Результаты исследования и их обсуждение
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Сравнительный анализ показал, что у лиц, получивших тяжелые физические увечья в результате насилия, среднее значение ситуативной тревожности составляет 49,3 балла, а у лиц, получивших тяжелые физические увечья в результате несчастного случая - 36,7 баллов. Значимость различий, установленная с помощью Т-критерия Стьюдента, составила 0,05.
Таблица 2 Средние значения показателей ситуативной и личной тревожности у лиц, получивших тяжелые физические увечья в результате несчастного случая и насилия
На основе результатов исследования ситуативной и личной тревожности с помощью методики Спилбергера необходимо отметить, что уровень личностной тревожности у всех испытуемых выше нормы; уровень ситуативной тревожности - значительно выше нормы. Преобладает умеренная и высокая тревожность. Высокая тревожность обусловлена характером получения травмы, ее течением и исходом, а также личностными особенностями испытуемых. Средние показатели тревожности среди исследуемого контингента показаны на диаграмме: Рис. 2. Средние значения ситуативной и личностной тревожности у лиц, получивших тяжелые физические увечья в результате несчастного случая и насилия
Значение Т-критерия Стьюдента при сравнении результатов исследования ситуативной тревожности лиц, получивших тяжелые физические увечья в результате насилия и в результате несчастного случая, достигло 3,085 (р‹0,05), что говорит о достоверном различии ситуативной тревожности данных групп; значение Т-критерия Стьюдента при обработке результатов исследования личностной тревожности испытуемых, достигло 4,111, что также говорит о достоверном различии личностной тревожности.
Таким образом, тревожность лиц, получивших тяжелые физические увечья в результате насилия и в результате несчастного случая, характеризуется тем, что для лиц, перенесших бытовую травму, в целом характерна умеренная тревожность, в отличие от лиц, перенесших насилие, для которых характерна повышенная тревожность. Агрессивность, измеренная с помощью методики Басса-Дарки, имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство личности, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее ведет к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной к сознательной кооперации, и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой стороны, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны. Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления испытуемых на два основных типа: · первый - мотивационная агрессия, как самоценность, · второй - инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональным переживаниями: гнев, враждебность).
В рамках данного исследования нас более интересует мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Таблица 3 Виды агрессии у испытуемых, перенесших насилие
Таблица 4 Виды агрессии у лиц, перенесших бытовую травму
Рис. 3. Формы агрессивных реакций по результатам исследования. Этот график показывает, какие формы агрессивных и враждебных реакций наиболее характерны для лиц, получивших тяжелые физические увечья вследствие насилия, а какие не свойственны им. Описание шкал: · Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица. · Косвенная агрессия - это агрессия, косвенными путями направленная на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена, - взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битьё кулаками по столу и т.д. · Склонность к раздражению - готовность к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости при малейшем проявлении · Негативизм - оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев · Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания
· Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред · Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань) · Угрызения совести, чувство вины - сдерживающее влияние чувства вины на проявления форм поведения, которые обычно запрещаются нормами общества. Можно видеть, что агрессия у испытуемых, перенесших насилие, находится на высоком уровне, высоки также негативизм и обида. Что касается исследования и анализа рисунков испытуемых, то, согласно концептуальным основам интерпретации рисуночных методик, изображение лица одного пола с обследуемым отражает точку зрения субъекта на собственную персону и представление о собственной сексуальной роли. Изображение лица противоположного пола дает представление о сформированном в процессе гендерной социализации комплексе эмоций, ожиданий и отношений, связанных с ним. Интерпретация полученных изображений содержала анализ ряда основных показателей, общих для большинства рисуночных методик: заполнение пространства листа, пространственное расположение фигур, их размеры и соотношения, особенности изображения и пропорции частей тела, графическое качество изображения фигур, символическую трактовку деталей, действий, предметов, степень законченности рисунка. Также уделялось внимание разного рода странностям в изображении человеческих фигур, которые представляют не столько погрешности исполнения, сколько важные образосоздающие акценты. Отношения между людьми разного и одного пола регламентированы гендерными нормами, предписывающими индивиду определенное социально одобряемое поведение, и проявляются в коммуникации. В рисунке отражается наличие или отсутствие потребности в контактах с людьми своего или другого пола, их эмоциональной окрашенности, присутствие и характер коммуникативных проблем. Значительная часть обследованных продемонстрировали гендерную установку независимости между мужчиной и женщиной, являющуюся индикатором отсутствия четкой эмоциональной выраженности. Гендерная установка независимости в средненормативной выборке составляет около 70% (по данным Н.М.Романовой), в нашей выборке - 40%.
При этом обнаружились довольно значимые различия между основной и контрольной группами, что позволяет предположить, что испытуемые, перенесшие бытовую травму, в большей степени, чем испытуемые, перенесшие насилие, придают значение эмоциональной связи в отношениях.
Таблица 5. Результаты исследования по методике «Рисунок мужчины и женщины»
физический увечье личностный тревожность Данная установка свидетельствует об эмоциональной сдержанности, пассивности, возможных проблемах с реализацией своей заинтересованности. Установка независимости чаще встречается в группе лиц, перенесших насилие, минимально представлена в группе лиц, получивших бытовые травмы. У большого процента обследованных выявлена установка «изоляция», встречающаяся в средненормативной выборке у 7-10%, демонстрирующая наличие отвержения, конфликтов, глубоких психологических фрустраций в гендерных отношениях. Более благополучны по данному показателю лица, получившие бытовые травмы, наименее - лица, перенесшие насильственную травматизацию. Гендерная установка «притяжение», раскрывающая сильную заинтересованность в контактах с противоположным полом, сексуальную мотивацию, выявлена в части рисунков, различия между группами незначительны. На четвертом месте установка «опора», это установка на партнера-друга, наиболее значим эмоциональный компонент, эмоциональное принятие противоположного пола, позитивные представления о взаимоотношениях полов. В средненормативной выборке Н.М.Романовой такая установка встречается в 10% случаев. В нашем случае по большей части противоположный пол воспринимается в качестве опоры лицами, получившими бытовые травмы. Установка «индифферентность», наблюдаемая у части обследованных, может интерпретироваться как показатель несформированности гендерной идентичности. Гендерная установка «независимость» является, безусловно, преобладающей в представленных рисуночных репрезентациях. Значительная часть испытуемых показали гендерную установку «стереотип» (около 22%). Суть ее заключается в том, что испытуемый не рисует своих отношений, а рисует то, какими по его представлениям эти отношения могли бы быть. При этом рисунки, на которых представлена установка «стереотип», можно интерпретировать буквально. Например, если девушка рисует кухню, пьяного небритого мужчину и его жену, которая замахивается на него половником и кричит «Ты где был?», это значит, что именно такими она и воспринимает отношения между мужем и женой. Но это не обязательно значит, что ее собственные отношения с мужем таковы. Данные беседы и наблюдения показывают, что испытуемые, нарисовавшие стереотипные отношения, в реальности с мужчинами контактируют иначе, чем на своем рисунке. Можно сделать вывод о том, что рисующие «стереотип» хотят символически показать, от чего они отказываются в своем собственном браке.
Кроме вышесказанного в рисунках привлекают внимание следующие особенности, указывающие на изменение образа физического Я испытуемых: . Более 30% испытуемых не нарисовали кистей рук или руки целиком. Руки символизируют контакт личности с окружающим миром, его социальную адаптацию. Маховер считает, что руки могут пропускаться в знак явного отстранения от людей. То есть можно говорить либо о скрытом нежелании контактировать с противоположным полом, либо о переживании собственной беспомощности, невозможности повлиять на существующее положение вещей. . Более 30% не нарисовали черт лица у персонажей, или нарисовали их крайне нечетко. Черты лица включают глаза, уши, нос, рот, через которые осуществляется сенсорный контакт с действительностью. Маховер считает, что лицо может быть расценено, как социальная часть рисунка. Отсутствие лица говорит о непонимании человека. Пропускание черт лица также является признаком психосексуального конфликта и острых эмоциональных реакций. Таким образом, можно предположить у части испытуемых стремление к уходу от социальных контактов, непонимание, избегание конфликтов в межличностных отношениях. Кроме того, подобные рисунки могут свидетельствовать о пережитом сексуальном насилии. Однако данное положение требует дополнительной проверки. . 35% нарисовали интерьер, пейзаж или просто предметы, не предусмотренные инструкцией. По-видимому, к такого рода изображению склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение. Н.М. Романова считает, что присутствие на рисунке предметов, не предусмотренных инструкцией, не случайно. Фиксация на окружающих предметах, на интерьере говорит о том, что испытуемые не воспринимают отношения сами по себе, вне контекста, вне конкретной ситуации. . 47% испытуемых нарисовали людей с очень маленькими ногами, а чаще без ног вовсе. Рисунок без ног, по Р.Бернсу, означает нестабильность, отсутствие основы. Таким образом, можно говорить о восприятии отношений неустойчивыми, нестабильными, о переживании чувства неуверенности. Результаты анализа рисунков «Несуществующее животное» показали следующее. . Положение рисунка на листе Положение рисунка для испытуемых основной группы было более характерно в нижней части, в отличие от испытуемых контрольной группы - что означает неуверенность в себе, низкую самооценку, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению. . Центральная смысловая часть рисунка (голова или её подобие) Для обеих групп испытуемых характерно положение «анфас», т.е. голова направлена на рисующего (на себя), что трактуется как эгоцентризм. В основном испытуемые обеих групп рисуют у животного открытый рот без прорисовки языка и губ, что трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Многие испытуемые основной группы нарисовали рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Часто имеет место рисунок зубастого рта округлой формы (боязливость, тревожность). Глаза в основном нарисованы круглыми, что является символом присущего человеку переживания страха. Ресниц у большинства нарисованных животных нет, что говорит об отсутствии демонстративных черт. На голове также часто нарисованы дополнительные детали - рога - защита, агрессия. По сочетанию с другими признаками - когтями, иглами - эта агрессия носит характер защитно-ответной. . Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы и т.п.) Опорная часть фигуры у всех испытуемых основательна по отношению к её общим размерам, это говорит об основательности, обдуманности, рациональности принятия решений, опоре на существенные положения и значимую информацию. Однотипность и однонаправленность формы лап, четкое соединение лап и туловища - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. . Части, поднимающиеся над уровнем фигуры Испытуемые во многих случаях нарисовали своему животному шипы или иглы - защитная агрессия. Хвоста у животных из рисунков испытуемых основной группы часто нет, что говорит о сниженной самокритике. . Контуры фигуры У большинства нарисованных животных имеются выступы (когти и иглы). Это защита от окружающих, агрессивная - она выполнена в острых углах. Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: боковые контуры: недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях. Нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения . Общая энергия. Количество изображенных деталей - у многих испытуемых основной группы изображено только необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном: с незаполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур. Можно сказать, что имеет место экономия энергии, астеничность организма. То же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», периодически - жирная с нажимом - это не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Нужно обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ, выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога). В данном случае тревога, вероятно, привязана к защитной агрессии. . Вид Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Среди рисунков испытуемых основной группы животные в большинстве угрожающие. Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости. В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, например, постановка животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, - свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Фигура ничем не заполненного круга символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа. . Название Название в рисунках испытуемых основной группы выражает рациональность, конкретные установки при ориентировке и адаптации. Также имеет место (у всех испытуемых) склонность к фантазированию (чаще защитного порядка), что выражено удлиненным названием. В целом было выявлено, что рисунок испытуемых основной группы характеризуется повышением уровня схематичности. Самооценка испытуемых этой группы, таким образом, носит менее дифференцированный характер по сравнению с испытуемыми контрольной группы, а оценивание себя идеализируется. В какой-то мере такая самооценка является компенсацией социальной ситуации, сложившейся в результате пережитого насилия. Итак, образ физического Я у испытуемых, получивших тяжелые физические увечья в результате насилия, носит аморфный, диффузный характер, искажается отношение к себе, нарушается восприятие своего положения в семье и в социуме. Заключение
Анализируя результаты исследования, можно сделать следующие выводы: . Психическое состояние испытуемых, получивших тяжелые физические увечья, тесно связано с тревогой, переживанием безвыходности, страхом, отвращением, отчаянием, переживаниями потрясения и ужаса; отмечается также и психическая напряженность. Часто после переживания ситуации состояние испытуемых продолжает усугубляться, восприниматься как практически полностью безвыходное. Состояние испытуемых обнаруживает сходство с состоянием фрустрации, переживаниями обиды, тревоги, ненависти и опасности. . Анализ полученных данных показывает преобладание у значительной части нашей выборки изменение образа физического Я, выражающееся в его аморфности, неопределенности, необычности. Компаративный анализ позволяет заключить, что это не является проблематичным в аспекте установления полноценных отношений с людьми другого пола и заключения браков, также характеристики представленных изображений демонстрируют достаточно низкую степень идентификации испытуемых с традиционной культурной и социальной половой ролью, наличие альтернатив традиционно понимаемым представлениям и ролевым установкам. . Уровень ситуативной тревожности среди лиц, получивших тяжелые физические увечья в результате насилия, выше уровня ситуативной тревожности лиц, получивших тяжелые физические увечья в результате несчастного случая, что, вероятно, вызвано увеличением стрессогенных и тревожных факторов в ситуации пережитого насилия. . Уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с тревожностью и эмоциональными отношениями. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень тревожности, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих, а также выше искажения эмоциональной сферы испытуемых. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии - враждебности. . Принципиальных различий в психических нарушениях лиц, получивших тяжелые физические увечья в результате несчастного случая, и в результате насилия, нет. Есть лишь разница в процентном составе. У получивших тяжелые физические увечья в результате насилия ряд показателей выше, в основном тревожность, агрессивность, астенизация, так пережитая этими людьми ситуация насилия не способствует нормальному их развитию и жизнедеятельности. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Проведенное исследование дает материал для дальнейшего, более глубокого изучения психических состояний лиц, получивших тяжелые физические увечья, как в результате насилия, так и в результате других воздействий, при условии дополнительного изучения особенностей предполагаемых испытуемых. Они также дают материал для работы как непосредственно в исследованной группе, так и в других, подобных группах людей. Библиография
1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 160 с. 2. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. - 1988. - №2. - С. 49-62. 3. Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Исправительно-трудовая психология. - М., 1974. - 426 с. 4. Гуревич П.С. Клиническая психология: учебник для вузов. М.-2000.-223 с. 5. Деркач А. А., Старовойтенко Е. В., Кривокулинский А. Ю. Реализация концепции "Я" в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект). - М., 1993. - 214 с. . Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. - Спб.: Речь, 2002. 7. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. - М., 1981. - 111 с. 8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - 345 с. 9. Маслоу А. Самоактуализация (Психология личности). - М., 1982. - 291 с. 10. Маховер К. Проективный рисунок человека. - М.: Смысл, 2000. . Мейли Р. Структура личности // Экспериментальная психология.: - М.: Прогресс, 1975. - Вып. 5. - С. 228-248. 12. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: практическое руководство. М.-1998. 13. Платонов К.К., Гольдштейн Б.М. Основы авиационной психологии. - М., 1987. - 220 с. . Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие - Самара: Дом «БАХРАХ», 1998 - 672 с. . Проблемы психологической реабилитации больных / Соколова О. А. МО РФ, Хабаровск: Хабар. гос. пед. ун-т, 1999. - 116 с. . Психология личности в трудах зарубежных и отечественных психологов. СПб., Питер, 2000, С. 225. . Психология человека от рождения до смерти (ред. А.А.Реан). СПб.-2001.-656 с. 18. Психотерапевтическая энциклопедия (ред. Б.Д.Карвасарский). 2-е ищзд. СПб.-2000.-1024 с. 19. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М., 1988. - 256 с. . Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. - СПб.: Речь, 2002. - 416 с. 21. Снегирева Т.В. Смысл и символ в проективном рисунке // Вопросы психологии. 1995. №6. с.20. 22. Спиркин А.Г. Cознание и самосознание. - М., 1972, С. 94. . Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. СПб:2000.-253 с. . Теоретические проблемы психологии личности / Под общ. ред. Е. Н. Шороховой. - М.: Наука, 1974. - 182 с. . Угрехелидзе М.Г. Проблема неосторожной вины в уголовном праве. - Тбилиси, 1976. - 131с. Приложение
Опросник Спилбергера
Ключ для интерпретации результатов опросника Спилбергера.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|