Весь мир становится одной гигантской информационной биржей.
В 1988 г. отдельный оптоволоконный кабель мог одновременно пересылать 3000 электронных сообщений, в 1995 г. — 1,5 млн, в 2000 г. — 10 млн. В среднем в мире ежегодно издается 800 000 различных книг. Если читать по одной книге в день, прочтение всех их заняло бы больше 2000 лет. Но что произошло бы, если бы мы могли автоматически выбирать только нужную информацию, причем тогда, когда она нужна, и практически бесплатно получать ее в одном из тех 10 млн сообщений, которые мы можем передавать за один раз по одному оптоволоконному кабелю? И что произошло бы, если бы мы могли воспроизводить полученную информацию дома в любой форме: на компьютере, видеопленке, компакт-диске, или распечатать ее на домашнем принтере? Такая технология уже существует. Еще немного, и нам не понадобится даже оптоволокно. К началу 2002 г. в мире существовало более 600 млн домашних компьютеров. Как минимум 530 млн человек имели доступ в Интернет. Каждый из них мог напрямую связаться с любым другим из этих 530 миллионов. Миллионы людей могли пользоваться выходом в Интернет на работе или в школе. По прогнозам, к 2007 г. доступом в Интернет будут обладать 1,46 млрд человек — причем большинство из новичков будут иметь беспроводной доступ. CD-ROM'ы, цифровые видеодиски и электронные игры являются первыми примерами, предвестниками тех вещей, которые появятся в нашем будущем. Когда в 1993 г. вышло первое издание этой книги, сфера электронных игр уже была достаточно обширной, но CD-ROM'ы были еще просто младенцами. В течение двух лет на рынке появилось более 10 000 названий CD-ROM'oв. Большинство из них, в той или иной форме, относилось к образовательным материалам. С тех пор их число увеличилось просто фантастически.
Приведем несколько типичных примеров моделей, принесших успех: ! В 1979 г. школьная учительница Джан Дэвидсон организовала небольшой преподавательский центр в Ранчо Пало-Верде — к югу от Лос-Анджелеса. Вскоре она приобрела за 3000 долл. компьютер «Apple II» и вместе со своим другом начала писать программы для обучения учащихся правописанию и математике. Ее компания медленно росла до 1991 г., когда «эдьютейнмент»* резко стимулировал ее развитие». Спустя три года она и ее супруг Боб провели первичное размещение акций компании «Davidson & Associates» на бирже (IPO), а в 1996 г. они продали свой бизнес почти за 1 млрд долл. * Edutainment - развлекательное образование. Термин «edutainment» произошел от слияния двух ангпшских слов: «education» - образование и «entertainment» — развлечение, и используется для определения сферы «неутомительного, развлекательного обучения», в которой широко используются разнообразные играные подходы. (Здесь и далее — Прим. перев.) Сегодня вы найдете логотип Davidson наряду с логотипом гиганта игрушечной промышленности Fisher-Price на большинстве высококачественных, тщательно разработанных интерактивных программ на CD-ROM'ax. Они превращают миллионы домов в дошкольные учебные заведения, начальные и средние школы и центры обучения: программы Kid Phonics, Kid Works, Kid Keys, KidKad, а также серии Math Blaster и Readin! Blaster занимают лидирующие места по продажам среди продукции компании Davidson для детей от четырех до двенадцати лет, а компания Fisher-Price выпускает программы и для более младшего возраста. ! В 1981 г. один 25-летний американец купил Q-DOS — некоторые расшифровывали Q-DOS как «быстрая и грязная операционная система» (Quick and Dirty Operatin! System) — за 75 000 долл., переработал ее и превратил в стандарт для всего компьютерного мира. Сегодня соучредитель компании «Майкрософт» Билл Гейтс является богатейшим человеком в мире. В подростковом возрасте Гейтс мечтал о том, чтобы «компьютер стоял на каждом рабочем столе и в каждом доме». Сегодня он тоже мечтает — о том, как люди на всей планете смогут учиться на лучших образовательных курсах по любому предмету, под руководством лучших в мире преподавателей, и все это у себя дома.
Его интерактивная энциклопедия Encarta демонстрирует другой ключевой аспект будущего: она по сути бесплатно распространяется с миллионами новых персональных компьютеров для того, чтобы помочь майкрософтовской системе Windows занять лидирующее место среди компьютерных систем. ! В 1982 г. один 18-летний студент Техасского университета Майкл Делл начал паять разные компьютерные приспособления. Потом, используя стандартные компоненты, он стал изготавливать персональные компьютеры на заказ. Позже он первым организовал продажу изготовленных на заказ компьютеров, используя прямую рекламу, обеспечивая их обслуживание и модернизацию, при этом используя для этого хорошо подготовленную команду специалистов, работавших с клиентами по телефону. К 1995 г. оборот компьютерной компании Майкла Делла превысил 5,3 млрд долл. К началу 2002 г., когда Деллу исполнилось всего 37 лет, объем годовых продаж компании вырос до 31 млрд долл., превратив ее в крупнейшего продавца персональных компьютеров, а самого Делла — в богатейшего человека в Техасе. ! В 1991 г. одна компания, выпускавшая до этого обычные игральные карты, заработала на 400 млн долл. больше, чем огромная корпорация Sony. В 1992 г. продажи этой компании составили 5,5 млрд долл., а прибыль до начисления налогов — 1,3 млрд долл.; при этом в ее штате работает всего 892 сотрудника — то есть на одного работника продается товаров более чем на 6 млн долл. Название этой компании — Nintendo. Выпускаемый ею продукт — электронные игры. Ее лидером-локомотивом стал Хироши Ямаучи. Когда его первый дизайнер спросил: «Что я должен сделать?», Ямаучи ответил: «Что-нибудь великое». Сегодня корпорации Nintendo, Sega и Sony, а также целое полчище других компаний соперничают между собой за рынок электронных игр объемом 15 млрд долл. в год. ! В 1993 г. 22-летний американский студент, работавший за 6 долл. в час, создал первый в истории Интернет-браузер. Два года спустя его компания все еще не приносила дохода. Однако когда в августе 1995 г. акции компании выпустили на открытый рынок, это вызвало крупнейшую взрывную волну инвестиций за всю историю. К концу первого дня продаж купленные по 28 долл. акции продавались уже по 71 долл. К концу 1995 г. стоимость акций 24-летнего Марка Андреессена составила 137 млн долл., а его старшего партнера по бизнесу Джима Кларка — 1,3 млрд долл..
Название этой компании — Netscape Communications. Ее стоимость в середине 1996 г. была 3,1 млрд долл. Выпускаемый продукт — программное обеспечение Netscape Navigator. Если достоинства этого продукта были вполне ясны, то маркетинговая концепция компании ставила все с ног на голову: она состояла в том, чтобы выпустить продукт на всемирный рынок бесплатно, чтобы он занял место всемирного стандарта, а деньги зарабатывать, продавая дополнения к основному продукту. К сентябрю 1996 г. 40 млн человек по всему миру использовали простые инструменты «наведи и щелкни» программы Navigator для «серфинга» в Интернете — поиска графической, текстовой и видеоинформации в безграничных базах данных. Генеральный директор Джим Барксдейл (Jim Barksdale) предсказывал, что в начале нового века будет насчитываться 500 млн пользователей Интернета', и компания Билла Гейтса с новой программой Internet Explorer устремилась завоевывать этот рынок. К началу 1999 г. Netscape соединился с еще более крупной корпорацией, став частью компании America Online, которая в то время была крупнейшим Интернет-провайдером в мире. В своей книге «Цифровой бизнес» Рэй Хаммонд (Ray Hammond, Digital Business) пишет: «Действительно важным в поразительном росте акций компании Netscape было то, что рынок неожиданно осознал концепцию Интернета как постоянного нового канала коммуникаций, который будет крупнее, чем все остальные вместе взятые, — канала, который будет одновременно всепланетным, личным, интерактивным, дешевым и постоянно развивающимся. Тем не менее, даже эти слова не в состоянии точно и по достоинству определить то, чем станет Интернет, а также его влияние на бизнес и общество в целом». По словам Хаммонда, сам по себе персональный компьютер — вещь довольно тупая. Но помести его в сеть с миллионами других подобных ему, и «одинокий ПК превращается в часть разумной нервной сети, которая, как единое целое, обладает ошеломляющей мощью». Как говорит Николас Негропонте, основатель и директор лаборатории Media Lab в Массачусетском Технологическом Институте, «Томас Джефферсон отстаивал концепцию библиотек и права бесплатно пользоваться литературой. Но этот великий «отец нации» не мог даже предположить, что настанет такое время, когда 20 млн человек будут одновременно и бесплатно получать доступ в электронную библиотеку и пользоваться ее содержимым».
Компакт-диск, используемый как «память только для чтения» (CD-ROM), имеет емкость 640 мегабайт. По объему это примерно равно 500 классическим книгам «или объему литературы, для прочтения которой потребуется пять лет, — даже тем, кто читает по два романа в неделю». Более того — по словам Негропонте, скоро обычный CD-ROM сможет вместить в 10 раз больше информации, то есть эквивалент 5000 книг. В настоящее время затраты на массовое производство одного CD-ROM'a составляют гораздо меньше одного доллара в США, и гораздо меньше 50 центов в Китае. Всего 50 центов за 500 интерактивных книг, а в скором времени — и за 5000! И практически каждый персональный компьютер сегодня имеет возможность проигрывать CD-ROM'bi. Возможно, гораздо важнее то, что теперь пользователю даже нет необходимости покупать много CD-ROM'ов. Их интерактивное содержимое миллионы людей во всем мире могут получить из Интернета и в любое время, когда они пожелают. Это означает, что сложное программное обеспечение, которое начинает перегружать домашние компьютеры, может храниться в одном центральном узле, а пользователи Интернета смогут запустить любую программу, какую только пожелают. Таким образом, использование домашнего компьютера становится почти таким же простым, как использование телевизора. «Прайм-тайм» — самое удобное для «зрителей» время, — может наступить в любой момент времени — и при этом «телепрограммы» вы ведете сами. Тим Бернерс-Ли, создатель Интернета, говорит, что новые «информационные приспособления» можно теперь найти даже в коробке мюсли. «Мои дети могут копаться в коробке в поисках подарка, извлекают оттуда некую трубку, разворачивают ее в нечто плоское, гибкое и магнитное, приклеивают это к холодильнику и немедленно залезают в Интернет». Как писали в Business Week: «Гонка информационных приспособлений уже началась. Цель — создать электронные приборы настолько же простые, как телевизор, но которые при этом могут обеспечить мгновенное соединение с цифровым миром».
Связав эти концепции с системой продаж или сдачи внаем, вы, возможно, получите еще одно открытие в бытовой электронике, обладающее огромным потенциалом в сфере образования и обучения. Если телефонная, энергетическая или кабельная компания предложит вам мгновенный доступ в Интернет посредством беспроводной телефонной линии и телевизора, скомбинированного с персональным компьютером, и предоставит вам выбор системы оплаты: допустим, 300 долл. наличными, или абонентская плата по 1,50 долл. в неделю, добавляемая в ваш счет, — каждый дом получит дешевую связь со всем миром. А также возможность мгновенного перевода текстов с одного языка на другой. Бывший выпускающий редактор журнала Wired Кевин Келли называет новую экономику «настоящим землетрясением». Он пишет: «Ирония нашего времени заключается в том, что эра компьютеров закончилась. Все основные возможности и преимущества отдельных компьютеров уже известны. Самые многообещающие технологии, дебютирующие в настоящее время, относятся к "общению" между компьютерами — то есть скорее к соединениям, чем к вычислениям». По словам Келли, сетевая экономика «питается за счет резонанса двух взрывных процессов: сжимающегося «микрокосма» чипов и расширяющегося «телекосма» соединений. Эти неожиданные сдвиги подрывают старые законы капитала и расчищают территорию для новой экономической системы. По мере того, как размеры силиконовых чипов уменьшаются до микроскопических, их цена также падает до микроскопической величины. Они становятся достаточно дешевыми и маленькими, чтобы их можно было встроить в каждый — ключевое слово здесь "каждый" — объект, который мы изготавливаем». В то время как ожидается, что общее число персональных компьютеров в мире к 2007 г. достигнет 1,15 млрд, «число некомпьютерных чипов, действующих в мире в настоящее время, уже составляет 6 млрд», а по прогнозам Келли, к 2005 г. достигнет 10 млрд, а вскоре после этого — триллиона. «По мере того, как мы встраиваем крупинки своего мышления во все, что мы делаем, — говорит он, — мы одновременно связываем их». Именно резкий рост числа дешевых (а иногда и бесплатных) соединений стимулирует развитие новой экономики. «Когда вы отправляетесь в магазин офисного оборудования, чтобы купить факсовый аппарат, — говорит Келли, — вы не просто покупаете коробку за 200 долл. Вы приобретаете за 200 долл. всю сеть остальных факсовых аппаратов и их взаимных соединений, по ценности значительно превосходящую стоимость всех отдельных аппаратов». Или, как говорят Ларри Доунс и Чунка Муи в своей книге «Выпуская на свободу прикладную суперпрограмму» (Larry Dowries, Chunka Mui, Unleashing The Killer App): «Если вы и я можем позвонить только друг другу... ценность телефона невелика. Но если мы можем связаться по телефону практически с любым человеком в любом конце света, сопротивляться этому становится невозможно». Один из выдающихся лидеров экономики азиатского региона, глава компании Acer Group, штаб-квартира которой расположена на Тайване, Стэн Ши, например, предсказывает, что дешевые интерактивные электронные мультимедийные системы позволят правительствам развивающихся стран миновать стадию промышленной революции, т. е. сразу перепрыгнуть в информационную эпоху.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|