3. Психологические особенности работы ведущего фокус-группы (модератора)
⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 27 Для того чтобы адекватно руководить дискуссией в фокус-группе, модератор должен хорошо знать психологические процессы в рамках групповой динамики. Это руководство должно быть мягким, ненавязчивым. Модератору группы необходимо поддерживать спонтанность и в то же время не допускать отклонений от темы. Другими важными качествами модератора являются хорошая память, умение слушать, устанавливать контакт, проявлять искренний интерес к другим людям, способность вызывать доверие и создавать доброжелательную обстановку для высказывания участниками дискуссии своего мнения. Модератор должен обладать чувством времени, чтобы, выполняя всю программу групповой дискуссии, равномерно распределить обсуждение всех вопросов. Он обязан ясно и отчетливо выражать свои мысли как письменно, так и устно. Основные аспекты внутренней подготовки модератора определяются его способностями к концентрации внимания. Ему приходится концентрировать свое внимание не только на общем ходе группового обсуждения, но и на мнениях, высказываемых отдельными участниками дискуссии. В ходе дискуссии он не только не навязывает, но даже не выражает свою точку зрения. Очень важно, чтобы руководитель групповой динамики помнил наизусть содержание и порядок задаваемых вопросов, поскольку члены группы невольно этот порядок нарушают. Если руководитель зачитывает вопросы, то он теряет зрительный контакт (глядя в глаза) с участниками и тем самым нарушает естественный ход обсуждения. Другой аспект внутренней подготовки к руководству фокус-группой заключается в выработке дисциплины одновременного слушания и думания, умения находиться одновременно в прошлом, настоящем и будущем: он должен помнить, что уже обсуждено, что обсуждается сейчас, какой вопрос будет следующим и, наконец, что все это даст для решения задач исследования.
Задачи, выполняемые модератором в ходе групповой дискуссии, требуют от него проявления одновременно и беспристрастности, и интереса. Как беспристрастный слушатель, он приучает себя не показывать того, что его чувства в той или иной мере задеты словами или действиями участников фокус-групп. Как заинтересованный слушатель, он демонстрирует способность к пониманию, готовность включиться в обсуждение опыта участников группы. Модератору необходимо помнить, что он не должен высказывать оценочных вербальных и невербальных реакций, например, таких, как «хорошо», «правильно», утвердительно или отрицательно кивать головой. С психологической точки зрения подобная модель поведения достаточно сложна и нетипична, поскольку в большинстве сфер общественной жизни действуют иные схемы управления поведением людей: так, выражение, например, чувств одним из собеседников предполагает и ответное выражение чувств другим. v Искусство ведения фокус-групп включает следующие элементы: – распознавание типичных ситуаций и проблем, с которыми сталкивается модератор; – знание эффективных, заранее разработанных методов для каждого типа ситуаций; – умение применять эти методы. Перед началом работы группы обычно имеет место «предстартовая пауза». В ходе этой паузы модератор и его ассистент встречают приглашенных на группу, дружески разговаривают с ними, угощают чаем, напитками. Основная задача в этот момент – создать непринужденную, благожелательную обстановку и избегать разговоров по теме фокус-группы, а также обсуждения вопросов, способных вызвать полярные точки зрения, – политика, злободневные проблемы города, страны в целом. Руководитель фокус-группы в это время внимательно наблюдает за членами группы, стараясь выявить тех, кто проявляет стремление к доминированию, кто излишне застенчив, кто считает себя экспертом. Наиболее застенчивых и скромных лучше располагать
напротив модератора, чтобы содействовать лучшему контакту. Излишне словоохотливых сажать следует поближе, чтобы иметь более выгодные позиции для стимулирования разговора других участников группы. В первые минуты работы группы модератор сообщает участникам основные правила работы группы и задает должный тон для обсуждения. Модератор должен быть готов к разнообразному поведению группы в ходе дискуссии. Обычно для обсуждения намечают не более десяти, а чаще пять-семь вопросов, часть из которых – общие, а часть – специфичные. И те и другие должны быть как структурированными (закрытыми), так и неструктурированными (открытыми) и по стимулу и по ответу. Цель первого вопроса модератора – включить всех членов группы в дискуссию по очереди. Первый вопрос как бы «разбивает лед» – после того как участник уже что-то сказал, ему легче вновь включаться в продолжающийся разговор. Модератор должен стремиться сузить дискуссию, сфокусировать ее на тех проблемах, которые являются непосредственным предметом исследования. Очень важно, чтобы модератор умел контролировать свои вербальные и невербальные реакции на высказывания участников группы, владеть техникой «пятисекундных пауз» и «просьб об уточнении». Пятисекундная пауза необходима модератору для того, чтобы провоцировать высказывание дополнительных точек зрения после того, как было произнесено суждение кого-либо из участников дискуссии. Здесь совершенно необходим особый контакт глаз. Просьбы об уточнении ответа помогают в тех ситуациях, когда участник дискуссии ограничивается фразами типа: «Я согласен», «Моя точка зрения аналогична предыдущей» и т. п. Обращения типа: «Не могли бы Вы высказаться об этом подробнее? » или «Пожалуйста, расскажите, что Вы имеете в виду» стимулируют участников давать более точные ответы. Модератору полезно знать модели поведения определенных категорий участников и уметь управлять ими, если того требуют задачи дискуссии. Условно можно говорить о таких категориях, как «эксперты», «доминирующие», «застенчивые», «болтливые» и др. Каждый из подобных психотипов создает» свои трудности для работы модератора с группой и требует особой, хорошо продуманной и деликатно реализуемой тактики.
Психологическая особенность «экспертов» состоит в том, что они могут оказывать сдерживающее влияние на других участников группы, поскольку последние считают «экспертов» более авторитетными в обсуждаемых вопросах. Наилучшей тактикой по отношению к «экспертам» может быть подчеркивание того факта, что мнение каждого участника группы одинаково важно и должно быть услышано. Психологическая особенность «доминирующих» в том, что это слишком активные участники группы. Эффективным способом переключения внимания с них на других участников для модератора могут стать высказывания типа: «Это одна точка зрения. Есть ли другие мнения по этому вопросу? ». «Застенчивые» говорят мало и тихо. С ними необходим доброжелательный контакт глаз, более частое обращение по имени, подчеркивание важности и интересности высказанных ими суждений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|