Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение восприятия образа физического Я у пациентов с тяжелыми физическими увечьями
Программа исследования
В ходе экспериментального исследования обследовано 30 испытуемых (15 мужчин и женщин, получивших тяжелые физические увечья в результате насилия - основная группа, и 15 мужчин и женщин, получивших тяжелые физические увечья в результате несчастного случая - контрольная группа). Предварительным этапом нашего эксперимента было изучение социальных паспортов испытуемых (табл. 1.).
Таблица 1 Характеристика выборок
Анализ показал, что на момент обследования по основным показателям выборки - основная и контрольная, имеют сходные характеристики. Гипотезы исследования: у лиц, получивших тяжелые физические увечья в результате перенесенного насилия, имеются нарушения в восприятии образа физического Я, более выраженные, чем у лиц, получивших тяжелые физические увечья в результате несчастного случая; лица, получившие тяжелые физические увечья, склонны к повышенной тревожности, астенизации, повышенной агрессии. Описание методик. . Тест личностной и реактивной тревожности Ч. Спилбергера в модификации А.М Прихожан. Методика Спилбергера направлена на изменение личностной и ситуативной тревожности. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий “веер” ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа. Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным (Приложение 1). Обработка результатов теста Спилбергера: определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа; вычисление среднегруппового показателя СТ и ЛТ и их статистический сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.
При анализе результатов надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов - низкая, 31 - 44 балла - умеренная; 45 и более высокая (Приложение 1). 2. Методика Басса-Дарки. Методика Басса - Дарки (МБД), предложенная в 1957 году (A.H.Buss, A.Durkey, 1957) для измерения степени проявления разных форм агрессивного поведения, все более широко применяется в нашей стране (как и за рубежом). А. Басс и А.Дарки, создавая свой опросник, дифференцирующий проявления враждебности и агрессии, выделили следующие виды реакций: ) Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица. ) Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. ) Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). ) Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. ) Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. ) Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. ) Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). ) Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». При составлении вопросника авторы пользовались следующими принципами: * Вопрос может относиться только к одной форме агрессии; * Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияния общественного одобрения ответа на вопрос.
Ответы оцениваются по восьми шкалам, описанным выше. Индекс враждебности включает в себя шкалу 5 и 6 а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ±4, а враждебности - 6,5-7±3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности. Текст опросника Басса-Дарки помещен в Приложение 2. 3. Рисунок человека. Тест «Рисунок человека» является проективной методикой, широко используемой в психодиагностике (обычно совместно с другими). Как любая проективная техника, он обращен к содержанию душевной деятельности, которое лежит не на «свету сознания», а находится в подпороговом состоянии. Рациональное начало личности в этих случаях как бы регрессирует, на его место приходят идеи, образы, связи и отношения, лишенные четкой определенности и логической последовательности, но, тем не менее, полные смысла. В символике и графической экспрессии рисунка проявляется неосознаваемая реальность, определяющая поведение и самочувствие индивида, будучи безотчетно воспринимаемой им, но не всегда выражаемая вербально. Методика Гуденаха (Hoodenough F.L.,1926) «Рисунок человека» применялась для исследования интеллектуального уровня детей старше 11 лет, на ней основан одноименный тест Маховера, интерпретация которого исходит из положения об идентификации обследуемым себя с одной из нарисованных фигур, различные части тела оцениваются в соответствии с психоаналитической символикой. Полученная таким образом информация используется для суждения об особенностях самооценки и представлений о теле обследуемого. Модификация теста «Рисунок человека», предложенная Романовой Н.М. как «Рисунок мужчины и женщины», позволяет выявить гендерные установки и аттитюды личности, суть отношений и взаимодействия полов в восприятии тестируемого; отражает инструментальный взгляд на гендер и эмоциональные аспекты гендерных отношений, раскрывает систему эмоциональных отношений и доминирующую гендерную позицию к собственному и противоположному полу, позволяет диагностировать аффективно насыщенные комплексы в этой системе.
Обследуемый получает чистый лист формата А4 и инструкцию: «Нарисуйте мужчину и женщину», вопросы остаются без уточнений. После завершения работы полезно попросить прокомментировать изображение, задать уточняющие вопросы, акцентируя интересующие аспекты отношений. Процедура обследования предполагает изображение обследуемым фигур мужского и женского пола. Таким образом, испытуемый подталкивается к реализации концепта, отражающего его видение характера отношений между мужчиной и женщиной. Интерпретационная схема включает анализ следующих показателей: пространственное расположение фигур, их абсолютная и относительная величина, особенности изображения и пропорции частей тела, графическое качество изображения фигур своего и противоположного пола, символическое трактование изображенных деталей, действий, предметов, степень законченности рисунка. Кратко остановимся на описании принципов диагностики выделенных установок. Установка ОПОРА диагностируется в случаях, когда изображенные фигуры соразмерны, адекватно прорисованы соответственно полу, нет явных предпочтений в детализации того или иного персонажа, изображенные держат друг друга за руки, что символизирует спаянность, единение, фигуры как бы опираются друг на друга и находят в этом союзе поддержку. Так рисуют обычно дети из хороших семей. Авторы таких рисунков придают важное значение дружеским отношениям, эмоциональный компонент отношений преобладает над физическим, установка на партнера-друга. Нет агрессии к противоположному (или своему) полу. Позитивные представления о взаимоотношениях людей разного или одинакового пола, эмоциональное принятие. Противоположная установка - ИЗОЛЯЦИЯ представлена рисунками на которых кто-то из персонажей отвернулся от другого, либо оба смотрят в разные стороны, стоят спиной друг к другу, либо один смотрит в спину другому. Это говорит о наличии отвержения, конфликта, фрустраций в гендерных отношениях. Если обе фигуры изображены в профиль, можно с уверенностью диагностировать глубокие эмоциональные фрустрации, переживания, конфликты. Установка СОТРУДНИЧЕСТВО - фигуры нарисованы занятыми какой-либо совместной деятельностью, нужно обратить внимание на характер деятельности и диспозиции фигур. НЕЗАВИСИМОСТЬ - изображение человеческих фигур в анфас, на расстоянии друг от друга, в рисунке нет четкой эмоциональной выраженности. Между фигурами существует дистанция, или они просто стоят рядом, но не взаимодействуют друг с другом. Так рисуют эмоционально сдержанные люди, возможно наличие проблем, связанных с реализацией заинтересованности в отношениях.
ПРИТЯЖЕНИЕ - установка, когда фигуры обращены лицом друг к другу, что свидетельствует об очень большой заинтересованности. Автор рисунка открыт для общения, ищет его. Как правило, в таких случаях присутствует значительная сексуальная мотивация и психологическая заинтересованность. ИНДИФЕРЕНТНОСТЬ - плохо прорисован пол, "механические" человечки. Характерная репрезентация для интровертированных личностей, шизоидов. Встречается у подростков с несформированной гендерной установкой. Если на рисунке изображена драка, персонажи замахиваются друг на друга, явно выражено противопоставление полов, то диагностируется установка АГРЕССИЯ. 4. Несуществующее животное. Методика относится к числу проективных. По составу данный тест - ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами. Итогом анализа результатов является построение набора рабочих гипотез об особенностях основных жизненных отношений испытуемого, о значимых для него проблемах, особенностях восприятия себя и других людей. Такие гипотезы определяют стратегию и тактику дальнейшего психодиагностического исследования: содержание и выбор конкретных методик, последовательность их применения, перспективы коррекционной работы. Этот тест - один из самых показательных графических проектных методов. Предоставляя испытуемому безграничные возможности самовыражения, он обеспечивает полную реализацию механизмов проекции. Задание обычно рассматривается испытуемым как процедура исследования воображения. Тем самым значительно смягчается действие механизмов психологической защиты. Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с испытуемым, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Испытуемому дается следующая инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное. Напишите, как его зовут, расскажите о своем животном». Во время рассказа о животном можно задавать следующие вопросы: Какое оно? Что оно любит? Не любит? Чем интересуется? О чем мечтает? Какие у него проблемы? С кем дружит? И т.д. Метод основан на идентификации испытуемым себя с нарисованным животным. В работе применялись статистические методы обработки данных: . Описательная статистика, позволяющая охарактеризовать, подытожить и воспроизвести в виде таблиц данные того или иного распределения. . Индуктивная статистика, позволяющая проверить достоверность гипотезы (в данной работе по t-критерию Стьюдента). . Корреляционный анализ, с помощью которого было установлено: насколько связаны между собой две переменные (коэффициент корреляции определялся по формуле Пирсона).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|