Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационно-методическая и судейская подготовка




Спортивные игры — массовый спорт. Тренерскому составу трудно обеспечить подготовку большого количества команд и тем более орга­низованно провести массовые соревнования в коллективе, школе, вузе или обществе. Поэтому очень важно подготовить помощников, способных проводить тренировочные занятия и судейство. Для этого необходимо выбрать наиболее активных и способных игроков и си­стематически готовить их к такого рода деятельности. Эта подготовка начинается на тренировочных занятиях в форме несложных поручений по проведению отдельных упражнений и судейству вместе с тренером. Постепенно будущим помощникам тренер поручает более сложные задания, уже самостоятельные. В дальнейшем подготовка осущест­вляется на специальных семинарах судей и инструкторов-обществен­ников.

Обучение и тренировка

В процессе обучения и тренировки занимающиеся приобретают определенные знания, осваивают навыки и умения. Здесь принято выделять следующие этапы:

1. Создание предпосылок.

2. Начальное обучение.

3. Совершенствование.

Создание предпосылок. Техника и тактика спортивных игр отли­чаются определенной сложностью. Для их освоения и применения в соревнованиях необходима предварительная подготовка двигатель­ного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем организма. Важное значение имеет и психологическая подго­товка занимающихся. Поэтому прежде, чем переходить к изучению


техники и тактики игры, необходимо, чтобы занимающиеся приобрели разностороннюю физическую подготовленность. Одновременно с этим необходимо привить любовь к систематическим занятиям, подготовить занимающихся в психологическом отношении.

Начальное обучение — это первичное овладение навыками и зна­ниями. Обучение технике нового игрового приема или тактического действия следует начинать с создания представления о нем. С этой целью занимающимся объясняют назначение данного приема и пока­зывают его. Одновременно акцентируют внимание на наиболее важных деталях движения. Для создания представления о приеме используют схемы, рисунки, кино- и фотоматериалы, специальные макеты.

Важно, чтобы учащиеся поняли, осмыслили материал. После объ­яснения и показа они выполняют прием или действие под наблюдением преподавателя. Занимающийся должен осознать движение и самостоя­тельно контролировать его выполнение.

Первые упражнения проводят в простейших условиях, затем их усложняют — спортсменам дается больше возможности для развития самостоятельности. Однако следует учесть, что как только общая схема изучаемого движения освоена, следует переходить к его совер­шенствованию в условиях, близких к игровым.

В овладении отдельными приемами игры выделяют следующие взаимосвязанные фазы: ознакомление с приемом, выполнение в упро­щенных условиях, выполнение в условиях, приближенных к игровым, совершенствование в двусторонних играх.

Совершенствование. Этап совершенствования предполагает спор­тивную тренировку скомплектованных команд и спортсменов. Овла­дение техникой и тактикой игры осуществляется в ходе многократных повторений, в результате которых движения становятся более четкими, экономичными.

Двигательный навык должен быть доведен до известной степени автоматизации, чтобы в процессе игры разгрузить сознание для реше­ния тактических задач.

У занимающихся спортивными играми должны быть сформированы подвижные навыки. Для этого необходимо разнообразить условия вы­полнения приемов, использовать различные упражнения тактического характера, упражнения в отдельных приемах игры (передачах и ловле, бросках, ударах, ведении мяча) и более сложные — с тактиче­ской направленностью. Последняя группа упражнений имеет большее значение: именно они позволяют совершенствовать технические при­емы в условиях, приближенных к игровым, шлифовать технику одно­временно с тактикой.

Постепенное усложнение условий выполнения технических приемов на определенном этапе, когда вводится сопротивление соперника, поз­воляет совершенствовать и индивидуальные тактические действия. Так, когда учащиеся овладели ведением мяча с изменением направле­ния и быстрым передвижением, им дают упражнения в обводке защит­ника, т. е. они осваивают индивидуальные тактические действия. В дальнейшем занимающиеся совершенствуют групповые тактические действия с участием двух, трех и более игроков, преодолевая сопро-


тивление защитников, сначала при численном перевесе, а затем при численном равенстве и меньшинстве. В дальнейшем совершенствова­ние техники и тактики осуществляется в двусторонних играх.

Процесс совершенствования двигательных навыков тесно связан с развитием физических и волевых качеств. Поэтому на данном этапе большая часть упражнений и игр проводятся с большой интенсив­ностью и продолжительностью.

Процесс обучения и совершенствования должен осуществляться с учетом дидактических принципов и принципов, специфичных для спортивной тренировки.

Принцип сознательности и активности. Сознательное, активное отношение занимающихся к тренировкам, понимание изучаемого мате­риала является обязательным условием. Для этого необходимо разъ­яснять им важность регулярных тренировок и ставить конкретные задачи перед каждым занятием.

При выполнении игровых приемов следует акцентировать внима­ние на самостоятельном анализе своих действий и действий партнеров.

В тактических упражнениях нужно создавать такие условия, при которых решить поставленную задачу можно несколькими путями. Выбор этих путей нужно предоставлять самим занимающимся.

Принцип наглядности тесно связан с принципом сознательности. Суть его состоит в том, что преподаватель, используя показ и различ­ные наглядные пособия, создает у учащихся представление об изучае­мом материале, помогает понять его.

Принцип систематичности и последовательности предполагает опре­деленную систему в обучении, логическую связь между отдельными разделами и последовательность прохождения материала. Реализуя этот принцип в процессе обучения, исходят из педагогических правил от простого к сложному, от главного к второстепенному.

Если правило «от простого к сложному» вполне применимо к такти­ческой и физической подготовке, то в технической обучение начинается с основного, главного приема.

Любая спортивная игра для начинающего представляет значитель­ные трудности из-за большого числа раздражителей, действующих на его центральную нервную систему. Поэтому при изучении игры при­ходится прибегать к упрощению ее. Когда в процессе объяснений, демонстраций и показа у занимающихся создано общее представление об изучаемой игре, переходят к изучению ее отдельных сторон: тех­ники игровых приемов, индивидуальных тактических действий, кол­лективных действий в защите и нападении.

Принято начинать обучение с основных технических приемов в простейших условиях. Следует заметить, что предлагаемый в ряде методических пособий путь усложнения — начинать выполнение каж­дого нового приема на месте, затем на шагах, на бегу и т. д. — не всегда обязателен. Каждый прием занимающийся должен выполнить сразу же в движении (на месте его выполняют, когда создаются пер­вичные представления). И только в тех случаях, когда занимающиеся делают серьезные ошибки, нарушающие общую структуру движения, следует упростить условия его выполнения.


Усложнение осуществляется различными путями: увеличением силы и точности ударов (бросков), скорости выполнения, количества участвующих в упражнении и усложнением их функций, введением пассивного и активного сопротивления защитника.

Принцип доступности требует подбора упражнений в соответствии с индивидуальными возрастно-половыми особенностями и степенью подготовленности. Они должны быть доступны занимающимся и в то же время в определенной степени трудны.

Принцип прочности состоит в том, что изученный прием (действие) в процессе повторений переходит в прочный навык. Поскольку в спор­тивных играх навыки отличаются большой подвижностью, не следует длительное время повторять один и тот же материал в одинаковых условиях. Например, длительное повторение упражнений в позицион­ном нападении в баскетболе создает большие затруднения при нападе­нии быстрым прорывом.

К специфическим принципам спортивной тренировки относятся всесторонность, непрерывность, цикличность, постепенное и макси­мальное увеличение нагрузок.

Всесторонность — это важнейший принцип спортивной тренировки. Разностороннее физическое и духовное развитие в единстве со специ­альной подготовкой создает необходимую основу для высоких спор­тивных достижений.

Непрерывность предполагает систематические тренировочные заня­тия. Успешная реализация данного принципа во многом зависит от умелого чередования нагрузки и отдыха, в результате чего работо­способность спортсмена повышается.

Цикличность предполагает построение тренировочного процесса в рамках определенных отрезков времени (циклов). Различают много­летние, годичные и малые — недельные — циклы (микроциклы). По­строение и содержание циклов зависят от конкретных условий и строятся с учетом закономерностей процесса снижения и восстанов­ления работоспособности.

Постепенное и максимальное увеличение нагрузки. Для достиже­ния большой работоспособности необходимо систематически повышать нагрузку. Однако прямолинейное увеличение ее не дает должного эффекта. Лучших результатов достигают при использовании волно­образных тренировочных нагрузок (малые чередуются со средними и максимальными)1.

Принципы обучения и тренировки определяют основное направле­ние в организации и проведении учебно-тренировочного процесса, успешность которого во многом зависит от методов обучения.

Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и ученика, с помощью которых осваиваются знания, навыки, умения и развиваются различные качества (двигательные, моральные и волевые).

Выбор метода определяется педагогическими задачами, содержа­нием учебного материала, условиями проведения занятий (место, обо­рудование, инвентарь), состоянием и подготовленностью зани­мающихся.


В учебно-тренировочном процессе используют словесные методы, методы наглядности, методы упражнений.

Словесные методы. В усвоении занимающимися систематических знаний и двигательных навыков большое значение имеет устное изло­жение материала (лекции, рассказы, объяснения, беседы и краткие замечания). При изучении нового приема или действия преподаватель объясняет сущность его выполнения, придерживаясь следующего плана: название приема (действия), его суть, особенности выполнения и применение в игре.

Краткое, но точное и образное объяснение помогает учащимся понять не только форму и характер движения, но и причины, влияю­щие на качество его выполнения. При первом объяснении не следует акцентировать внимание занимающихся на деталях, нужно остано­виться на главном. Объяснение и рассказ выступают ведущим методом при изучении групповых и командных тактических действий. Рассказ и беседа используются для пополнения знаний занимающихся о тех­нике, тактике, методике тренировки, о современных достижениях луч­ших команд страны и т. д.

Беседы — установки на предстоящую встречу и разборы проведен­ных игр — расширяют круг знаний по технике и тактике, способст­вуют развитию умения анализировать ошибки и продумывать план предстоящих встреч. В таких беседах активное участие принимают все 'игроки команды.

Указания используют при непосредственном выполнении учащи­мися упражнений в технике и тактике. Особенно велико их значение в процессе учебных двусторонних игр.

Методы наглядности. К этой группе методов относится показ изу­чаемого в натуре или в изображении на схеме, кинограмме, макете, фотографии или в кинокольцовке приема.

Показывает изучаемый прием преподаватель или один из занимаю­щихся. Важно, чтобы он был продемонстрирован образцово.

Вначале показывают весь прием и в полную силу, а затем, если есть необходимость,— с замедленной скоростью и по частям, сопро­вождая действия пояснениями.

Наибольшую трудность в спортивных играх представляют демон­страции групповых тактических действий и различных систем игры. Здесь используют просмотр игр на соревнованиях, схем и специальных макетов, фотографий и кинофильмов.

Методы упражнений. Чтобы овладеть техникой и тактикой игры, необходимо применять методы упражнений, т. е. организованно пов­торять определенные приемы и действия.

Повторение может осуществляться различно: в целом, по частям, в соревнованиях и в игре.

Отдельные технические приемы целесообразно изучать целиком, ибо структура их такова, что расчленение на мелкие части усложняет разучивание. При появлении ошибок преподаватель акцентирует вни­мание учащегося на недостатках в ходе целостного выполнения приема или упрощения условий его выполнения (без мяча, в замедленном темпе, в подводящем упражнении).


 




Разучивание технических приемов по частям используют, когда при целостном выполнении занимающиеся допускают грубые ошибки, искажающие структуру движения. Например, у волейболиста не полу­чается прямая верхняя подача мяча — он неправильно подбрасывает мяч. Здесь нужно дать упражнения только в подбрасывании.

При изучении командных тактических действий основным является расчлененный метод, так как эти действия очень сложны. Сначала используют упражнения в индивидуальных и групповых действиях.

Очень важно постоянно работать над ошибками учащихся. Для исправления ошибок преподаватель прежде всего должен четко знать их причины.

Характерными причинами возникновения ошибок являются:

отсутствие у занимающихся правильного представления об изучае­мом приеме;

недостаток в развитии необходимых физических качеств;

отсутствие умения использовать ранее изученные элементы в новом движении;

неправильный, поспешный переход к новому усложнению изучае­мого движения и условий его выполнения;

недостаток информации о правильном выполнении.

Нужно установить и сопоставить ошибочное действие с правиль­ным. Работа проходит более успешно, если игрок понял ошибку, осоз­нал ее, ясно представляет, как правильно выполнять прием, и готов исправить ошибку.

Важное значение имеет умение занимающегося самостоятельно оп­ределять свои ошибки. Поэтому каждое выполнение приема он должен подвергать анализу.

При исправлении ошибок используют:

словесное объяснение;

повторную демонстрацию правильного выполнения;

киносъемку и видеозапись с последующей демонстрацией;

изолированное выполнение отдельных элементов движения;

упрощение условий выполнения.

Игровой метод заключается в том, что совершенствование в приемах и действиях проводят в усложненных условиях. С этой целью исполь­зуют игры, эстафеты, игровые упражнения и двусторонние игры. У за­нимающихся повышается чувство ответственности и долга, воспиты­вается коллективизм, дисциплинированность, воля к победе и т. п. Игровой метод широко рекомендуется в работе с детьми.

Соревновательный метод близок к игровому. Суть его сводится к тому, что изучаемые приемы и действия закрепляют и совершенст­вуют в соревнованиях. Для этого используют соревнования внутри коллектива (команды), товарищеские игры, официальные состяза­ния.

Основной формой занятий является тренировочный урок. Перед каждым уроком ставятся определенные учебно-воспитательные задачи.

Урок строят по определенному плану, позволяющему распределить материал в нужной последовательности, предусмотреть организацию и методы проведения в зависимости от его задач и конкретных условий.


 


Продолжительность урока может быть различной — от 45 мин. (в школе) до 3 и более часов (с командами высоких разрядов).

План (структура) урока предусматривает деление его на три части: подготовительную, основную и заключительную. Каждая часть имеет свои задачи, которые решают специфическими средствами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...