Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Быстрое старение населения




Коренные изменения происходят не только в экономике, но и в демографической ситуации. И наиболее важной тенденцией в развитых странах становится быстрое старение населения.

Сто лет назад только 2,4 млн американцев были старше 65 лет, — менее четырех человек из ста. Сегодня их уже 30 млн — каждый восьмой. К 2050 г. их будет более 67 млн — почти 22% населения.

Начиная с 1920 г. средняя ожидаемая продолжительность жизни для родившихся в США выросла с 54 до 75 лет. В наиболее развитых странах мужчина, доживший до 60 лет, с большой долей вероятности доживет, как минимум, до 75, а женщина — до 80 лет.

При современных темпах развития к 2025 г. в мире будет насчитываться более одного миллиарда людей в возрасте старше 60 лет. Многие называют людей этого возраста «третьей возрастной группой». Другие же, наоборот, призывают удалить из нашего лексикона понятие «уйти на пенсию».

Поколение «тех, кому за 60» — один из крупнейших скрытых резервов для будущего образования.

14. Новый подъем концепции
«сделай сам»

Индустриальный век породил и еще одно явление: люди начинают путать то, что провозглашают те или иные организации с реальной жизнью.

Точно так же, как гигантские корпорации принялись обеспечивать миллионы клиентов стандартными продуктами массового производства, возникли и гигантские организации, которые «отпускают» нам здоровье и образование.

Поэтому мы стали путать образование с обучением в школе, здоровье с лечением болезней и больницами, закон — с адвокатами. Мы полагаем, что образование — нечто, что нам предоставляют какие-то другие люди. Мы считали, что здоровье — нечто, что мы покупаем у докторов, специалистов и в больницах. Сегодня такая концепция быстро меняется. Новая революция под девизом «сделай сам» не заканчивается на самостоятельной покраске своего дома и самостоятельном уходе за своим садом. Она заключается в самостоятельном управлении всей своей жизнью.

Сегодня персональные компьютеры могут обеспечить большинство услуг, за которые мы обычно платим специалистам: подготовка завещания, ведение счетов, торговля акциями и подсчет налогов. Каждый здравомыслящий человек в настоящее время признает, что его здоровье зависит от того, что он делает: что ест и пьет и занимается ли физкультурой.

Но в «образовании» изменения происходят медленно. Педагоги из Калифорнии Рената Нумелла Кейн и Джеффри Кейн в своей книге «Устанавливая связи: обучение и мозг человека» (Renate Nummela Caine, Geoffrey Caine, Making Connections: teaching and the human brain) пишут: «Одной из функций школьного образования должна стать подготовка учащихся к жизни в условиях реального мира. Они должны понимать, что будет ожидаться от них, какие задачи встанут перед ними и что они способны сделать. Предполагается, что система школьного обучения в том виде, в каком мы ее знаем, так или иначе удовлетворяет этим целям. Однако в действительности дело обстоит не так. Наоборот, школа питает иллюзии и скрывает реальные проблемы. В частности, она никак не принимает во внимание воздействие электронных средств массовой информации на нашу жизнь.

«Взгляните на американских подростков. Представьте, что время повернуло вспять, и они лишились всех своих игрушек, в той или иной мере питающихся от электричества. Представьте, что мы забираем у них телевизор, CD-плеер, компьютер, видеодиски, радио, магнитофон, электронные игры, самолеты, кондиционеры и автоматические обогреватели, походы за покупками в крупные универмаги. Смогли бы они с этим справиться? Как бы изменилась их жизнь? А ваша собственная?»

«Одним из немногих мест, которое, похоже, едва ли отражает какие бы то ни было изменения в описанном нами сценарии и которое работает во многом так же, как и более 50 лет назад — это местная школа».

Безусловно, эта критика не относится к тем школам, которые быстро меняются и помогают учащимся самим управлять своим миром. Но разве таких школ много?

По нашему мнению, обучение очень быстро будет превращаться в самообучение: самостоятельно направляемое и самостоятельно выполняемое учащимися.

Деловое сотрудничество

1990-е годы начались с коллапса коммунистической системы советского типа, и мы надеемся, что прошедшее десятилетие провозгласило и упадок капитализма, основанного на принципе казино. Мы считаем, что на смену обеим системам пришли новые концепции делового сотрудничества.

Почти каждая из компаний, описанных в книге «100 лучших американских компаний, в которых стоит работать» (The 100 Best Companies То Work For in America), одной из первых начала применять те или иные новые формы вовлечения сотрудников: партнерство, акции, распределение дохода, постоянное обучение, разделение обязанностей, гибкий график работы, образование команд при работе над отдельными проектами и многое другое.

По словам Джона Найсбита, «если хочешь увидеть, на что похожа новая компания, взгляни на молодые компании, а не на старые, названия которых уже стали притчей во языцех, которые сокращаются и меняются чрезвычайно медленно. В новых компаниях вы обнаружите высокую степень участия персонала в управлении и принятии решений. Здесь каждый получает свою долю доходов, включая курьеров и работников приемной».

Ди Хок, основатель компании Visa International, идет еще дальше: «Мы переживаем глобальную эпидемию бессилия общественных институтов, которая не знает границ». В своей книге «Рождение эпохи хаорядка» (Birth Of The Chaordic Age) он говорит, что общественные институты надо заменить новыми организациями «хаорядка»: смесью поддерживающих друг друга, но одновременно соревнующихся хаоса и порядка. В качестве моделей он приводит Интернет и саму компанию Visa.

Триумф личности

Везде, на всех континентах, мы наблюдаем возрождение личности, ее интеллектуальной мощи и ответственности по мере того, как все больше и больше людей решают взять на себя заботу о своем будущем.

Примерно в течение 200 лет правительства разных стран, а затем — промышленные гиганты доминировали почти во всех областях общественной жизни.

Сейчас королем — или королевой — становится отдельный потребитель, поскольку именно он обладает правом и возможностью выбирать по своему вкусу, то, что ему нужно, среди лучших продуктов и услуг по всему миру. Это означает также, что каждому из нас надо брать на себя ответственность за выбор нашего собственного образования, — а также за выбор оптимальной для нас системы образования среди лучших систем, существующих сегодня в мире. Это изменение ситуации несет в себе революционный потенциал.

Мы уверены, что личная революция должна начинаться в как можно более раннем возрасте. Дон Тэпскотт говорит в своей книге «Вырастая в цифровом мире» (Don Tapscott, Growing Up Digital): «Я убедился, что крупнейшей революционной силой, способной совершать изменения в мире, являются сами учащиеся. Дай детям необходимые им средства, и они сами покажут и скажут, как привести школы в соответствие требованиям современности, сделав их максимально эффективными».

Конечно, происходят не только эти изменения. Профессор Мичио Каку из Нью-Йорка в своей великолепной работе «Видения: как наука будет революционно изменять XXI столетие» (Michio Kaku, Visions: How science will revolutionize the 21 century) утверждает, что новое столетие провозгласит абсолютно новую эпоху, в которой синергетически сложатся результаты трех глубочайших революций: в молекулярной биологии, квантовой физике и в области мгновенных средств коммуникаций. Мы с этим полностью согласны.

Добавьте эту сумму к 16 ключевым пунктам этой главы, и вы получите основные тенденции, которые, как нам кажется, определяют возможность соответствующей революции в обучении. Все это изменит не только всю промышленность и порядок управления государствами, но и мир, в котором мы живем, и саму природу образования и обучения, которые будут готовить нас к будущему.

Красной линией через всю нашу книгу проходит мысль о том, что мы не можем совершить необходимых нам прорывов в области образования, пока не приложим достаточно усилий на развитие новых методов образования и обучения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...