский человек должен быть простым и искренним, веселым и активным, волевым и идейным, и обязательно целеустремленным оптимистом, верующий в мифическую сказку, для того, чтобы ее сделать былью, он и рожден. Портретные образы подкреплялись интонацией «я хочу быть таким» Собирательный образ нового человека создан, например, в скульптурном портрете архитектора С.А. Замкова (1934-35) В.И. Мухиной. Классический образ советского человека создает Мухина и в своей монументальной композиции «Рабочий и колхозница», где данный образ предстает в двух ипостасях, как две стороны одной медали через образ рабочего и колхозника, раскрывая важную тему в советском искусстве – героев труда.

Трудовой подвиг являлся важной доблестью нового человека. Одно из самых известных трудовых свершений произошло в Советском Союзе 31 августа 1935 года: в этот день (вернее, в ночь) молодой шахтер Алексей Стаханов вырубил за смену 102 тонны угля, перевыполнив план на 1400 %. Знатные шахтеры, сталевары, лесорубы, хлеборобы, трактористы, доярки стали предметом творческого вдохновения многих известных художников. Не только многочисленные тематические выставки, посвященные труду, но и особые аллеи и галереи портретов «героев труда» стали местом паломничества молодежи и широких масс: на эти портреты должны были равняться в своей работе все остальные трудящиеся (Н.В.Томский «Кузнец-новатор Александр Бусыгин», Л.В.Шервуд «Машиностроитель», С.Д.Лебедева «Шахтер» и др.).

Развитие темы рождения нового человека, появление новых норм общественного поведения - это история и советского бытового жанра, речь о котором будет идти ниже, и к теме «советского человека» не раз еще вернемся в ходе лекции.

Известно такое утверждение, кто контролирует прошлое, управляет будущим. Для советского сознания будущее – цель и объект строительства; все остальное - лишь сырой материал для его воздвижения. Собственно, история в советском государстве началась с 25 октября 1917 года, а все прошлое рассматривалось лишь как подступы к этой дате, как предыстория. Аналогичное понимание истории разрабатывалась как в теориях советского авангарда, так и в искусстве социалистического реализма. «Краткий курс истории ВКП(б)», написанный якобы В.И.Сталиным, будет основой для трактовки истории. Вся тысячелетняя история России будет рассматриваться лишь в контексте истории развития партии, а историческая живопись будет иллюстрацией к этой «исторической книге».

Идейная сущность историко-революционной картины сводиться к пропаганде тезиса о неизбежности грядущей победы пролетарской революции. История отражается главным образом как история борьбы за новый порядок и его становление, прошлое существует лишь в его причастности к этой борьбе, а светлое будущее уже присутствует в настоящем как его революционная потенция. Сама современность понимает себя как историю – это придает ей величие и делает ее прекрасной. Все это очень точно определяет характер и место «исторической картины» в иерархии жанров. Как и парадный портрет историко-революционный жанр находился на вершине художественной пирамиды в искусства соцреализма.

В первом эшелоне историко-революционной картины шли, конечно, исторические образы, где главными действующими лицами выступали вожди. В искусстве соцреализма вместе с обликом вождей трансформации подвергались и их роль в исторических событиях, а вместе с этим и сама история. На резких ее поворотах центробежные силы выбрасывали из центра событий (и из центра их отражения в искусстве) одних руководителей, но центростремительные тут же втягивали на их место других. Так, во многих картинах первых ахрровских выставок в роли создателя Красной Армии изображался Троцкий (эти работы едва ли сохранились даже в самых закрытых советских спецхранах); с середины 1920-х годов эта роль безоговорочно перешла к Ленину, а с 1930-х и до середины 1950-х разделялось с ним Сталиным (М.И. Авилов «Приезд И.В. Сталина в Первую конную армию»). Оба они, вместе и порознь, изображались во всех главных эпизодах гражданской войны: в штабах войск, у прямого провода (картина под этим названием И.Грабаря), во фронтовых траншеях, принимающими важные решения у карт военных действий и т. д. (В.А.Серов «Приезд Ленина в Петроград в 1917 году», В.А.Серов «В.И. Ленин провозглашает Советскую власть», Д.А. Налбандян «Накануне Батумской демонстрации в 1902 году» и т. п.).

Можно проследить, как с середины 1930-х годов образ Ленина вытесняется монументальной фигурой Сталина. После смерти и разоблачения Сталина его монументы взрываются, портреты переселяются в спецхраны, а с некоторых наиболее популярных групповых композиций его фигура соскабливается и заменяется чьей-то другой. (Так, на картине В.Серова (третьего по счету президента Академии художеств СССР) «В.И.Ленин провозглашает советскую власть» 1947 года рядом с канонической фигурой Ленина - там, где ему и надлежит быть, - возвышалась фигура Сталина, а теперь в том же прославленном шедевре соцреализма место Сталина занимает какая-то неопределенная личность.) Такая же участь еще при жизни Сталина постигла и изображения многих его соратников. В 1930-х годах, в разгар террора, сталинские лауреаты соскабливают со своих картин Тухачевского, Якира, Бухарина, Ежова, продолжая тем самым революционную традицию Луи Давида, последовательно убиравшего со своего холста «Клятва в зале для игры в мяч» членов Конвента по мере их гильотирования. Как говорится: «Великие исторические деятели не столько творят историю, сколько вытворяют истории, история же сама творит их по образу своему и подобию» (А. Зиновьев) [30, 214].

Советская теория искусства требовала от картин историко-революционного жанра героической трактовки темы, массовой сцены, многофигурной композиции, сюжетной и повествовательной насыщенности произведения, единства психологического и драматического начал, общей монументальности и величественности картины. К основным темам историко-революционной картины можно отнести два канонических сюжета – «Взятие Зимнего» и «Залп Авроры». В ночь с 24 на 25 октября 1917 года Зимний дворец в Петрограде, где размещалось Временное правительство, охраняли только женский батальон и горстка плохо вооруженных кадетов. Однако в бесчисленных советских полотнах эта тема представлялась как героический штурм многочисленной революционной толпы почти неприступной твердыни. Еще более густым мифологическим туманом окутаны реальные события, связанные с залпом крейсера «Аврора», данного, якобы, в эту ночь по Зимнему дворцу (П.Соколов-Скаля «Взятие Зимнего» (1937), Н.Куприянов «Крейсер Аврора» (ксилография, 1922)).

Часто произведения историко-революционной живописи строятся на противопоставлении положительного и отрицательного героев, а отрицательный персонаж показан в комическом виде. Здесь уместно вспомнить одного из наиболее значительных представителей историко-революционного жанра этого периода художника Б.В.Иогансона. С этой точки зрения особенно важны картины «Допрос коммунистов» (1933) и «На старом уральском заводе» (1937). В основе картины «Допрос коммунистов» лежит острый драматический конфликт: столкновение двух миров, соответственно и композиция картины строится на резком противопоставлении положительных и отрицательных образов. Монолитно, цельно решает Иогансон фигуры коммунистов, подчеркивая устойчивость, надежность, монолитность этого образа. Они в центре картинной плоскости, к ним прикован взгляд зрителя. На противопоставлении - белогвардейцы, которые загнаны в угол, разрознены, паузы между фигурами образуют «дрожащий» ритм. Их закрытые позы противостоят открытым позам коммунистов, они сидят, коммунисты стоят, наклон пола, положение линии горизонта - все подчеркивает превосходство коммунистов и внутреннюю победу. «Они наступают и должны раздавить белых» - так объясняет сам художник смысл композиции[63, 131]. Контраст существует и в психологической трактовке образов, внешне красивым, полным внутреннего благородства, лицам коммунистов противостоят злобные и грубые, гротескно-комичные лица офицеров. Драматический конфликт намечен в колорите, построеном на напряженном контрасте красных и рыжевато-коричневых тонов с резким синим тоном. Все эти выразительные композиционные средства создают эмоциональный настрой, благодаря которому, обреченные на смерть коммунисты, предстают как победители, а само произведение воспринимается как новое слово в советской исторической живописи.

«На старом уральском заводе» - это также отличный пример исторической картины в духе соцреализма. Не героические деяния здесь изображены, а в качестве героя прошлого выступает пролетарий, который пробудился для классовой борьбы. Как и в «Допросе коммунистов» в основу положен острый конфликт. И опять-таки конфликт классовый, ибо только он ныне признается событием, двигающим историю вперед. Ненависть рабочего к хозяину - вот основное чувство, которое запоминается, невероятно, чтобы у зрителя могли возникнуть хоть малейшие симпатии к заводчику. Не просто людей видим мы, но представителей классов, и эмоции наши, наши чувства переносятся с персонажей на сами эти классы. Конфликт выражен с помощью молчаливого диалога, «дуэли взглядов» заводчика и рабочего. Взгляд заводчика хоть и полон ненависти, но не уверен, а выражение лица рабочего полно чувств превосходства, гнева и внутренней силы.

В послевоенном искусстве Б.В. Иоган­сон с группой молодых художников (В.Соколов, Д.К.Тегин, Н.Н.Чебаков, Н.П.Файдыш-Крандиевская) создает масштабное полотно «Выступление В.И. Ленина на 3-ем съезде комсомола» (1950), интересное как пример произведения, написанного «бригадным методом».

Творчество Иогансона во многом определило развитие советской исторической живописи. Многие его находки были взяты на вооружение другими живописцами и мало-помалу превратились в выхолощенный штамп. (П.Соколов-Скаля «Братья» (1935), Кукрыниксы «Утро офицера» (1938), триптих «Старые хозяева» (1936-37)).

Как видим и через историко-революционный жанр активно проходит образ «нового человека», который противостоит «старым хозяевам жизни». Образ «творца революции», как собирательный образ исторического народного героя был характерным и для портретного, и для историко-революционного жанров. Классическим произведением можно назвать скульптуру И.Д. Шадра «Булыжник-оружие пролетариата.1905 год»(1927). Образ творца революции часто раскрывался через коллективный образ участников октябрьского переворота – красноармейца, рабочего и колхозника – олицетворяющие единство рабочего класса, крестьянства и Красной Армии (скульптурная группа «Октябрь» А.Т.Матвеева или картины «Первые дни Октября» Г.К.Савицкого, «Зимний взят», «Ждут сигнала» («Перед штур­мом») Вл. Серова).

Собственно историческая живопись получила в советском искусстве права гражданства довольно поздно (в военном и послевоенном искусстве), после того, как Сталин перед лицом катастрофы первых военных месяцев апеллировал к чувству русского патриотизма и произнес слова, во многом определившие всю последующую советскую идеологию: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова». Эти слова имели огромное значение в выборе тем и сюжетов исторических картин. Слова нового государственного гимна Советского Союза утверждали теперь, что «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь», а не «разум возмущенных всех голодных и рабов», как пелось в прежнем, отмененном «Интернационале». «Александр Невский» П.Корина, «Поединок Пересвета с Челубеем» М.Авилова, «Иван Грозный в Ливонии» П. Соколова-Скаля были первыми ласточками этого жанра, получившего расцвет уже после войны. Образы русских царей и полководцев стали здесь рядом с ликами революционных вождей, а битвы за утверждение Российской империи получили равные права гражданства с боями за создание пролетарского государства (Н.Ульянов «Ларистон в ставке у Кутузова» (1945), Вл. Серов «Въезд Алек­сандра Невского в Псков после Ледового побоища»(1945), А.Бубнов «Утро на Кулико­вом поле» (1943-47)).

Конечно, в жанр исторической картины включалась и батальная живопись. Однако в силу особого места, которое эта тема занимает в общей структуре советского искусства, ее следует выделить в специальный раздел.

В советском искусстве военная тема занимает центральное место рядом с парадным портретом и исторической картиной и является постоянным компонентом на протяжении всего развития соцреализма. В советском государстве искусство курировалось, было под контролем именно военного ведомства, потому образ Красной Армии был не последним в тематическом диапазоне, а образ советского солдата был составляющим элементом в образе Нового человека.

Основоположником советской батальной картины считался М.Б.Греков. Решая свои картины в романтическом ключе, Греков создал героический образ Красного Армии и ее легендарных походов во времена Гражданской войны. Его «Тачанка» (1925) стала романтическим символом Гражданской войны, а в поздних работах Грекова события этой войны трактуются как торжественный апофеоз великой классовой битвы. Таковы, например, его картины «Памятник Первой Конной» (1933-34), «Трубачи Первой Конной Армии» (1934), «На Кубань» (1934).

В картинах Греков нередко изображал среди участников своих патронов - К. Ворошилова и С. Буденного. (М.Б.Греков «И.В.Сталин и К.Е.Ворошилов в окопах под Царицыным» (1934)). Как и в исторической картине, в первом эшелоне батальной живописи идут образы вождей как организаторов и вдохновителей побед на всех ключевых участках борьбы. Картина М.И.Авилова «Приезд товарища Сталина в Первую Конную», стала самой популярной, разделяя эту честь по огромному спросу на репродукции, копии и повторения только с известной картиной А.Герасимова «Сталин и Ворошилов в Кремле». За образами вождей следовали собственно батальные сцены в диапазоне от эпических полотен боев до бытовых эпизодов гражданственной войны. Требования оптимизма и романтического героизма не очень способствовали правдивому изображению того, что реально происходило на фронте этой братоубийственной войны. События гражданской войны всегда изображались однобока и строго с позиций идеологии советского режима, формируя в сознании советских людей нужные, и соответственно искажая правдивые представления о революционной истории. (Н.С. Самокиш «Переход Красной Армии через Сиваш» (1935), Г.К. Савицкий «Поход Таманской армии» (1933), П.П. Соколов-Скаля «Окопная правда» (1931), триптих «Щорс» (1938)и др.)

В 1934 году по случаю внезапной кончины М.Б. Грекова создается студия военных художников, названная именем Грекова. Художники студии прикреплялись к различным родам войск и, следуя за армией, запечатлевали на разных фронтах картины войны. Задачи документальной фиксации неизбежно переплетались здесь с целями пропаганды: в массе своей это были реалистические зарисовки боев, которые затем, в мастерских, перерабатывались в батальные сцены и жанровые картины.

Создается и мирный образ Красной Армии и советского солдата, трактуя чаще его через бытовой и портретные жанры, и подчеркивая главную идею непобедимости, военной мощи советского государства (А.Дейнека «Левый марш»(1941), М.Авилов «На маневрах»(1934), Г.К.Савицкий «На маневрах. Встреча красноармейцев с колхозниками»(1938), Ф.С.Богородский «Братишка»(1932), Л.В. Шервуд статуя «Часовой» (1933)).

События Великой Отечественной войты подняли батальный жанр в советском искусстве на новую высоту, однако вновь между непосредственным изображением войны художниками на фронтах и концепцией батального искусства соцреализма существовала серьезная дистанция. В годы Великой Отечественной войны художники Студии Грекова прикомандировывались на разные сроки к действующим войскам, делали на фронтах зарисовки с натуры, а по возращении в мастерские создавали на живом материале эпические картины войны, в портрете героев войны – образы военных руководителей и полководцев, командиров и солдат, партизан и подпольщиков. Таких зарисовок и картин было создано великое множество. Их работы несли на себе отпечаток непосредственных впечатлений от страшных и неприглядных военных будней. На первых советских послевоенных выставках такие работы еще превалировали, однако критика в один голос заявляла, что война отражена в них не так и недостаточно. Трагизм войны с ее разрушениями и смертью заменяется героикой сражений и оптимизмом победы. Драматизм «оборон» вытеснялся ликованием «освобождения»: «Освобождение Севастополя», «Освобождение Калуги» П.Соколова-Скаля, «Победа. Рейхстаг взят» П.Кривоногова, «Триумф победившего народа» М. Хмелько стали образцовыми произведениями батальной живописи. «Героическая летопись» Великой Отечественной войны создавалась post factum, уже после победы, и ее картина существенным образом отличалась от того, что видели и запечатлевали на фронтах военные художники. Требования оптимизма и гуманизма не очень способствовали правдивому изображению того, что реально происходило на фронте. Наиболее популярной картиной стало большое полотно Ю.Непринцева «Отдых после боя» 1951 года (ее копии и репродукции висели едва ли не в каждом военном учреждении), исполненное радости и оптимизма, в многообразии психологических характеристик народных типов прославляющее юмор, смекалку и гуманизм простого русского солдата. Эта тема находила свое продолжение и в монументальных решениях, в частности в памятнике «Советскому воину-освободителю» Е. Вучетича, установленного в Трептов парке Берлина и ставшим одним из самых известных сооружений послевоенного времени.

Для монументальной скульптуры 1945-1960х гг. характерно создание мемориальных ансамблей. В развитии пластических задач и пространственного решения мемориала характерны следующие особенности. Если первые мемориалы остаются в границах схемы установки городского памятника («площадь – мону­мент») и сводятся к постаменту, отделяющими скульптуру от прохожих, то с годами композиция мемориала приобретает характер вторжения в городское или природное пространство и охва­тывает большие площади, становились в ряде случаев своеобразным музеем прошедшей войны, со своей драматургией постепенного про­чтения эпизодов, остановками у обширных списков с именами погиб­ших, где показаны документы или сохранившиеся реалии и пр. (мемо­риальные ансамбли в Сталин­граде (Волгограде)(1963-1967), в Бресте (1971), в Хатыни (1968-1969)). В мемо­риальном ансамбле героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде композиционной доминантой является статуя «Родина-мать» (Е.В. Вучетич), высота которой от основания до кончика поднятого меча – 82,3 м.

Характерной чертой послевоенного батального искусства станет возрождение жанра панорамы, вроде гигантских «Сталинградской битвы» или «Обороны Севастополя», создаваемых большими коллективами художников Студии Грекова. Сочетаниями муляжа с перспективной живописью они вызывали иллюзию достоверности и обычно, совершив многолетний вояж по воинским частям с передвижными выставками, становились достоянием военных музеев в качестве своего рода наглядных пособий.

Итак, парадный портрет, историческая картина и батальная живопись стояли в центре официального искусства соцреализма, следующим жанром в иерархической структуре советского искусства был бытовой жанр, который должен был подкрепить утверждение Сталина: «Жить стало лучше, жить стало веселее». Трудности и недостатки - лишь временный фактор, результат заговора врагов социализма. «Философия «мировой скорби» - не наша философия. Пусть скорбят отходящие и отживающие», - цитировал Сталина журнал «Искусство». После войны с Гоголевского бульвара в Москве исчезает очень популярный памятник Гоголю работы Н.Андреева, ибо, как писала газета «Правда» от 14 мая 1936 года скульптор здесь «исказил образ великого писателя, трактуя его как пессимиста и нытика». Крупнейший советский скульптор Андреев рисовал Ленина с натуры и был официально признан как создатель иконографии вождя. Но и это не спасло мастера от унижения: на месте его памятника был водружен оптимистический Гоголь Н.Томского. Оптимизм искусства соцреализма существовал как принцип, как главная установка, нарушать которую не позволялось ни при каких условиях. Он не выводился из настоящего, а привносился в него из мифического будущего. «В формах самой жизни» отражался идеологический миф, навязываемый в качестве реальности, и желаемое, выдаваемое за действительное. Чем непригляднее сегодняшний день, тем жестче борьба, тем ближе победа, и чем свирепее голод и террор выкашивали миллионы человеческих жизней, тем обильнее громоздилась снедь на колхозных столах, тем радостнее расцветали улыбками лица трудящихся на картинах ведущих мастеров соцреализма. Именно в середине 1930-х годов, сразу после коллективизации и последовавшего за ней страшнейшего голода на Украине и в среднерусских областях, были созданы самые оптимистические и прославленные картины колхозного изобилия: «Колхозные праздники» С.Герасимова и А.Пластова. Именно в 1937 году, в пик кровавого террора, обрел пластическую форму и стал символом государства

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...