Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функциональное развитие центральной нервной системы в онтогенезе.




Отличительной особенностью центральной нервной системы человека является максимальное развитие лобных долей больших полушарий (20% поверхности коры), что свидетельствует о значительной сложности аналитико-синтетических интегративных процессов, лежащих в основе сознательного целенаправленного поведения.

В онтогенезе человека функциональное созревание центральной нервной системы также идет в основном в каудо-краниальном направлении. На ранних стадиях контроль функций осуществляется преимущественно спинным мозгом. К 7-10 неделе внутриутробного развития функциональный контроль над более зрелым спинным мозгом начинает осуществлять продолговатый мозг. С 13-14 недели появляются признаки мезэнцефального контроля. К концу внутриутробного периода определяется три основных типа рефлексов: защитный, пищевой, хватательный. У новорожденного основные функции регулирования различных физиологических процессов выполняет средний и промежуточный мозг, хотя уже в первые дни жизни начинают формироваться условные рефлексы, связанные с актом питания, регистрируется электрическая активность коры большого мозга и, как установлено, внешние раздражения достигают коры мозга.

Следует отметить следующие особенности функционирования центральной нервной системы новорожденного. Если во внутриутробный период развитие определяется преимущественно генетическими факторами, то в постнатальный период возрастает роль внешней среды, т.е. для созревания мозга, особенно в критические периоды, необходим приток афферентных импульсов из внешней и внутренней среды, в частности от проприорецепторов. Незрелость глиальных клеток обуславливает дефицит защитной и опорной функции для ткани мозга, замедленные обменные процессы в мозге и его низкую электрическую активность, медленное и неэкономичное распространение возбуждения по нервным волокнам из-за недостаточной миелинизации и проницаемость гематоэнцефалического барьера. У плода и новорожденного уровень тормозных медиаторов низок, поэтому легко возникает генерализованное возбуждение даже при небольшой силе раздражителя. Активность тормозных процессов по мере развития мозга нарастает.

Детство человека имеет наибольшую длительность во всем эволюционном ряду. Для функционального созревания центральной нервной системы наиболее ответственным периодом являются первые 2-3 года жизни. На первом году наиболее интенсивно формируются двигательные навыки. Если у новорожденного преобладают импульсивные движения, то уже к концу 1-го месяца жизни развиваются механизмы зрительного и слухового сосредоточения, фиксации взгляда. В течение 1-3 месяца продолжается развитие дистантной чувствительности, вступают в деятельность мышцы-антагонисты. С 3 до 6 месяцев усложняется акт хватания, появляется способность удерживать группы мышц в определенной степени сокращения. К 6 месяцам ребенок обучается сидеть. С 6 до 12 месяцев происходит дальнейшее развитие координированных движений, в том числе ходьбы. С первых шагов начинается новый этап познания окружающей среды, моторное развитие идет рука об руку с речевым. На 2-м году жизни ребенка закладываются основы психической деятельности, поэтому дефицит или однообразие внешних стимулов в этот период особенно заметно сказывается на дальнейшем психическом развитии. Промежуток от 2 до 4 лет характеризуется заметным увеличением роста (котрое может сопровождаться рассогласованием нейроэндокринной и сосудистой регуляции), а в психологическом плане - формированием чувства «Я ».

Физиологической основой дальнейших изменений поведения в онтогенезе является:

 структурно-функциональное созревание лобных отделов коры - высших регуляторных центров деятельности нервной системы;

  •  усиление специализации полушарий большого мозга и их взаимодействия;
  •  возрастание регионарной специфичности вовлечения структур правого и левого полушария в реализацию конкретных форм психической деятельности.

Мозг человека достигает полной анатомической и функциональной зрелости к 18-20 годам. Процесс обучения способствует прогрессивному развитию сети нейронов с увеличением синаптических связей. Это значительно увеличивает качество интеллекта несмотря на то, что после рождения количество нейронов может только уменьшаться, так как нейробласты прекращают свое деление в самом начале постнатального периода. У людей старшего, пожилого и старческого возраста сохранение интеллекта вероятно зависит от включения в условно-рефлекторную деятельность и процессы памяти помимо нейронов еще и клеток нейроглии. Об этом свидетельствует ряд исследовательских данных последнего времени.

Качественные изменения претерпевают и нервные волокна, составляющие белое вещество ЦНС. В первую очередь начинается миелинизация нервных волокон в филогенетически более старых отделах мозга, чем в более новых. В полушариях мозга миелинизация начинается раньше у волокон, проводящих различные виды чувствительности, а также осуществляющих связи с подкорковыми ядрами. Миелинизация афферентных волокон начинается примерно с 2-х месяцев жизни и заканчивается к 4-5 годам, а эфферентных волокон - несколько позже, в период от 4-5 месяцев до 7-8 лет.

Миелинизация волокон в ассоциативных зонах коры лобных, теменных и височных долей, которые являются наиболее молодыми в эволюционном отношении и обеспечивают сложнейшие формы интеллектуальной деятельности (речь, мышление, принятие решений), может продолжаться до 30-35 летнего возраста, а возможно, и до конца жизни. Это характерно только для человека.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...