Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование Я-концепции в отечественной и зарубежной литературе




 

Исследований, специально посвященных теоретическим и практическим аспектам Я-концепции лиц, получивших тяжелые физические увечья, явно недостаточно. Между тем, опыт использования психологии в работе с данной группой лиц показывает, что необходимы глубокий конкретный анализ и большая индивидуальность подхода в решении данной проблемы с использованием широкого спектра статистической и фактологической информации.

Рассматривая сущностные характеристики психологического и акмеологического воззрений на проблему изменения образа Я и Я-концепции лиц, получивших тяжелые физические увечья, имеет смысл остановиться на некоторых из существующих в психологической литературе подходов к понятию Я-концепции человека.

До сих пор в науке не существует единого взгляда на определение понятия Я-концепции. Это объясняется тем, что разные исследователи озабочены различными аспектами проблемы человеческого Я. Так, Михайлов Ф. Т. анализирует данную проблему с позиций: каков источник творческой способности человека, диалектика творящего и сотворенного. Спиркин А. Г. рассматривает Я в качестве носителя и одновременно элемента самосознания. Дубровский Д. И. представляет Я как центральный интегрирующий и активизирующий фактор субъективной реальности.

Психологи изучают человеческое Я для того, чтобы ответить на вопрос о том, чем именно является данный, и именно данный человек.

В словаре социально-психологичесих понятий под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова дано следующее определение Я-концепции как согласованного и зафиксированного в словесных определениях представления человека о самом себе. Я-концепция есть итог познания и оценки самого себя через отдельные образы в условиях различных ситуаций, а также через мнения других людей и сопоставления с ними. Источниками для такого рода сравнений являются реальная жизнь и все виды искусства. Я-концепция в ходе психического созревания человека обнаруживает тенденции к самоподкреплению и стабилизации. Будучи раз выработанной, она избирательно трансформирует свои границы, опосредуя новые факты жизненного опыта. Таким образом, установившаяся Я-концепция формирует своеобразную контрольно-пропускную инстанцию для истолкования вновь поступающих данных, касающихся самого себя. Информация, согласующаяся с содержанием и структурой Я-концепции, допускается без труда, тогда как несовместимые и вызывающие беспокойство сведения отфильтровываются. В соответствии с этим осуществляется регуляция коммуникативного поведения человека: он стремится участвовать в тех ситуациях общения, где его Я-концепция подкрепляется и избегает общения с людьми, способными нарушить ее устойчивость.

В современной психолого-акмеологической литературе Я-концепция рассматривается в качестве внутреннего аспекта самоопределения - объективной самооценки, а самосозидание - в качестве процесса становления цельной и гармоничной личности. Исходя из этого, каждый человек, обладая определенной системой представлений о себе, придает особое значение определенным целям, которые считает наиболее ценными, и в своей деятельности стремится к их достижению. Эти цели тесно связанны с морально-нравственными основами общества и используются личностью в формировании Я-концепции на основе бесчисленного множества оценочных эталонов ее микросреды: семьи, круга друзей, трудового коллектива, референтной группы. В основе самооценки находится система отношений как с самим собой, так и с другими людьми. Представления о Я-концепции как смысловой и диспозиционной системе Я позволяет фиксировать следующие ее компоненты:

эмоционально-ценностное отношение к себе, обеспечивающее функцию принятия себя как личности;

целеполагание (уровень притязаний), являющееся следствием самопознания;

самооценку и становление образа Я, связанные с функцией саморегулирования.

Таким образом, смысл Я складывается из степени самолюбия, уровня самоуважения и характера личностного достоинства. Представления о функциях Я-концепции во внутреннем и внешнем согласуются с выявленными А. Н. Леонтьевым объективными факторами и структурными моментами деятельности в плане сознания: мотивом, вынуждающим деятельность; целью, направленной на деятельность; личностным смыслом (отношение мотива к цели), регулирующим деятельность.

Вместе с тем, функции Я-концепции проявляются в системе взаимодействующих Я-образов, влияющих на самоопределение личности. В этом случае аффективный компонент Я-концепции - Я-желаемое репрезентирует мотивационно-стимулирующую функцию Я в самоопределении и выражается в измерении «хочу»; когнитивный компонент - Я-возможное репрезентирует ориентационно-направляющую функцию через констатацию «могу»; конативный компонент, представленный символом «есть» репрезентирует Я-наличное и выражает регулятивную функцию нравственно-волевых свойств личности; существующий уровень самоопределения, представленный компонентом Я-экзистенциальным (компонентом «буду»), проявляется в размерности ценностно-смыслового пространства личности, характере и направленности ее жизненных целей и планов. В результате данных рассуждений можно говорить о личностном самоопределении как о сбалансированной Я-концепции мироотношения.

В психиатрии проблема Я рассматривается через когнитивные и эмоциональные структуры, задающие схемы интерпретации отношений клиента к себе, к другим людям и к значимому окружению. При этом основное внимание фокусируется на соотношении сознательного и бессознательного, механизмов самоконтроля (сила Я) и т. д. По Карлу Ясперсу, осознание Я как личности пробуждается в человеке благодаря рефлексии, которая модулирует и окрашивает это осознание человеком себя, выступая в качестве источника самообмана.

Ясперс выделил «впечатляющее Я» как мгновенный сдвиг Я-сознания, происходящий в самом Я благодаря впечатлению, произведенному им на окружающих; «ситуационное Я» выходит на передний план в соответствии с конституцией данной личности; «Я социальное» как реакция на устойчивую, неподвергающуюся изменениям среду. Но во всех этих случаях осознание собственной личности состоит из двух компонентов: чувства самооценки и простого осознания своего неповторимого бытия. Полноценно развитое осознание собственной личности - когда человек осознает себя как некое целое, во всей совокупности своих постоянных влечений, мотиваций и устоявшихся ценностей.

Автор интроспективного направления в психологии Т. Липпс сводит человеческое Я к чисто психическому, духовному субъекту, переживаемому лишь непосредственным образом. Построение концепции самосознания у А. Пфендера сводится к резкому разграничению Я и самосознания. По А. Пфендеру, Я не имеет отношения к реальному субъекту, к личности. По его мнению, Я имманентно и, развиваясь в течение жизни, оно имеется уже с самого начала наряду с психической деятельностью и, согласуясь с этим, психический субъект создает свое представление о себе. Этот образ самого себя А. Пфендер именует «само».

В американской психологической школе наиболее широкое распространение получила теория самоактуализации (А. Маслоу, О. Рэнк, К. Гольдштейн и др.), согласно которой развитие личности сводится исключительно к саморазвитию, связанному с изначальным стремлением актуализировать в себе наследственные и генетические предрасположенности в отношении темперамента, характера и интеллекта.

В отечественной психологии наибольший интерес представляет позиция С. Л. Рубинштейна, утверждавшего, что «человек познает самого себя лишь опосредованно, отраженно, через других, выявляя в действиях, в поступках свое отношение к ним и их к нему». В материалистической концепции самосознания осознание себя как общественного существа выступает следствием общественного и социального бытия личности. Наиболее показательно процесс зарождения самосознания в историческом развитии человека анализируется в монографии П. Ф. Протасени. В советской психологии проблеме самосознания уделялось значительное внимание. Помимо ряда теоретических исследований (Л. И. Божович, П. Р. Чамота, А. А. Бодалев, И. С. Кон и др.) значительная часть исследований была посвящена экспериментальному изучению онтогенетических особенностей самосознания (М. С. Неймарк, Г. А. Собиева, А. Л. Шнирман, Т. В. Драгунова, Е. Н. Акундинова, Н. Е. Ведерникова). Целый ряд психологов (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, Столин В. В., Чеснокова И. И., Шорохова Е. В. и др.) рассматривают Я или как внутреннее ядро личности, или как ее сознательное начало, или в качестве сгустка индивидуального самосознания.

Нам представляется наиболее верной трактовка Я как системы представлений человека о самом себе. В настоящем исследовании ставилась задача определения психологических процессов, которые формируют, поддерживают и изменяют представления личности о себе. Если экзистенциональное Я выступает как некое суммарное целое, то рефлексивное Я допускает дробление на элементы. Наиболее интересной моделью Я является, по нашему мнению, модель М. Розенберга. Остановимся на тех аспектах Я Розенберга, которые могут оказаться полезными при оценке Я-концепции беременной женщины.

. Компоненты рефлексивного Я, образующие его части, единицы анализа, лингвистически распадаются на существительные (женщина, мать и т.п.) и прилагательные (сексуальная, добрая и т.п.). Иными словами, оценочные качества личности определяются ответами на вопросы «кто я?» и «какой я?». Компоненты самоописаний сочетаются друг с другом в определенном порядке.

. Структура этих компонентов строится, во-первых, по степени отчетливости осознания, представленности того или иного из них в сознании, во-вторых, по степени их важности, субъективной значимости, в-третьих, по степени последовательности, логической согласованности друг с другом, отчего зависит и последовательность, непротиворечивость «образа Я» в целом. Измерения, характеризующие отдельные компоненты или «образ Я» в целом, включают устойчивость (стабильность или изменчивость представления индивида о себе и своих свойствах), уверенность в себе (ощущение возможности достичь поставленных перед собой целей), самоуважение (принятие себя как личности, признание своей социальной и человеческой ценности), кристаллизацию (легкость или трудность изменения индивидом представления о себе).

. Фокусы внимания позволяют выявить место, которое занимает «самость» или ее отдельные свойства в сознании индивида: сосредоточено ли его внимание преимущественно на себе или на внешнем мире, озабочен ли он своими внутренними качествами или производимым на других впечатлением и т. д.         

. Области «самости» подразумевают ее широкие пласты или сферы: «телесные» и «социальные», «осознанные» или «неосознанные», «подлинные» или «не подлинные» Я и их свойства.

. Планы (или уровни) «самости» означают степень ее объективированности. Человек рассматривает себя, как и других, одновременно с точки зрения реального, возможного, воображаемого, желаемого, должного и изображаемого. Соответственно различаются образы наличного (реального), возможного, воображаемого, желаемого, должного и изображаемого Я.

Современная психология когнитивную схему «самости» сводит к четырем следующим принципам:

интериоризация: усвоение оценок других людей (теория отраженного, зеркального Я, концепция Кули и Мида);

· социальное сравнение, отраженное в знаменитой формуле У. Джеймса: Самоуважение = Успех/Притязание;

- самоатрибуция, то есть оценка ситуации (и себя в ней) на основе объективных данных о своей деятельности (бихевиорисская теория Б. Ф. Скиннера и теория самовосприятия Д. Бема);

смысловая интеграция жизненных переживаний, определяющая системность и целостность образа Я, его ценностно-смысловой характер.

Вместе с тем, следует заметить, что Я-концепция никогда не была бесполой, и мнения различных исследователей об особенностях женской психики и ее отличий от мужской весьма разнообразны и зачастую противоречивы.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...