И международными организациями.
Статья 453. Направление запроса о правовой помощи
Комментарий к статье 453
1. Правовая помощь по уголовным делам - это основанная на внутреннем законодательстве деятельность компетентных органов запрашиваемого государства по исполнению в соответствии с условиями международного договора или на основе принципа взаимности поручений судебных и иных компетентных органов запрашивающего государства о производстве на территории запрашиваемого государства процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий по расследуемому или рассматриваемому в суде в запрашивающем государстве уголовному делу. Основным признаком, отличающим правовую помощь по уголовным делам от иных форм сотрудничества в области уголовного судопроизводства, служит то, что запрашивающее государство частично передает свою компетенцию по уголовному делу другому (запрашиваемому) государству. 2. От договоров об оказании правовой помощи по уголовным делам отличаются поручения, направляемые на условиях взаимности в случаях, когда соответствующие межгосударственные соглашения отсутствуют. Вместе с тем поручения на условиях взаимности также относятся к категории международных (межведомственных) договоров. 3. В части 3 ком. статьи указаны ведомства, через которые должны направляться и получаться запросы. Однако в соответствии с пунктом 7 оговорок, сделанных Россией при ратификации Европейской конвенции 1959 г., в случаях, не терпящих отлагательства, запрос может быть направлен непосредственно через судебные органы, под которыми для России в целях этой Конвенции понимаются суды и органы прокуратуры.
Статья 454. Содержание и форма запроса
Комментарий к статье 454
1. Помимо указанных в данной статье сведений, в запросе об оказании правовой помощи целесообразно сообщать: о его цели, характере расследования или судебного разбирательства, наименовании и компетенции органа, осуществляющего производство по делу (особенно это важно для точного выполнения запросов по делам, расследуемым следователями военной прокуратуры, ФСБ и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ); необходимости использования конкретной процедуры или условий, соблюдение которых желательно для запрашивающей стороны; сроки, в течение которых ожидается исполнение запроса. 2. Если в запросе ставится вопрос о применении мер принуждения (обыск, выемка, наложение ареста на имущество и т.п.), которые в соответствии с порядком, действующим у запрашиваемой стороны, требуют получения в этом государстве ордера компетентного учреждения юстиции, к запросу следует прилагать документы, подтверждающие обоснованность предположения или утверждения, что соответствующие предметы находятся на территории запрашиваемого государства в определенном месте или у определенного лица. 3. К запросу обычно прилагаются заверенные и в установленных случаях санкционированные надлежащим органом юстиции постановления о производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Постановления о производстве обыска, выемки, наложения ареста на имущество, почтово-телеграфную корреспонденцию направляются в подлинниках. Прочие материалы могут предоставляться в копиях, заверенных подписью следователя с указанием его должности и гербовой печатью органа расследования.
Статья 455. Юридическая сила доказательств, полученных на территории иностранного государства
Комментарий к статье 455
1. Данной статьей установлена презумпция допустимости доказательств, полученных на территории иностранного государства, если они заверены и переданы в установленном порядке. При этом, согласно буквальному содержанию настоящей статьи, эти доказательства пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории РФ в полном соответствии с требованиями настоящего Кодекса. Представляется, что требование признания юридической силы указанных доказательств распространяется только на их допустимость. Относимость их к данному уголовному делу и достоверность определяются по общим правилам УПК РФ.
2. По смыслу ком. статьи иностранные доказательства обладают юридической силой лишь в случае, если они получены в соответствии с международными договорами РФ. Таким образом, если в процессе производства по уголовному делу выяснится, что эти доказательства были получены с нарушениями условий справедливого судебного разбирательства, предусмотренных ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (лицо не было своевременно и на понятном ему языке уведомлено о предъявленном ему обвинении или не имело достаточного времени и возможностей для подготовки своей защиты, либо возможности защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника, допрашивать показывающих против него свидетелей и т.д.), то такое доказательство должно быть признано недопустимым. 3. Для того чтобы доказательства, полученные в порядке, предусмотренном настоящей статьей, могли практически использоваться в российском уголовном судопроизводстве, могут потребоваться определенные действия, направленные на их процессуальную адаптацию, а именно: перевод протоколов следственных действий и документов на русский язык или иной язык, на котором ведется судебное разбирательство; осмотр предметов и документов, обладающих признаками вещественных доказательств, и приобщение их к делу особым постановлением (определением).
Статья 456. Вызов свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами территории Российской Федерации
Комментарий к статье 456
1. Свидетель, потерпевший, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, находящиеся за пределами территории РФ, в случае необходимости могут быть вызваны для участия в производстве по уголовному делу на территории РФ через ведомства, указанные в ч. 3 ст. 453. По буквальному смыслу данной статьи согласие указанных лиц требуется в любом случае, независимо от их гражданства (в т.ч. российского) и места постоянного проживания.
2. В запросе указывается, в каком объеме вызываемому лицу будут возмещены расходы на проезд и проживание на территории России и выданы пособия. Согласно нормам международных договоров запрашиваемая сторона обычно должна незамедлительно сообщить запрашивающей стороне об ответе вызываемого лица. Если лицо согласно прибыть по вызову, оно может обратиться за выдачей аванса, который предоставляется ему через посольство или консульство запрашивающей стороны либо по просьбе запрашивающей стороны может быть выдан государством его пребывания. Сумма аванса указывается в запросе о вызове. 3. Согласно Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. запрос о вызове должен быть сделан с таким расчетом, чтобы повестка была передана за определенное время до наступления даты явки в судебные органы запрашивающей стороны. В противном случае в исполнении запроса о вызове может быть отказано. Согласно оговоркам и заявлениям участников Конвенции эти сроки колеблются от 30 до 50 дней. Последний срок действует, в частности, и для России. 4. Лицу, которое согласилось прибыть по вызову, обеспечивается личный иммунитет от уголовного, а также любого другого преследования за деяния или на основании приговоров, которые имели место до пересечения указанными лицом Государственной границы РФ. При этом по буквальному содержанию части 4 ком. статьи, речь идет только о привлечении в качестве обвиняемого, заключении под стражу или других ограничениях личной свободы. Согласно Конвенции 1959 г., а также ряду двусторонних договоров России явившееся лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности не только за деяния, совершенные им до пересечения Государственной границы РФ, но и за сделанные им заявления и данные показания в судебном органе запрашивающей стороны. Иногда предусматривается (например, в соглашениях с Канадой, КНДР и США), что ответственность не наступает, если только она не связана с дачей заведомо ложных показаний или проявлением неуважения к суду. Если в запросе о вызове заранее не оговаривалось, какие показания или какая иная правовая помощь требуются от данного лица, оно вправе отказаться от их предоставления.
5. Временная передача лиц, содержащихся под стражей на территории иностранного государства, предусмотрена Европейской конвенцией о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г., Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г., а также договорами с Канадой, КНДР и Молдовой, США. Согласно большинству указанных соглашений лицо, содержащееся под стражей в России, может быть передано запрашивающему государству лишь с его согласия. Это правило, однако, не предусмотрено Договором с КНДР от 16.12.1957 (ст. 70 Договора) <1>. Срок передачи устанавливается в специальном соглашении, которое каждый раз особо заключается сторонами. Обращает на себя внимание, что согласно части 5 ком. статьи единственным основанием содержания такого лица под стражей на российской территории служит соответствующее решение компетентного органа иностранного государства. Таким образом, если иное не установлено межгосударственным договором, срок содержания под стражей временно переданного по запросу российской стороны лица может превышать максимальные сроки содержания под стражей по российскому законодательству. -------------------------------- <1> См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 19.03.1958. N 5. Ст. 93.
Статья 457. Исполнение в Российской Федерации запроса о правовой помощи
Комментарий к статье 457
1. Согласно части 2 настоящей статьи при исполнении запроса применяются нормы настоящего Кодекса, однако могут быть применены процессуальные нормы законодательства иностранного государства, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 21.06.1988 N 9132-X "О мерах по выполнению международных договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам" такое решение может быть принято Генеральной прокуратурой, если запрос касается действия на стадии предварительного расследования. Поскольку национальные законодательства различных государств никогда не совпадают, то процессуальные нормы законодательства иностранного государства не могут быть тождественны российским процессуальным нормам. Их непротиворечие следует понимать как непротиворечие основополагающим принципам законодательства и в первую очередь положениям Конституции РФ.
2. Согласно сложившейся практике отказ в оказании правовой помощи по уголовным делам имеет место, если: - запрос касается политического преступления или преступления, связанного с политическим; - исполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку и другим существенным интересам РФ; - имеются достаточные основания полагать, что запрос об оказании правовой помощи сделан в интересах уголовного преследования, наказания или иного давления на обвиняемого в связи с его политическими убеждениями, религиозной, национальной, расовой или групповой принадлежностью; - лицо, в отношении которого ведется производство по уголовному делу в иностранном государстве, предстало перед судом или осуждено либо оправдано в связи с тем же самым преступлением в РФ или в третьем государстве; - согласно российскому уголовному законодательству по данному делу истек срок давности уголовного преследования или исполнения приговора; - в РФ или третьем государстве принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного преследования в связи с тем же самым преступлением; - деяние, в связи с которым ведется производство по уголовному делу на территории запрашивающего государства, не является преступлением по УК. 3. Кроме отказа в исполнении запроса о правовой помощи может быть принято решение об отсрочке его исполнения, когда немедленное исполнение может помешать проведению предварительного расследования или судебного разбирательства в РФ.
Статья 458. Направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования
Комментарий к статье 458
1. Уголовное преследование иностранных граждан, совершивших преступления на территории РФ, может быть предпринято иностранным государством на основании российского поручения о производстве уголовного преследования: а) если это предусмотрено международным договором или на основе принципа взаимности; б) по законодательству иностранного государства выдача данного лица невозможна. 2. Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., а также большинство двусторонних соглашений о правовой помощи содержат положения о возможности уголовного преследования против собственных граждан, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений на территории другой договаривающейся стороны. 3. Российская Федерация является участницей Европейской конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам от 15.05.1972 (Страсбург, ратифицирована Россией 26.06.2008). Согласно данной Конвенции любое договаривающееся государство, компетентное в соответствии со своим собственным законодательством осуществлять преследование за правонарушение, может отказаться или прекратить разбирательство в отношении подозреваемого лица, если оно подвергается или будет подвергаться преследованию за то же правонарушение со стороны другого договаривающегося государства. И напротив, когда какое-либо лицо подозревается в совершении правонарушения по закону договаривающегося государства, это государство может обратиться к другому договаривающемуся государству с просьбой о проведении разбирательства на основании Конвенции. Компетентные власти запрашиваемого государства рассматривают просьбу о проведении разбирательства. В соответствии со своим собственным законодательством они решают, какие меры следует принять. Разбирательство может проводиться в запрашиваемом государстве лишь при условии, что деяние, о разбирательстве которого запрашивается, является правонарушением в случае совершения на его территории и что при таких обстоятельствах правонарушитель также подлежит наказанию в соответствии с законодательством этого государства. Договаривающееся государство может обратиться к другому договаривающемуся государству с просьбой провести разбирательство в каком-либо одном или нескольких следующих случаях: - если подозреваемое лицо имеет обычное место проживания в запрашиваемом государстве; - если подозреваемое лицо является гражданином запрашиваемого государства или если это государство является государством его происхождения; - если подозреваемое лицо отбывает или должно отбывать наказание, связанное с лишением свободы, в запрашиваемом государстве; - если разбирательство за те же или другие правонарушения проводится в отношении подозреваемого лица в запрашиваемом государстве; - если оно считает, что передача разбирательства оправдана интересами установления истины и, в частности, что наиболее важные элементы доказательства находятся в запрашиваемом государстве; - если оно считает, что исполнение приговора в случае его вынесения в запрашиваемом государстве может улучшить перспективы социальной реабилитации осужденного; - если оно считает, что присутствие подозреваемого лица в ходе слушания дела не может быть обеспечено в запрашивающем государстве и что его личное присутствие в ходе слушания дела может быть обеспечено в запрашиваемом государстве; - если оно считает, что оно само не сможет обеспечить исполнение приговора в случае его вынесения, даже прибегнув к процедуре выдачи, а запрашиваемое государство сможет это сделать. Запрашиваемое государство может отказать в принятии просьбы в целом или частично только в каком-либо одном или нескольких следующих случаях: - если оно считает, что мотивы, на которых основана просьба согласно вышеперечисленным пунктам, являются неоправданными; - если подозреваемое лицо не имеет обычного места проживания в запрашиваемом государстве; - если подозреваемое лицо не является гражданином запрашиваемого государства и не имело обычного места проживания в этом государстве в момент совершения правонарушения; - если оно считает, что правонарушение, разбирательство которого запрашивается, является правонарушением политического либо чисто военного или финансового характера; - если оно считает, что имеются существенные основания полагать, что просьба о разбирательстве была мотивирована соображениями расы, религии, гражданства или политических убеждений; - если к правонарушению применим его собственный закон и если по этому закону на момент получения просьбы разбирательство проводиться не может в связи с истечением срока давности; - если правонарушение совершено за пределами территории запрашиваемого государства; - если разбирательство будет противоречить международным обязательствам запрашиваемого государства; - если разбирательство будет противоречить основополагающим принципам правовой системы запрашиваемого государства; - если запрашивающее государство нарушило какую-либо процессуальную норму, предусмотренную настоящей Конвенцией, и др. Просьба о разбирательстве имеет следствием для запрашивающего либо запрашиваемого государства продление крайнего срока разбирательства на шесть месяцев. Запрашиваемое государство может по ходатайству запрашивающего государства подвергнуть подозреваемое лицо временному аресту: a) если закон запрашиваемого государства разрешает взятие под стражу за совершение правонарушения и b) если имеются основания опасаться, что подозреваемое лицо скроется от правосудия или что оно попытается ликвидировать улики. В ходатайстве о временном аресте указывается на наличие ордера на арест или другого постановления, имеющего такую же силу и выданного в соответствии с процедурой, предусмотренной законом запрашивающего государства; в нем также указывается, в связи с каким правонарушением запрашивается разбирательство и когда и где такое правонарушение было совершено, и дается как можно более точное описание подозреваемого лица. Оно содержит также краткое изложение обстоятельств дела. Ходатайство о временном аресте направляется непосредственно властями запрашивающего государства властям запрашиваемого государства по почте или телеграфом или любым иным образом, обеспечивающим получение письменных или приемлемых для запрашиваемого государства свидетельств. Запрашивающее государство незамедлительно информируется о результатах своего ходатайства. По получении просьбы о проведении разбирательства с необходимыми прилагаемыми документами запрашиваемое государство получает право применять все такие временные меры, включая взятие под стражу подозреваемого лица и конфискацию имущества, которые могли бы применяться в соответствии с его собственным законом, если бы правонарушение, разбирательство которого запрашивается, было совершено на его территории. Лицо, находящееся под стражей, в любом случае освобождается, если оно арестовано, а запрашиваемое государство не получает просьбу о проведении разбирательства в течение 18 дней с даты ареста. Лицо, содержащееся под стражей, в любом случае освобождается, если оно арестовано, а подтверждающие документы, которые должны прилагаться к просьбе о проведении разбирательства, не получены запрашиваемым государством в течение 15 дней после получения просьбы о разбирательстве. При этом период содержания под стражей в любом случае не превышает 40 дней. Кроме того, названная Конвенция предусматривает поведение договаривающихся сторон в случае множественности уголовного разбирательства, т.е. меры против дублирования уголовного преследования в нескольких государствах. Так, любое договаривающееся государство, которому до начала или в ходе разбирательства правонарушения, не имеющего, по его мнению, политического или чисто военного характера, становится известно, что в другом договаривающемся государстве ведется разбирательство против этого же лица и в отношении этого же правонарушения, рассматривает вопрос о том, может ли оно отказаться от своего собственного разбирательства, или приостановить его, или передать его другому государству. Если оно считает целесообразным в сложившихся обстоятельствах не отказываться от своего собственного разбирательства или не приостанавливать его, то оно своевременно и в любом случае до вынесения судебного решения по существу дела уведомляет об этом другое государство. Заинтересованные государства пытаются, насколько это возможно, определить, какое из них продолжит разбирательство. Европейская конвенция регулирует также вопрос о недопущении двойной уголовной ответственности (ne bis in idem). Лицо, в отношении которого вынесено окончательное и подлежащее исполнению решение по уголовному делу, не может преследоваться в судебном порядке или быть осуждено и к нему не может применяться санкция за то же деяние в другом договаривающемся государстве: - если оно было оправдано; - если налагаемая санкция: a) полностью применена или применяется, или b) полностью или в отношении ее непримененной части подпала под помилование или амнистию, или c) не может более применяться в силу срока давности; - если суд осудил правонарушителя, не наложив санкцию.
Статья 459. Исполнение запросов об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на территории Российской Федерации
Комментарий к статье 459
1. Согласно ст. 12 УК граждане РФ и постоянно проживающие в РФ лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по российскому уголовному законодательству, если только совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. При осуждении указанных лиц на территории России назначенное им наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление. Военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами РФ, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по российскому уголовному закону, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по российскому уголовному законодательству в случаях, если преступление направлено против интересов РФ, и в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ. 2. Просьба соответствующих органов иностранного государства об уголовном преследовании указанных лиц на территории России рассматривается как повод к возбуждению уголовного дела в соответствии с настоящим Кодексом. Органы предварительного расследования не связаны пределами требования об уголовном преследовании данного лица и могут отказать в возбуждении уголовного дела либо расширить его объем, а также дать иную юридическую оценку совершенному деянию, прекратить уголовное преследование (в т.ч. если обстоятельства, установленные по делу, дадут основание не считать деяние преступлением по закону государства, на территории которого оно было совершено). 3. Россия является участницей Европейской конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам от 15.05.1972 (Страсбург, ратифицирована РФ 26.06.2008). Смотрите об этом ком. к ст. 458 настоящего Кодекса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|