Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реакция человека на получение физического увечья




Введение

 

Актуальность темы курсовой работы «Восприятие образа физического Я у пациентов с тяжелыми физическими увечьями» обусловлена тем, что в рамках данной проблемы затрагивается область медицины, в которой прослеживается тесная связь психогенного и соматогенного. Эти вопросы разрабатываются специалистами уже не одно десятилетие.

Физические увечья и травмы занимают значительное место в структуре общей заболеваемости и инвалидности населения. По статистическим данным, в течение жизни различные травмы и увечья получают до 22% всех мужчин и до 20% женщин. В последние годы отмечается тенденция к повышению травматизма среди лиц более молодого возраста.

Многими исследователями установлено, что у 40-60% пациентов с различными заболеваниями наблюдаются психические изменения. Часто возникают такие эмоциональные нарушения, как тревога, подавленность, фиксация на своих болезненных ощущениях и переживаниях, связанных со страхом смерти, потерей самоидентичности, чувства «Я». Часто больных охватывает беспокойство, мысли о смерти, отчаяние. Больные живут с постоянным тревожным опасением, они анализируют любые изменения деятельности своего организма, реагируя на малейшие неприятные ощущения. Основной жизненной целью становится здоровье.

В данной работе рассмотрены вопросы типов психического реагирования и изменения восприятия образа физического Я у пациентов с тяжелыми физическими увечьями и сделаны некоторые практически значимые выводы по результатам проведенного исследования.

Акцентировано внимание на специфике состояния системы психической реальности пациентов на каждой из стадий (фаз) процесса формирования болезни, лечения и реабилитации в целом. Все перечисленное рассмотрено в соответствии с фундаментальными методологическими положениями психики человека, невротических и психосоматических расстройств.

Изменение образа Я у пациентов в результате получения тяжелой физической травмы приводит к разной степени выраженности дестабилизации состояния их внутреннего мира. Степень дестабилизации психического состояния пациента зависит от его личностных особенностей и от этапа заболевания, а также от характера поведения системы психической реальности человека на определенной стадии формирования и развития расстройства. Это, в свою очередь определяется особенностями поведения систем, к классу которых относится психика человека. Данная проблема практически не изучена отечественными психологами.

Предмет исследования: образ физического Я человека.

Объект исследования: мужчины и женщины, получившие тяжелые физические травмы, в возрасте от 18 до 40 лет, проживающие в г. Москве.

Основной целью настоящего исследования является анализ восприятия образа физического Я у пациентов с тяжелыми физическими увечьями.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

1) изучить теоретическую литературу по проблеме;

2) провести практическое исследование, направленное на изучение восприятия образа физического Я у пациентов с тяжелыми физическими увечьями;

3) обработать результаты исследования и сделать выводы.

Исследование проводилось на базе отделения травматологии Республиканской Клинической Больницы № 1 г. Москвы, с использованием методов опроса, анализа рисунков респондентов, факторного анализа, корреляционного анализа.


Глава 1. Подходы к исследованию образа Я у лиц, страдающих различными заболеваниями

Реакция человека на получение физического увечья

 

Психологическая травма, развивающаяся у человека в результате получения тяжелого физического увечья, имеет две фазы. Первая, острая фаза, начинается сразу же после события и может продолжаться несколько недель. Человек плачет, старается устранить физические последствия травмы и в то же время контролировать свои чувства, казаться спокойным. Иногда появляются невротические симптомы. Затем начинаются мучительные раздумья, причем ненависть переплетается с самообвинениями.

Вторая фаза - долгий период психологической перестройки. Некоторые люди стараются сменить обстановку, место жительства или работы. У многих возникает страх перед людьми. Иногда это продолжается всю жизнь. Некоторые кончают жизнь самоубийством.

Установлено, что тяжелее переживают психотравмирующее событие мужчины, для них оно равносильно потере вирильности. Очень часто получение тяжелого физического увечья сопровождается психической импотенцией и катастрофическим снижением самоуважения. Как правило, мужчины никому об этом не рассказывают, несут свою трагедию в себе, и это еще больше отчуждает их от окружающих.

Человек, получивший тяжелое физическое увечье, нуждается в серьезной, комплексной помощи различных специалистов, поскольку в результате этого ему, во-первых, причиняется физический вред; во-вторых, - психическая травма. При этом нарушаются фундаментальные права человека (в частности, право на жизнь, здоровье, свободу, честь, достоинство, половую неприкосновенность и т.д.).

Самым тяжелым последствием получения тяжелого физического увечья, по-видимому, является разрушение «внутренней картины мира» человека. В частности, по мнению С. Эпштейна, краеугольными для любого человека являются четыре убеждения, которые позволяют успешно адаптироваться в окружающем мире. Во-первых, убеждение в том, что мир доброжелателен, не несет угрозу. Во-вторых, - что мир осмыслен, предсказуем, контролируем и стабилен. В-третьих, окружающие являются доброжелательными по отношению к человеку, не несут для него угрозы. Наконец, в-четвертых, сам человек представляется стоящим, ценным.

Получение тяжелого физического увечья способно не просто поколебать эти убеждения, но и разрушить их, дестабилизировав, тем самым, структуру личности. Это приводит к дезадаптации, глубина которой зависит как от степени причиненного вреда, так и от индивидуально-психологических особенностей (в частности, потенциала совладания с экстремальными ситуациями).

Так, человек, получивший тяжелое физическое увечье, на определенном этапе пытается избежать осознавания факта реальности, стремится уйти в себя, в алкоголь, наркотики, что нередко сопровождается яркими отрицательными эмоциями, расстройством сознания. Как правило, этот этап сменяется длительным периодом навязчивых воспроизведений, когда появляются кошмарные сны, повторяющиеся картины происшедшего и реакции страха при незначительных ассоциациях с пережитыми событиями. Это приводит к отчаянию, нарушению способности работать, общаться. Часты состояния тревоги, депрессии, проявляются физиологические расстройства, что, в конечном счете, ведет к расстройству личности. Человек утрачивает способность работать, творить, испытывать эмоции и этот процесс может длиться довольно долго. Выйти самостоятельно из подобного состояния даже сильной личности крайне сложно. Если же в такой ситуации оказываются дети или подростки, то психологическая помощь является не просто желательной, но исключительно необходимой.

Ситуация получения тяжелого физического увечья, являясь в высшей степени психотравмирующей для человека, вызывает у него возникновение экстремальных состояний, к которым относятся психическая напряженность, фрустрация, растерянность, эмоциональное возбуждение и некоторые другие.

Если мы рассматриваем психическое состояние, характеризующееся специфическим, прежде всего дезорганизующим влиянием на психическую деятельность, то следует говорить о психической напряженности (ПН). По мнению К.К.Платонова, «выраженная отрицательная эмоциональная реакция, возникающая в необычной, новой или угрожающей ситуации, нередко несоизмеримая с опасностью, называется эмоциональной напряженностью»3. Это состояние может вызывать эмоционально-моторные, эмоционально-сенсорные и эмоционально-интеллектуальные нарушения. Платоновым К.К. выделяются 4 уровня напряженности: от незначительной до длительной резко выраженной.

Вместе с тем, влияние психической напряженности на деятельность неоднозначно. Дезорганизация психической деятельности в результате ПН может наступить сразу (в зависимости от конкретных условий, а также индивидуально-психологических особенностей человека), однако, может быть и отсроченной. То есть, в известных обстоятельствах при нарастании психической напряженности до определенного уровня человек обнаруживает относительную устойчивость к стрессогенным факторам, но впоследствии, при дальнейшем нарастании напряженности, насупит дезорганизация деятельности (как результат наступления фазы истощения в структуре общего адаптационного синдрома).

Состояние фрустрации характеризуется наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Существует точка зрения, согласно которой фрустрация не имеет своего специфического содержания, что фрустрацию следует рассматривать как препятствие, блокировку тех или иных целей субъекта, а те феномены, которые мы наблюдаем как следствие этого, охватываются спецификой психической напряженности.

Фрустрация отличается от других экстремальных состояний, о чем свидетельствует множество исследований. Если рассмотреть причины возникновения фрустрации, то здесь необходимо выделить: во-первых, помехи, исключающие возможность достижения субъектом своих целей; во-вторых, унижение, оскорбление при невозможности (реальной или субъективной) действовать соответственно мотивам; в-третьих, фиаско, неадекватность, разочарование в себе. Субъективные переживания в состоянии фрустрации, как и при аффекте, прежде всего, связаны с эмоциями гнева, страха, отвращения, презрения.

Фрустрация вызывает известную дезорганизацию в протекании психических процессов. Это выражается в ошибках восприятия, и в том числе, преждевременном распознавании, переоценке угрозы извне. Отмечается также снижение умственной продуктивности, усиление тенденции к фантазированию.

Выделяется несколько видов фрустрационного поведения. Это, прежде всего бесцельное двигательное возбуждение; во-вторых, агрессия и деструкция; в-третьих, апатия; и, наконец, стереотипия и регрессия (примитивизация поведенческих реакций, соответствие их поведенческим реакциям более раннего уровня, снижение качества исполнения). Можно выделить и способ поведения, лежащий на стыке агрессии, апатии и регрессии, такой как суицид.

Таким образом, в отличие от состояния психической напряженности, которую, как уже отмечалось, нередко отождествляют с фрустрацией, собственно состояние фрустрации имеет однозначно негативное влияние на сознание и психическую деятельность в целом. С другой стороны, в отличие от состояния аффекта, которое также дезорганизует психическую деятельность человека, спектр дезадаптационного поведения и его направленность в состоянии фрустрации значительно шире.

Рассматривая экстремальные состояния, нельзя не остановиться и на растерянности. Глоточкин А.Д. и Пирожков В.Ф. противопоставляют растерянность аффектам, приближая ее к депрессивным состояниям. По мнению Платонова К.К., растерянность является близким к напряженности состоянием и характеризуется первичными нарушениями восприятия, внимания и мышления и вторичностью (производностью) эмоционального компонента. Угрехелидзе М.Г рассматривает растерянность как расщепление психики на несколько установок, направленных на разные действия. Эти установки нейтрализуют друг друга и в результате человек проявляет пассивное поведение в ситуации, требующей активности, либо одна из установок начинает доминировать и человек действует в соответствии с ней, производя нередко ошибочные действия.

Говоря о растерянности, следует рассмотреть такое понятие, предлагаемое Леоновой А.Б. и Медведевым В.М., как «динамическое рассогласование». Оно было введено для классификации функциональных состояний по принципу адекватности ответной реакции человека требованиям выполняемой деятельности. Динамическое рассогласование характеризуется несоответствием ответа организма требованиям среды. Оно встречается также в тех случаях, когда требуемый ответ превышает актуальные психофизиологические возможности человека. Иными словами, можно сказать, что динамическое рассогласование - результат отсутствия адекватной готовности к действиям в конкретных условиях.

Следовательно, растерянность является самостоятельным феноменом и его можно определить как психическое состояние, характеризующееся несоответствием между готовностью субъекта к действию и требованиями конкретной ситуации, что обусловливает пассивность, снижение волевого контроля, потерю гибкости поведения, вплоть до полной его дезорганизации.

Ф.С.Сафуанов выделяет сильное эмоциональное возбуждение как особое психическое состояние, способное дезорганизующе влиять на психическую деятельность и поведение человека.

Анализируя ситуацию получения тяжелого физического увечья, следует выделить такие ее особенности, как конфликтность, неожиданность, экстремальность, реальность, динамизм. Как правило, ситуация включает все эти компоненты и потому является в высшей степени стрессогенной, а в ряде случаев фрустрирующей. Это определяет особенности консультирования лиц, получивших тяжелое физическое увечье, в конкретных случаях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...