Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и задачи производственной практики. Компетенции, формируемые в результате освоения




Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

 

Методические указания по организации

производственной практики

 

Красноярск 2016


 

 

Составители: Д.В. Ходос докт. экон. наук, проф.

А.В. Шаропатова канд. экон. наук, доцент

 

 

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности: метод. указания по организации производственной практики и оформлению отчета / Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Красноярск, 2016.

 

 

Приведены методические рекомендации по составлению отчета о производственной практике.

 

 

Предназначены для студентов института Экономики и финансов АПК направления 38.03.02 «Менеджмент» профиль «Производственный менеджмент» (очной и заочной форм обучения)

 

Рецензент:

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

 

 

Красноярского государственного агарного университета

 

 

© ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет», 2016

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 4

1. Цели и задачи производственной практики. Компетенции, формируемые в результате освоения 6

2. Место производственной практики в структуре ООП.. 13

3. Формы, место и время проведения производственной практики. 14

4. Структура и содержание производственной практики. 15

5. Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной практике. 18

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на производственной практике 18

6.1. Содержание отчета по результатам производственной практики. 19

6.2 Требования к оформлению отчета по итогам.. 20

производственной практики. 20

7. Формы промежуточной аттестации (по итогам производственной практики) 24

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики. 25

9. Материально-техническое обеспечение производственной практики. 29

10. Инструментарий оформления отчета по производственно-экономической практике. 30

1. Изучение организационной структуры предприятия. 32

2 Общие вопросы производственно-хозяйственной деятельности предприятия. 36

2.1. Экономическое состояние развития организации (предприятия). 37

2.2. Экономическая эффективность развития отраслей (для сельскохозяйственной организации) предприятия. 47

2.2.1. Современное состояние отрасли растениеводства. 47

2.2.2.Современное состояние отрасли животноводства. 53

2.3 Основные показатели производственной деятельности предприятий. 60

3. Анализ подсистем управления на предприятии. 33

4. Определение основных направлений устойчивого экономического развития организации (отрасли). 70

Приложение. 72


Введение

Учебным планом для студентов института Экономики и финансов АПК направления 38.03.02 «Менеджмент» профиль «Производственный менеджмент» предусмотрено прохождение производственной практики «Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности» продолжительностью 1 неделя.

Практика проходит в 6 семестре и содержит 6 з.ед.

При разработке производственной программы учитывались рекомендации головных вузов и их программы.

Программа состоит из следующих частей и охватывает:

1. Методические указания по организации производственной практики.

2. Инструментарий оформления отчета по производственной практике.

3. Методические указания прохождения производственной практики в перерабатывающих предприятиях и фермерских хозяйствах.

Базой прохождения производственной практики являются сельскохозяйственные предприятия (товарищества, акционерные предприятия, кооперативы и их объединения, крестьянские (фермерские) хозяйства и их ассоциации и другие формирования).

Производственная практика организуется на основе договора между агроуниверситетом и сельскохозяйственными или перерабатывающими предприятиями.

Студенты обязаны своевременно явиться к месту практики. На время практики они строго подчиняются установленному на предприятии режиму труда и отдыха, выполняют распоряжения и указания руководителей практики от предприятий.

Ответственность за методическое обеспечение по организации прохождения производственной практики возложена на кафедру экономики и агробизнеса.

По истечении 10 дней после окончания производственной практики студент представляет отчет на кафедру экономики и агробизнеса.

К отчету прилагаются:

· дневник производственной практики, заверенный руководителем практики и руководителем хозяйства;

· копии годовых отчетов за два-три последних года;

После проверки и получения положительного отзыва отчет защищается на заседании комиссии, состоящей из членов кафедры, в соответствии с графиком защиты. Оценка выставляется по совокупности оценок: за прохождение практики, оформление отчета, защиту (доклад и ответы на вопросы).

На защиту отчета студент должен подготовить доклад, рассчитанный на 7-10 минут.

Содержание доклада

1. Место прохождения производственной практики.

2. Указать место работы, ее характер и содержание.

3. Дать полную характеристику производственной деятельности предприятия (организации).

4. Сделать выводы по отчету и внести предложения по совершенствованию производства в данном предприятии.

5. Какие приобрел практические навыки по экономике и организации производственных процессов, какую извлек пользу из производственной практики?

По результатам защиты выносится окончательная оценка и ставится в зачетную книжку.

Непредставление отчета о производственной практике, дневника и характеристики, а также неудовлетворительная оценка результатов защиты влекут за собой повторение прохождения производственной практики без перевода на следующий курс.

 

 


Цели и задачи производственной практики. Компетенции, формируемые в результате освоения

 

Производственная практика «Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности» является неотъемлемой и составной частью учебного процесса в вузе и выступает средством формирования приобретенных теоретических знаний в систему профессиональных знаний, умений и навыков бакалавра – менеджера. Она направлена на формирование у студента ориентированных умений по избранной профессии и обеспечение выработки соответствующих навыков на основе глубокого изучения и участия в процессе управления реальным производством.

Прохождение данной практики предусматривает нацеленность студента на высокий уровень профессиональной подготовки, заинтересованность в эффективном использовании её возможностей для овладения будущей специальностью.

Программа производственной практики студентов направления 38.03.02 «Менеджмент» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (квалификация - бакалавр), нормативными документами ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет», регламентирующими учебный процесс по данному направлению бакалавриата.

Практика в целом направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами умениями и навыками профессиональной деятельности и формирования общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки бакалавра по направлению 38.03.02 «Менеджмент», профилю «Производственный менеджмент».

Практика для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 38.03.02 «Менеджмент» профилю «Производственный менеджмент» проводится в несколько этапов:

- учебная практика по направлению;

- производственная практика по профилю.

Все этапы практики взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга, расширяя знания студентов, постепенно формируя профессиональные навыки, умения и компетенции.

В ходе прохождения практики студенты опираются на теоретические основы дисциплин учебного плана подготовки бакалавров профиля «Производственный менеджмент».

Производственная практика является завершающей в образовательном процессе бакалавров, дающая возможность закрепить полученные теоретические знания и подготовиться к защите выпускной квалификационной работы. Она базируется на знаниях, полученных студентами в результате изучения дисциплин - Институциональная экономика, Экономическая теория и др., Методы принятия управленческих решений, Информационные технологии в менеджменте и др., Теория менеджмента, Маркетинг, Учет и анализ, Финансовый менеджмент, Управление человеческими ресурсами, Экономика организаций, Стратегический менеджмент, Организация производства на предприятиях АПК и др.

Целями производственной практики являются:

приобретение студентами таких профессиональных компетенций как навыков решения организационно-экономических и управленческих задач;

- углубление теоретических знаний и закрепление практических навыков разработки документов нормативно-методического обеспечения системы управления;

- сбор материала для написания выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы).

К задачам производственной практики можно отнести:

- проверка и закрепление на практике полученных знаний по профилю обучения;

- знакомство с историей предприятия, определение типа организации по виду хозяйственной деятельности, правовому положению, характеру собственности, принадлежности и контролю капитала, сфере деятельности (ознакомление с Уставом, положениями, инструкциями, должностными обязанностями, нормативами и т.д.);

- подготовка схемы организационной структуры, определение её типа, выявление сильных и слабых сторон (с точки зрения теории и практики), рассмотрение горизонтального и вертикального разделения труда в организации;

- изучение модели организации как объекта управления, целей и функций менеджмента организации;

- рассмотрение миссии и цели организации;

- определение типа организации с точки зрения её взаимодействия с внешней средой (механистический или органический тип), признаки;

- определение типа организации с точки зрения её взаимодействия с человеком (корпоративный или индивидуалистический тип), признаки;

- изучение применяемых методов управления;

- определение типа организационной культуры и её признаков;

- анализ социальной ответственности и культуры организации (характеристика производственного и административно-управленческого персонала организации, его численности, средней заработной платы и профессиональной подготовки, коммуникационных связей в трудовом коллективе и их эффективности, регулирования возникающих конфликтов, принципов управления организацией).

- изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативно-технических документов для решения отдельных задач управления организацией по месту прохождения практики;

- разработка предложений по совершенствованию системы управления организацией;

- сбор необходимых материалов и документов для выполнения выпускной квалификационной работы;

- подготовка квалифицированных и конкурентоспособных менеджеров организации;

- подготовка к реальной профессиональной деятельности по управлению учреждением и предприятием.

В программу производственной практики может также входить знакомство с формами отчетности организации: бухгалтерским балансом, отчетами о деятельности организации (о прибылях и убытках), изучение вопросов налогообложения, расчетов с бюджетом и влияния этих расчетов на финансовые результаты работы, оценка финансового состояния организации, изучение структуры и способов сбора, обработки и хранения внутренней информации (статистической, бухгалтерской, экономической, финансовой, коммерческой, маркетинговой), оценка уровня использования этой информации в управлении организации; ознакомление с процессами подготовки и принятия управленческих решений.

Реализация цели и задач практики должна осуществляться с учетом сферы деятельности предприятия, его организационно-правовой формы, миссии, стратегии и практики управления. Местом прохождения практики являются предприятия, организации и учреждения различных сфер деятельности.

Процесс прохождения производственной практики направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ООП ВО по данному направлению подготовки:

а) общекультурных (ОК):

- пособностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3).

б) общепрофессиональных (ОПК):

- владением навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2);

- способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3);

- владением методами принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ОПК-6);

- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-7).

б) профессиональных (ПК):

- владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-1);

- владением навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности (ПК-3);

- способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-5);

- способностью участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений (ПК-6);

- владением навыками поэтапного контроля реализации бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов, умением координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ (ПК-7);

- владением навыками документального оформления решений в управлении операционной (производственной) деятельности организаций при внедрении технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений (ПК-8);

информационно-аналитическая деятельность:

- способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли (ПК-9);

- владением навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления (ПК-10);

- владением навыками анализа информации о функционировании системы внутреннего документооборота организации, ведения баз данных по различным показателям и формирования информационного обеспечения участников организационных проектов (ПК-11);

- умением моделировать бизнес-процессы и использовать методы реорганизации бизнес-процессов в практической деятельности организаций (ПК-13);

- умением применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации, навыков управления затратами и принятия решений на основе данных управленческого учета (ПК-14);

- умением проводить анализ рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений, в том числе при принятии решений об инвестировании и финансировании (ПК-15);

- владением навыками оценки инвестиционных проектов, финансового планирования и прогнозирования с учетом роли финансовых рынков и институтов (ПК-16);

предпринимательская деятельность:

- способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели (ПК-17);

- владением навыками бизнес-планирования создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-18);

- владением навыками координации предпринимательской деятельности в целях обеспечения согласованности выполнения бизнес-плана всеми участниками (ПК-19);

- владением навыками подготовки организационных и распорядительных документов, необходимых для создания новых предпринимательских структур (ПК-20).

В результате освоения производственно практики обучающийся должен:

знать:

- основные нормативные правовые документы;

- основные экономические понятия, категории и инструменты;

- основные макроэкономические показатели и принципы их расчета;

- основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами;

- основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций;

- принципы развития и закономерности функционирования организации;

- виды управленческих решений и методы их принятия;

- основные теории и подходы к осуществлению организационных изменений;

- основные теории стратегического менеджмента;

- содержание и взаимосвязь основных элементов процесса стратегического управления;

- содержание маркетинговой концепции управления;

- методы маркетинговых исследований;

- назначение, структуру и содержание основных финансовых отчетов организации;

- основные стандарты и принципы финансового учета и подготовки финансовой отчетности;

- основные показатели финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности, деловой и рыночной активности, эффективности и рентабельности деятельности;

- фундаментальные концепции финансового менеджмента;

- принципы, способы и методы оценки активов, инвестиционных проектов и организаций;

- модели оценки капитальных (финансовых) активов;

- источники финансирования, институты и инструменты финансового рынка;

- теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества организации;

- основные бизнес-процессы в организации;

- принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования;

- принципы организации операционной деятельности, основные методы и инструменты управления операционной деятельностью организации;

- основные концепции и методы организации операционной деятельности.

уметь:

- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;

- использовать экономический инструментарий для анализа внешней и внутренней среды бизнеса (организации);

- ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности;

- применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;

- организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;

- анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;

- организовывать переговорный процесс, в том числе с использованием современных средств коммуникации;

- анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;

- анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

- разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность;

- разрабатывать корпоративные, конкурентные и функциональные стратегии развития организации;

- использовать информацию, полученную в результате маркетинговых исследований;

- ставить и решать задачи операционного маркетинга;

- использовать техники финансового учета для формирования финансовой отчетности организации;

- анализировать финансовую отчетность и составлять финансовый прогноз развития организации;

- уметь оценивать принимаемые финансовые решения с точки зрения их влияния на создание ценности (стоимости) компаний;

- обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования;

- проводить оценку финансовых инструментов;

- анализировать финансовую отчетность и составлять финансовый прогноз развития организации;

- оценивать риски, доходность и эффективность принимаемых финансовых и инвестиционных решений;

- уметь оценивать принимаемые финансовые решения с точки зрения их влияния на создание ценности (стоимости) компаний;

- использовать техники финансового учета для формирования финансовой отчетности организации;

- планировать операционную деятельность организации;

- применять модели управления запасами, планировать потребность организации в запасах.

- разрабатывать инвестиционные проекты и проводить их оценку.

владеть:

- навыками целостного подхода к анализу проблем общества;

- экономическими методами анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства;

- современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;

- методами формирования и поддержания этичного климата в организации;

- навыками деловых коммуникаций;

- методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);

- методами разработки и реализации маркетинговых программ;

- методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы;

- методами анализа финансовой отчетности и финансового прогнозирования;

- методами инвестиционного анализа и анализа финансовых рынков;

- методами управления операциями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...