Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты исследования и их обсуждение




 

Сравнительный анализ показал, что у лиц, получивших тяжелые физические увечья в результате насилия, среднее значение ситуативной тревожности составляет 49,3 балла, а у лиц, получивших тяжелые физические увечья в результате несчастного случая - 36,7 баллов. Значимость различий, установленная с помощью Т-критерия Стьюдента, составила 0,05.

 

Таблица 2 Средние значения показателей ситуативной и личной тревожности у лиц, получивших тяжелые физические увечья в результате несчастного случая и насилия

Насилие Несчастный случай, бытовая травма

1. Ситуативная тревожность

49,3 36,7

2. Личностная тревожность

51,6 31,6

 

На основе результатов исследования ситуативной и личной тревожности с помощью методики Спилбергера необходимо отметить, что уровень личностной тревожности у всех испытуемых выше нормы; уровень ситуативной тревожности - значительно выше нормы. Преобладает умеренная и высокая тревожность. Высокая тревожность обусловлена характером получения травмы, ее течением и исходом, а также личностными особенностями испытуемых.

Средние показатели тревожности среди исследуемого контингента показаны на диаграмме:


Рис. 2. Средние значения ситуативной и личностной тревожности у лиц, получивших тяжелые физические увечья в результате несчастного случая и насилия

 

Значение Т-критерия Стьюдента при сравнении результатов исследования ситуативной тревожности лиц, получивших тяжелые физические увечья в результате насилия и в результате несчастного случая, достигло 3,085 (р‹0,05), что говорит о достоверном различии ситуативной тревожности данных групп; значение Т-критерия Стьюдента при обработке результатов исследования личностной тревожности испытуемых, достигло 4,111, что также говорит о достоверном различии личностной тревожности.

Таким образом, тревожность лиц, получивших тяжелые физические увечья в результате насилия и в результате несчастного случая, характеризуется тем, что для лиц, перенесших бытовую травму, в целом характерна умеренная тревожность, в отличие от лиц, перенесших насилие, для которых характерна повышенная тревожность.

Агрессивность, измеренная с помощью методики Басса-Дарки, имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство личности, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее ведет к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной к сознательной кооперации, и т.д.

Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой стороны, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления испытуемых на два основных типа:

·   первый - мотивационная агрессия, как самоценность,

·   второй - инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональным переживаниями: гнев, враждебность).

В рамках данного исследования нас более интересует мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.


Таблица 3 Виды агрессии у испытуемых, перенесших насилие

Тип агрессии % Результат Максимум
1 Физическая агрессия 30 3 10
2 Косвенная агрессия 33 3 9
3 Раздражение 27 3 11
4 Негативизм 40 2 5
5 Обида 63 5 8
6 Подозрительность 30 3 10
7 Вербальная агрессия 69 9 13
8 Угрызения совести, чувство вины 67 6 9

 

Таблица 4 Виды агрессии у лиц, перенесших бытовую травму

Тип агрессии % Результат Максимум
1 Физическая агрессия 42 4 10
2 Косвенная агрессия 46 4 9
3 Раздражение 28 3 11
4 Негативизм 45 4 5
5 Обида 66 5 8
6 Подозрительность 32 3 10
7 Вербальная агрессия 70 9 13
8 Угрызения совести, чувство вины 72 6 9

 

Рис. 3. Формы агрессивных реакций по результатам исследования.


Этот график показывает, какие формы агрессивных и враждебных реакций наиболее характерны для лиц, получивших тяжелые физические увечья вследствие насилия, а какие не свойственны им.

Описание шкал:

·   Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

·   Косвенная агрессия - это агрессия, косвенными путями направленная на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена, - взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битьё кулаками по столу и т.д.

·   Склонность к раздражению - готовность к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости при малейшем проявлении

·   Негативизм - оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев

·   Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания

·   Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред

·   Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань)

·   Угрызения совести, чувство вины - сдерживающее влияние чувства вины на проявления форм поведения, которые обычно запрещаются нормами общества.

Можно видеть, что агрессия у испытуемых, перенесших насилие, находится на высоком уровне, высоки также негативизм и обида.

Что касается исследования и анализа рисунков испытуемых, то, согласно концептуальным основам интерпретации рисуночных методик, изображение лица одного пола с обследуемым отражает точку зрения субъекта на собственную персону и представление о собственной сексуальной роли. Изображение лица противоположного пола дает представление о сформированном в процессе гендерной социализации комплексе эмоций, ожиданий и отношений, связанных с ним.

Интерпретация полученных изображений содержала анализ ряда основных показателей, общих для большинства рисуночных методик: заполнение пространства листа, пространственное расположение фигур, их размеры и соотношения, особенности изображения и пропорции частей тела, графическое качество изображения фигур, символическую трактовку деталей, действий, предметов, степень законченности рисунка.

Также уделялось внимание разного рода странностям в изображении человеческих фигур, которые представляют не столько погрешности исполнения, сколько важные образосоздающие акценты. Отношения между людьми разного и одного пола регламентированы гендерными нормами, предписывающими индивиду определенное социально одобряемое поведение, и проявляются в коммуникации.

В рисунке отражается наличие или отсутствие потребности в контактах с людьми своего или другого пола, их эмоциональной окрашенности, присутствие и характер коммуникативных проблем. Значительная часть обследованных продемонстрировали гендерную установку независимости между мужчиной и женщиной, являющуюся индикатором отсутствия четкой эмоциональной выраженности. Гендерная установка независимости в средненормативной выборке составляет около 70% (по данным Н.М.Романовой), в нашей выборке - 40%.

При этом обнаружились довольно значимые различия между основной и контрольной группами, что позволяет предположить, что испытуемые, перенесшие бытовую травму, в большей степени, чем испытуемые, перенесшие насилие, придают значение эмоциональной связи в отношениях.

 

Таблица 5. Результаты исследования по методике «Рисунок мужчины и женщины»

Установки Опора Сотруд-ничество Притя-жение Индиффе-рентность Независи-мость Изо-ляция Агрес-сия
Лица, перенесшие насилие 1 0 1 0 4 1 1
Лица, перенесшие бытовую травму 4 3 1 1 2 3 2
Нормативная выборка по Романовой 10% 3-5% 5-7% 5% 60-70% 7-10% 2-3%

физический увечье личностный тревожность

Данная установка свидетельствует об эмоциональной сдержанности, пассивности, возможных проблемах с реализацией своей заинтересованности. Установка независимости чаще встречается в группе лиц, перенесших насилие, минимально представлена в группе лиц, получивших бытовые травмы.

У большого процента обследованных выявлена установка «изоляция», встречающаяся в средненормативной выборке у 7-10%, демонстрирующая наличие отвержения, конфликтов, глубоких психологических фрустраций в гендерных отношениях. Более благополучны по данному показателю лица, получившие бытовые травмы, наименее - лица, перенесшие насильственную травматизацию.

Гендерная установка «притяжение», раскрывающая сильную заинтересованность в контактах с противоположным полом, сексуальную мотивацию, выявлена в части рисунков, различия между группами незначительны.

На четвертом месте установка «опора», это установка на партнера-друга, наиболее значим эмоциональный компонент, эмоциональное принятие противоположного пола, позитивные представления о взаимоотношениях полов. В средненормативной выборке Н.М.Романовой такая установка встречается в 10% случаев. В нашем случае по большей части противоположный пол воспринимается в качестве опоры лицами, получившими бытовые травмы.

Установка «индифферентность», наблюдаемая у части обследованных, может интерпретироваться как показатель несформированности гендерной идентичности.

Гендерная установка «независимость» является, безусловно, преобладающей в представленных рисуночных репрезентациях.

Значительная часть испытуемых показали гендерную установку «стереотип» (около 22%). Суть ее заключается в том, что испытуемый не рисует своих отношений, а рисует то, какими по его представлениям эти отношения могли бы быть. При этом рисунки, на которых представлена установка «стереотип», можно интерпретировать буквально. Например, если девушка рисует кухню, пьяного небритого мужчину и его жену, которая замахивается на него половником и кричит «Ты где был?», это значит, что именно такими она и воспринимает отношения между мужем и женой. Но это не обязательно значит, что ее собственные отношения с мужем таковы. Данные беседы и наблюдения показывают, что испытуемые, нарисовавшие стереотипные отношения, в реальности с мужчинами контактируют иначе, чем на своем рисунке. Можно сделать вывод о том, что рисующие «стереотип» хотят символически показать, от чего они отказываются в своем собственном браке.

Кроме вышесказанного в рисунках привлекают внимание следующие особенности, указывающие на изменение образа физического Я испытуемых:

. Более 30% испытуемых не нарисовали кистей рук или руки целиком. Руки символизируют контакт личности с окружающим миром, его социальную адаптацию. Маховер считает, что руки могут пропускаться в знак явного отстранения от людей. То есть можно говорить либо о скрытом нежелании контактировать с противоположным полом, либо о переживании собственной беспомощности, невозможности повлиять на существующее положение вещей.

. Более 30% не нарисовали черт лица у персонажей, или нарисовали их крайне нечетко. Черты лица включают глаза, уши, нос, рот, через которые осуществляется сенсорный контакт с действительностью. Маховер считает, что лицо может быть расценено, как социальная часть рисунка. Отсутствие лица говорит о непонимании человека. Пропускание черт лица также является признаком психосексуального конфликта и острых эмоциональных реакций. Таким образом, можно предположить у части испытуемых стремление к уходу от социальных контактов, непонимание, избегание конфликтов в межличностных отношениях. Кроме того, подобные рисунки могут свидетельствовать о пережитом сексуальном насилии. Однако данное положение требует дополнительной проверки.

. 35% нарисовали интерьер, пейзаж или просто предметы, не предусмотренные инструкцией. По-видимому, к такого рода изображению склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение. Н.М. Романова считает, что присутствие на рисунке предметов, не предусмотренных инструкцией, не случайно. Фиксация на окружающих предметах, на интерьере говорит о том, что испытуемые не воспринимают отношения сами по себе, вне контекста, вне конкретной ситуации.

. 47% испытуемых нарисовали людей с очень маленькими ногами, а чаще без ног вовсе. Рисунок без ног, по Р.Бернсу, означает нестабильность, отсутствие основы. Таким образом, можно говорить о восприятии отношений неустойчивыми, нестабильными, о переживании чувства неуверенности.

Результаты анализа рисунков «Несуществующее животное» показали следующее.

. Положение рисунка на листе

Положение рисунка для испытуемых основной группы было более характерно в нижней части, в отличие от испытуемых контрольной группы - что означает неуверенность в себе, низкую самооценку, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

. Центральная смысловая часть рисунка (голова или её подобие)

Для обеих групп испытуемых характерно положение «анфас», т.е. голова направлена на рисующего (на себя), что трактуется как эгоцентризм.

В основном испытуемые обеих групп рисуют у животного открытый рот без прорисовки языка и губ, что трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Многие испытуемые основной группы нарисовали рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Часто имеет место рисунок зубастого рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Глаза в основном нарисованы круглыми, что является символом присущего человеку переживания страха. Ресниц у большинства нарисованных животных нет, что говорит об отсутствии демонстративных черт.

На голове также часто нарисованы дополнительные детали - рога - защита, агрессия. По сочетанию с другими признаками - когтями, иглами - эта агрессия носит характер защитно-ответной.

. Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы и т.п.)

Опорная часть фигуры у всех испытуемых основательна по отношению к её общим размерам, это говорит об основательности, обдуманности, рациональности принятия решений, опоре на существенные положения и значимую информацию. Однотипность и однонаправленность формы лап, четкое соединение лап и туловища - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.

. Части, поднимающиеся над уровнем фигуры

Испытуемые во многих случаях нарисовали своему животному шипы или иглы - защитная агрессия. Хвоста у животных из рисунков испытуемых основной группы часто нет, что говорит о сниженной самокритике.

. Контуры фигуры

У большинства нарисованных животных имеются выступы (когти и иглы). Это защита от окружающих, агрессивная - она выполнена в острых углах. Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: боковые контуры: недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях. Нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения

. Общая энергия.

Количество изображенных деталей - у многих испытуемых основной группы изображено только необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном: с незаполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур. Можно сказать, что имеет место экономия энергии, астеничность организма. То же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», периодически - жирная с нажимом - это не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Нужно обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ, выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога). В данном случае тревога, вероятно, привязана к защитной агрессии.

. Вид

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Среди рисунков испытуемых основной группы животные в большинстве угрожающие. Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости. В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, например, постановка животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, - свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы.

Фигура ничем не заполненного круга символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

. Название

Название в рисунках испытуемых основной группы выражает рациональность, конкретные установки при ориентировке и адаптации. Также имеет место (у всех испытуемых) склонность к фантазированию (чаще защитного порядка), что выражено удлиненным названием.

В целом было выявлено, что рисунок испытуемых основной группы характеризуется повышением уровня схематичности. Самооценка испытуемых этой группы, таким образом, носит менее дифференцированный характер по сравнению с испытуемыми контрольной группы, а оценивание себя идеализируется. В какой-то мере такая самооценка является компенсацией социальной ситуации, сложившейся в результате пережитого насилия.

Итак, образ физического Я у испытуемых, получивших тяжелые физические увечья в результате насилия, носит аморфный, диффузный характер, искажается отношение к себе, нарушается восприятие своего положения в семье и в социуме.


Заключение

 

Анализируя результаты исследования, можно сделать следующие выводы:

. Психическое состояние испытуемых, получивших тяжелые физические увечья, тесно связано с тревогой, переживанием безвыходности, страхом, отвращением, отчаянием, переживаниями потрясения и ужаса; отмечается также и психическая напряженность. Часто после переживания ситуации состояние испытуемых продолжает усугубляться, восприниматься как практически полностью безвыходное. Состояние испытуемых обнаруживает сходство с состоянием фрустрации, переживаниями обиды, тревоги, ненависти и опасности.

. Анализ полученных данных показывает преобладание у значительной части нашей выборки изменение образа физического Я, выражающееся в его аморфности, неопределенности, необычности. Компаративный анализ позволяет заключить, что это не является проблематичным в аспекте установления полноценных отношений с людьми другого пола и заключения браков, также характеристики представленных изображений демонстрируют достаточно низкую степень идентификации испытуемых с традиционной культурной и социальной половой ролью, наличие альтернатив традиционно понимаемым представлениям и ролевым установкам.

. Уровень ситуативной тревожности среди лиц, получивших тяжелые физические увечья в результате насилия, выше уровня ситуативной тревожности лиц, получивших тяжелые физические увечья в результате несчастного случая, что, вероятно, вызвано увеличением стрессогенных и тревожных факторов в ситуации пережитого насилия.

. Уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с тревожностью и эмоциональными отношениями. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень тревожности, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих, а также выше искажения эмоциональной сферы испытуемых. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии - враждебности.

. Принципиальных различий в психических нарушениях лиц, получивших тяжелые физические увечья в результате несчастного случая, и в результате насилия, нет. Есть лишь разница в процентном составе. У получивших тяжелые физические увечья в результате насилия ряд показателей выше, в основном тревожность, агрессивность, астенизация, так пережитая этими людьми ситуация насилия не способствует нормальному их развитию и жизнедеятельности.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.

Проведенное исследование дает материал для дальнейшего, более глубокого изучения психических состояний лиц, получивших тяжелые физические увечья, как в результате насилия, так и в результате других воздействий, при условии дополнительного изучения особенностей предполагаемых испытуемых. Они также дают материал для работы как непосредственно в исследованной группе, так и в других, подобных группах людей.


Библиография

 

1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 160 с.

2. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. - 1988. - №2. - С. 49-62.

3. Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Исправительно-трудовая психология. - М., 1974. - 426 с.

4. Гуревич П.С. Клиническая психология: учебник для вузов. М.-2000.-223 с.

5. Деркач А. А., Старовойтенко Е. В., Кривокулинский А. Ю. Реализация концепции "Я" в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект). - М., 1993. - 214 с.

. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. - Спб.: Речь, 2002.

7. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. - М., 1981. - 111 с.

8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - 345 с.

9. Маслоу А. Самоактуализация (Психология личности). - М., 1982. - 291 с.

10. Маховер К. Проективный рисунок человека. - М.: Смысл, 2000.

. Мейли Р. Структура личности // Экспериментальная психология.: - М.: Прогресс, 1975. - Вып. 5. - С. 228-248.

12. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: практическое руководство. М.-1998.

13. Платонов К.К., Гольдштейн Б.М. Основы авиационной психологии. - М., 1987. - 220 с.

. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие - Самара: Дом «БАХРАХ», 1998 - 672 с.

. Проблемы психологической реабилитации больных / Соколова О. А. МО РФ, Хабаровск: Хабар. гос. пед. ун-т, 1999. - 116 с.

. Психология личности в трудах зарубежных и отечественных психологов. СПб., Питер, 2000, С. 225.

. Психология человека от рождения до смерти (ред. А.А.Реан). СПб.-2001.-656 с.

18. Психотерапевтическая энциклопедия (ред. Б.Д.Карвасарский). 2-е ищзд. СПб.-2000.-1024 с.

19. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М., 1988. - 256 с.

. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. - СПб.: Речь, 2002. - 416 с.

21. Снегирева Т.В. Смысл и символ в проективном рисунке // Вопросы психологии. 1995. №6. с.20.

22. Спиркин А.Г. Cознание и самосознание. - М., 1972, С. 94.

. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. СПб:2000.-253 с.

. Теоретические проблемы психологии личности / Под общ. ред. Е. Н. Шороховой. - М.: Наука, 1974. - 182 с.

. Угрехелидзе М.Г. Проблема неосторожной вины в уголовном праве. - Тбилиси, 1976. - 131с.


Приложение

 

Опросник Спилбергера

№ппСуждениеНет, это не такПожалуй, такВерноСовершенно верно        

 

1 Я спокоен 1 2 3

4

2 Мне ничто не угрожает 1 2 3

4

3 Я нахожусь в напряжении 1 2 3

4

4 Я внутренне скован 1 2 3

4

5 Я чувствую себя свободно 1 2 3

4

6 Я расстроен 1 2 3

4

7 Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3

4

8 Я ощущаю душевный покой 1 2 3

4

9 Я встревожен 1 2 3

4

10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3

4

11 Я уверен в себе 1 2 3

4

12 Я нервничаю 1 2 3

4

13 Я не нахожу себе места 1 2 3

4

14 Я взвинчен 1 2 3

4

15 Я не чувствую скованности, напряжения 1 2 3

4

16 Я доволен 1 2 3

4

17 Я озабочен 1 2 3

4

18 Я слишком возбужден и мне не по себе 1 2 3

4

19 Мне радостно 1 2 3

4

20 Мне приятно 1 2 3

4

21 У меня бывает приподнятое настроение 1 2 3 4  
22 Я бываю раздражительным 1 2 3 4  
23 Я легко расстраиваюсь 1 2 3 4  
24 Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие 1 2 3 4  
25 Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть 1 2 3 4  
26 Я чувствую прилив сил и желание работать 1 2 3 4  
27 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4  
28 Меня тревожат возможные трудности 1 2 3 4  
29 Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4  
30 Я бываю вполне счастлив 1 2 3 4  
31 Я все принимаю близко к сердцу 1 2 3 4  
32 Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4  
33 Я чувствую себя беззащитным 1 2 3 4  
34 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4  
35 У меня бывает хандра 1 2 3 4  
36 Я бываю доволен 1 2 3 4  
- 37 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4  
38 Бывает, что я чувствую себя неудачником 1 2 3 4  
39 Я уравновешенный человек 1 2 3 4  
40 Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4  

 

Ключ для интерпретации результатов опросника Спилбергера.

СТОтветыЛТОтветы

 

 

 

№№ Никогда Почти всегда Почти никогда Часто №№ Никогда Почти всегда Почти никогда Часто
 

СТ

ЛТ

1 4 1 3 2 21 4 3 2 1
2 4 1 3 2 22 1 2 3 4
3 1 4 2 3 23 1 2 3 4
4 1 4 2 3 24 1 2 3 4
5 4 1 3 2 25 1 2 3 4
6 1 4 2 3 26 4 3 2 1
7 1 4 2 3 27 4 3 2 1
8 4 1 3 2 28 . 1 2 3 4
9 1 4 2 3 29 1 2 3 4
10 4 1 3 2 30 4 3 2 1
11 4 1 3 2 31 1 2 3 4
12 1 4 2 3 32 1 2 3 4
13 1 4 2 3 33 1 2 3 4
14 1 4 2 3 34 1 2 3 4
15 4 1 3 2 35 1 2 3 4
16 4 1 3 2 36 4 3 2 1
17 1 4 2 3 37 1 2 3 4
18 1 4 2 3 38 1 2 3 4
19 4 1 3 2 39 4 3 2 1
20 4 1 3 2 40 1 2 3 4

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...