Консультативный пункт
09: 00 -13: 00 Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с учащимися, зачисленными на логопункт 14: 00 – 15: 00 Индивидуальные и подгрупповые консультации для педагогов 15: 00 -16: 00 Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с учащимися, зачисленными на логопункт 16: 00 – 18: 00 Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с учащимися, зачисленными на кружок «Звуковичок». 09: 00 -13: 00 Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с воспитанниками, зачисленными на логопункт 14: 00 – 15: 00 Индивидуальные и подгрупповые консультации для педагогов 15: 00 -16: 00 Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с учащимися, зачисленными на логопункт 16: 30 – 18: 00 Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с учащимися, зачисленными на кружок «Звуковичок». 09: 00 -13: 00 Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с учащимися, зачисленными на логопункт 14: 00 – 15: 00 Индивидуальные и подгрупповые консультации для педагогов 15: 00 -17: 00 Индивидуальная коррекционно – развивающая деятельность с детьми по коррекции звуко-произношения 16: 00 – 18: 00 Консультативный пункт (Индивидуальные и групповые консультации для родителей)
2. 3. Цели и задачи обследования Коррекционную работу учителя-логопеда определяют результаты обследования речи ребенка школьного возраста. Это обусловливает специфику при исследовании всех сторон речи в совокупности проявлений ее возможностей и тех недостатков, которые могут привести к затруднениям в овладении навыками письма, чтения, что может повлечь за собой неуспешность обучения в целом.
Специалист в области речевой патологии, работающий в школе, должен четко представлять, что он «ищет», и по факту умело это интерпретировать: прогнозировать (для учащихся 1-х классов) или констатировать (для учащихся остальных классов) нарушения письменной формы речи с учетом их причин и следствий. Цель: Обследование состояния устной и письменной речи в совокупности проявлений. Задачи: 1. Дать характеристику устной речи. 2. Установить наличие специфических ошибок в письме и чтении (в случае сформированности навыков), в письменной речи или прогнозировать их возникновение. 3. Предположить: возможности речевой мотивационно регулятивно контрольной деятельности; механизм проявляющихся речевых нарушений; состояние других, не только речевых, высших психических функций. Определить направления коррекционно-развивающей работы в соответствии с логопедическим заключением. Диагностика учащихся 1-х классов состоит из 3-х блоков: )1-й – проводится в конце февраля. Акцентом является формирование у детей зрительно-моторной координации, фонематического восприятия, умение слушать и слышать обращенную речь, темп выполнения работы; 2 й блок проводится в марте. Определяется навык дифференциации графического образа букв, фонематическое восприятие, память, внимание; 3-й блок в апреле. Определяет уровень сформированности навыка письма и чтения. Дети, попавшие в «зону риска» обследуются дополнительно (звукопроизношение, лексические и грамматические ошибки в устной речи, уровень развития связной речи). Собранный диагностический материал является обоснованием и убедительным аргументом в беседе с родителями. Для более конструктивной, положительной эмоциональной атмосферы при беседе с родителями, предлагаю следующий материал: 1. Памятка для родителей и ученика 2. Индивидуальная карточка развития ребенка
3. Договор между родителем и логопедом 4. Полученные данные заносятся в речевую карту ребенка 5. Речевая карта – авторская. Поскольку речевая карта является основным документом логопеда, следовательно, правильно заполненная речевая карта свидетельствует о профессиональной грамоте специалиста. Представленная речевая карта поможет правильно идентифицировать отклонения, отследить динамику речевого развития, правильно определится с выбором коррекционно-развивающим блоком. Речевая карта соответствует современным требованиям ФГОС. Имея на руках рекомендации ПМПК. (выписка), логопед формирует группы, расписание занятий, разрабатывает план общей организации работы учителя-логопеда, карты отслеживания динамического развития учащихся с ОВЗ и т. д. Предлагаю следующую рекомендательную документацию: 1. План индивидуального развития ребенка, направленный на формирование фонематических процессов, слоговой структуры слова, обогащение словарного запаса с ребенком ОВЗ 2. Групповая карта 3. Календарно-тематический план 4. Карта отслеживания динамического речевого развития учащихся с ОВЗ 5 Оценка достижений 6. Портфолио – коррекция нарушений письменной речи 7. План-схема общей организации работы учителя-логопеда 8. Отчет о работе 2. 4. Взаимодействие с родителями Тесное сотрудничество родителей и логопеда приносит более эффективный результат в коррекционную работу. Поэтому нужно грамотно спланировать этот процесс. Моделирование работы учителя-логопеда с родителями – это прежде всего планирование лектория по просвещению, обучению родителей и привлечение их к коррекционной работе. Успешный результат работы во многом зависит от профессионально спланированных действий. Учитель-логопед должен скрупулёзно разработать тактику и стратегию взаимодействия с родителями учащегося с ЗПР., опираясь на следующие принципы: • В осуществлении работы с родителями решение поставленных коррекционных задач должно происходить через разнообразные формы с использованием различных методов и приёмов. • Осуществление дифференцированного и строго индивидуального подхода к каждому родителю. •
Учёт конкретных социальных и бытовых условий, в которых воспитывется ребёнок. • Во взаимосвязи с родителями предполагается систематичность и комплексность работе всего педагогического состава и специалистов. Совместная работа логопеда с родителями становится необходимой и неотъемлемой частью коррекционного процесса. Важно настроить родителей на партнёрские отношения с сыном или дочерью во время выполнения домашних заданий. Перечень основных психологических приёмов, которые позволят сохранить данное условие. · 1. Использовать легкие задания для того, чтобы ребёнок получил позитивный опыт достижения успеха. · 2. Уделять большое внимание чтению, особенно в начальной школе. · 3. Выполнять коррекционные упражнения нужно в игровой форме и в непринуждённой обстановке. · 4. Наглядно-образное мышление является ведущим типом мыслительной деятельности в младшем школьном возрасте. · 5. Чтобы ребёнку было проще справляться с учебными заданиями стоит предлагать ему аналогичные повседневные, бытовые ситуации. · 6. Качественное усвоение учебного материала невозможно без навыков самоконтроля. Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводится домашним заданиям. Основные правила работы при выполнении домашних заданий логопеда: 1. Логопедические домашние задания выдаются в пятницу и возвращаются в понедельник. 2. Домашнее задание ребенок выполняет с родителями в течение 5–20 минут в день. 3. Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время. 4. Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. 5. Консультацию о правильном её выполнении вы может получить у логопеда. 6. Ваша речь должна быть образцом для ребенка. 7. Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи. 8. Однако, когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т. е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напомнить о его правильном произношении.
9. Пусть выполнение домашних заданий станет для ребенка игрой. 10. Приучайте ребенка бережно относиться к тетради и прилагаемым карточкам. Что может входить в домашние задания: -Задание на развитие артикуляционной моторики. - Задание на развитие мелкой моторики. -Задание на развитие направленной воздушной струи. -Задание на автоматизацию поставленного звука. Игры и упражнения для развития фонематического слуха: Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты. Игры, которые способствуют развитию фонематического слуха: игра «Будь внимателен! », «Поймай звук», «Поймай слово», «Исправь меня». Игры и упражнения для развития грамматического строя речи: Грамматический строй языка ребенок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс овладения грамматическим строем речи сложный и длительный. Игры, которые необходимо использовать для развития грамматического строя речи: «Один – много», «Посчитай-ка (от 1 до 5)», «Чего не стало? », «Измени предложение», «Назови ласково». В современных условиях становится необходимым учителю-логопеду использовать нетрадиционные формы работы с родителями: Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», «дерево вопросов», куда родители могут помещать волнующие их вопросы. Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Используя мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с детьми Нетрадиционные родительские собрания: «Душевный разговор»-такая встреча может быть рассчитана не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (например, нарушение звукопроизношения и др. ). Можно провести анкетирование по теме, обыгрывание ситуаций, демонстрацию коротких видеофильмов или видеофрагментов. « Семинар – практикум»- на собрании могут выступать логопед, дефектолог, психолог, родители. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Тренинг – это интенсивное обучение, направленное на развитие определённых навыков. Главное его отличие от других форм работы – в том, что на тренинге каждому участнику становятся доступны не только опыт и знания педагога, ведущего эти занятия, но и знания и опыт других участников. «Мастер – класс»- встреча, подготовленная в форме мастер-класса, предполагает, что педагоги, родители могут провести маленький урок, т. е. поделиться опытом по воспитанию и развитию детей, продемонстрируют свои достижения в той или иной области. «Вечера вопросов и ответов»- предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие вопросы. В ходе обсуждения вопросов со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения. Зачастую современным родителям бывает трудно найти время для посещения дошкольного учреждения, школы, для общения с педагогом, особенно если они не видят в этом необходимости. Задача логопеда в работе с родителями состоит не только в том, чтобы помочь осознать свою роль в процессе развития ребенка, но и в том, чтобы убедить родителей в необходимости совместной с логопедом ежедневной кропотливой работы по преодолению речевых нарушений у ребенка. Поэтому современный педагог наряду с традиционными формами работы с родителями должен использовать и нестандартные формы – компьютерные технологии. Например, сетевые сообщества, собственный сайт учителя-логопеда, электронную почту, Ватсап и др. III. Рекомендации 3. 1 Артикуляционная гимнастика. Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба). Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны, желательно заранее разучены перед зеркалом. Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут. Выполняются артикуляционные упражнения как сидя, так и стоя. Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается. Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-головными упражнениями (упражнения выполняются от 5 до 10-15 раз).
Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики I. Упражнения для нижней челюсти: 1. Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд. 2. Жевательные движения с сомкнутыми губами. 3. Легкое постукивание зубами — губы разомкнуты. 4. «ЗАБОРЧИК» - верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке II. Упражнения для губ: 1. «УЛЫБКА» — растягивание разомкнутых губ (зубы сжаты) (Рис. 1), 2. «ТРУБОЧКА» («ХОБОТОК») - вытягивание губ вперед, (рис. 2). 3. Чередование «УЛЫБКИ» и «ТРУБОЧКИ» (Три предыдущих упражнения выполняются также с сомкнутыми губами). 4. Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам. 5. Вытягивание нижней губы под верхнюю.
III. Упражнения для языка: (рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна): 1. «БОЛТУШКА» — движения языком вперед-назад. 2. «ЧАСИКИ» — вправо-влево, (рис. 4). «КАЧЕЛИ» - вверх-вниз, (рис. За, б).
4. Круговые движения языком. 5. «ЛОШАДКИ» - цоканье (щелканье) языком. 6. «ЛОПАТКА» - широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе, (рис. 5). 7. «ИГОЛОЧКА» - узкий, напряженный язык высунут вперед, (рис. 6). 8. «ЖЕЛОБОК» — высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух. 9. «ГРИБОК» — широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края языка прижаты к коренным зубам, (рис. 7). 10. «ЧАШЕЧКА» — широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края прижаты к верхней губе, (рис. 8). 11 «КИСКА СЕРДИТСЯ» - выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам 12. «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК» — а) покусывание кончика широкого языка («ЛОПАТКА»), губы при этом в улыбке; б) пошлепывание широкого расслабленного языка («ЛОПАТКА») расслабленными губами.
3. 2. Дыхательно-голосовые упражнения (Примерный комплекс, дополняется в процессе артикуляционной и пальчиковой гимнастики (разминки) по 3-10 раз каждое упражнение). 1. Глубокий вдох через нос - продолжительный выдох через рот. 2. «ЗАМОРОЗИМ ПОДБОРОДОК» - втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе. 3 «ЗАМОРОЗИМ ЛАДОШКУ» - растянуть сомкнутые губы, тыльную сторону ладони подставить под подбородок, длительно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони. 4. Повторить упр. 2, 3 с дополнением: шепотом произносить слог ФА на одном усиленном выдохе. 5. «ПОГРЕЕМ ЛАДОШКИ» — руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см от рта, дуть теплым воздухом на ладони. 6. Повторить упр. 5 с дополнением: шепотом на одном усиленном выдохе произносить слог ХА. 7. Длительное произнесение на одном выдохе гласных звуков сначала тихим, затем громким голосом: А (Э), У (О), Ы, И. Последовательность произнесения может меняться. В течение нескольких дней звуки проговариваются вместе с взрослым, но обязателен контроль положения артикулляционной позы (губ) в зеркале. В дальнейшем (через неделю, две, месяц... ) участие взрослого сводится только к беззвучному показу ребенку артикуляцтонной позы гласного звука. Ребенок отгадывает и самостоятельно произносит. 8. Произнесение на одном выдохе сочетаний из 2, затем 3 гласных звуков: а) АУ, УА, АО, ОА, АИ, ИА, УИ, ИУ б) АУИ, АИУ, УАИ, УИА, АОИ, АИО, ОАИ, ОИА... 9. Произнесение на одном выдохе одинаковых слогов: а) ФА-ФА, ХА-ХА б) ФА-ФА-ФА, ХА-ХА-ХА. в) ФА-ФА ФА-ФА-ФА ХА-ХА «---» ХА-ХА-ХА 10. Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными: а) ХА-ХО-ХИ ХО-ХИ-ХА ХИ-ХА-ХО б) ФА-ФО-ФУ-ФЫ ФО-ФУ-ФЫ-ФА ФУ-ФЫ-ФА-ФО ФЫ-ФА-ФА-ФУ Примечание: звуки X, Ф берутся т. к они наиболее легкие в произношении и практически почти всегда бездефектны 3. 2. Развитие моторики рук. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых в медленном темпе. Темп и количество повторений постепенно увеличиваются. Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т. д. ). Особое место в развитии тонкой моторики занимает систематическая работа с ножницами (резание по контуру, вырезывание предметов по контуру «на глаз»).
Примерный комплекс и образцы упражнений для пальчиковой гимнастики (упражнения выполняются от 5 до 10-15 раз) 1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки впереди, вверху или в стороны), (рис. 9 а, б). 2. Выгибание и прогибание кистей рук одновременно, затем по очереди, (рис 10 а, б). 3. Упражнения с «замком» (пальцы переплетены, ладони сжаты): сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево, разжимание пальцев, не расцепляя «замка» - «СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ» (рис. 11а, б). 4. Упражнения с сомкнутыми ладонями с преодолением сопротивления: наклоны вправо-влево, вперед-назад (руки перед грудью), разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперед), (рис. 12а, б, в, г).
5. «НОЖНИЦЫ» - разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих рук вместе, (рис. 13). 6. «КОГОТКИ» — сильное полусгибание и разгибание пальцев, (рис. 14). 7. Надавливание ладонью одной руки на сомкнутые пальцы другой, преодолевая сопротив. (рис. 15). 8. Прогибание ладони одной руки полусжатым кулаком другой с преодолением сопротивления, (рис. 16). 9. Вращение больших пальцев (пальцы, кроме больших, сцеплены в замок), затем сильно сжимать подушечки больших пальцев, (рис 17). 10. Сгибание и разгибание пальцев по очереди, начиная с мизинца, затем с большого, в кулак (одной руки, другой, двух одновременно) (рис. 18а, б).
11. «ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ» - соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем (правой руки, левой, двух одновременно). 12. «ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ» — соприкосновение по очереди подушечек пальцев правой и левой руки (большой с большим, указательный с указательным и т. д. ), (рис. 19), а затем «КРЕПКОЕ РУКОПОЖАТИЕ» - надавливание подушечек пальчиков. 13. «КУЛАК - КОЛЬЦО» - пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются 14. «КУЛАК — ЛАДОНЬ» — руки вытянуты вперед на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.
Упражнения для пальчиковой гимнастики за столом 1. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно. 2. Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно. 3. Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе). а) правой руки, б) левой руки, в) обеих рук одновременно. 4. Имитация игры на пианино. 5. Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе). 6. «БЕГАЮТ ЧЕЛОВЕЧКИ» (указательный и средний пальцы правой, затем левой, потом обеих рук). 7. «ФУТБОЛ» — забивание шариков, палочек одним, двумя пальцами. 8. Поочередная смена положения рук «КУЛАК — ЛАДОНЬ — РЕБРО». Выполняется сначала правой, затем левой, потом двумя руками вместе. Порядок движений меняется. 9. Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола. Выполняется сначала одной, затем другой, а после этого обеими руками одновременно. 10. Постукивание поочередно подушечками пальцев по столу одной, другой руки, а затем обеих рук одновременно.
4. Самомассаж кистей и пальцев рук. 1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основании большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки, (рис. 20). Затем положение рук меняется. 2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий, (рис. 21) 3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз, (рис. 22). 4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев, (рис. 23). 5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек, (рис. 24). 6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой, (рис. 25). 7. Надавливание незаточенных карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево. 8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
3. 3. Тексты для пересказа
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|