Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Техническая и тактическая подготовка




Спортивные игры отличаются сложностью и разнообразием дейст­вий играющих. Чтобы принять участие в игре, нужно предварительно изучить эти действия.

Каждая игра предполагает использование действий, получивших название игровых приемов. Внешнюю форму каждого приема опреде­ляет его техника или совокупность элементов движения, позволяющая


 


 


 


рршать двигательную задачу. Содержание составляют психические процессы, определяющие рациональность выбора и эффективность выполнения игрового действия.

Техника игровых приемов вариативна и обусловливается индиви­дуальными качествами спортсмена и условиями их применения. Но вместе с тем каждый способ передачи, броска, удара имеет обобщенный характер, определяющийся общими биомеханическими закономерно­стями рациональности движения.

Различают игровые приемы, общие для всех участников, и специаль­ные, применяемые игроками, выполняющими определенные функции в команде (например, вратаря). В каждом приеме различают три фазы— подготовительную, основную, заключительную, а также внешнюю (кинематическую) и внутреннюю (динамическую) структуру движения.

Для успешного участия в игре совершенно недостаточно овладеть техникой выполнения игровых приемов. Очень важно теоретическое и практическое освоение тактики игры. Каждый должен научиться не только обдумывать, но и применять.

Под тактикой понимают выбор и целесообразное использование средств, форм и способов ведения игры для достижения наилучшего результата.

Тактика проведения отдельных игр разрабатывается на основе общего стратегического плана, поэтому является частью общей страте­гии ведения спортивной борьбы. Под стратегией в спорте понимают систему управления и регулирования развитием спорта, подготовки спортсменов и ведения спортивной борьбы. Стратегия непосредственно связана с тактикой, но имеет более широкие сферы действия. С по­мощью тактики создаются оптимальные условия для достижения стра­тегических целей.

Тактические задачи в ходе игры решают с помощью игровых прие­
мов, которые являются средством тактики. Оказавшись в какой-то
игровой ситуации, участники прежде всего ищут решение, а затем
осуществляют его в форме какого-либо игрового приема. Такое дейст­
вие ответного характера получило название индивидуального такти-
I ческого действия.

В игре каждый участник непрерывно выбирает наиболее подходя­щее место на площадке и способ, с помощью которого он может решить возникшую игровую ситуацию. Индивидуальные тактические дейст­вия — это основная форма решения тактических задач ведения игры. Но поскольку большинство спортивных игр являются командными, индивидуальные действия дополняются другими формами тактической деятельности — групповыми и командными действиями.

Групповые действия — это взаимодействия игроков, согласованные по цели, месту и времени и направленные на решение частных задач. В игре они осуществляются в виде тактических комбинаций, которые можно разучивать заранее или создавать стихийно по ходу игры.

Командные действия — это организованные действия всех игро­ков команды в отдельные фазы игры.

Для достижения наилучшего результата в игре соревнующиеся должны определить основные способы своих действий. Такими спосо-


бами являются так называемые тактические системы игры и их сочета­ния. Тактическая система — это рациональное расположение играю­щих и распределение функций между ними, определяющее использо­вание наиболее целесообразных тактических форм ведения игры.

Техническая подготовка предполагает овладение техникой выпол­нения игровых приемов. Чем выше техническая подготовленность игрока, тем больше у него возможностей для успешной, творческой игры.

Изучение и совершенствование техники осуществляются в процессе использования специальных упражнений (отдельные приемы игры) и упражнений, в которых одновременно осуществляются и определен­ные тактические замыслы. Условия выполнения приемов нужно по­стоянно менять. Закрепляются изученные приемы в учебных играх и соревнованиях.

Приступая к обучению технике отдельных приемов, необходимо назвать учащимся изучаемый прием, показать и объяснить его выпол­нение, рассказав об исходном положении, направлении усилий, ампли­туде движений в основной фазе и заключительном усилии. Обучение начинается с основных, наиболее часто применяемых в игре приемов.

Тактическая подготовка предполагает освоение индивидуальных, групповых и командных действий. Приобретение теоретических зна­ний чаще всего предшествует практическому освоению тактического действия.

Занимающихся необходимо научить правильно выбирать место для выполнения определенного приема (с учетом складывающейся обста­новки), определять наиболее целесообразный способ действий. Для этого каждый игрок должен знать, в каких случаях и как применять различные удары, передачи, броски, финты и т. п.

Индивидуальная тактическая подготовка является продолжением технической подготовки. Так, если ведение мяча без сопротивления относится к разделу технической подготовки, то обводка защитника связана уже и с освоением тактических навыков индивидуального характера.

Для обучения индивидуальным тактическим действиям используют упражнения в бросках, ударах, ведении мяча, финтах с обыгрыванием соперника. Совершенствуют эти действия в более сложных упражне­ниях и двусторонних играх.

Изучение групповых действий начинают со взаимодействий двух игроков сначала в условиях численного перевеса, а затем — числен­ного равенства. После этого осваивают взаимодействия трех и более игроков. В упражнения с самого начала подключают защитников (их действия определяет тренер). Закрепление и совершенствование изу­ченных групповых действий осуществляются в игровых упражнениях (2x2, 3x3, 4X4 и т. д.), в учебных играх и соревнованиях.

В большинстве спортивных игр игровые действия отличаются кол­лективным характером. Правильше ваанмодгйпции всех игроков и совместное решение тактическирс зацва, индаряютигвтго'е испфльзование знаний и умений каждого — абяааж&я*ийс_цаяивдБ теикниных дей­ствий.


После того как будут освоены необходимые индивидуальные и групповые действия, приступают к обучению командным действиям. Для этого сначала используют двусторонние игры в упрощенных условиях. На первом этапе важно научить играющих находиться на определенных местах и действовать в ограниченной площади. Посте­пенно условия их действия усложняют, проводят двусторонние игры с определенными тактическими задачами и соблюдением правил игры.

В тактической подготовке одинаково важно уделять внимание изу­чению нападающих и защитных действий. Следует помнить, что наи­большие затруднения начинающие испытывают в действиях с мячом в нападении.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...