Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая подготовка




Психологическое состояние спортсмена во многом определяет воз­можности достижения высоких результатов. Имеется много примеров, когда более сильная в физическом, техническом и тактическом отно­шении команда проигрывала менее подготовленной, но проявившей большую волю к победе, стойкость и огромную энергию.

Психические функции и качества личности исключительно важны при овладении техникой, тактикой и воспитании физических качеств. Высокоразвитые волевые качества, мышление, память, внимание, наблюдательность и двигательная чувствительность необходимы для „ овладения всеми сторонами спортивной подготовки.

Психологическую подготовку сейчас принято делить на общую и подготовку к предстоящему соревнованию. Общая психологическая подготовка спортсмена ведется на протяжении всех периодов трени­ровки. Ее основными задачами являются воспитание моральных и во­левых качеств, развитие и совершенствование специализированных восприятий (внимания, наблюдательности, мышления, способности управлять своими эмоциями).

Воспитание моральных и волевых качеств спортсмена должно осу­ществляться в единстве. К моральным относят такие качества, как идейность, коллективизм, патриотизм, дисциплинированность и пр.; к волевым — целеустремленность, настойчивость, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самооб­ладание.

Воспитание всегда являлось важной стороной учебно-тренировоч­ного процесса. Особенно возросло его значение в настоящий период, период строительства коммунизма. В Программе КПСС указывается: «Партия считает главным в идеологической работе на современном этапе — воспитание всех трудящихся в духе высокой идейности и преданности коммунизму, коммунистического отношения к труду и общественному хозяйству, полное преодоление пережитков бур­жуазных взглядов и нравов, всестороннее, гармоническое развитие личности, создание подлинного богатства духовной культуры. Особое значение партия придает воспитанию подрастающего поколения» *.

* Программа КПСС. М., Госполитиздат, 1961, стр. 117. 18


«Сердцевиной всей идейно-воспитательной работы партии является формирование у широчайших масс трудящихся коммунистического мировоззрения, воспитание их на идеях марксизма-ленинизма» *.

Воспитание моральных качеств на основе коммунистической нрав­ственности необходимо как в трудовой, так и в спортивной деятель­ности. Очень часто успех команды в соревнованиях зависит от мо­рально-волевого состояния участников.

Спортивные игры являются важным средством решения воспита­тельных задач.

Центральной фигурой учебно-тренировочного процесса является преподаватель. Его личность и повседневная деятельность имеют боль­шое значение в воспитательной работе.

Отмечая важность поведения и деятельности воспитателя, А. С. Ма­каренко писал: «Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас в душе происходит, а потому, что видит вас, слушает вас» **.

Воспитательный эффект деятельности преподавателя будет положи­тельным, если он любит свою работу, хорошо знает предмет, обладает педагогическим тактом и объективностью, если он требователен и справедлив к своим воспитанникам, пользуется авторитетом среди них.

Воспитание занимающихся осуществляется в процессе организо­ванных занятий, соревнований, спортивно-массовых мероприятий, в личных беседах.

Перед каждым занятием преподаватель должен ставить конкретные воспитательные задачи, например: воспитание смелости (при изучении силовых приемов в хоккее), дисциплинированности (при выполнении сложных групповых упражнений), настойчивости (в специальных упражнениях при работе над недостатками в физической подготовлен­ности или технике отдельных приемов), трудолюбия (поручая зани­мающимся подготовку инвентаря, разметку площадки, уборку помеще­ний, ремонт и строительство спортивных площадок). Продуманное в со­ответствии с задачами содержание занятий оказывает положительное воспитательное воздействие на занимающихся.

Повседневное наблюдение преподавателя за сохранностью инвен­таря и спортивной формы помогает воспитанию у его учеников береж­ного отношения к общественной собственности.

Большое внимание следует обращать на развитие инициативы и творчества учащихся. Для этого используют такие упражнения, в ко­торых они имеют возможность решать тактическую задачу различными путями.

Очень важны своевременное начало и окончание занятий, система­тическое их проведение, хорошая организация, постоянный учет посе­щаемости и успеваемости.

* Л. И. Брежнев. Отчетный доклад ЦК КПСС XXIV съезду Коммунистической партии Советского Союза. М., Изд. Политиче­ской литературы, 1971.

** А. С. Макаренко. Избранные педагогические произведения» М., 1946, стр. 120.


 

Моральные и волевые качества в еще большей степени совершенст­вуются в условиях состязаний. Соревнования по спортивным играм отличаются большой эмоциональностью, поэтому очень серьезное внимание следует обращать на их организацию и проведение.

Обоснованная установка на игру, разумное руководство игрой, спокойные и уверенные замечания тренера в перерывах положительно сказываются на поведении спортсменов. Игрока, который недостойно ведет себя на поле, необходимо сразу же заменить (если это разре­шается правилами игры). Желание выиграть любыми путями и сред­ствами, «погоня за очками» не должны иметь место в среде советских

тренеров.

Соревнования воспитывают коллективизм, дружбу и товари­щество. «Все за одного — один за всех» — это правило, на котором строятся действия советских спортсменов.

Весьма эффективно воспитательное воздействие соревнований в дет­ских коллективах. В практике секционной работы школ немало слу­чаев, когда хорошо организованные соревнования по спортивным играм помогали улучшить дисциплину учащихся, их успеваемость.

Воздействие спортивных соревнований на нравственное воспитание спортсменов возможно лишь при условии, если организация и прове­дение их подчиняются задачам коммунистического воспитания.

Полноценное решение задач воспитания невозможно без индивиду­ального подхода к занимающимся. Наблюдая за поведением своих воспитанников в занятиях, быту и особенно на соревнованиях, тренер может составить довольно точное представление об их характерах. Личные беседы позволяют ближе узнать каждого члена команды.

Воспитание занимающихся — сложный и трудоемкий процесс. Преподавателю необходимо, опираясь на комсомольскую и обществен­ные организации, создать здоровый, крепкий коллектив, способный помогать ему во всех вопросах в процессе учебно-тренировочных занятий. Большую помощь здесь оказывает организация лекций, дискуссий, коллективных походов в кино и театр, на соревнования, проведение вечеров и т. п.

В работе с коллективом необходимо опираться на актив, и в первую очередь на комсомольцев.

Дисциплинарные нарушения должны рассматриваться на заседа­ниях секции или общем собрании коллектива, освещаться в стенной газете. Недостатки в поведении отдельных игроков легче исправить при активном содействии всего коллектива. В качестве наказаний мо­гут использоваться замечания, выговор, временное запрещение посе­щения занятий и участия в соревнованиях, исключение из коллектива.

Успехи отдельных игроков и команд поощряют благодарностями, грамотами, ценными призами и пр.

Не следует перехваливать отдельных игроков, ибо это может при­вести к зазнайству, кичливости и недисциплинированности.

Воспитание коммунистической морали тесно связано с воспитанием волевых качеств. Волевая подготовка играет огромную роль в дости­жении высоких спортивных результатов.

Развитие волевых качеств происходит в процессе преодоления


определенных трудностей. В спортивных играх спортсмену приходится сталкиваться с большим количеством разнообразных по характеру трудностей.

1. Наступающее утомление. Для преодоления этой трудности в процессе официальных соревнований необходимо повысить работо­способность занимающихся. С этой целью в отдельных тренировочных занятиях дается нагрузка, превышающая нагрузку в состязаниях (увеличивается продолжительность занятий, проводятся игры с более сильным соперником, с численным преимуществом команды-сопер­ницы, с заранее установленным счетом и ограниченным временем, даются дополнительные упражнения после окончания занятий и т. д.).

2. Новизна и неожиданность действий. В ходе соревнований игроки могут столкнуться с неожиданными действиями соперника (изменен­ный состав команды, новые тактические приемы, необычная для данной команды активность и т. п.), непредвиденными действиями и поведе­нием игроков своей команды (слабая игра ведущего игрока, травма, удаление игрока с поля и пр.), осложнением действий из-за непривыч­ных условий соревнований (площадка, инвентарь, активное вмешатель­ство зрителей, метеорологические условия и др.).

Поэтому в тренировочных занятиях создаются усложненные усло­вия: команда играет без ведущего игрока, недостаточно устойчивому игроку специально даются неточные передачи и т. п.

3. Боязнь ответственности за свои действия. Проявляется это
в том, что игрок даже в выгодных условиях не атакует (ворота, кор­
зину) или атакует очень неуверенно, допуская ошибки. Неуверенность
возникает либо из-за плохой подготовленности, либо после нескольких
неудачных заключительных действий (бросков в корзину, ударов по
воротам, выполнения нападающих ударов в волейболе и т. п.). Здесь
преподаватель должен постоянно внушать игроку, что в подобных

итуациях необходимо играть активно; в тренировочных играх в за­ключительных моментах атаки вводить игру на игрока, который боится

рать ответственность на себя, и не делать ему критических замечаний в случае ошибок.

4. Боязнь травмы. Она обычно возникает после травмы, полученной
на занятиях или соревнованиях. Такой игрок впоследствии становится

олее осторожным, нерешительным. Для преодоления этой трудности необходимы определенные "ограничения в тренировочных занятиях и внушения тренера. В тренировках необходимо ставить перед спорт­сменом определенную задачу на какой-либо срок и требовать обяза­тельного ее выполнения: например, освоить удар левой ногой (в фут­боле) или нападающий удар с короткой передачи (в волейболе).

Воспитание воли во многом зависит от усилий самого спортсмена, его морального и психического состояния, технико-тактической и

изической подготовленности. Общие рекомендации для воспитания волевых качеств:

1. Ставить ясные и конкретные задачи, начиная с несложных, твечающих возможностям спортсмена.

2. Каждое задание обязательно выполнять вовремя и хорошо.

3. Соблюдать режим дня и питания.


4. Заставлять работать над слабыми сторонами физической и тех­нико-тактической подготовленности.

Развитие и совершенствование специализированных восприятий, внимания, наблюдательности, мышления, способности управлять своими эмоциями осуществляется в процессе тренировочных занятий и соревнований. Важной стороной технического мастерства в спортив­ных играх является овладение специализированным восприятием мяча («чувство мяча»), действиями с мячом (ногой, рукой, ракеткой), направлением и дальностью его полета в зависимости от цели. Ведущее значение в восприятии мяча имеют мышечно-двигательные и зритель­ные ощущения. В процессе длительной, систематической тренировки у игроков вырабатывается тонкая дифференциация ощущений, что позволяет определить особенности полета мяча, его вес, упругость, форму, силу своего удара по мячу и т. п.

Известно, что квалифицированные теннисисты, футболисты, баскет­болисты определяют вес мяча с точностью до нескольких граммов. При хорошо развитом «чувстве мяча» движения во время удара отли­чаются легкостью и свободой, уверенностью и непринужденностью *. В качестве специальных средств для развития этих качеств рекомен­дуются удары по мишеням, специальные упражнения в быстрых уда­рах, удары по мишени с завязанными глазами, после прыжков с вра­щением, ракеткой и мячами различного веса и т. п.

Развитие специализированных восприятий особенно важно в так­тической подготовке. Правильный выбор решений в сложной игровой обстановке зависит от быстрой и правильной ориентировки, что, в свою очередь, зависит от степени развития зрительного анализатора (объема поля зрения, глубинного зрения-, состояния глазодвигатель­ных мышц) **.

Проявление психических возможностей в трудных условиях игры требует высокой сосредоточенности внимания, которое не может длиться неограниченное время. Поэтому важно развивать его устой­чивость, умение мобилизоваться в решающие моменты.

Успех игровых действий в значительной степени зависит от наблю­дательности, умений быстро оценить игровую ситуацию и контроли­ровать свои действия. Нередки случаи, когда неудачный исход игры объясняется неумением преодолевать отрицательные эмоции (расте­рянность, гнев, боязнь, неуверенность, огорчение и т. п.).

Установлено, что неблагоприятное влияние отрицательных эмоций на исход соревновательной борьбы проявляется в потере уверенности, снижении остроты тактического мышления, чрезмерной возбудимости или апатии.

Для преодоления отрицательных эмоций очень важно воспитание чувства долга и ответственности, закрепление положительных дейст­вий в тренировочном процессе. При проведении разбора занятий и со-

* А. Л. Вайнштейн. Исследование «чувства мяча» у игроков в настольный теннис. Психологическая подготовка спортсмена. Под ред. П. А. Рудика и А. Ц. Пуни. М., ФиС, 1965. ** Г. М. Г а г а е в а. Психология футбола. М., ФиС, 1969.


ревнований рекомендуется указывать на недостатки, проводить трени­ровочные занятия и игры в условиях, близких к игровым, непременно планировать выступления в ответственных соревнованиях.

Теоретическая подготовка

Решение задач физической, технической, тактической и психоло­гической подготовки не может проходить успешно без определенной суммы знаний учащихся. В процессе практических и теоретических занятий занимающиеся усваивают необходимые знания по гигиене, физиологии, режиму питания и тренировки, технике и тактике игры и т. п.

С этой целью используют лекции, просмотр кинофильмов, беседы, наблюдения и разбор игр и практических занятий.

Теоретические занятия способствуют формированию коммунисти­ческого мировоззрения, развитию познавательных способностей, умения самостоятельно мыслить и обобщать полученные знания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...