Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Термины и понятия.. Предпосылки и причины образования неформальных молодежных формирований.




Термины и понятия.

 

Экстремизм (от латин. еxtremus – крайний) – крайний, приверженный крайним взглядам на мир, особенно в политике и религии.

В зависимости от идеологической направленности в общей системе экстремизма выделяют такие устойчивые разновидности (направления), как политический, религиозный, этнонациональный и др. виды. Указанные разновидности экстремизма взаимосвязаны друг с другом и нередко трансформируются один в другой.

Молодёжный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодёжных объединений противоправного характера.

Ксенофобия (от греч. xenos- чужой и phobia – страх) – навязчивый страх, враждебность ко всему чужому, не своему, иностранному.

Психологически эти понятия связаны тем, что и там, и там происходит идентификация по альтернативе «мы – они», «свои – чужие»; появляется система чужеродности, образ врага, особое мышление.

Радикальный – затрагивающий самые основы; глубокий, решительный, коренной.

Радикализм – 1) политическое течение, сторонники которого подвергают критике существующую систему и настаивают на необходимости радикальных преобразований и реформ; 2) использование радикальных методов при решении каких – либо вопросов, решительный образ действий.

Терроризм – это крайнее проявление экстремизма; явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.

Национализм – это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.

Расизм – это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психологической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества.

Фашизм – это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установление культа вождя.

Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам.

Этнический сепаратизм – движение этнического меньшинства за отделение, обособление.

Толерантность – терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Понятие толерантности многовариантно. Одни рассматривают толерантность через этнический аспект, другие через конфессиональный. Обобщенное понимание есть в конфликтологии: толерантность – особая нравственная категория, отражающая активную социальную позицию и психологическую готовность к позитивному взаимодействию с людьми, группами иной национальной, религиозной социальной среды, иных взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Маргинализм (от лат. «марго») - край, черта, т. е. «находящиеся за чертой». Маргинализм представляет собой бескровный социальный протест, выражающийся в игнорировании личностью требований официальной морали, стремлении выйти из-под контроля общественных институтов. Маргинализм зародился в 1960-70-х годах. Он осуждает все - официальную культуру, культ труда и семейный деспотизм, консервативные догмы. Уход из социума приводит к созданию собственной субкультуры, собственных норм поведения, нравственности и морали. При этом сформированная в движении культура может носить какие-либо специфические особенности (субкультура), либо носить бунтарский характер, противопоставляя себя общепринятой культуре (контркультуре).

Пермиссивность (от английского «пермишен») - дозволение. Концепция «вседозволенности» возникла на Западе в начале 1970-х годов как отражение особого типа поведения молодежи, бунтующей против культуры и морали «старого» капиталистического (а впоследствии и социалистического) мира.

После перестройки, объявившей невиданную доселе свободу, демократия стала восприниматься подростками (да и не одними ими) как вседозволенность. В условиях СССР, а после его распада - в России - пермиссивность обычно проявлялась в наркомании и сексуальной свободе. В разной форме это является специфической чертой всех протестных подростковых движений.

 

 

Предпосылки и причины образования неформальных молодежных формирований.

 

Экстремизм можно рассматривать с точки зрения права, политологии, психологии и морали.

Приведем такие примеры.

Группа подростков в городе N. собралась на первомайскую демонстрацию. Стали готовить плакаты, лозунги, повязки на рукава. Руководил подготовкой мужчина, который занимался рукопашным боем. На плакатах был нарисован человек в красном пиджаке, кидающий хлеб стоящей на коленях нищенке пожилого возраста. Плакат был подписан: «Если ты не убьешь его, он заморит тебя».

Спрашивается: разве так надо бороться с несправедливостью? Разве это не подстрекательство к разборкам, которые к трудовой солидарности не имеют никакого отношения. Если бы завуч не увидела эти плакаты, вполне вероятно, что подростки прошли бы с ними по улице большого города.

Проблема экстремизма и сегодня по-прежнему остра. Он проявляет себя по – разному: логотипы на майках «Не раздумывай и никого не жалей», «Белый воин», «Тюрьма племен, империя – палач». Достаточно посмотреть в Интернете некоторые сайты с изображением Вини – Пуха со свастикой и федеральный список запрещенных экстремистских материалов. Ради чего они создавались? Главный мотив – разрушение, своеобразный вандализм души, единение с себе подобными ради того, чтобы остальные обратили на это внимание. И еще – чтобы заработать деньги. Каким путем? Якобы в борьбе с неверными, с властью, с несправедливостью и т. п.

Причину молодежного экстремизма следует искать в осознаваемом и не осознаваемом молодыми людьми ощущении социальной обделенности, может быть, даже своеобразной социальной ущербности.  При этом основания для ощущения обделенности у молодых людей могут быть различными. Они могут иметь чисто экономическую природу: резкое расслоение общество на бедных и богатых, когда одни не могут свести концы с концами, а другие не знают, что им придумать, чтобы не умереть со скуки на куче денег – естественно, в таком случае обделенными себя ощущают не вторые. Они могут вытекать из идеологических особенностей конкретной ситуации в обществе, когда намеренно или по недооценке важности происходит девальвация, разрушение идеи патриотизма.

Они могут быть следствием невозможности по тем или иным причинам добиться своей цели. Так, например, в период Студенческой революции была такая политизированная субкультура, как «новые левые». К концу 60-х годов ХХ столетия, не получив поддержки со стороны общества, а также не воплотив в жизнь ни одного из своих ожиданий, не достигнув ни одной цели, часть «новых левых» переродилась в экстремистско – террористическое объединение «Метеорологов», девизом которых было: «Я сегодня метеоролог: я сам заказываю (или делаю) погоду».

Но что бы ни вызывало у молодых людей ощущение обделенности, оно является потенциальной возможностью формирования экстремизма в молодежной среде. Именно потенциальной, поскольку люди, по тем или иным причинам чувствующие себя обделенными, есть абсолютно во всех обществах на любых этапах развития. Так, можно испытывать собственную обделенность в социальном происхождении («Почему я сын крестьянина, а не князя? »), в везении («Дуракам везет, а у меня всегда всё не слава Богу»), во внешнем виде («Вот если бы я была красивой, тогда бы я не жила так»), в материальном благополучии и т. п. Однако все эти и подобные им случаи единичны, а потому они не опасны для общества. Иное дело, когда такие случаи перестают быть единичными и приобретают объективный характер.

Чтобы потенциальная возможность формирования экстремизма превратилась в действительность, молодым людям со сходным ощущением социальной обделенности необходимо объединиться. Это будет вторым этапом. Следующим, третьим этапом будет переход молодых людей от экстремистских взглядов к экстремистскому поведению. На этом этапе молодые люди, объединенные общей экстремистской идеей, в основе которой чувство социальной обделенности, несправедливости к себе,  вступают в открытый бой с «врагом». И здесь важно не конкретное воплощение этого «врага» (им могут быть и успешные люди, и представители иных рас и т. п. ), а то, что «он» в их глазах становится врагом, которого надо победить.

На всех 3-х этапах общество может вмешаться в схему развития экстремизма в молодежной среде и предотвратить возникновение экстремистских идей и переход их в действия. Однако на деле пока в России в ход развития подобных молодежных объединений, как правило, вмешиваются лишь те взрослые и организации, стоящие за ними, которым для достижения тех или иных целей необходимы именно экстремистски настроенные молодые люди. При этом они не пытаются минимизировать эти настроения молодых людей, а наоборот, подогревают их, чтобы иметь в своих руках готовых к любым действиям послушных исполнителей.

Итак, схема развития экстремизма в молодежной среде имеет 3 ступени: чувство социальной обделенности, несправедливости к себе – объединение в неформальную молодежную группу – переход к экстремистским действиям.

Пока уже объединёнными вместе людьми ещё не сформулирована идея общего значительного (в указанном выше смысле) «врага», в их неформальной группе царит атмосфера, хотя и грубой, но всё же игры. Но как только группа определяется с тем, кто является её врагом (или вернее, назначает себе врага, так как действительным врагом для неё являются порядки, царящие в обществе), игра отодвигается на 2-ой план, а на первый выходит стихия уличного митинга. В группе превалирующим становится чувство агрессии, и молодые люди начинают «бороться до победного конца»; наступает деструктивный период, который часто приводит к экстремистским террористическим действиям. Позиция молодых людей наступательная, они постоянно ищут встреч с врагом.

Такова в общих чертах схема развития экстремизма в молодёжной среде.

Условия для формирования экстремизма в молодёжной среде в России начали складываться во 2-ой половине 80-х годов ХХ столетия. Однако действительно благодатная почва для него начала создаваться самим реформируемым обществом с начала 90-х годов. Резкое расслоение общества привело к формированию целой армии практически нищих людей, балансирующих на грани выживания. Эту ситуацию усугубила девальвация и разрушение идеи патриотизма. В итоге Родина из предмета гордости вдруг превратилась в предмет презрения. Хочется сделать несколько замечаний о значении патриотической идеи. В России всегда эта идея была невероятно сильной. В те времена, когда в Европе было принято сдаваться на милость победителю и выносить ему ключи от города, в России боролись до последнего за свою Родину, предпочитая смерть иностранному игу. Девальвация же патриотической идеи особенно в молодёжной среде может привести не только к экстремизму, но и к необратимым процессам для страны в целом.  Здесь ещё следует не упускать из вида, что в таких сейчас благополучных странах, как США и Китай, отношения «бедные – богатые» тоже не простые. Однако в этих странах патриотическая идея играет важнейшую роль в поведении людей, определенным образом сглаживая имеющиеся социальные конфликты.

Неформальные группы выполняют ряд важных функций:

- адаптируют подростка к обществу;

- присваивают первичный статус;

- облегчают потерю связей с родительским домом;

- передают специфические для подросткового возраста и данного молодежного социокультурного слоя ценностные представления;

- сплачивают «силы сопротивления» авторитаризму взрослых;

- удовлетворяют потребность в сексуальных контактах.

 

Отличительными чертами современного молодежного экстремизма являются:

- противоречивость правосознания молодёжи, которая выражается в том, что с одной стороны молодёжь является важнейшим источником преобразования и развития общества, а с другой – социальной группой, склонной к деструктивным, криминогенным действиям. При этом она критично относится к правоохранительным органам, в чьи функции входит обеспечение и поддержание соблюдения принятых в обществе ценностей и норм поведения (правопорядка). Кроме того, эффект «скользящей морали» молодого поколения усиливается вследствие ослабления социальных норм и гарантий, защищавших традиционные ценности (трудолюбие, образованность, честность, порядочность, воспитанность);

- стихийный характер деятельности молодёжных экстремистских организаций, причем молодые экстремисты менее склонны к компромиссам, в то время как подавляющая часть взрослых радикалов при наступлении критических условий могут отчасти изменять свою точку зрения и занять конструктивную позицию;

- недостаточность опыта для «полноценного» проведения своих акций, что влечет за собой низкую эффективность и жестокость последних. Отчасти это можно объяснить и тем, что в силу своего возраста молодежь менее (чем взрослые) склонна бояться тюремного заключения, физических травм, смерти, а потому готова к самым рискованным действиям;

- нацеленность на «чистку рядов» и применение жёстких, даже жестоких мер к «предателям»;

- уверенность членов данных организаций в том, что, выполняя за правоохранительные органы часть их «тяжёлой» работы, то есть вытесняя с «исконно русской земли» инородцев, способствуют «оздоровлению обстановки», «экономии денег налогоплательщиков» и «уменьшению загруженности полиции».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...