Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Консультативный пункт




09: 00 -13: 00

Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с учащимися, зачисленными на логопункт

14: 00 – 15: 00

Индивидуальные и подгрупповые консультации для педагогов

15: 00 -16: 00

Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с учащимися, зачисленными на логопункт

16: 00 – 18: 00

Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с учащимися, зачисленными на кружок «Звуковичок».

09: 00 -13: 00

Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с воспитанниками, зачисленными на логопункт

14: 00 – 15: 00

Индивидуальные и подгрупповые консультации для педагогов

15: 00 -16: 00 Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с учащимися, зачисленными на логопункт

16: 30 – 18: 00

Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с учащимися, зачисленными на кружок «Звуковичок».

09: 00 -13: 00

Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с учащимися, зачисленными на логопункт

14: 00 – 15: 00

Индивидуальные и подгрупповые консультации для педагогов

15: 00 -17: 00

Индивидуальная коррекционно – развивающая деятельность

с детьми по коррекции звуко-произношения

16: 00 – 18: 00

Консультативный пункт

(Индивидуальные и групповые консультации для родителей)

 

2. 3. Цели и задачи обследования

Коррекционную работу учителя-логопеда определяют результаты обследования речи ребенка школьного возраста.

Это обусловливает специфику при исследовании всех сторон речи в совокупности проявлений ее возможностей и тех недостатков, которые могут привести к затруднениям в овладении навыками письма, чтения, что может повлечь за собой неуспешность обучения в целом.

Специалист в области речевой патологии, работающий в школе, должен четко представлять, что он «ищет», и по факту умело это интерпретировать: прогнозировать (для учащихся 1-х классов) или констатировать (для учащихся остальных классов) нарушения письменной формы речи с учетом их причин и следствий.

Цель: Обследование состояния устной и письменной речи в совокупности проявлений.

Задачи: 1. Дать характеристику устной речи.

 2. Установить наличие специфических ошибок в письме и чтении (в случае сформированности навыков), в письменной речи или прогнозировать их возникновение.

3. Предположить: возможности речевой мотивационно регулятивно контрольной деятельности; механизм проявляющихся речевых нарушений; состояние других, не только речевых, высших психических функций. Определить направления коррекционно-развивающей работы в соответствии с логопедическим заключением.

Диагностика учащихся 1-х классов состоит из 3-х блоков:

)1-й – проводится в конце февраля.

Акцентом является формирование у детей зрительно-моторной координации, фонематического восприятия, умение слушать и слышать обращенную речь, темп выполнения работы;

2 й блок проводится в марте.

Определяется навык дифференциации графического образа букв, фонематическое восприятие, память, внимание;

3-й блок в апреле.

Определяет уровень сформированности навыка письма и чтения.

Дети, попавшие в «зону риска» обследуются дополнительно (звукопроизношение, лексические и грамматические ошибки в устной речи, уровень развития связной речи).

Собранный диагностический материал является обоснованием и убедительным аргументом в беседе с родителями.

Для более конструктивной, положительной эмоциональной атмосферы при беседе с родителями, предлагаю следующий материал:

1. Памятка для родителей и ученика

2.  Индивидуальная карточка развития ребенка

3.  Договор между родителем и логопедом

4. Полученные данные заносятся в речевую карту ребенка

5. Речевая карта – авторская.

Поскольку речевая карта является основным документом логопеда, следовательно, правильно заполненная речевая карта свидетельствует о профессиональной грамоте специалиста.

Представленная речевая карта поможет правильно идентифицировать отклонения, отследить динамику речевого развития, правильно определится с выбором коррекционно-развивающим блоком.

Речевая карта соответствует современным требованиям ФГОС.

Имея на руках рекомендации ПМПК. (выписка), логопед формирует группы, расписание занятий, разрабатывает план общей организации работы учителя-логопеда, карты отслеживания динамического развития учащихся с ОВЗ и т. д.

 Предлагаю следующую рекомендательную документацию:

 1. План индивидуального развития ребенка, направленный на формирование фонематических процессов, слоговой структуры слова, обогащение словарного запаса с ребенком ОВЗ

2. Групповая карта

3. Календарно-тематический план

4. Карта отслеживания динамического речевого развития учащихся с ОВЗ

5 Оценка достижений

6. Портфолио – коррекция нарушений письменной речи

 7. План-схема общей организации работы учителя-логопеда

8. Отчет о работе

2. 4. Взаимодействие с родителями

Тесное сотрудничество родителей и логопеда приносит более эффективный результат в коррекционную работу. Поэтому нужно грамотно спланировать этот процесс. Моделирование работы учителя-логопеда с родителями – это прежде всего планирование лектория по просвещению, обучению родителей и привлечение их к коррекционной работе. Успешный результат работы во многом зависит от профессионально спланированных действий. Учитель-логопед должен скрупулёзно разработать тактику и стратегию взаимодействия с родителями учащегося с ЗПР., опираясь на следующие принципы:

 • В осуществлении работы с родителями решение поставленных коррекционных задач должно происходить через разнообразные формы с использованием различных методов и приёмов.

• Осуществление дифференцированного и строго индивидуального подхода к каждому родителю. •

Учёт конкретных социальных и бытовых условий, в которых воспитывется ребёнок.

• Во взаимосвязи с родителями предполагается систематичность и комплексность работе всего педагогического состава и специалистов.

 Совместная работа логопеда с родителями становится необходимой и неотъемлемой частью коррекционного процесса.

Важно настроить родителей на партнёрские отношения с сыном или дочерью во время выполнения домашних заданий.

Перечень основных психологических приёмов, которые позволят сохранить данное условие.

· 1. Использовать легкие задания для того, чтобы ребёнок получил позитивный опыт достижения успеха.

· 2. Уделять большое внимание чтению, особенно в начальной школе.

· 3. Выполнять коррекционные упражнения нужно в игровой форме и в непринуждённой обстановке.

· 4. Наглядно-образное мышление является ведущим типом мыслительной деятельности в младшем школьном возрасте.

· 5. Чтобы ребёнку было проще справляться с учебными заданиями стоит предлагать ему аналогичные повседневные, бытовые ситуации.

· 6. Качественное усвоение учебного материала невозможно без навыков самоконтроля.

Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводится домашним заданиям.

Основные правила работы при выполнении домашних заданий логопеда:

1. Логопедические домашние задания выдаются в пятницу и возвращаются в понедельник.

2. Домашнее задание ребенок выполняет с родителями в течение 5–20 минут в день.

3.  Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.

4.  Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом.  

5.  Консультацию о правильном её выполнении вы может получить у логопеда.

6. Ваша речь должна быть образцом для ребенка.

7.  Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи.

8.  Однако, когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т. е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напомнить о его правильном произношении.

9.  Пусть выполнение домашних заданий станет для ребенка игрой.

10. Приучайте ребенка бережно относиться к тетради и прилагаемым карточкам.

  Что может входить в домашние задания:

-Задание на развитие артикуляционной моторики.

- Задание на развитие мелкой моторики.

-Задание на развитие направленной воздушной струи.

 -Задание на автоматизацию поставленного звука.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха:

Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное.  

При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты.

Игры, которые способствуют развитию фонематического слуха: игра «Будь внимателен! », «Поймай звук», «Поймай слово», «Исправь меня».

Игры и упражнения для развития грамматического строя речи:

Грамматический строй языка ребенок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс овладения грамматическим строем речи сложный и длительный. Игры, которые необходимо использовать для развития грамматического строя речи: «Один – много», «Посчитай-ка (от 1 до 5)», «Чего не стало? », «Измени предложение», «Назови ласково».

В современных условиях становится необходимым учителю-логопеду использовать нетрадиционные формы работы с родителями:

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», «дерево вопросов», куда родители могут помещать волнующие их вопросы.

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Используя мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с детьми

Нетрадиционные родительские собрания:

«Душевный разговор»-такая встреча может быть рассчитана не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (например, нарушение звукопроизношения и др. ). Можно провести анкетирование по теме, обыгрывание ситуаций, демонстрацию коротких видеофильмов или видеофрагментов.

« Семинар – практикум»- на собрании могут выступать логопед, дефектолог, психолог, родители. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.

Тренинг – это интенсивное обучение, направленное на развитие определённых навыков. Главное его отличие от других форм работы – в том, что на тренинге каждому участнику становятся доступны не только опыт и знания педагога, ведущего эти занятия, но и знания и опыт других участников.

«Мастер – класс»- встреча, подготовленная в форме мастер-класса, предполагает, что педагоги, родители могут провести маленький урок, т. е. поделиться опытом по воспитанию и развитию детей, продемонстрируют свои достижения в той или иной области.

 «Вечера вопросов и ответов»- предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие вопросы. В ходе обсуждения вопросов со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.

Зачастую современным родителям бывает трудно найти время для посещения дошкольного учреждения, школы, для общения с педагогом, особенно если они не видят в этом необходимости. Задача логопеда в работе с родителями состоит не только в том, чтобы помочь осознать свою роль в процессе развития ребенка, но и в том, чтобы убедить родителей в необходимости совместной с логопедом ежедневной кропотливой работы по преодолению речевых нарушений у ребенка.

Поэтому современный педагог наряду с традиционными формами работы с родителями должен использовать и нестандартные формы – компьютерные технологии. Например, сетевые сообщества, собственный сайт учителя-логопеда, электронную почту, Ватсап и др.

III. Рекомендации

3. 1 Артикуляционная гимнастика.

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа арти­куляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).

Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны, желательно заранее разуче­ны перед зеркалом.

Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необ­ходимо ежедневно по несколько минут.

Выполняются артикуляционные упражнения как сидя, так и стоя.

Темп выполнения и количество упражнений постепенно уве­личивается.

Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упраж­нений под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-головными упражнениями (упражнения выполня­ются от 5 до 10-15 раз).

 

Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

I. Упражнения для нижней челюсти:

1. Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько се­кунд.

2. Жевательные движения с сомкнутыми губами.

3. Легкое постукивание зубами — губы разомкнуты.

4. «ЗАБОРЧИК» - верхняя че­люсть стоит на нижней, губы в улыбке

II. Упражнения для губ:

1. «УЛЫБКА» — растягивание разомк­нутых губ (зубы сжаты) (Рис. 1),

2. «ТРУБОЧКА» («ХОБОТОК») - вытягивание губ вперед, (рис. 2).

3. Чередование «УЛЫБКИ» и «ТРУ­БОЧКИ»

(Три предыдущих упражнения выполня­ются также с сомкнутыми губами).

4. Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам.

5. Вытягивание нижней губы под верх­нюю.

 

III. Упражнения для языка: (рот широко раскрыт, нижняя че­люсть неподвижна):

1. «БОЛТУШКА» — движения языком вперед-назад.

2. «ЧАСИКИ» — вправо-влево, (рис. 4).

«КАЧЕЛИ» - вверх-вниз, (рис. За, б).

 

 

4. Круговые движения языком.

5. «ЛОШАДКИ» - цоканье (щелканье) языком.

6. «ЛОПАТКА» - широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на ниж­ней губе, (рис. 5).

7. «ИГОЛОЧКА» - узкий, напряженный язык высунут вперед, (рис. 6).

8. «ЖЕЛОБОК» — высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

9. «ГРИБОК» — широкий плоский язык присасывается к твердому небу, бо­ковые края языка прижаты к корен­ным зубам, (рис. 7).

10. «ЧАШЕЧКА» — широкий язык в фор­ме чашечки поднят кверху, края при­жаты к верхней губе, (рис. 8).

11 «КИСКА СЕРДИТСЯ» - выгибание вверх и продвижение вперед спин­ки языка, кончик языка при этом при­жимается к нижним зубам

12. «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК» — а) покусывание кончика широкого языка («ЛОПАТКА»), губы при этом в улыбке; б) пошле­пывание широкого расслабленного языка («ЛОПАТКА») расслабленны­ми губами.

 

3. 2. Дыхательно-голосовые упражнения

(Примерный комплекс, дополняется в процессе артикуляционной и пальчиковой гимнастики (разминки) по 3-10 раз каждое упражнение).

1. Глубокий вдох через нос - продолжительный выдох через рот.

2. «ЗАМОРОЗИМ ПОДБОРОДОК» - втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.

3 «ЗАМОРОЗИМ ЛАДОШКУ» - растянуть сомкнутые губы, тыльную сторону ладони подставить под подбородок, длительно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони.

4. Повторить упр. 2, 3 с дополнением: шепотом произносить слог ФА на одном усиленном выдохе.

5. «ПОГРЕЕМ ЛАДОШКИ» — руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см от рта, дуть теплым воз­духом на ладони.

6. Повторить упр. 5 с дополнением: шепотом на одном уси­ленном выдохе произносить слог ХА.

7. Длительное произнесение на одном выдохе гласных звуков сначала тихим, затем громким голосом: А (Э), У (О), Ы, И.

Последовательность произнесения может меняться. В те­чение нескольких дней звуки проговариваются вместе с взрослым, но обязателен контроль положения артикулля­ционной позы (губ) в зеркале.

В дальнейшем (через неделю, две, месяц... ) участие взрослого сводится только к беззвучному показу ребенку артикуляцтонной позы гласного звука. Ребенок отгадывает и самостоятельно произносит.

8. Произнесение на одном выдохе сочетаний из 2, затем 3 гласных звуков:

а) АУ, УА, АО, ОА, АИ, ИА, УИ, ИУ

б) АУИ, АИУ, УАИ, УИА, АОИ, АИО, ОАИ, ОИА...

9. Произнесение на одном выдохе одинаковых слогов:

а) ФА-ФА, ХА-ХА

б) ФА-ФА-ФА, ХА-ХА-ХА.

в) ФА-ФА ФА-ФА-ФА

ХА-ХА «---» ХА-ХА-ХА

10. Произнесение на одном выдохе слогов с разными глас­ными:

а) ХА-ХО-ХИ ХО-ХИ-ХА ХИ-ХА-ХО

б) ФА-ФО-ФУ-ФЫ ФО-ФУ-ФЫ-ФА ФУ-ФЫ-ФА-ФО ФЫ-ФА-ФА-ФУ

Примечание: звуки X, Ф берутся т. к они наиболее легкие в произно­шении и практически почти всегда бездефектны

3. 2. Развитие моторики рук.

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответ­ствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ре­бенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Не случай­но, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно

Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых в медлен­ном темпе. Темп и количество повторений постепенно увеличи­ваются.

Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомассаж, а также занятия изоб­разительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликаци­ей) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, карто­на, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т. д. ).

Особое место в развитии тонкой моторики занимает систе­матическая работа с ножницами (резание по контуру, выре­зывание предметов по контуру «на глаз»).

 

Примерный комплекс и образцы упражнений для пальчиковой гимнастики

(упражнения выполняются от 5 до 10-15 раз)

1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки впереди, вверху или в стороны), (рис. 9 а, б).

2. Выгибание и прогибание кистей рук одновременно, затем по очереди, (рис 10 а, б).

3. Упражнения с «замком» (пальцы переплетены, ладони сжа­ты): сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-вле­во, разжимание пальцев, не расцепляя «замка» - «СОЛ­НЕЧНЫЕ ЛУЧИ» (рис. 11а, б).

4. Упражнения с сомкнутыми ладонями с преодолением со­противления:

наклоны вправо-влево, вперед-назад (руки перед грудью), разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперед), (рис. 12а, б, в, г).

 

5. «НОЖНИЦЫ» - разведение паль­цев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих рук вместе, (рис. 13).

6. «КОГОТКИ» — сильное полусгиба­ние и разгибание пальцев, (рис. 14).

7. Надавливание ладонью одной руки на сомкнутые пальцы другой, преодолевая сопротив. (рис. 15).

8. Прогибание ладони одной руки по­лусжатым кулаком другой с пре­одолением сопротивления, (рис. 16).

9. Вращение больших пальцев (паль­цы, кроме больших, сцеплены в за­мок), затем сильно сжимать поду­шечки больших пальцев, (рис 17).

10. Сгибание и разгибание пальцев по очереди, начиная с мизинца, затем с большого, в кулак (одной руки, другой, двух одновременно) (рис. 18а, б).

11. «ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ» - соприкосновение поду­шечек пальцев с большим пальцем (правой руки, левой, двух одновременно).

12. «ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВА­ЮТСЯ» — соприкосновение по очереди подушечек пальцев правой и левой руки (большой с большим, указательный с указатель­ным и т. д. ), (рис. 19), а за­тем «КРЕПКОЕ РУКОПО­ЖАТИЕ» - надавливание подушечек пальчиков.

13. «КУЛАК - КОЛЬЦО» - пальцы одной руки сжима­ются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим обра­зуют кольцо, затем положения рук меняются

14. «КУЛАК — ЛАДОНЬ» — руки вытянуты вперед на уровне груди.

Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.

 

Упражнения для пальчиковой гимнастики за столом

1. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.

2. Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно.

3. Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе).

а) правой руки,

б) левой руки,

в) обеих рук одновременно.

4. Имитация игры на пианино.

5. Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на сто­ле).

6. «БЕГАЮТ ЧЕЛОВЕЧКИ» (указательный и средний пальцы правой, затем левой, потом обеих рук).

7. «ФУТБОЛ» — забивание шариков, палочек одним, двумя пальцами.

8. Поочередная смена положения рук «КУЛАК — ЛАДОНЬ — РЕБРО». Выполняется сначала правой, затем левой, потом двумя ру­ками вместе. Порядок движений меняется.

9. Надавливание поочередно подушечками пальцев на повер­хность стола. Выполняется сначала одной, затем другой, а после этого обеими руками одновременно.

10. Постукивание поочередно подушечками пальцев по столу одной, другой руки, а затем обеих рук одновременно.

 

4. Самомассаж кистей и пальцев рук.

1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной

руки на основании большого пальца, середину ладони, ос­нование пальцев другой руки, (рис. 20). Затем положение рук меняется.

2. Растирание ладоней шести­гранным карандашом с посте­пенным увеличением усилий, (рис. 21)

3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз, (рис. 22).

4. Растирание боковых поверх­ностей сцепленных пальцев, (рис. 23).

5. Разминание, затем растира­ние каждого пальца вдоль, затем поперек, (рис. 24).

6. Грецкий орех положить между ладо­нями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перека­тывая один через другой, одной ру­кой, затем другой, (рис. 25).

7. Надавливание незаточенных каран­дашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.

8. Разминание кисти правой руки паль­цами левой и наоборот, затем по­очередное растирание.

 

3. 3. Тексты для пересказа

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...