Управление процессом тренировки
Спортивная тренировка — сложный процесс. Его эффективность во многом зависит от умелого, научно обоснованного управления, осуществляемого тренером. В данном разделе мы рассматриваем лишь вопрос, относящийся к управлению процессом тренировки, точнее, его часть — совершенствование специальных навыков, развитие двигательных и волевых качеств. Упрощенно процесс управления спортивной тренировкой можно представить таким образом. Тренер, зная исходные данные о состоянии спортсмена, используя специальные средства и методы, организует воздействие на его организм, стремясь подвести его в наилучшей спортивной форме к предстоящим соревнованиям. Изменения тренированности служат информацией, на основании которой в процессе тренировки вносятся определенные поправки. Таким образом, для управления процессом тренировки необходимо определить состояние здоровья и подготовленности занимающихся, вести систематический учет результатов и врачебно-педагоги-ческого контроля за состоянием здоровья и подготовленности, знать календарные сроки и условия проведения соревнований, организовать и спланировать подготовку на определенные сроки. Определяет состояние здоровья и подготовленности занимающихся тренер с врачом и специалистами по физиологии, психологии и т. п. Перед началом занятий необходимо провести тщательный медицинский осмотр. Осуществлять его целесообразно также перед соревнованиями и после них. В дальнейшем состояние здоровья проверяют систематически; данные осмотра врач сообщает тренеру, который на основании этих данных регулирует содержание занятий и их нагрузку. Физическая подготовленность определяется с помощью специальных контрольных упражнений на силу, быстроту, выносливость, прыгучесть, ловкость, а также различными физиологическими методами.
Техническая подготовленность игрока выявляется в процессе выполнения основных игровых приемов в упражнениях и в игре и оценивается в баллах по результативности, точности попадания в ворота (футбол, гандбол, хоккей), в корзину (баскетбол), в различные зоны площадки (теннис, волейбол, бадминтон), быстроте обводки препятствий и т. п. Тактическая подготовленность, умение взаимодействовать с партнерами в нападении и защите определяются в игровых упражнениях, двусторонних играх или на специальных тренажерах. Таким образом, контроль за состоянием физической и технико-тактической подготовленности осуществляется с помощью систематических мероприятий: 1. Наблюдения за занимающимися в процессе учебно-тренировочных занятий. 2. Проверка качества выполнения отдельных игровых приемов. 3. Сдача специальных нормативов. 4. Выполнение функциональных проб. 5. Наблюдения за игровой деятельностью участников в игре. Суть наблюдений в процессе учебно-тренировочных занятий состоит в том, что преподаватель, повседневно наблюдая за действиями занимающихся, в своем дневнике ведет систематический учет состояния физической, технической, тактической и морально-волевой подготовленности каждого воспитанника. Для уточнения некоторых данных он проверяет степень усвоения изучаемого материала, периодически предлагая занимающимся выполнить отдельные приемы или тактические действия, и оценивает их. Поскольку такие наблюдения и проверки носят субъективный характер, в практике учебно-тренировочных занятий по спортивным играм используют различные нормативы для определения подготовленности. Объективную оценку подготовленности игрока можно получить, суммируя данные систематических наблюдений, записи игровых действий в соревнованиях, результаты специальных испытаний.
Психологическое состояние определяют специальными тестами на внимание, память и т. п., а также наблюдая за действиями игроков на учебных занятиях и соревнованиях. Чтобы иметь возможность вносить коррективы в планирование и ход учебно-тренировочного процесса, необходимо вести систематический учет результатов врачебно-педагогического контроля за состоянием тренирующихся. Различают три вида учета: предварительный, текущий и итоговый. Предварительный учет ведут перед началом регулярных занятий. Преподавателю необходимо знать возраст, профессию, состояние здоровья и уровень общей подготовленности занимающихся. 2*
Итоговый учет. В конце сезона подытоживают проделанную работу — успеваемость в технике и тактике игры, результаты сдачи норм комплекса ГТО и участия в соревнованиях, изменения в состоянии здоровья и физического развития и т. д. Основными документами учета учебно-тренировочной работы являются журнал учета, дневник тренера, дневник спортсмена, учетная карта спортсмена и данные медицинских осмотров. В процессе учебно-тренировочных занятий контроль за подготовленностью осуществляется и по разделу теории. Календарные сроки и условия проведения соревнований необходимо знать на длительный период (4 года) и на каждый год. Основная задача управления процессом спортивной тренировки в связи с этим состоит в определении узловых, наиболее важных состязаний года или четырехгодичного цикла, чтобы к главному соревнованию добиться наивысших результатов. Организация и планирование подготовки. Управление процессом тренировки невозможно без четкого планирования всех разделов работы. Первичными физкультурными организациями, которые проводят физическое воспитание трудящихся нашей страны, являются коллективы физической культуры, организуемые на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях, колхозах и т. п.
Руководство работой коллектива физической культуры осуществляет совет коллектива. Он организует секции по отдельным видам (баскетболу, волейболу, футболу, хоккею, гандболу и пр.). В каждой секции создают группы или команды в зависимости от возраста, пола и подготовленности. Чаще всего группа объединяет две команды. Группы мальчиков и девочек составляют по возрастному признаку. Занятия проводит тренер, отвечающий за постановку учебно-воспитательной работы в секции. Каждая группа выбирает старосту, а команда — капитана. На общем собрании секции избирается бюро из 3—7 человек. Члены его принимают участие в организации команд, составлении общего плана работы секции, вовлечении новых членов, контроле за проводимыми занятиями, в составлении сметы расходов, подготовке команд к участию в соревнованиях и т. д. Бюро секции проводит работу в тесном контакте с тренером. Занятия в секциях коллективов физической культуры проводятся на протяжении всего года, 3—4 раза в неделю; их общий объем — 300— 400 часов. В содержание занятий обязательно входит разносторонняя физическая подготовка, овладение теоретическими знаниями, техникой и тактикой игры. Одной из важных задач работы секции является подготовка актива из числа занимающихся. Хорошо подобранный и организационно- методически подготовленный актив поможет проводить массовую спортивную работу в секции и коллективе. Общий план отражает работу секции. Его составляют на год. Он включает следующие разделы: организационный, учебно-спортивный, спортивно-массовый, политико-воспитательный, повышения квалификации, хозяйственный и врачебного контроля. На основе общего плана работы секции составляют календарный план на сезон, полугодие или квартал. В нем конкретизируют вопросы общего плана по срокам, намечают ответственных лиц за каждое мероприятие. Планирование учебно-тренировочной работы — процесс длительный, многолетний. На первом этапе в занятиях с юными спортсменами основное внимание направлено на разностороннюю подготовку. В планировании не учитываются годичные периоды, так как занятия носят характер общей подготовки. Постепенно учебно-тренировочный процесс приобретает черты спортивной тренировки. К 12—13 годам, когда игроки начинают участвовать в соревнованиях, их тренировки планируют по периодам, хотя и здесь основное внимание уделяют разносторонней физической подготовке.
Закономерности планирования спортивной тренировки вступают в силу в занятиях со спортсменами более старших возрастов — 17— 18 лет. Планирование учебно-тренировочного процесса осуществляется на длительный период (перспективное), на один год (текущее) и на короткие отрезки времени (период, этап, неделя, отдельный урок — оперативное). Перспективное планирование — это программа подготовки команды и отдельных игроков на несколько лет. Для сборных команд перспективное планирование определяется сроками проведения Спартакиады народов СССР и Олимпийских игр. В нем предусматривается достижение определенных результатов: занятие места в первенстве города, республики, страны, Европы, мира; овладение новыми системами игры; подготовка резервов и комплектование команды; предполагаемые изменения скоростных, силовых показателей, общей и специальной выносливости; выполнение технических нормативов и т. п. Подготовка каждого игрока конкретизируется в индивидуальном плане с учетом его функций в команде и возможностей. В индивидуальном плане игрока излагается: 1. Краткая характеристика: основная функция в команде, разряд, рост, возраст, данные о физической, технической, тактической и психологической подготовленности. 2. Основная задача подготовки. 3. Предполагаемые изменения по всем разделам подготовки на каждый год. Текущее планирование учебно-тренировочного процесса (на год) команд (игроков), участвующих в соревнованиях, осуществляется по периодам, содержание и чередование которых определяются закономерностями становления спортивной формы.
Процесс развития спортивной формы делят на три фазы: приобретения формы, сохранения ее и временной утраты. Для фазы приобретения формы характерно повышение общего уровня функциональных возможностей организма, для фазы сохранения ее — поддержание оптимальной готовности к определенным достижениям в течение соревновательного периода; для фазы утраты формы характерно снижение уровня тренированности.
Возможность сохранить спортивную форму в спортивных играх осложняется тем, что соревновательный период в большинстве видов игр весьма продолжителен. Здесь очень важно умелое управление процессом тренировки в течение всего сезона. Закономерности становления спортивной формы являются ведущими в определении периодизации процесса спортивной тренировки. Однако на практике приходится учитывать и другие факторы: календарь соревнований, климатические условия (сезонность). Текущее планирование имеет специфическую структуру, которая должна базироваться на фазах развития спортивной формы. На основе этого планирование принято делить на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный, объединенные в один тренировочный цикл. Если в течение года проводится не одно крупное соревнование, а несколько, то предусматривается два и больше циклов. В спортивных играх чаще всего предусматривают два цикла: осенне-зимний и весенне-летний. Тогда в течение года планируется два подготовительных, два соревновательных и один переходный период. Подготовительный период начинается за 2—2,5 месяца до соревнований. Он подразделяется на три этапа подготовки — общей, специальной и предсоревновательной. Основная задача этапа общей подготовки — создание прочной основы для достижения высокой работоспособности организма. На данном этапе на физическую подготовку отводится до 50% тренировочного времени; на изучение и восстановление техники — 30—35%; тактическая подготовка занимает 25—30% общего времени. Одновременно проводится комплектование команды, психологическая и теоретическая подготовка. В качестве средств используют общеразвивающие упражнения без снарядов, на гимнастических снарядах, упражнения с предметами, акробатические упражнения, ходьбу на лыжах, бег, прыжки, различные игры, упражнения с отягощениями, упражнения в отдельных игровых приемах и несложных тактических действиях. На этапе специальной подготовки основное внимание уделяют воспитанию специальных двигательных качеств и навыков. На физическую подготовку отводится 25—30% общего времени занятий, увеличивается время на техническую (30—35%) и тактическую (35—40%) подготовку. Тактическая подготовка занимает доминирующее положение, еще большее значение приобретает определение состава команд. В качестве средств используют общеразвивающие упражнения, упражнения для развития специальных двигательных качеств, упражнения в технике и тактике игры. Основная задача этапа предсоревновательной подготовки — становление спортивной формы, достижение сыгранности между игроками. Тактическая подготовка занимает главенствующее место. На нее отводится 50—55% всего времени занятий. Совершенствуются тактические системы игры в защите и нападении, проводятся учебные игры и товарищеские встречи, тренировки строятся по микроциклам, по структуре близким к соревновательным. Уменьшается объем и увеличивается интенсивность нагрузки. В структуре микроцикла важно чередовать величину нагрузки и преимущественную направленность занятий: например, первый и второй дни — объем нагрузки средний, интенсивность большая; основная направленность — развитие быстроты или силы; третий день — малая нагрузка, основная направленность — работа над техникой и тактикой; четвертый день — большая нагрузка, основная направленность — развитие быстроты и выносливости; пятый день — малая или средняя нагрузка, основная направленность — работа над техникой и тактикой; шестой день — максимальная нагрузка, основная направленность — развитие общей и специальной выносливости. В физической подготовке преобладает развитие специальных качеств, на нее отводится 20—25% общего времени занятий. В технической подготовке акцентируется внимание на точности, умении выполнять приемы на большой скорости и в сложных условиях. На этот раздел подготовки отводится 30—35% времени. Подготовительный период является важнейшим этапом тренировки. Он должен быть достаточно продолжительным, чтобы была создана база для достижения высокой специальной тренированности. Соревновательный период — это время календарных соревнований. Задачи его: сохранение спортивной формы, дальнейшее улучшение физической подготовленности, совершенствование в технике выполнения игровых приемов, в тактических действиях и воспитание морально-волевых качеств. Средства подготовки: упражнения для развития специальных физических качеств, упражнения в технике и тактике, различные игры, прогулки, плавание, гребля, товарищеские и календарные встречи (соревнования). В первой половине соревновательного периода объем нагрузки сохраняется. В дальнейшем он постепенно сокращается, а интенсивность сначала растет, а затем (примерно во второй трети периода) уменьшается. Соревновательный период в спортивных играх весьма длительный (6—7 месяцев), поэтому важно определить количество тренировочных занятий в неделю, их содержание, объем и интенсивность нагрузки.
Между отдельными календарными встречами обычно проводится 3—4 занятия в неделю. Большое внимание в соревновательном периоде уделяется тактике игры. Одновременно на достаточно высоком уровне ведется и физическая подготовка. Не следует сокращать до минимума общую физическую подготовку. Нагрузка в соревновательном периоде значительно увеличивается за счет большого количества соревнований, поэтому в недельных микроциклах очень важно предусмотреть уменьшение нагрузки перед официальной встречей и разгрузочные микроциклы после соревнований (особенно после участия в очередном туре). Построение недельных циклов зависит от календаря соревнований, но чаще всего занятия планируют так: 3—1 и 2—1. Нагрузка чередуется примерно в таком порядке: малая, средняя, большая, средняя, большая. Величина нагрузки меняется за счет увеличения продолжительности занятий, использования большего числа интенсивных упражнений, уменьшения пауз отдыха. Конкретная величина нагрузки зависит от подготовленности коллектива. Она может быть выражена в баллах, по пульсу (малая — 130—150 уд. в минуту, средняя — 150— 170 и большая — 170—200), по количеству выполненных приемов (например, если в волейболе количество выполненных нападающих ударов, первых передач с подачи партнера и пр. в занятии превышает средние показатели в соревнованиях в 3 раза, это соответствует малой нагрузке, в 5 раз — средней, в 8—10 раз — большой). Структура соревновательного периода может быть различной, в зависимости от календаря соревнований. В настоящее время выделяют три структурных варианта: 1. Однородная структура — игры проводятся равномерно, через определенное количество дней (например, раз в неделю). При такой структуре недельные циклы тренировочных занятий сходны между собой. 2. Неоднородная структура — игры проводятся по принципу туров, когда соревнования проходят после определенного периода подготовки в течение нескольких дней и участники играют ежедневно. 3. Смешанная структура — одна часть игр проводится по первому варианту, а другая — по второму. В процессе тренировочных занятий соревновательного периода не следует вносить коренных изменений в технику выполнения отдельных приемов и тактику игры. Больше внимания нужно уделять психологическому настрою занимающихся, постоянно следить за состоянием отдельных игроков и команды в целом. Переходной период начинается после окончания соревнований. Основные его задачи: постепенное снижение нагрузки и переход к активному отдыху. Часто спортсмены переключаются на другой вид игры (например, футболисты занимаются хоккеем или баскетболом). Планирование учебно-тренировочной работы на год отражается в учебном плане, программе, графике учебного плана, индивидуальном плане подготовки; оперативное планирование — в рабочем плане, конспекте занятий и расписании занятий.
Учебный план определяет содержание учебно-тренировочной работы по основным разделам; указывается количество часов на каждый из них. Учебный план-график — это документ, в котором раскрывается последовательность прохождения материала по циклам, периодам, месяцам и неделям. Программа определяет объем теоретических знаний, практических навыков, уровень физического развития и подготовленности занимающихся, а также зачетные требования. Рабочий план (оперативное планирование) составляют на короткий отрезок времени (неделю, месяц, период или четверть). В нем излагают конкретный учебный материал в методической последовательности. Наиболее распространенными являются поурочная и графическая формы рабочего плана. Конспект урока составляют на основе рабочего плана. В нем излагают задачи урока, приводят упражнения с дозировкой и организационно-методическими указаниями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|