Делам в отношении отдельных категорий лиц
Статья 447. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам
Комментарий к статье 447
1. Действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц определяется прежде всего принципом равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ). В силу данного принципа уголовно-процессуальный закон действует одинаково в отношении всех, невзирая на пол, расу, национальность, язык, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, образование, отношение к религии, убеждения и другие обстоятельства. Однако действие закона по лицам может базироваться не только на принципе равенства, но и на некоторых иных основаниях. Изъятия из этого принципа и, соответственно, различное действие уголовно-процессуального закона по лицам допускаются также в силу ряда публично-правовых интересов. Так, должностное положение может обуславливать служебный иммунитет, т.е. особый порядок производства в отношении ряда категорий должностных лиц, включающий необходимость получения разрешений определенных инстанций на проведение в отношении этих лиц всех или некоторых процессуальных действий. Служебный иммунитет означает не приобретение такими лицами личных выгод, а гарантию эффективности выполнения ими важнейших государственных и общественных функций. Своим юридическим основанием он имеет не принцип равенства граждан, а другие правовые принципы - независимости судей, разделения властей и др.
Статья 448. Возбуждение уголовного дела
Комментарий к статье 448
1. Данная статья устанавливает не только порядок возбуждения уголовных дел, как следует из ее названия, но также порядок привлечения в качестве обвиняемых лиц, в ней перечисленных, и порядок изменения обвинения, которое может повлечь ухудшение положения лица.
2. Элементами этого порядка являются: - принятие соответствующего решения Председателем Следственного комитета РФ либо с его согласия (п. п. 1, 2, 3 - 8, 12, 13 - 14 ч. 1 ком. статьи), исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета РФ (п. 2.1), руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ (п. п. 9, 11) либо в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката - руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов - Председателем Следственного комитета РФ или его заместителем (п. 10); - предварительное получение соответствующим руководителем следственного органа перед принятием такого решения заключения особой коллегии из трех судей ВС РФ (п. п. 2, 2.1 ч. 1 ком. статьи) о наличии в деянии Генерального прокурора РФ или Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления; - предварительное получение согласия Совета Федерации или Государственной Думы Федерального Собрания РФ (п. 1 ч. 1 ком. статьи), Конституционного Суда РФ (п. 2), соответствующей квалификационной коллегии судей (п. п. 4 - 5). 2. Не допускается возбуждение в отношении судьи уголовного дела по ст. 305 УК (вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта) в случае, когда соответствующий судебный акт, вынесенный этим судьей, вступил в законную силу и не отменен в установленном процессуальным законом порядке <1>. -------------------------------- <1> См.: Постановление КС РФ от 18.10.2011 N 23-П.
3. Неприкосновенность членам Совета Федерации гарантируется только в течение срока их полномочий <1>.
-------------------------------- <1> См.: Определение КС РФ от 05.02.2009 N 249-О-О.
4. Заключение коллегии из трех судей ВС РФ о наличии в деянии Генерального прокурора РФ или Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления, о которых говорится в пунктах 2, 2.1 части 1 и в части 6 настоящей статьи, по своей юридической природе есть не что иное, как разрешение суда на возбуждение уголовного дела, либо привлечение лица в качестве обвиняемого, либо изменение предъявленного обвинения. По смыслу закона заключение должно быть мотивированным и может быть обжаловано. Согласно ч. 2 ком. статьи рассмотрение коллегией судей ВС РФ представления Председателя Следственного комитета РФ или исполняющего обязанности Председателя Следственного комитета РФ проводится в судебном заседании. Судебное заседание производится по общим правилам, предусмотренным УПК, в том числе с ведением протокола судебного заседания <1>. В соответствии с конституционно-правовым смыслом ч. 2 ст. 448, выявленным КС РФ, содержащаяся в ней норма во всяком случае не может рассматриваться как исключающая участие лица, заявившего о совершенном в отношении его преступлении, в судебном заседании при рассмотрении соответствующего представления прокурора и препятствующая обжалованию этим лицом заключения суда. Суд, давая заключение о наличии либо отсутствии в действиях лица признаков преступления, проверяет лишь достаточность представленных данных, указывающих на эти признаки, и правомерность утверждения о наличии оснований для возбуждения уголовного преследования в отношении лица и не вправе делать выводы, которые могут содержаться только в итоговом решении по уголовному делу <2>. -------------------------------- <1> См.: Определение СК по УД ВС РФ N 12-Дп02-13 по делу Симолкина. <2> См.: Определение КС РФ от 14.12.2004 N 452-О.
5. Представляется, что исключение ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31.10.2003 и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999 и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" из ком. статьи такого условия возбуждения уголовного дела или привлечения в качестве обвиняемого в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, прокуроров, руководителей следственных органов, следователей, адвокатов, как предварительное получение судебного заключения о наличии в их действиях признаков преступления, не будет реально способствовать усилению борьбы с коррупцией. Напротив, судебный контроль над возбуждением уголовного дела в отношении указанных лиц призван оградить их публичную процессуальную самостоятельность, которая необходима в целях сохранения ими добросовестности и эффективности, в том числе при противодействии коррупции в самих правоохранительных и судебных органах. Следует учитывать, что КС РФ ранее сформулировал по данному вопросу правовую позицию, согласно которой такое условие возбуждения уголовного дела или привлечения в качестве обвиняемого в отношении судьи, как заключение коллегии судей, выступает в механизме обеспечения института неприкосновенности судей в качестве одной из дополнительных гарантий (наряду с согласием квалификационной коллегии судей) их конституционных прав, в том числе права на судебную защиту <1>. Отказ от подобной гарантии в отношении прокуроров, руководителей следственных органов, следователей и адвокатов нецелесообразен еще и потому, что ставит первые три категории лиц в худшее положение по сравнению с адвокатами, для которых гарантии против незаконного проведения в отношении них следственных действий предусмотрены ч. 3 ст. 8 ФЗ от 03.05.2002 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". При этом нельзя не принимать во внимание, что конституционная правомерность установления такой юридической защиты адвокатов подтверждена КС РФ <2>.
-------------------------------- <1> Определение от 14.12.2004 N 452-О по жалобе гражданки Л.А. Шевелевой на нарушение ее конституционных прав пунктом 4 части первой статьи 448 УПК РФ // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. N 3.
<2> См.: Определение КС РФ от 08.11.2005 N 439-О по жалобе гр. С.В. Бородина, В.Н. Буробина, А.В. Быковского и других на нарушение их конституционных прав статьями 7, 29, 182 и 183 УПК // РГ. 31.01.2006. N 18.
6. КС РФ указал, что "...часть первая статьи 175 УПК Российской Федерации, определяя действия следователя в случае выявления в ходе предварительного следствия оснований для изменения предъявленного обвинения, не оговаривает специально возможность вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого в связи с совершением преступления, относительно которого уголовное дело не было возбуждено. Напротив, она предполагает необходимость соблюдения в таком случае общих положений статей 171 и 172 УПК РФ, регламентирующих привлечение лица в качестве обвиняемого по расследуемому уголовному делу, а также статей 140, 146 и 153 УПК Российской Федерации, в силу которых при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, должно быть вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, которое при наличии других уголовных дел о совершенных тем же лицом преступлениях может быть соединено с ними в одном производстве" <1>. Тем не менее по смыслу ч. 1 ком. статьи в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 447, при обнаружении признаков совершенного преступления и после выполнения ряда действий по преодолению их служебного иммунитета может быть принято решение о привлечении в качестве обвиняемого без предварительного вынесения постановления о возбуждении дела - при условии, если уголовное дело ранее было возбуждено в отношении других лиц и т.д. -------------------------------- <1> Определение КС РФ от 21.12.2006 N 533-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Р.Т. Геворкяна на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 175 УПК РФ // Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии. 2007. N 6.
Статья 449. Задержание
Комментарий к статье 449
1. Данная статья существенно расширяет гарантии неприкосновенности личности названных в ней лиц. Так, в соответствии с п. "б" ч. 2 ст. 19 ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" член Совета Федерации, депутат Государственной Думы могут быть задержаны с согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ. В соответствии же с данной статьей запрет на их задержание в порядке ст. 91 УПК РФ (за исключением случаев задержания на месте преступления) является абсолютным. Вместе с тем согласно ч. 4 ст. 17 ФЗ "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" при исполнении сотрудником органов Федеральной службы безопасности служебных обязанностей его задержание без официального представителя органов Федеральной службы безопасности или решения суда не допускается. Представляется, что приоритет в этих случаях имеют нормы УПК.
Статья 450. Особенности избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий
Комментарий к статье 450
1. Часть 1 ком. статьи устанавливает общее правило о том, что следственные и иные процессуальные действия в отношении лица, обладающего служебным иммунитетом, проводятся в общем порядке (с изъятиями, установленными ст. 449), если это лицо приобрело статус подозреваемого или обвиняемого в соответствии со ст. 448 УПК. 2. Когда данное лицо еще не имеет формального положения подозреваемого или обвиняемого, то те процессуальные действия, которые требуют судебного разрешения, проводятся в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 448. Это также означает, в частности, что в отличие от общего порядка (предусмотренного ст. ст. 108, 165 УПК) судебное разрешение получает соответствующий руководитель СО, а не следователь. 3. Изъятия из указанного выше правила установлены в ст. 449 (запрет задержания некоторых лиц) и ч. ч. 2 - 4 ст. 450. В частях 2 - 3 ком. статьи предусмотрено получение дополнительного разрешения определенных органов на исполнение уже принятого судебного решения об избрании заключения под стражу, а в части 3 еще и обыска. При этом в части 2 ком. статьи особый порядок исполнения обыска в отношении судей исключен ФЗ от 24.07.2002 "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" <1>, а в корреспондирующей с ней части 4 ком. статьи законодатель "забыл" исключить слова "или обыска", которые не должны приниматься во внимание при применении данных норм. -------------------------------- <1> См.: СЗ РФ. 29.07.2002. N 30. Ст. 3015.
4. В ком. статью 26.04.2007 ФЗ N 64-ФЗ был введен пункт 4.1, а ФЗ от 24.07.2007 N 214-ФЗ в него внесены поправки. Этот пункт предусматривает, что в отношении зарегистрированных кандидатов в депутаты и в Президенты РФ может быть возбуждено ходатайство об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей не только следователем, но и дознавателем. Возникает вопрос о том, как ходатайство может быть возбуждено дознавателем, если согласно ст. 151 УПК (п. "б" ч. 2 и п. 7 ч. 3) по этой категории дел предварительное расследование всегда осуществляется следователями Следственного комитета РФ. Представляется, что дознаватель не вправе возбуждать такое ходатайство. 5. Применение в отношении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы меры пресечения в виде домашнего ареста должно производиться также лишь по судебному решению и с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы <1>. -------------------------------- <1> См.: п. 5 Постановления КС РФ от 29.06.2004 по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 УПК РФ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы // СЗ РФ. 05.07.2004. N 27. Ст. 2804.
6. В соответствии с ч. 3 ст. 8 ФЗ от 03.05.2002 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" проведение любых следственных действий в отношении адвоката допускается только на основании судебного решения, причем независимо от того, производятся они в его жилище или в служебном помещении, было ли в отношении его возбуждено уголовное дело и был ли адвокат привлечен в качестве обвиняемого на основании заключения судьи. Конституционный Суд РФ, рассмотрев данный вопрос, определил, что нормы УПК РФ в их конституционно-правовом истолковании в системном единстве с положениями пункта 3 статьи 8 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" не предполагают возможность производства обыска в служебном помещении адвоката или адвокатского образования без принятия об этом специального судебного решения <1>. -------------------------------- <1> См.: Определение КС РФ от 08.11.2005 N 439-О по жалобе гр. С.В. Бородина, В.Н. Буробина, А.В. Быковского и других на нарушение их конституционных прав ст. ст. 7, 29, 182 и 183 УПК РФ // СЗ РФ. 30.01.2006. N 5. Ст. 633.
Статья 451. Направление уголовного дела в суд
Комментарий к статье 451
1. О процедуре возбуждения уголовного дела в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом, и о привлечении их в качестве обвиняемых см. ком. к ст. 448 УПК. 2. Комментируемая статья не устанавливает каких-либо особенностей окончания предварительного расследования по делам в отношении отдельных категорий лиц. Лишь уголовное дело в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом РФ (ст. 452). Если расследование в отношении таких лиц заканчивается, а уголовное дело было возбуждено или привлечение в качестве обвиняемого состоялось без соблюдения процедуры, предусмотренной ст. 448, то результаты расследования не имеют юридической силы как полученные с нарушением процессуального закона (ч. 3 ст. 7).
Статья 452. Рассмотрение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда
Комментарий к статье 452
1. Положения данной статьи не распространяются на судей конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, мировых судей, а также присяжных заседателей. 2. Соответствующее ходатайство может быть заявлено до начала судебного разбирательства. Однако согласно п. 51 ст. 5 судебное разбирательство - это судебное заседание судов первой, второй и надзорной инстанций. Следовательно, такое ходатайство может быть заявлено до начала судебного заседания суда не только первой, но также второй и надзорной инстанций. То есть по буквальному смыслу данной статьи, если до начала судебного заседания суда первой инстанции, а также апелляционного, кассационного или надзорного суда обвиняемый заявит ходатайство о рассмотрении его дела Верховным Судом РФ, дело передается по подсудности в Верховный Суд (ч. 4 ст. 31), и тот должен принять его к производству соответственно в качестве первой, второй либо надзорной инстанции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|