Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объединение больших и малых




В традиционной индустриальной экономике правили предприятия-гиганты. «Дженерал Моторс», «Форд» и «Крайслер» в течение почти пятидесяти лет доминировали в мировой автомобилестроительной промышленности, IBM царила в мире компьютеров, — и такая же ситуация была в десятках других отраслей промышленности.

Даже 25 лет назад только крупные компании могли позволить себе приобрести гигантский компьютер, который на тот момент являлся вершиной достижений в области электроники. Такие технологии способствовали росту бюрократической централизованной системы, скупке контрольных пакетов акций, приобретению одних компаний другими и их слиянию. Сегодня многие из этих гигантских компьютеров устарели. Наступило время минимизации. Конечно, многие крупные компании все еще существуют, а некоторые, как, например, «Дженерал Электрик», переживают настоящий расцвет. Почти каждый день мы слышим о крупных слияниях, объединяющих компании из различных областей производства. Кроме того, появляются и новые гиганты, такие как Microsoft, Acer, Sun и Oracle. Однако использовавшиеся ранее для компьютеров огромные помещения с кондиционерами ныне пустуют или перестраиваются.

Организационные структуры изменяются быстро. Те крупные компании, которые до сих пор процветают, были разделены на десятки небольших команд, работающих над отдельными проектами, каждая из которых действует и управляет своей работой самостоятельно, освобождаясь от оков старой специализации, старой иерархической пирамиды, «армейской» системы управления.

Том Питере в своей 834-страничной книге «Свободный менеджмент» (Tom Peters, Liberation Management] дает десятки иллюстраций этого процесса. Мы приведем только один пример: компания ABB Asea Brown Boveri со штаб-квартирой в Цюрихе сегодня является одной из крупнейших европейских компаний, годовой доход которой в 1999 г. составил 25 млрд долл.. В настоящее время она состоит из 36 независимых компаний с сотнями автономных центров. Большинство из них разбито на многофункциональные рабочие группы по 10 человек. При этом штат «головного офиса» компании сократился на 95%.

Японская компания Toyota первой применила систему производства, в основу которой положен принцип доставки «точно вовремя». Она закупает тысячи наименований продукции у небольших производственных предприятий (часто это семейные компании), и эти товары доставляют именно в то время, когда они необходимы.

И в других областях (особенно в розничной продаже) франчайзинг и компьютеризация позволили небольшим торговым точкам связываться с основными международными поставщиками, начиная от McDonald's до производителей компьютеров и программного обеспечения.

Некоторые аналитики утверждают, что уже в начале наступившего столетия 50% всей розничной торговли будет осуществляться по системе франчайзинга (при которой небольшие самостоятельно работающие фирмы связаны с гигантскими компаниями) и по сетям прямого маркетинга (в которых задействованы, преимущественно, отдельные люди, имеющие связь с мировыми поставщиками).

И вновь примеры потрясающи:

! В США годовой объем продаж по системе франчайзинга составил 250 миллиардов долларов.

! Самой быстрорастущей франчайзинговой компанией является Subway Sandwiches, которая к началу 2002 г. имела 15 800 торговых точек в 73 странах мира.

! Многие из 28 000 франчайзинговых предприятий McDonald's по всему миру принадлежат супружеским парам, но все они объединены в единую централизованную систему.

! Более 20 миллионов американцев в настоящее время зарабатывают себе на жизнь, работая дома. Более 60% из них — женщины.

! Самая большая франчайзинговая компания на настоящий момент — Amway, которую создали Ричард ДеВос и Джей Ван Андел в 1959 г. в Мичигане. К 1999 г. в ней работали 3 млн человек, продававших 5000 наименований продукции Amway в 80 странах, а общий объем продаж составлял 5 млрд долларов.

! Япония является крупнейшим в мире рынком прямых продаж, в котором участвуют 1,2 млн женщин-распространителей и чей оборот превышает 20 млрд долл. в год.

! В 1963 г. Мэри Кей Эш основала компанию Mary Kay Cosmetics, которая видела свою задачу в том, чтобы предоставить женщинам возможности заняться бизнесом и одновременно научить их заботиться о своей внешности. Сегодня годовой оборот деятельности 275 000 ее консультантов составляет около 1 млрд долл.

Но самой крупной развивающейся сетью на данный момент является Интернет, объединяющий тысячи отдельных компьютерных сетей и предоставляющий возможность любому человеку продавать свою продукцию клиентам по всему миру.

Особенно важную роль играют небольшие компании в обеспечении занятости населения. По словам Джона Найсбита, «в США практически все новые рабочие места возникают за счет молодых предпринимательских компаний. В 1980-е годы в Америке появилось 22 млн новых рабочих мест; именно настолько больше людей к концу восьмидесятых было занято на оплачиваемой работе. И 90% из этих 22 млн рабочих мест было создано в компаниях, штат которых не превышал 50 человек. Это и есть новая экономика. Именно это и создает новые возможности для получения больших прибылей. Поэтому если вы хотите узнать, что такое новая компания, обратите внимание на молодые, недавно возникшие, а не на старые, медленно меняющиеся, консервативные фирмы».

Такие компании остро нуждаются в новых методах мышления и концептуальных навыках, в умении рисковать, экспериментировать, а также быть открытыми к изменениям и новым возможностям. Чему из этого нас учат в школе?

Новая эра досуга

Британский педагог, радиожурналист и бизнес-консультант Чарльз Хэнди в книге «Эпоха абсурда» (Charles Handy, The Age of Unreason) приводит впечатляющие данные. Когда в 1940-х годах он начинал работать, любой работающий человек за всю свою жизнь проводил на оплачиваемой службе 100 000 часов, хотя мы никогда и не задумывались об этом. Но действительно, мы работали, в среднем, около 47 часов в неделю, 47 недель в году в течение 47 лет — обычно начиная с 16, 17 или 18 лет. В сумме это составляло чуть больше 100 000 часов за всю жизнь. Хэнди прогнозирует, что очень скоро, по меньшей мере, в развитых странах, работа за деньги будет отнимать у нас только около 50 000 часов жизни. По его мнению, мы будем делить ее на различные по продолжительности, удобные для нас «куски».

Средняя продолжительность жизни мужчины в настоящее время составляет не менее 70 лет — в сумме это 600 000 часов. Если мы будем тратить на сон 200 000 часов и только 50 000 часов проводить на оплачиваемой работе, у нас окажется более 350 000 часов на отдых, образование, путешествия, хобби и все остальное.

Отдых, туризм и образование (учиться люди будут на протяжении всей своей жизни) станут наиболее активно развивающимися сферами экономики. Уже сейчас очевидны некоторые тенденции. В 90-х годах ежегодно по миру путешествовало полмиллиарда туристов. По прогнозам, уже не за горами цифра в 1 миллиард.

В середине 1980-х гг. в перенаселенной Японии была поставлена цель — к 1991 г. 10 млн ее граждан должны отдыхать за границей". Эта цель была успешно достигнута. Более 90% японских молодоженов проводят медовый месяц в других странах.

Во Флориде ежегодно 33 млн туристов стекаются в некогда болотистый край Орландо благодаря фантазии Уолта Диснея и деятельности его преемников. Францию каждый год посещают 55 млн иностранцев, а 23,6 млн туристов, ежегодно приезжающих в Великобританию, тратят там 17,5 млрд долл. Главный аэропорт Лондона в Хитроу одновременно является и крупнейшим торговым центром, годовой оборот за счет розничной торговли в котором составляет 500 млн долл.

Балтимор в штате Мэриленд, некогда грязный, захудалый портовый городок, сегодня привлекает своими развлекательными аттракционами на перестроенной набережной восемь миллионов туристов в год. Гигантская Американская аллея (Mall of America) в Миннесоте представляет собой раскинувшийся на семи акрах парк развлечений — несколько видоизмененный и дополненный калифорнийский парк Knotts' Berry Farm. Компания Sega открыла три тематических парка виртуальной реальности в Японии, один — в Лондоне, и планирует открыть еще 50 подобных парков по всему миру. Компания Hyatt собирается в течение следующих нескольких лет открыть 25 отелей в стиле «фэнтази». Парк Legoland в Виндзоре является одной из новейших туристических достопримечательностей в Великобритании. А токийский Диснейленд — крупнейший туристический развлекательный центр в Японии.

Туризм является одной из немногих индустрии, способных создавать огромное количество новых рабочих мест. Для его развития потребуется обучение персонала иностранным языкам и навыкам проявления гостеприимства, кроме того, необходимо понимание культурных особенностей разных стран, а также выработка свежих, неожиданных подходов к организации досуга. И не последней задачей образования станет помощь в подготовке всех граждан к вступлению в новую эпоху досуга.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...