Раздел 1. Классификация пожаров
Стр 1 из 15Следующая ⇒ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ И АТТЕСТАЦИИ ПЛАВСОСТАВА ОДЕССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОРСКОЙ АКАДЕМИИ
УПРАВЛЕНИЕ БОРЬБОЙ С ПОЖАРОМ НА СУДНЕ
(учебное пособие)
Одесса
STCW-CONVENTION 78/95 STCW-CODE 95
Управление борьбой с пожаром на судне. Одесса: ЦПАП, 1997-122 с.
В учебном пособии изложены материалы по классификации судовых пожаров, основам горения, особенностям пожаров в жилых помещениях, машинных отделениях, грузовых трюмах и танках. Приводятся сведения о способах обнаружения и разведки пожара, об организации и руководстве тушением пожара, сохранении остойчивости судна. Уделено внимание эвакуации и спасению людей. Книга рассчитана на капитанов, старших помощников капитана, старших механиков, офицеров и ключевых лиц экипажа судна, руководящих борьбой с пожаром. Она может быть полезной преподавателям, инструкторам и экзаменаторам, осуществляющим подготовку и оценку знаний плавсостава. Рассмотрена и рекомендована Специальной комиссией от имени Морской Администрации Украины и комиссией по направлению высшего образования "Судовождение и энергетика судов" в качестве основного учебного пособия для учебных Центров плавсостава.
Авторы книги: В.В. Демидов, А.А. Петраков, В.Г. Абрахманов, М.А. Колегаев, И.А. Мамкичев, В.В. Олейник, А.Ф. Володин, В.В. Пономаренко, под обшей редакцией А.Н. Пипченко. Рецензент А.А. Ильчук.
Редактор А. Пипченко Технические редакторы: А. Романенко, Н. Чернозубова Литературный редактор: Н. Чернозубова Сдано в набор 10.07.1997
Подписано в печать 10.07.1997 Формат 60х34/16 Гарнитура Times New Roman, Arial Печать высокая. Условных листов 6.5 Тираж 1000 экз.
ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ И АТТЕСТАЦИИ ПЛАВСОСТАВА Украина, 270100, Одесса, ул. Пастера, 16 Телефон (0482) 23-83-59 Телефон/Факс (0482) 23-01-96
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ. 5 Раздел 1. Классификация пожаров. 7 1.1 Пожары класса "А" 7 Древесина и древесные материалы.. 7 Текстильные и волокнистые материалы.. 8 Пластмассы и резина. 9 1.2 Пожары класса "В" 10 Легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. 10 Краски и паки. 11 1.3 Пожары класса "С" 11 Газы.. 11 1.4 Пожары класса "D" 13 Металлы.. 13 1.5 Пожары класса "Е" 14 Электрооборудование. 14 Раздел 2. Основы горения и его прекращения. 15 2.1 Горение. 15 2.2 Пожар. 15 2.3 Треугольник горения (" пожарный треугольник") 15 Раздел 3. Способы обнаружения пожара. 17 Раздел 4. Развертывание аварийных партий. 18 Раздел 5. Организация руководства тушением пожара. 19 5.1 Руководитель тушения судового пожара. 19 5.2 Обязанности руководителя. 19 5.3 Взаимодействия с прибывшими подразделениями. 19 5.4 Порядок замены руководителя тушением пожара. 19 5.5 Штаб пожаротушения. 20 5.6 Организация связи на пожаре. 20 Судовая радиотрансляционная сеть. 20 Портативные радиостанции. 20 Судовая телефонная сеть. 21 Береговые средства. 21 Связь посыльным. 21 Раздел 6. Разведка пожара. 22 Раздел 7. Эвакуация и спасение людей. 23 Раздел 8. Сохранение остойчивости судна при пожаре. 24 Раздел 9. Пожар в жилых помещениях. 25 9.1 Первоочередные действия. 25 9.2 Тушение пожара в закрытых помещениях. 25 Раздел 10. Особенности пожаров в грузовых трюмах. 27 10.1 Активное воздействие на очаг горения. 27 10.2 Объемное тушение. 28 10.3 Затопление трюма. 28 10.4 Выбор огнегасительных средств. 28 Раздел 11. Особенности пожаров грузовых танков наливных судов. 30 11.1 Факельное горение. 30 11.2 Горение в пределах корпуса судна. 30 11.3 Горение в танках и на поверхности воды. 30 Раздел 12. Тушение пожаров в машинных помещениях. 31
12.1 Первоочередные действия. 31 12.2 Активный способ тушения. 31 12.3 Объемное пожаротушение. 31 12.4. Общие рекомендации. 32 Приложение 1. Рекомендации по расчетам и применению огнетушащих средств. 33 1. Водотушение. 33 2. Пенотушение. 34 3. Углекислотное тушение. 35 4. Паротушение. 36 5. Тушение хладонами. 36 6. Огнетушащие порошки. 36 7. Рекомендации по выбору оптимальных огнетушащих средств при тушении судовых пожаров. 36 Приложение 2. Рекомендации по организации спасения людей при пожаре. 38 Приложение 3. Рекомендации вахтенному помощнику по организации тушения пожара на судне при отсутствии на борту капитана и старшего помощника. 40 Приложение 4. Рекомендации по борьбе с пожаром на ремонтируемых судах. 42 Приложение 5. Условные и фактические действия экипажей судов при проведении практических занятий (учений) 43 5.1 Средства имитации. 43 5.2 Применение первичных средств пожаротушения. 44 5.3 Стационарные системы пожаротушения. 44 5.4 Системы пожарной сигнализации. 45 5.5 Организационные вопросы. 46 Приложение 6. Инструкция. 47 Приложение 7. Разбор случаев борьбы с пожарами на судах. 49 Сообщение №1. 49 Сообщение №2. 49 Сообщение №3. 50 Сообщение №4. 51 Сообщение №5. 52 Сообщение №6. 52 Сообщение №7. 53 Сообщение №8. 54 Сообщение №9. 55 Сообщение №10. 55 Сообщение №11. 56 Сообщение №12. 57 Сообщение №13. 57 Сообщение №14. 58 Сообщение №15. 59 Сообщение №16. 59 Сообщение №17. 60 Сообщение №18. 61 Сообщение №19. 61 Сообщение №20. 62 Приложение 8. Контрольные вопросы по курсу "управление борьбой с пожаром на судне" для аттестации специалистов. 63 Раздел 1. Классификация судовых пожаров. 63 Раздел 2. Основы горения и его прекращения. 63 Раздел 3. Способы обнаружения пожара на судне. 63 Раздел 4. Развертывание аварийных партий. 63 Раздел 5. Организация руководства тушением пожара. 64 Раздел 6. Разведка пожара. 64 Раздел 7. Эвакуация и спасение людей на пожаре. 64 Раздел 8. Сохранение остойчивости судна при пожаре. 65 Раздел 9. Тушение пожаров в жилых помещениях судов. 65 Раздел 10. Особенности тушения пожара в грузовых трюмах. 65 Раздел 11. Особенности пожаров в танках наливных судов. 66 Раздел 12. Тушение пожаров в машинных помещениях. 66 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 67
ПРЕДИСЛОВИЕ
Моряки, назначенные руководить операциями по борьбе с пожаром, должны пройти подготовку по методам борьбы с пожаром по расширенной программе, обращая особое внимание на организацию, тактику и управление и показать компетентность, позволяющую им принять на себя выполнение задач, обязанностей и ответственности согласно требованиям раздела A-VI/3 Международного Кодекса STCW-CODE 95. К основным задачам сферы компетентности относятся: – руководство операциями по борьбе с пожаром на судах; – организация и подготовка пожарных партий; – проверка и обслуживание систем и оборудования для обнаружения пожара и пожаротушения; – расследование и составление докладов об инцидентах, связанных с пожаром. Для методологического обеспечения прохождения одобренного курса подготовки Международная морская организация (IMO) рекомендует руководствоваться специальной моделью курса 2.03 "Advance training in fire fighting". При этом имеется в виду, что моряки до этого курса успешно прошли базисную подготовку по борьбе с пожаром "Basic fire fighting" являющуюся одной из составных частей курса "Выживание и безопасность на море" согласно подразделу A-VI/1-2 "Спецификация минимального стандарта компетентности в области противопожарной безопасности и борьбы с пожаром" Кодекса STCW-CODE 95. Одним из основных требований при освидетельствовании морских учебных пожарных центров является наличие учебника или учебного пособия для обучающихся, охватывающего все разделы программы курса "Advance training in fire fighting". Для решения этой задачи, поставленной Морской Администрацией Украины (Приказ №155 от 06.05.97 г.), при Центре подготовки и аттестации плавсостава был создан авторский коллектив, в который вошли компетентные представители от науки, преподавания и практики, а именно: – Демидов Вячеслав Владимирович, кандидат технических наук, доцент, инструктор-экзаменатор, председатель Государственной квалификационной комиссии по специальным типам судов (танкера, РО-РО пассажирские суда), основные работы в области выживания на море и профессиональной безопасности;
– Петраков Александр Алексеевич, руководитель сектора противопожарной безопасности флота ЮжНИИМФ, инструктор-офицер по пожарной безопасности, основные работы в области предотвращения пожара и управления борьбой с пожаром; – Абрахманов Виктор Григорьевич, начальник ВОХР ГСК ЧМП, основные работы в области предотвращения пожара и управления борьбой с пожаром; – Колегаев Михаил Александрович, кандидат технических наук, директор Центра выживания на море, инструктор-офицер по выживанию и безопасности на море; – Мамкичев Николай Анатольевич, капитан 1-ранга, инструктор-офицер учебного пожарного центра, основные работы в области выживания и безопасности на море; – Олейник Вячеслав Валентинович, капитан 1-ранга, инструктор-офицер учебного пожарного центра, основные работы в области выживания и безопасности на море; – Володин Анатолий Федорович, механик 1 разряда, начальник отдела технической инспекции Главной государственной морской инспекции Украины, председатель Государственной квалификационной комиссии судомехаников (электромехаников), основные работы в области судовых технических средств; – Пономаренко Виталий Владимирович, кандидат технических наук, доцент, инструктор-офицер, основные работы в области технических средств безопасности мореплавания и защиты окружающей среды. При работе над данным учебным пособием авторы стремились дать систематизированное представление о современных способах и средствах обнаружения и разведки пожара, тактике развертывания аварийных партий, сохранения остойчивости судна при тушении пожара. Поэтому в приложении к основному тексту имеются рекомендации по расчету и применению огнетушащих средств; по организации спасения людей; по борьбе с пожаром на ремонтируемых судах; по проведению учений с экипажем судна. В Приложении 8 в помощь инструктору-экзаменатору, проводящему проверку знаний и учащемуся в порядке самоконтроля знаний, приводятся контрольные вопросы по курсу. Большое внимание авторы уделили разбору случаев борьбы с пожаром на судах (Приложение 7). При этом примеры подбирались с таким расчетом, чтобы охватить по возможности широкий круг аспектов в отношении ситуации, примененной стратегии и тактики, повреждений судна и увечий пострадавших, анализа причин пожара и выводов. В качестве источников информации использовались данные Международной палаты торгового флота, а также архивные материалы о пожарах на отечественных судах. Всего анализируется двадцать ситуаций на различных типах судов, с различными классами грузов, во время рейсов, стоянки в порту и в ремонте.
Материалы книги и разбор приведенных ситуаций, могут служить хорошим методическим пособием для проведения учебно-тренировочных занятий на судне, поскольку Международным комитетом по безопасности мореплавания особый акцент для предотвращения и успеха в борьбе с пожарами отводится подготовке судового экипажа. В этом главная цель книги, и на наш взгляд, она достигнута благодаря стараниям авторского коллектива и рецензента книги - Ильчука Анатолия Антоновича, ведущего специалиста отдела охраны труда и пожарной безопасности ГДМРТУ, внесшего существенные поправки и рекомендации, реализация которых обогатила содержание книги. В заключение я хочу выразить благодарность всем, кто помог конструктивными замечаниями во время написания этой книги. Директор Центра A.H. Пипченко
Раздел 1. Классификация пожаров Для успешного тушения пожара необходимо применение наиболее эффективных огнетушащих средств, вопрос о выборе которых должен быть решен практически мгновенно. Правильный выбор огнетушащего средства позволит обеспечить быстрое прекращение горения, снизит опасность для экипажа и уменьшит повреждения судна. Эта задача может значительно облегчиться введением классификации пожаров. Международной организацией стандартов вводится 5 классов пожаров (Стандарт 3941-77) Пожары класса "А" – горение твердых горючих материалов. К таким материалам относятся дерево и изделия из него, ткани, бумага, резина некоторые пластмассы и другие. Тушение этих материалов производится в основном водой, водными растворами, пеной. Пожары класса "В" – горение жидких веществ их смесей и соединений. К этому классу веществ относятся нефть и жидкие нефтепродукты, жиры, краски, растворители и другие горючие жидкости (ГЖ). Тушение таких пожаров производится в основном с помощью пены путем покрытия ее слоем поверхности горючей жидкости, отделяя ее, таким образом, от зоны горения и окислителя. Кроме того, ГЖ можно тушить распыленной водой, порошками, углекислотой. Пожары класса "С" – горение газообразных веществ и материалов. К этому классу веществ относятся горючие газы, используемые на морских судах в качестве технологического снабжения, а также перевозимые морскими судами горючие газы в качестве груза (метан, водород, аммиак и др.) Тушение горючих газов производится компактными струями воды или с помощью огнетушащих порошков. Пожары класса "D" – возгорания, связанные со щелочными и подобными металлами и их соединениями при их контакте с водой. К таким веществам относятся натрий, калий, магний, титан, алюминий и др. Для тушения таких пожаров используют теплопоглощающие огнетушащие вещества, например некоторые порошки, не вступающие в реакцию с горящими материалами. Пожары класса "Е" - горение, возникающее при воспламенении находящегося под напряжением электрооборудования, проводников или электроустановок. Для борьбы с такими пожарами используют огнетушащие вещества, не являющиеся проводниками электричества.
1.1 Пожары класса "А" Материалы, загорание которых относится к пожару класса "А", делят на три группы: древесина и древесные материалы; текстильные и волокнистые материалы – пластмассы и резина. Некоторые вещества и материалы этого класса склонны к самонагреванию, которые обычно (при не принятии мер) заканчиваются открытым горением. Самовозгоранием называется самопроизвольное повышение температуры в результате окисления материала кислородом воздуха в условиях, когда образуется тепла больше, чем успевает рассеиваться в окружающую среду. К таким веществам и материалам относятся: рыбная мука, жмыхи, некоторые марки каменных углей, торф, промасленные ткани, увлажненный (10...12 %) или промасленный хлопок и другие материалы, поступающие к перевозке морем или входящие в снабжение судна.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|